Стадии развития культурного ребенка
Определение 1
Культура – это понятие, которое включает в себя обширное количество значений из разнообразных областей человеческой жизнедеятельности.
Определение 2
Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть воспитания и развития ребенка.
Значимость культурного развития ребенка
Особую роль в развитии ребенка играют окружающие его взрослые. Именно от них зависит успешность культурного воспитания и развития ребенка. Одним из главных методов культурного воспитания является собственный пример родителей или воспитателя. Это связано с тем, что ребенок не владеет навыками культурного поведения в обществе, он не способен дать культурную оценку своим поступкам и поведению. Основным ориентиром для него является поведение и поступки взрослого. Взаимодействуя с окружающими взрослыми, ребенок осваивает культурные формы общения и манеры поведения, принятые в социуме. Данное освоение происходит не одномоментно, а последовательно и постепенно.
Замечание 1
Одним из условий культурного развития ребенка является наличие постоянного общения со взрослыми, благодаря чему он расширяет свой кругозор и знания.
Таким образом, на ранних стадиях онтогенеза, главную роль в культурном развитии ребенка является общение с окружающими его взрослыми. Поэтому очень важно уделять ребенку должное внимание, формировать у него необходимую основу для культурных знаний, умений и навыков.
В период дошкольного детства ребенок копирует поведение своих родителей и сверстников. Это необходимо для его полноценного развития и усвоения разнообразных образов и норм поведения. В случае, если в семье царит благоприятная и культурная атмосфера, в которой у ребенка будет правильно и последовательно осуществляться культурное развитие.
Помимо собственного примера, следует использовать и иные методы и средства, которые можно применять не только по отдельности, но и в совокупности. Так, одним из наиболее эффективных методов является труд.
Труд играет особую значимость в формировании личности ребенка и его культурном развитии. Благодаря труду у ребенка формируются важные нравственнее качества и уважительное отношение к людям.
Значимость труда в культурном воспитании ребенка обусловлена тем, что именно он развивает целенаправленность в выполнении поставленных целей и задач, а также способствует повышению уровня любознательности и росту волевых усилий.
Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а также не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей и педагогов возлагается задача, как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его культурным развитием.
Культура поведения детей в быту включает в себя:
- чистоплотность (чистые руки, лицо и т.д.);
- опрятная одежда;
- самообслуживание (аккуратно убранная за собой одежда, заправленная постель, уборка за собой игрушек, посуды после еды и т.д.).
Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью культурные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем.
Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:
- ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;
- аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;
- беречь книги, игрушки и вещи;
- убирать за собой игрушки после игр;
- быть вежливым со старшими и своими сверстниками;
- активно и умело пользоваться столовыми приборами.
Основные стадии культурного развития ребенка
Первая стадия. «Вращивание по типу шва» — на данной стадии у ребенка отмечается реакция выбора предъявляемых ему стимулов.
Например, при показе картинки или иллюстрации, для создания верной культурной реакции на сюжет, взрослый должен дать ребенку правильный стимул. Основной задачей взрослого (педагога, родителя и т.д.), является верный подбор стимулов. Стимул должен соответствовать той реакции, которую ожидают от ребенка.
Вторая стадия. «Вращивание внешнего приема внутрь» — культурная реакция ребенка не требует внешнего стимула, он способен сам дать оценку происходящему действию, предмету, явлению, поведению сверстников и т.д.
Формируется данный навык постепенно. Так с возрастом, взрослый предоставляет ребенку несколько стимулов, из которых он должен выбрать правильный и правильно отреагировать на увиденное. Постепенно у ребенка происходит выпадение «промежуточных» членов, и культурная реакция на происходящее переходит в стандартную сенсорную, а уже затем и в моторную. Постепенно и время реакции уменьшается, то есть ребенком способен за достаточно короткий промежуток времени дать точную культурную оценку рассматриваемому действию, явлению, сюжету и т.д.
Третья стадия. «Построение внутреннего процесса» — ребенок усваивает структуру внешнего приема и уже в дальнейшем он способен самостоятельно выстраивать адекватные внутренние культурные процессы.
Культурная оценка осуществляется ребенком самостоятельно, посредством тех внутренних норм и схем, которые были им усвоены на предыдущих стадиях. Данная стадия является одной из заключительных стадий культурного развития ребенка. К этому времени ребенком уже усвоены культурные нормы и правила, принятые в обществе. В соответствии с данными нормами, дается оценка действиям и поведению окружающих. В зависимости от степени усвоения культурных норм, осуществляется процесс адаптации в современном обществе.
