Стадии пренатального развития ребенка

Стадии пренатального развития ребенка thumbnail

Психическое развитие ребенка.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

♦ предзародышевую;
♦ зародышевую (эмбриональную);
♦ стадию плода.

Предзародышевая стадия длится 2 недели. Зарождение человеческого существа в результате соединения сперматозоида и яйцеклетки — событие уникальное. Лишь один из 300 млн. сперматозоидов сможет проникнуть в яйцеклетку и оплодотворить ее, определяя пол и генетические черты ребенка. С этого момента и начинается оплодотворение.

001-300x215В течение следующих 24-48 часов яйцеклетка и сперматозоид объединяются в отдельную клетку – зиготу (от греческого «сочетаться, соединяться вместе»). Через 48 часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на 2 клетки. Затем, в результате второго дробления, из этих 2 клеток образуются 4 и т. д. Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток. Каждая клетка содержит 23 хромосомы от матери и 23 от отца, вместе они образуют индивидуальный генетический код ребенка.

Стадии пренатального развития ребенкаВ результате деления клетки образуют плотный шар, называемый морула. Примерно через 4 дня в центре морулы накапливается жидкость и создается полость. Эта структура называется бластоциста. Сначала бластоциста свободно плавает в матке, но через несколько дней на ней образуются губкообразные выступы – ворсинки хориона. Они проникают в стенку матки и, растворяя ее, закрепляются в ней. Этот процесс называется имплантацией, он запускает гормональные изменения, сигнализирующие о начале беременности.
В норме имплантация завершается примерно через 2 недели после зачатия.

После завершения имплантации начинается эмбриональный период. Это время важнейшего развития и роста, продолжающееся до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия (термин «эмбрион» происходит от греческого слова, обозначающего «опухоль»).

В течение эмбрионального периода одновременно протекают два очень важных процесса. Во-первых, из наружного слоя клеток образуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее — и плод. Во-вторых, начинается развитие из зародышевого диска всех органов и характерных признаков самого эмбриона.
На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет.

Внутренние клетки эмбриона формируют 3 различных пласта клеток:
— первый (наружный) слой — эктодерма – превратится в нервную систему (включая мозг, глаза, уши), кожу и волосы;
— второй слой – эндодерма – станет печенью, оболочкой кишечного тракта, легкими, поджелудочной и щитовидной железами;
— третий слой — мезодерма – кровеносной системой, урогенитальной системой, мышцами, скелетом и сердцем.

berem4К концу 4-й недели беременности, всего через 2 недели с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Сердце и нервная система содействуют развитию эмбриона как целого организма. Все это происходит с зародышем, длина которого составляет всего 6 мм.

У месячного зародыша можно обнаружить глаза, которые расположены по бокам головы; строение лица зародыша на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно.

plod-1В течение 7-9-й недели из небольших зачатков конечностей на туловище зародыша образуются руки и ноги. Уже присутствует мозг, пищеварительная система, сердце, почки и печень.

К 8-й неделе появляются зачатки ушей, глаз и даже дёсен.


12-nedel19-11 недель:
у малыша уже есть носик и пальчики на руках и ногах. Его голова все еще больше тела. Глаза уже сформированы, хотя ребенок не может еще ими видеть.

К концу первого триместра беременности органы и черты ребенка сформированы. Он начинает использовать мышцы.

В 10-11 недель ребенок сгибает пальчики, а в 11-12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. Малыш уже приблизительно 5-6 см в длину, весит примерно 14 г.
Кровь циркулирует между ребенком и мембраной, при помощи которой он крепится к стенке матки, начинает функционировать плацента.

15-weeks1Таким образом, к концу первого триместра беременности у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма. Желанность беременности и положительное отношение к будущему появлению ребенка в первом триместре беременности помогают матери положительно переносить неприятные изменения в состоянии женщины в этот период.

