Стадия развития ребенка от 12 лет

Экзамен для родителей

Родитель понимает, что перед ним еще ребенок, а вовсе не взрослый. Мамам и папам непросто принять происходящее: и рассуждения дочерей и сыновей пока еще незрелые, и ориентация на друзей раздражает. В этот момент взрослые волнуются: пытаются понять, какие ошибки допустили в воспитании, переживают по поводу необдуманных поступков, пытаются срочно воспитать «деточку», привить ему «правильные» ценности. Только усилия эти нечасто приводят к должным результатам.

Я называю подростковый возраст экзаменом для родителей. Во-первых, именно тогда ребенок предъявляет нам все свои обиды и претензии, которые не был готов озвучить раньше. Во-вторых, то, как пройдет этот период, во многом зависит не от подростка, а от взрослых. Найдут ли те в себе силы начать больше доверять, поддерживать контакт с этим новым «ершистым» существом и строить конструктивный диалог?

Переходный период

Подростковый возраст — это переход из детства во взрослую жизнь. Это не значит, что ребенок вдруг станет совсем независимым и самостоятельным. Но постепенно он начнет отвечать за свои поступки, делать свой осознанный выбор в вопросах морали и интересов.

Это период, когда интересы ребенка из зоны семьи перемещаются во внешний мир. По этой причине мнение сверстников становится важнее позиции родителя. Ведь теперь там, среди таких же, как он, надо искать свое место и доказывать свою ценность. Это происходит со всеми детьми без исключения. И с теми, кто постоянно протестует и буянит, и с теми, кому культура семьи не позволяет открыто заявлять свою позицию. Все интересы теперь где-то там, вне дома.

Все эти психологические метаморфозы случаются на фоне полового созревания. Происходит гормональная и физическая перестройка организма, который к концу пубертата будет идентичен взрослому.

Столь бурные процессы в теле и, соответственно, в глубинных отделах головного мозга требуют огромного количества энергии. И ее не хватает на обеспечение процессов когнитивных. Именно поэтому интеллектуальные способности у подростков зачастую заметно снижаются. Это добавляет неприятных переживаний и родителям, и самому ребенку, но скоро проходит.

Бунтарство и самостоятельность

Суть типичных конфликтов часто сводится к тому, что подросток отказывается выполнять требования родителей и настаивает на собственной позиции. Это самый простой и быстрый путь к ссоре: «Тебе говорят делать так!» — «А я так делать не буду!». Этого уже достаточно, чтобы начать выяснять отношения и полностью выйти из поля сотрудничества.

Но ребенку пора принимать самостоятельные решения в некоторых вопросах. А как научиться их принимать, если все время следовать указаниям родителей? Значит, настало время отказаться от готовых решений и искать собственные. Сразу может не получиться. Ошибки возможны, даже неизбежны.

Что делать родителю? Чаще всего у него два пути. Он может быть рядом и поддерживать, когда решения подростка оказались неудачными, а может выступать в роли жестокого прокурора.

Есть и другой сценарий, когда подростку вдруг дают слишком много свободы, ссылаясь на то, что теперь он «взрослый». Только и требования к нему предъявляются соответствующие: наломал дров — сам разбирайся с последствиями. И если ребенок попал в эту «взрослость» неподготовленным, ему трудно самостоятельно справиться со всеми обстоятельствами новой жизни.

Сохранять отношения

Во всех ситуациях поддержка взрослого необходима в той мере, в которой в ней нуждается подросток. Ему так проще входить в новый этап взросления, а родитель сохраняет связь с ребенком и определенное влияние на его решения.

Не потерять контакт очень важно. Подростковый возраст — это этап в жизни семьи, когда ребенок превращается во взрослого. Уже непродуктивны прежние иерархические взаимоотношения: родитель главный, а ребенок подчиняется его требованиям. Надо перестраиваться, учиться общаться на равных, с обоюдным уважением к позиции каждого.

В этом много нового не только для ребенка, но и для взрослого. То, как будет проходить перестройка отношений, чем она завершится, сильно повлияет на будущее подростка.

Путь к автономии

До подросткового возраста семья была основным средоточием интересов, эмоций, социальной жизни ребенка. Но пришло время «вылупиться» из этой «скорлупы». Выход необходим, чтобы в дальнейшем чувствовать себя полноценной личностью.