Четвертая стадия. «Заключительная» — переход с третьей стадии в четвертую происходит постепенно, характеризуется тем, что ребенок способен правильно и самостоятельно дать культурную оценку или культурную реакцию поведению другого человека и себя, действиям, явлениям, предметам и т.д.
Замечание 2
Данные стадии являются схематическими, так как культурное развитие каждого ребенка осуществляется индивидуально и проходит по своему пути, однако в целом оно проходит по рассмотренной выше схеме.
Источник
Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.
Согласитесь весьма трудно представить развитие ребенка без участия со стороны взрослых. Ведь именно от них ребенок начинает осваивать манеры поведения и формы общения с людьми. Поэтому в этой статье я затрону весьма интересную тему которая будет полезна для многих родителей.
Ребенок с раннего и дошкольного возраста нуждается в постоянном общении и внимание со стороны взрослых, ведь благодаря этому он расширяет свой кругозор. На самых ранних этапах развития малыша главную роль играет — общение.
Поэтому очень важно чтобы родители уделяли своим крохам должное внимание в воспитании. На всем отрезке дошкольного возраста у ребенка может меняться характер по нескольку раз, точно так же как и настроение.
Чаще всего именно в этот период ребенок копирует поведение своих сверстников и родителей, иными словами для него усваиваются образы подражания и нормы поведения. Если в семье царит благоприятная атмосфера и общение с ребенком сформировано правильно, то он не испытает трудностей в школьной и взрослой жизни.
Так же главным аспектом в формировании личности и культурном развитии является труд. Благодаря ему у ребенка формируются нравственные качества, уважение к людям.
Труд развивает у детей целенаправленность и выполнение поставленных перед ними задач, а так же повышается уровень любознательности и растут волевые усилия.
Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а так же не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей возлагается задача как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его развитием.
Культура поведения детей в быту включает в себя:
— чистые руки и лицо;
— опрятная одежда;
— аккуратно сложенные вещи;
— убирание со стола после еды за собой;
— заправленная постель после сна и т.д.
Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью навыки которые ему пригодятся в дальнейшем.
Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:
— ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;
— аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;
— беречь книги, игрушки и вещи;
— убирать за собой игрушки после игр;
— быть вежливым со старшими и своими сверстниками;
— активно и умело пользоваться столовыми приборами.
Не стоит держать ребенка постоянно взаперти дома, чем чаще вы будете появляться с ним в общественных местах тем быстрее он сможет освоить и привить себе навыки культуры поведения. Благодаря этому вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в школе с учителями.
Благодаря посещению общественных мест (кафе, кино или театр), ребенок сможет усвоить почему именно так необходимо одеваться и выглядеть, почему необходимо всегда быть в чистой одежде и вести себя скромно. Находясь в общественных местах и заведениях требуйте от ребенка чтобы он был сдержанным, спокойным и добродушным к окружающим.
Сейчас очень часто молодые мамочки ездят со своими крохами в транспорте и начинают кричать о том, что бы им уступили место. Но поверьте, если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет то он вполне может постоять и уступить место, например пожилому человеку.
Поверьте он уже достаточно силен в этом возрасте, не стоит с такого раннего возраста прививать ему чувство «ему должны»! Так же находясь в общественном транспорте ребенок должен вести себя тихо, не кричать и не выкрикивать с места и привлекать к себе внимание со стороны попутчиков, а так же не залазить грязными ногами на сиденье.
Культурное развитие детей — это всегда беседа с ними. Знание этикета всегда должно подкрепляться практикой, это можно сделать в форме игры или в общении со сверстниками и взрослыми.
Старайтесь при ребенке не выражаться нецензурной лексикой, ведь он как » губка» все впитывает и запоминает. Будьте более сдержанными с ним, старайтесь разговаривать и объяснить, почему именно вот так нужно себя вести в том или ином месте.
Ребенок любит, когда с ним разговаривают и объясняют все в доступной и лояльной форме. Но он может категорически быть настроен, если ему все время запрещать или делать это все в более грубой форме. Тогда он может озлобиться и сделать все с точностью да наоборот.
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
«Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития. Выделение детской примитивности, как особой формы недоразвития, может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком».