Стадия плода начинается с начала третьего месяца беременности и продолжается до момента рождения, т. е. примерно 7 месяцев из 9-месячного периода беременности. Именно в это время созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает шевелиться, «брыкаться», поворачивать голову, а затем и все тело. Несмотря на плотно сомкнутые веки, он пробует «направлять взгляд», шевелит губами, открывает рот, начинает понемногу глотать амниотическую жидкость, отрабатывает дыхательные упражнения в жидкой среде, совершает сосательные движения — и, возможно, даже сосет большой палец.

На протяжении 3-го месяца идет дальнейшее формирование соматических структур плода.

В глазах образуется радужная оболочка и все нервы, связывающие глаз с головным мозгом. В деснах формируются зубы, начинается заметный рост ушных раковин. У плода развиваются щитовидная, вилочковая, поджелудочная железы и почки. Начинает функционировать печень. У будущего малыша действует желудочно-кишечная система – тонкая кишка уже способна сокращаться и проталкивать воды, из которых он получает питательные вещества. Внешние половые органы достаточных размеров, чтобы уверенно определить пол ребенка.

12-nedelya-beremennosti13-16 недель: Ребенок получает все питательные вещества из плаценты. В длину он 9 см. У малыша начинают расти волосы. На 4-м месяце длина тела увеличивается так, что голова перестает выглядеть непропорционально большой, как в предыдущие месяцы.

На лице становятся различимы губы, а сила сердечной мышцы возрастает настолько, что частота сердечных сокращений начинает равняться 120-160 ударам в минуту.

uzi-v-18-19-nedel-beremennosti17-20 недель: С 17-й недели у ребенка начинает формироваться жировая прослойка (или подкожно-жировая клетчатка), которая участвует в вырабатывании энергии и обмене веществ. Начиная с этой недели малыш начинает реагировать на громкие шумы, и громкие звуки вряд ли ему понравятся. Глаза ребенка все еще закрыты, но он ими уже может двигать вверх и вниз. У него появляются брови, ногти на руках и ногах. Тело ребенка покрыто мелкими пушковыми волосами. К данному моменту движения ребенка становятся более сильными и заметными.

На 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния. Длина тела примерно 17 см, вес – 280-300 г.

Таким образом, на 5-м месяце у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений.

162380_original21-24 недели: К 21 неделе пищеварительная система малыша развита так, что он уже может заглатывать околоплодную жидкость. Вместе с ней в организм ребенка поступает основное количество питательных веществ. Ученые полагают, что заглатывание околоплодных вод способствует росту и развитию пищеварительной системы плода. На 24 неделе ребенок весит примерно 570-580 г., а его длина составляет 21 см.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми в детстве

Формируются 2 слоя кожи: эпидермис и дерма. Эпидермис отвечает за образование кожного рисунка на подушечках пальцев, ладонях, ступнях, который определяется генетически. Дерма, находящаяся под эпидермисом, образует выросты, которые содержат нервные окончания и кровеносные сосуды. Кожа ребенка в этот период морщинистая, покрытая сверху первородной смазкой – жирным веществом, которое предохраняет кожу от воздействия околоплодной жидкости.

К 24-й неделе начинают работать потовые железы, формируются легкие, но пока они не могут работать самостоятельно. Более полно развивается кожная чувствительность, появляется реакция на звук. Глаза полностью сформированы, уже могут открываться веки.

На 6-м месяце голова и туловище ребенка становятся все более пропорциональными. Идет интенсивное развитие костной системы, продолжается рост волос на голове, и плод начинает распрямляться. Также малыш становится все эмоциональнее и подвижнее. Он уже может сердиться, волноваться, выражать свое недовольство – умеет напрягать мышцы вокруг глаз и сморщивать губки, изображая плач или улыбку.

Событием, заслуживающим особого внимания в течение второго триместра, является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз.

Таким образом, во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка – удовольствие или неудовольствие – изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. После 20-ти недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель – на тактильную и слуховую стимуляции. Исследователь считают, что в этом периоде можно говорить о факте активности ребенка.

В течение третьего триместра происходит созревание многообразных структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца.

week2725-28 недель: Черты лица уже полностью сформированы. Малыш хорошо различает звуки и то, что происходит в окружающем мире. Различает голоса, шумы, слушает музыку. Слишком резкие звуки пугают его. Приблизительной на 26-й неделе малыш впервые открывает глазки, они уже полностью сформированы и могут воспринимать свет.


19На 27-й неделе
плод иногда поворачивает голову к свету, направляемому на живот матери. Во всяком случае, сканирование мозга подтверждает, что он реагирует на свет. Кроме того, малыш видит смутные очертания своих рук и пуповины. На 28-й неделе у ребенка формируются вкусовые сосочки языка. Увеличивается масса мозга, на нем начинают появляться характерные борозды и извилины. Ребенок активно поправляется – это связано с увеличением объема подкожной клетчатки. Ребенок весит уже около 1 кг.

В возрасте 7 месяцев нервная система плода созревает настолько, что может управлять дыханием и глотанием. Малыш уже ощущает прикосновения и боль; возможно, начинает работу его вестибулярный аппарат.

29-32 недели: Ребенок набирается сил, копит жирок, готовясь к самостоятельной жизни. Места ему становится все меньше, поэтому он постепенно определяется со своим постоянным положением в животе у мамы.

Почки и мочевой пузырь ребенка активно работают. В этот период ребенок кашляет и икает. У малыша исчезают практически все морщины. Волосы на голове становятся гуще. Примерно на 30-й неделе ребенок практикуется, пытаясь сфокусировать взгляд. К концу 32-й недели ребенок может весить 1,7 кг и имеет длину вместе с ножками 42 см.

На 8-м месяце плод может прибавлять в весе до 200 г в неделю. Возможно, что с 32-й недели малыш начинает осознавать происходящее, т.к. многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые выглядят как периоды парадоксального сна.

866fc2f3f24e720551a44add1c128d4833-36 недель: С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и, как полагают, завершается развитие слуха. Малыш округлился, кожа его стала розовой и гладкой. Ноготки выросли и начинают выступать за пальчики.

К 36-й неделе личико ребенка становится полненьким, появляются круглые щечки. Ребенок продолжает в утробе сосать палец – тренирует сосательные мышцы. Голова ребенка может уже спуститься в тазовую область, готовясь к родам заранее.

Ребенок набирает каждую неделю по 220 г. К 36-й неделе он весит уже 2,75 кг, а его рост вместе с ножками достигает 46 см.

37-40 недель: Малыш продолжает набирать вес и в последние недели. Все органы и системы ребенка уже развились и находятся на своих местах. У ребенка развиты рефлексы, которые помогают ему выполнять хватательные движения, моргать, закрывать глаза, перебирать ногами, поднимать и опускать голову. В это время происходит улучшение зрения и координация глаз, а также становление функций головного мозга. В самую последнюю очередь развиваются легкие и дыхательная система.
Теперь ребенок весит от 3 до 3,4 кг и дорос до 48-50 см.

pretty-newborn-baby

Так, приблизительно за 9-месячный период первоначально одноклеточная зигота в норме развивается до 10 триллионов клеток, организованных в органы и системы.
Таким образом, в третьем триместре у ребенка формируются предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, музыкальным и речевым фразам, песням, мелодиям, стихам, развивается избирательность к культурным особенностям пищи. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания.

К 6-му месяцу беременности (к 25-й неделе) ребенок способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность малыша начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.

Пренатальный период развития ребенка — прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Ирина Базан

Источник

Интересные статьи на сайте

Источник

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • стадии пренатального развития человека и их краткую характеристику;
  • • специфику формирования структур мозга в пренатальный период развития;
  • • особенности рефлекторной деятельности и двигательной активности;
  • • особенности проявлений сенсорных способностей;
  • • основные факторы риска пренатального развития и влияние на плод тсрато- генов;
  • • критические периоды пренатального развития человека, их специфику и обусловленность внутренними и внешними факторами развития;

уметь

  • • выявлять основные закономерности роста и развития организма в период пренатального развития;
  • • определять роль наследственности и среды в формировании организма;

владеть

• навыками оценки внутренних и внешних факторов развития организма в пренатальный период с целью выявления природы возможных девиаций развития ребенка.

Стадии пренатального развития человека

Пренатальный период внутриутробного развития (утробное детство) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, длится 266—270 дней и заканчивается рождением ребенка.

В этом периоде выделяют три стадии:

  • 1) предзародышевую — длится две недели и соответствует развитию оплодотворенного яйца во время его перемещения в матку;
  • 2) зародышевую (эмбриональную) — охватывает период с начала третьей недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития; характеризуется закладкой, анатомической и физиологической дифференцировкой различных органов (отсюда ее другое название — стадия органогенеза);
  • 3) стадию плода — начинается с конца 2-го месяца развития и заканчивается родами; в этот период осуществляется развитие функций и систем, обеспечивающих выживание организма после рождения.
Читайте также:  Принцип историзма развитие ребенка это

Параллельно с анатомическим развитием органов происходят становление их функциональной активности, формирование сложных взаимоотношений между органами и системами. При характеристике внутриутробного развития следует учитывать особенности созревания отдельных анатомических органов и динамику созревания функциональных систем и рассматривать зародыш, а затем плод, как активно функционирующий организм.

Первый период развития начинается с момента соединения сперматозоида (мужская половая клетка) и яйцеклетки (женская половая клетка) и образования зиготы (оплодотворенная яйцеклетка). Процессы, следующие за оплодотворением, чрезвычайно сложны и упорядочены. Через 30 ч после зачатия оплодотворенная клетка начинает делиться (дробиться), образуя две новые (этот процесс длится примерно 6 ч). Затем через 10 ч каждая из них дает следующие две и т.д. К концу четвертого дня образуется скопление из 60—80 клеток. В начале процесса дробления клетки плотно примыкают друг к другу (морула), затем они расходятся в стороны, к периферии, образуя полый пузырек — наполненный жидкостью шар, называемой бластулой. К этому времени начинается клеточная дифференциация. Внутренний слой клеток, называемый зародышевым узелком (эмбриональным диском) дает начало новому организму, внешний слой клеток (тро- фобласт) — тканям, функциями которых будут питание и защита развивающегося зародыша. Процесс дробления сопровождается продвижением бластулы по фаллопиевой трубе (места, где произошло оплодотворение) к матке. Процесс длится до 10—14 дней. При приближении бластулы к внутренней поверхности матки начинается ее имплантирование (внедрение) в стенку матки. Этим процессом заканчивается предзародышевая стадия и начинается стадия зародыша.

Только около половины оплодотворенных клеток имплантируется в стенку матки. Это может быть связано с неправильным соединением сперматозоида и яйцеклетки и (или) отсутствием процесса дробления яйцеклетки. Примерно 50% от общего количества имплантатов имеют генетические дефекты, неспособны развиваться или прикрепляться к стенке матки и в дальнейшем погибают в результате выкидыша. Таким образом, на начальной стадии пренатального развития погибают примерно три из четырех зигот, в том числе несущие серьезные генетические аномалии.

При нормально прошедшем процессе имплантации начинается активное мейотическое деление клеток. Быстрее всего увеличивается внешний слой — трофобласг, из которого формируются оболочки — амнион и хорион.

Амнион представляет собой герметичный мешок, наполненный жидкостью, поступающей из материнского организма, в который заключен развивающийся организм. Он обеспечивает эмбриону постоянную температуру среды, защиту от ударов и возможность активного движения. Другая структура-оболочка — желточный мешок, который снабжает эмбрион клетками крови до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созреют настолько, чтобы самостоятельно взять на себя эту функцию. Желточный мешок крепится к третьей оболочке — хориону, которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, дающие начало развитию плаценты (детского места). Плацента образуется с 3-й недели после зачатия, ее формирование завершается к концу 3-го месяца беременности. Основная функция плаценты заключается в обеспечении поступления к развивающемуся организму питательных веществ и кислорода из крови матери и вывода вторичных продуктов его жизнедеятельности.

В плаценте осуществляется синтез гормонов и веществ, приводящих к перестройке метаболизма и гормонального фона матери, что обеспечивает настройку ее организма на долгий период беременности.

Плацента соединяется с эмбрионом посредством временного вспомогательного органа — пуповины (пупочного канатика), который формирует еще одну оболочку — аллантоис. Внутри пуповины расположены широкая вена, доставляющая плоду кровь, насыщенную питательными веществами, и две артерии, через которые удаляются вторичные продукты.

Развитие зародыша осуществляется с огромной скоростью. Зародышевый узелок формирует три слоя клеток — эктодерму, мезодерму и эндодерму. Эктодерма — наружный слой, из него развиваются нервная система, кожа и волосы. Мезодерма — средний слой: дает начало мышцам, костям, кровеносной и лимфатической системам. Эндодерма — внутренний слой, из него формируются пищеварительная система, легкие, мочевыводящие пути, миндалины и такие жизненно важные внутренние органы, как поджелудочная железа и печень.

Эмбриональный период — самый удивительный и загадочный в жизни будущего ребенка. В это время, как в ускоренной съемке, проходит вся история развития позвоночных животных. Происходит закладка некоторых, казалось бы, несвойственных для человека органов (атавистических): жаберных дуг (как напоминание о системе дыхания низших позвоночных) и хвоста. Затем жаберные дуги дадут начало челюстям и некоторым другим образованиям (например, слуховым косточкам, входящим в состав структуры среднего уха, и небольшой гиоидной кости, расположенной иод языком); хвостик становится окончанием позвоночника — копчиком.

Закладка основных органов начинается на третьей неделе внутриутробной жизни. Нервная система развивается из эктодермы (из дорсальной мозговой пластинки, которая в дальнейшем формирует нервную трубку (рис. 11.1). (Подробнее об этом см. главу 2, параграф 2.3.)

Начиная с 4-й недели, нервная система влияет на развитие организма как единого целого, регулируя и контролируя рост и созревание отдельных органов и систем. Недостаточность нервных влияний, их понижение ниже некоторого критического уровня (критическая масса нервной ткани) приводит к нарушению программы созревания иннервируемой ткани, возникновению аномалий развития, в тяжелых случаях — уродств.

Человеческий эмбрион в течение 1-го месяца внутриутробной жизни достаточно быстро растет. На 17-й день его длина составляет 2,5 мм (тельце дугообразно изогнуто и напоминает букву С), к концу 1-го месяца развития новый организм достигает длины 4—5 мм. У него хорошо различимы голова и туловище, по бокам головного отдела просвечивают глазные бокалы (к середине 5-й недели оба глаза будут иметь роговицу и хрусталик), появляются почки конечностей (по форме напоминают ласты). К концу 4-й недели у эмбриона сформировано сердце, похожее на расширенную трубку, но оно уже начинает биться, появляются первые кровеносные сосуды; начинает закладываться скелет в виде хрящевой ткани, появляются хрящи лица.

В период с 5-й по 8-ю неделю внутриутробной жизни формируются внутренние органы. В сердце образуются четыре полости, развиваются желу-

Закладка нервной системы (по

Рис. 11.1. Закладка нервной системы (по: Коуэн, 1990)

док, печень, кишечник, поджелудочная железа, половые железы, почечный аппарат, и хотя в большинстве случаев это только закладки, некоторые начинают функционировать на ранних стадиях развития эмбриона или плода. К 7—8-й неделе кровеносная и лимфатическая системы начинают работать самостоятельно, так как в организме произошла закладка печени, которая начинает производить клетки крови. Необходимость в желточном мешке отпадает, и он отмирает. К этому времени закладываются половые железы, поэтому начинают формироваться половые признаки эмбриона: появляется половой гребень, носящий название индифферентной гонады.

Параллельно образуются мышцы и нервы, костный мозг. К 8-й неделе хрящевой скелет рук и ног оказывается сформированным; интенсивно развивается позвоночник. На 2-м месяце у эмбриона формируется первичный хрящевой череп, процесс его окостенения завершится к 3—4 годам жизни ребенка. Темпы роста эмбриона в этот период очень высокие: с 4-й по 6-ю неделю он растет со скоростью 1 мм в день, в последующем еще быстрее — в 8 недель эмбрион имеет размеры 3—4 см и весит 2—3 г. В этот период эмбрион приобретает черты человеческого существа. Формируются пальцы, затем различные сегменты конечностей. На 7-й неделе головной и туловищный отделы эмбриона соединены шеей; намечается и конфигурация лица (просматриваются губы, нос, глаза, щеки, ушные раковины). В почках конечностей намечаются своеобразные бороздки, которые затем углубляются, обеспечивая разделение пальцев на руках и ногах.

Читайте также:  Развитие привязанности ребенка ко взрослому

На 3-м месяце пренатального развития развивающийся эмбрион называют плодом. Стадия плода характеризуется развитием, ростом и функционированием органов, формированием систем, развитием мозга, формированием внутриутробных рефлексов и двигательной активностью. Внутренние органы плода развиты и готовы к выполнению свойственных им физиологических функций. Совершенствуется кровеносная система, обеспечивающая своевременное поступление в формирующийся организм кислорода и питательных веществ из организма матери. Наряду с печенью начинают функционировать костный мозг (12 недель) и селезенка (14 недель). В 9 недель плод уже заглатывает околоплодную жидкость, которая попадает в желудок, что приводит к началу функционирования пищевой и выделительной систем. Дифференцируются половые органы, и с помощью ультразвукового исследования (УЗИ) по наружным половым органам можно установить пол будущего ребенка, ориентировочно измерить размер его головы. По этому измерению можно рассчитать с точностью до нескольких дней срок окончания беременности и дату родов. При помощи УЗИ можно услышать сердцебиение будущего ребенка.

Меняется внешний вид плода. Этот период знаменуется ускорением процессов роста развивающегося организма. Темпы роста увеличиваются в 6 раз. К концу 3-го месяца плод имеет длину 12 см, голова непропорционально велика и составляет около половины всей длины тела; весит он 65 г. На теле появляются зачатки волосяного покрова, на пальцах рук и ног формируются ногти.

Быстрыми темпами развиваются мозг и периферическая нервная система, что обеспечивает интенсивное развитие органов чувств. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке — начинает формироваться вкусовая сенсорная система. Развивается проприоцептивная (мышечная) сенсорная система. Раннее возникновение вестибулярной, кожной, вкусовой и проприоцептивной чувствительности обеспечивает развитие систем восприятия, что необходимо для прогрессивного развития мозга и поддержания его в активном состоянии.

В период с 4-го по 6-й месяц плод интенсивно растет и развивается. Сила мышц нарастает, движения становятся более активными. На 4-м месяце руки полностью сформированы, имеются рецепторы кожной чувствительности на пальцах рук, т.е. развивается чувство осязания. В 21—24 недели сосательный рефлекс представлен в виде целостной двигательной активности, функционирует и вкусовой аппарат. Плод знакомится со вкусом жидкости, в которой плавает и которую может глотать и поглощать через кожу. Наполнение желудка и опорожнение мочевого пузыря происходят регулярно, т.е. идет отработка пищеварительной и выделительной систем. Плод растет по 2 мм в день. На лице появляются брови, вырисовывается нос, ушные раковины становятся более заметными, видна шея. К концу 5-го месяца (20-й недели) длина плода достигает 25 см (половины длины тела новорожденного), хотя вес в этот период (227—255 г) составляет 1/10 от веса ребенка при рождении.

Движения плода могут ощущаться матерью. Па 6-м месяце он много двигается, совершает от 20 до 60 движений за полчаса, но в разное время дня неодинаково — у него появляются фазы сна и бодрствования. С конца 6-го месяца плод начинает «набирать в весе». К началу 7-го месяца жизни его рост составляет 37 см, вес — 1 кг, к концу месяца рост достигает 42 см при весе около 1,5 кг. Таким образом, в течение 7-го месяца вес плода удваивается по сравнению с предыдущим периодом. Тенденция прибавки в весе сохранится до рождения: в период с 8-го месяца до рождения вес плода увеличивается на 250%, длина — на 50%.

Дыхательная система начнет самостоятельно функционировать с момента рождения ребенка, но от ее предварительной готовности к работе зависит его выживание в случае преждевременного появления на свет.

Определение

Возрастом жизнеспособности называется возраст от 22 до 26 недель беременности, начиная с которого ребенок способен выжить.

Рожденный между 7-м и 8-м месяцем ребенок будет иметь трудности с дыханием, так как хотя респираторный центр в головном мозге уже созрел, но альвеолы в легких еще не функционируют (не происходит газообмен). В этом случае ребенка подключают к аппарату искусственного дыхания.

На 8-м месяце уменьшается двигательная активность плода, ему становится тесно в матке. Кости продолжают расти в длину и утолщаться. Под кожей откладывается тонкий слой жира. В этот период будущий ребенок весит 2,5 кг, его рост достигает 47 см. Завершается подготовка к рождению. В последние педели большинство плодов принимают положение в матке головой вниз, со скрещенными и согнутыми в коленях ножками — поза эмбриона. Частично причиной этого является непосредственно форма матки (грушевидная), частично — гравитация (голова ребенка весит больше, чем ноги).

На 9-м месяце плод продолжает прибавлять в весе и расти. Он значительно меньше двигается (но при выраженной недостаточности кислорода может быть беспокойным и подвижным). Кожа становится более гладкой. Кости черепа еще очень тонкие, в местах стыковки представлены эластичной хрящевой тканыо, образующей роднички. К моменту рождения плод при росте 50 см весит примерно 3 кг. Перед рождением происходит коррекция всех систем мозга — так, нейроны, не образовавшие достаточного (критического) количества дендритных ветвей и не обеспечившие себя полноценным информационным входом, «выключаются» из работы и разрушаются. К концу внутриутробного периода все основные системы жизнеобеспечения ребенка работают или готовы подключиться к работе в новых условиях.

Существуют определенные закономерности развития человека в пренатальный период. Головной отдел формируется раньше туловищного. Эта закономерность получила название «развитие в цефалокаудальном направлении». Кровеносная система развивающегося организма функционирует таким образом, что кровь, обогащенная кислородом и питательными веществами, сначала поступает в передние части тела и к голове, что обусловливает их прогрессивное развитие. Верхние конечности закладываются и начинают функционировать примерно на неделю раньше нижних. Часть отделов и органов созревают и начинают функционировать раньше остальных. Биологический смысл такого «опережения» заключается в том, что определенные жизненно важные функции должны осуществляться уже на ранних стадиях развития, до окончательного созревания той или иной системы. Согласно теории системогенеза П. К. Анохина, система «в период консолидации своих компонентов, становится уже в какой-то степени продуктивной задолго до того, как все ее звенья получат окончательное структурное оформление» (Анохин, 1968, с. 96).

Источник