Если родитель использует свое влияние, чтобы не отпустить подростка, есть риск, что последний в этой «скорлупе» так и останется. И речь идет не о физическом отлучении сына или дочери от семьи, а о психологической автономности, которая формируется в подростковом возрасте. В кризисе переходного возраста ключевую роль играет готовность родителя признать эту автономность, поддержать ее.

Соблюсти баланс между зависимостью и независимостью ребенка в этот период очень сложно. Успех в этом связан не только с особенностями личности родителя и подростка, но и с семейной культурой, с собственным опытом прохождения подросткового кризиса у родителей.

Читайте также:  Развитие ребенка по споку

Однако в отношениях непреодолимых препятствий нет. Просто надо разговаривать, слушать и слышать друг друга, искать компромиссы.

Подростковый период заканчивается, уходят протест и постоянные противоречия. Если родитель смог сохранить контакт с ребенком и перестроить свое отношение к нему в соответствии с возрастом, то в дальнейшем в семье будут царить мир и спокойствие.

Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Статьи «Периоды детского развития: младенчество», «Периоды детского развития: от 1 года до 3 лет», «Периоды детского развития: от 3 до 7 лет» и «Периоды детского развития: от 7 до 12 лет» уже на сайте.

Источник фотографий:Getty Images

Источник

Возраст от 6-12 лет  это период относительно спокойного развития ребенка, небольшое затишье между стремительными изменениями предшествующих лет и бурями подросткового периода.

Вес и рост от 6-12 лет

В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в
росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-летних детей лишь 1,22 м, к подростковому
возрасту он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже
мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7 кг в
год.

За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличиваясь
примерно от 18 до 36 кг. В 6-летнем возрасте девочки весят обычно немного
меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а 9-10 лет девочки обгоняют
мальчиков.

Развитие организма детей от 6-12 лет

Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых.

Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки
закреплены менее прочно, а в местах их соединения больше пространства, чем у
взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время чувствителен к
давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям,
чем взрослый.

Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности и в
случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы
в спортивных соревнованиях.

Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек,
поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.

Тем не менее, несмотря на то, что мышцы в среднем детском
возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они
функционируют не так как у взрослого. Неловкость, не координированность движений,
неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерна для детей
с незрелой достаточно развитой мышечной тканью.

По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все
большую потребность в движениях, физической активности.

Осанка. Правильное, прямое положение тела требует постоянного напряжение мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Такие виды деятельности, как танцы, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц. Ноесли занятия танцами начинаются слишком рано, да еще связаны с перегрузками, они могут быть опасны для костей и мышц.

Двигательное развитие. У школьников в возрасте от 7 до 12 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки.

Аппетит. К 6 годам плохой аппетит, присущий ребенку в раннем детстве, постепенно исчезает. Ребенок ест больше, особенно если пища разнообразная. В это возрасте и вплоть до 12 лет у детей, как правило, нет проблем со здоровьем. Однако родители не должны терять бдительность во избежание несчастных случаев.

Психологические особенности детей от 6-12 лет

Каждая стадия детского развития имеет свои психологические особенности. Поэтому в этот период развития родителям важно вести прививать навыки, помогающие ребёнку правильно развиваться.

Читайте также:  Игры для развития способностей и возможностей ребенка

В этот возрастной период дети, как правило, начинают учиться в школе, так как они уже способны к систематическим занятиям. У них усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. В возрасте от 6-12 лет дети мыслят конкретно, а не абстрактно.

Дети увлекаются играми с твердо установленными правилами.
Они становятся более независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и
поступки от родителей и других взрослых.

Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно бывает вспомнить
свое собственное детство. «Все люди проходят через сходные этапы в своем
становлении». И, тем не менее, во многих отношениях их физическое,
интеллектуальное, социальное и нравственное развитие протекает по-разному, ведь
каждый ребенок это индивидуальная личность.

Данный период детства можно разделить на три части:

  • от 6-8 лет;
  • от 9-10 лет;
  • от 11-12 лет.

Возраст ребенка от 6-8 лет

В эмоциональном отношении это довольно спокойный возраст. Ребенок в 6 лет сохраняет много черт более раннего периода. Он активный, приветливый и, в основном, сосредоточенный на себе. В коллективе детей он будет, скорее всего, держаться особенно. Малыш еще может плакать. На шестом году жизни его поведение постепенно выравнивается, ребенок становится более импульсивным.

К 8-ми годам он уже выглядит и действует почти по-взрослому. Дистанция между ним и родителями увеличивается. Он становится все более независимым и привыкает больше полагаться на собственные силы. На смену зависимости от взрослых приходит взаимодействие и дружба с другими детьми. Дети от 6-8 лет еще предпочитают игры без строгих правил и не особенно заботятся об успехе своей команды. Они могут часто менять друзей.

Ребенку 9-10 лет

К 9-ти годам дети, особенно мальчики, становятся менее эмоциональными и более сдержанными. Им, как правило, нравится находиться в коллективе и они с удовольствием подчиняются его требованиям. В этом возрасте они любят игры с четкими правилами и учатся переносить без жалоб мелкие неудачи. В этом возрасте еще больше увеличивается уверенность в себе и независимость от взрослых.

Детив 9 лет способны сами ставить себе задачи и решать их. Дружба в этом возрасте прочна, но сильнее, чем в 8 лет, проявляется неприязнь к противоположному полу. В 10 лет дети, чаще пребывают в мире с собой и окружающими. Они отзывчивые, рассудительные, послушные и, в целом, доставляют много радости. Время от времени эта гармония может нарушаться сменой настроения, вспышками гнева или периодами грусти, но они обычно продолжаются недолго.

Девочки в 10 лет несколько опережают мальчиков в физическом
развитии и начинают обращать внимание на изменения, происходящие с их телом. У
мальчиков в этом возрасте этот процесс еще менее выражен, физическое созревание
происходит у них медленнее. В определенном смысле десятилетний возраст можно
считать промежуточным между детством и подростковым периодом.

Возраст ребенка 11-12 лет

Примерно на 11-ом году жизни ребенок вступает в подростковый
период. Его активность заметно возрастает, ребенку не сидится на месте.
Растущий организм требует все больше и больше разнообразия, как физического,
так и духовного. У подростка появляется необходимость в новых эмоциях и впечатлениях.

На смену уравновешенности ребенка приходит вспыльчивость,
раздражительность, грубость. Подросток довольно много знает и умеет, нередко
ведет себя самоуверенно и даже вызывающе. Он презирает все, что кажется ему
«детским», и готов сражаться за свою самостоятельность.

В 11-12 лет дети очень чувствительны к критике, пусть даже воображаемой. Они склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, особенно в домашней обстановке. К этим возрастным особенностям родители должны относиться с должным пониманием, но, не потакать капризам ребенка.

Как вести себя родителям с детьми в возрасте от 6-12 лет

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития.
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту.
  • Оценивать безопасность мира ребёнка и учить его навыкам разрешения конфликтов.
  • Поддерживать усилия ребёнка учиться делать что-либо по-своему.
  • Давать много поощрений при обучении новому.
  • Быть надёжным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом.
  • Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление.
  • Не соглашаться с искажениями действительности.
  • Быть чётким относительно того, кто за что отвечает.
  • Поощрять способности ребёнка думать логично и творчески.
  • Предлагать способы решения проблем.
  • Обсуждать с ребёнком, как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своём.
  • Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила.
  • Позволять ребёнку испытывать неопасные естественные последствия своих действий.
  • Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребёнке, даже когда он не  согласен с Вами.
  • Поощрять отделение реальности от фантазии, рассказывать Вам о них.
  • Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребёнок рос слишком быстро.
  • Быть самому ответственным и поощрять ребёнка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства.
  • Способствовать развитию навыков ребёнка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее (ближе к юности) того, кто послужит образцом для подражания.
Читайте также:  Какую роль в воспитании и развитии ребенка вы отводите семье

Как не должны вести себя родители с ребенком в возрасте от 6-12 лет

  • Быть непоследовательным в поддержании правил
  • Настаивать на совершенстве.
  • Ожидать, что ребёнок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов.
  • Заполнять всё время ребёнка уроками и занятиями, так что ребёнку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил.
  • Потворствовать ребёнку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи.
  • Не позволять ребёнку почувствовать себя плохо на короткое время.
  • Устанавливать слишком жёсткие правила или не устанавливать их.
  • Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребёнок будет развивать навыки личной ответственности.
  • Игнорировать ребёнка.

Воспитывая мальчика или девочку, родителям следует в первую очередь анализировать свое поведение. Оно должно быть напрвлено на формирование самостоятельной и полноценной личности личночти, а не манипулирование ребенком с целью удержать его около себя.

Источник

Этапы развития детей подростков. Особенности

Подростковый период — это переход из детства во взрослое состояние. Не существует чётко определённых возрастных пределов, однако обычно он определяется от начала пубертатного периода до 18-летнего возраста. В нашей стране проживают 7 млн подростков, что составляет 12-13% всей популяции.

Переход из детского состояния во взрослое заключает в себе множество биологических, психологических и социальных изменений:

I. Ранний этап подросткового периода.

— Биологические изменения детей подростков:

Ранний пубертат

У девочек — развитие молочных желёз, начало резкого ускорения роста

У мальчиков — увеличение яичек, начало роста гениталий

— Психологические изменения детей подростков: конкретное мышление, однако начинают развиваться представления о морали и осознание своей половой принадлежности

— Социальные изменения детей подростков: раннее эмоциональное отделение от родителей, начало выраженной идентификации себя среди сверстников, раннее исследовательское поведение, например, подростки могут начать курить

этапы развития детей подростков

II. Средний этап подросткового периода.

— Биологические изменения детей подростков:

У девочек — завершение скачка роста, менархе (начало менструаций), изменение формы тела

У мальчиков — продуцирование спермы, мутация голоса, начало резкого ускорения роста.

Акне.

Стеснительность.

Увеличение потребности во сне

— Психологические изменения детей подростков: абстрактное мышление, однако всё ещё сохраняющее «бронебойность», улучшение вербальных навыков, может развиваться страстное следование определённой идеологии (религиозной, политической)

— Социальные изменения детей подростков: продолжающееся эмоциональное отделение от родителей, интерес к сверстникам противоположного пола, ранние профессиональные планы

III. Поздний этап подросткового периода.

— Биологические изменения детей подростков: у мальчиков — завершение полового созревания, продолжается увеличение роста, силы и оволосения тела

— Психологические изменения детей подростков: сложное абстрактное мышление, выявление различия между законом и нравственностью, улучшение контроля над импульсивностью, дальнейшее развитие самоосознания, дальнейшее развитие или отказ от идеологических воззрений

— Социальные изменения детей подростков: социальная автономность, могут формироваться близкие отношения, дальнейшее получение образования или трудоустройство, может начаться или продолжить формироваться финансовая независимость

Если изменения, связанные с половым созреванием, происходят раньше или задерживаются, то могут возникнуть сложности.

Когда терапевты имеют дело со всеми проблемами подросткового возраста, в процессе оказания медицинской помощи могут возникать проблемы. За теми, кто младше 16 лет, наблюдают педиатры; те, кто старше 16 лет, наблюдаются терапевтами взрослой сети и хирургами.

Однако удобства в педиатрических отделениях, например, детские палаты, могут быть приспособлены под нужды в большей степени маленьких детей, чем подростков, в то время как подростки могут быть ошеломлены клиническими состояниями, встречающимися в палатах для взрослых, и ожидаемой от них независимостью.

Подростки женского пола с гинекологическими проблемами часто ведутся гинекологами обычно в условиях отделений для взрослых. Некоторые педиатры в настоящее время специализируются на подростковой медицине.

— Также рекомендуем «Правила общения с подростками. Рекомендации»

Оглавление темы «Детская неврология»:

  1. Спинальные амиотрофии у детей: причины, диагностика, лечение
  2. Периферические нейропатии у детей: причины, клиника, диагностика
  3. Миастения у детей: причины, клиника, диагностика
  4. Мышечные дистрофии у детей: миодистрофии Дюшенна, Беккера
  5. Воспалительные миопатии у детей: острый инфекционный миозит и дерматомиозит
  6. Миотонии, миопатии у детей и синдром вялого ребенка: причины, клиника, диагностика
  7. Нейрокожные синдромы у детей: нейрофиброматоз, туберозный склероз, синдром Стерджа-Вебера
  8. Нейродегенеративные заболевания у детей: мукополисахаридозы
  9. Этапы развития детей подростков. Особенности
  10. Правила общения с подростками. Рекомендации

Источник