« примитивный ребенок— здоровый ребенок. При известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это отличает примитивизм от слабоумия. Одно есть задержка органического или естественного развития, коренящаяся в дефектах мозга. Другое — задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления»
«Обычно обе линии психологического развития, естественного и культурного, сливаются так, что их бывает трудно различить и проследить каждую в отдельности. В случае резкой задержки одной какой-нибудь из этих двух линий происходит их более или менее явное разъединение, как это мы видим в случаях детской примитивности.
Эти же случаи показывают нам, что культурное развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено, как возможность, в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека. То же самое происходит и в культурном развитии поведения. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой в естественном развитии поведения» .
«…культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов. Поэтому первой задачей научного исследования, когда оно подходит к какому-нибудь культурному приему поведения, является анализ этого приема, т.е. вскрытие его составных частей, естественных психологических процессов, образующих его»
«Второй задачей научного исследования и является выяснение структуры этого приема. Хотя всякий прием культурного поведения и составляется, как показывает анализ, из естественных психологических процессов, однако он объединяет их не механически, а структурно. Это значит, что все входящие в состав этого приема процессы представляют собою сложное функциональное и структурное единство» .
«Запоминание, опирающееся на различные системы знаков, будет различным по своей структуре. Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует, таким образом, структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» .
«Однако структура эта не остается неизменной…не создается извне. Она возникает закономерно на известной ступени естественного развития ребенка. Она не может быть навязана ребенку извне, но всегда возникает изнутри, хотя и складывается под решающим воздействием внешней среды. Раз возникши, она не остается неизменной, а подвергается длительному внутреннему изменению, которое обнаруживает все признаки развития.
Новый прием поведения не просто остается закрепленным, как известный внешний навык. Он имеет свою внутреннюю историю. Он включается в общий процесс развития поведения ребенка, и мы получаем поэтому право говорить о генетическом отношении, в котором одни структуры культурного мышления и поведения стоят к другим, о развитии приемов поведения. Это развитие, конечно, особого рода, глубоко отличное от развития органического, имеющее свои особые закономерности» .
«..только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне»
«..последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является выяснение психогенеза культурных форм поведения. Первую стадию можно было бы назвать стадией примитивного поведения или примитивной психологии. В эксперименте она сказывается в том, что ребенок, обычно более раннего возраста, пытается соответственно мере своей заинтересованности запомнить предлагаемый ему материал естественным или примитивным способом. Сколько он при этом запоминает, определяется мерой его внимания, мерой его индивидуальной памяти, мерой его заинтересованности. Обычно только трудности, встречаемые на этом пути ребенком, приводят его ко второй стадии. Эту стадию условно называем мы стадией «наивной психологии»…. Употребление простейших орудий у детей предполагает наличие известного наивного физического опыта относительно простейших физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто этот опыт оказывается недостаточным, и тогда «наивная физика» обезьяны или ребенка приводит его к неудаче»
«Эта вторая стадия играет обычно роль переходной. От нее ребенок обычно очень быстро в эксперименте переходит к третьей стадии, которую можно назвать стадией внешнего культурного приема. Однако и эта третья стадия длится в эксперименте сравнительно недолго и сменяется четвертой стадией, непосредственно возникающей из третьей. Внешняя деятельность ребенка при запоминании с помощью знака переходит во внутреннюю деятельность»
«..вторым типом перехода третьей стадии в четвертую, или вращивания внешнего приема внутрь, является следующий. Ребенок, усвоив структуру какого-нибудь внешнего приема, уже в дальнейшем строит внутренние процессы по этому типу. Он сразу начинает прибегать к внутренним схемам, начинает использовать в качестве знака свои воспоминания, прежние знания»
Вывод :В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии: естественного и культурного развития поведения ребенка.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Возрастное развитие — сложный процесс, который приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития — социальная среда. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением приводит к возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Существует внутренний планпереживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы.Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считают, что для гармоничного развития ребенка не должно быть места кризисам.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:
кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
кризис 1 года
раннее детство (1—3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3—7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (7— 13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13—17 лет)
кризис 17 лет
Для успешного прохождения кризиса у ребенка, родителям необходимо проявлять терпение, принятие ребенка, овладеть техниками конструктивного общения, которые помогут выстроить общение на доверительных отношениях.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник