Средства всестороннего развития личности ребенка

Средства всестороннего развития личности ребенка thumbnail

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

всестороннее развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

методы всестороннего развития детей

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Читайте также:  Родители ребенка с нарушением в развитии

Источник

Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.

Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты принципа всестороннего развития

  1. Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
  2. Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
  3. Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
  4. Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
  5. Творческое развитие: реализация творческих навыков.
  6. Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.

Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.

Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
  • Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
  • Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.

Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.

Как создать условия для развития ребенка?

Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

методы всестороннего развития детей

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка.

· Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

· Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

· Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.

· При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы.

· Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

· Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

· Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

  • Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
  • Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
  • Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

  • Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
  • Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

  • Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
  • Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

всестороннее развитие личности ребенка

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:

  • Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
  • Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
  • Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Читайте также:  Сенсорная сфера развития ребенка

Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.

Источник

Лекция 7

Тема: ОБЩИЕ МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – 2 часа

Основные понятия: воспитание, цель воспитания, самовоспитание, перевоспитание; направления воспитания: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое; особенности воспитания, движущие силы процесса воспитания, принципы воспитания.

Теоретический материал:

1. Личность и деятельность.

2. Классификация методов воспитания.

3. Средства всестороннего развития личности.

4. Формы воспитания.

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Человеческая деятельность представляет собой специфическую форму отношений к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Она носит исторический характер, возникает и совершенствуется вместе с развитием социальных отношений в обществе.

В зависимости от цели различают следующие виды деятельности:

1.Творческая или продуктивная.

2.Механическая или репродуктивная.

Цели целенаправленной деятельности:

1. Преобразовательная.

2. Познавательная.

3. Коммуникативная.

Основные элементы деятельности:

1. Объект, на который направлена активность.

2. Субъект, наделенный активностью (педагог является основой деятельности).

3. Сама активность субъекта.

Любая деятельность человека имеет определенную направленность и существует в форме действия:

1. Двигательные.

2. Гностические.

3. Социально-коммуникативные.

4. Поведение.

Таким образом, деятельность человека является способом существования общества, одновременно выступает как условие знания социальной среды и личности.

Деятельность человека является основой развития его как личности. Личность включает в себя 2 стороны:

1. Социальная (выполнение социальных ролей в обществе, формирование взглядов, интересов, убеждений и потребностей личности).

2. Психологическая – формирование психических процессов, способностей, формирование эмоционально-волевой сферы личности.

Педагогическая деятельность включает в себя:

Труд – целесообразная деятельность взаимоотношения между педагогом и учениками.

Предмет педагогического труда – это активный человек (личность).

Средства труда – это личность педагога – его знания, опыт и личностные качества.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, используются в процессе организации разнообразной деятельности детей для развития у них эмоционально-волевой сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

         Методывоспитания — это совокупность способов и приемов воздействия на личность.

         Методывоспитания — совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека.

Классификацией методов воспитания:

1. Методы убеждения — метод формирования сознания, не путать с убеждениями как качествами личности, т.е. это процесс и результат.

Методы убеждения бывают:

— Беседа (этическая беседа в частности).

а) разъяснение норм морали;

б) формирование убеждений;

в) воспитание критики и самокритики (формирует оценку и самооценку).

— Диспут — способствует выяснению истины, выработке убеждений, но при определенных условиях.

Лекция

— Доклад

— Конференция

Значение методов убеждения:

· Способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением.

· Убеждение — сочетает внушение и разъяснение (а это ведет к самовоспитанию).

Общиетребованиякметодамубеждения:

· Убежденность педагога.

· Умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий.

· Овладение искусством убеждать.

· Доверие и такт к воспитаннику.

2. Методы практического приучения или упражнения:

         Данная группа методов представляет собой различные способы организации деятельности учащихся и направлена на воспитание привычек правильного поведения.

Методы данной группы:

— Методы приучения к нормам общественного поведения:

1) формирование привычек;

2) показ образца поведения;

3) контроль над характером выполненного действия.

— Методы организации общественно-полезной деятельности в основе выполнение общественных поручений в различных сферах: в трудовой, общественной, спортивной, учебной.

Педагогические требования:

1. Общественная значимость.

2. Целенаправленность поручений.

3. Контроль и оценка его выполнения.

4. Поручение должно (желательно) исходить от коллектива.

5. Поручения давать всем.

— Творческие игры (настольные и спортивные).

3. Методы побуждения к положительным действиям:

— Требование

а) Содержание требований должно быть педагогически целесообразным.

б) Должно по содержанию выражать сложившиеся нормы поведения.

в) Должно соответствовать возможностям человека.

Виды и формы требований:

а) Непосредственное требование (стань прямо, не разговаривай).

б) Косвенное требование:

— требование – совет                                     

— требование — намек

— требование – доверие                                             

— требование — одобрение

— требование – просьба                                             

— требование — угроза

— Поощрение — мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива). Повышает и укрепляет веру в свои силы, способности вызывает новую энергию.

Формы поощрения:

1) устное одобрение;

2) похвала;

3) благодарность;

4) награда;

5) письма;

6) фото.

Требования к мерам поощрения:

1. Должна быть система поощрений.

2. Поощрять за все виды деятельности.

3. Поощрять за то, что действительно заслуживает поощрения.

4. Поощрять не избранных одиночек.

5. Сочетать поощрение с воспитанием чувства долга.

6. Добиваться, чтобы поощрение становилось стимулом.

— Наказание — воздействие на личность с целью осуждения неправильных поступков.

         Принципиальным отличительным признаком является требование не унижать достоинства человека.

Виды наказания:

1. Устное порицание (замечание).

2. Выговор.

3. Выговор с занесением в личное дело.

4. Оценка за поведение.

5. Ограничение в правах.

6. Назначение дополнительных обязанностей по логике «естественных последствий» (назначение повторного дежурства, если учащиеся дежурили плохо, испортили мебель — должны починить).

Выбор методов наказания должен определяться:

1. Конкретными условиями (где произошло поступок).

2. Степенью вины.

Читайте также:  Упражнения для развития личностной сферы ребенка дошкольного возраста

3. Мотивами поступка.

4. Индивидуальными особенностями ученика.

5. Уровнем воспитанности коллектива.

Требования к наказанию:

1. Не наказывать по подозрению.

2. Наказывать справедливо.

3. Сочетать уважение с требовательностью.

4. Наказание должно следовать сразу же за поступком.

5. Не напоминать о ранее возложенном взыскании.

6. Не должно приносить физических страданий (не наказывать лишением пищи, сна, одежды).

7. Не наказывать дважды за одно и тоже.

8. Не наказывать часто.

9. Когда исправляется.

10. Не унижать чувства собственного достоинства.

СРЕДСТВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В теории воспитания существуют понятия средств воспитания.

Средства воспитания — это виды человеческой деятельности, в которых воссозданы условия для целенаправленного воспитания.

Средствами вос­питания являются исторически сложившиеся виды человеческой деятельности:

• общение;

• труд;

• общественная деятельность;

• познание (учение);

• игра;

• физические упражнения и спорт;

• воинская служба (учебно-боевая деятельность);

• искусство.

Общение — взаимодействие, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуника­ции. Воспитательный эффект общения зависит от тех отноше­ний, которые складываются между людьми. Воспитатель должен уметь регулировать общение в интересах повышения эффектив­ности целостного процесса воспитания.

Труд — основной вид человеческой деятельности, важнейшее средство формирования личности. Труд человека в обществе — нейтральный процесс. Виды труда условно подразделяются на два больших класса — общественный и бытовой.

Общественная деятельность — является одним из важных средств воспитания, потому, что построена на альтруизме — бескорыст­ной заботе о благе других, готовности пожертвовать своими инте­ресами ради людей.

Познание (учение) — организованное самостоятельное изучение законов материального мира, овладение наукой, познание куль­туры, человеческих отношений, самого себя в тех или иных исто­рически сложившихся видах человеческой деятельности. Две сту­пени человеческого познания: учение и наука — определяют са­мый сложный вид человеческого труда — умственный. В интере­сах эффективного воспитания процесс учения должен быть организован так, чтобы в группе через общение учащихся друг с другом протекали процессы взаимообогащения (советы, объясне­ния, взаимообучение).

Игра — деятельность, занятия детей и взрослых, обусловлен­ные правилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. В педагогике может выступать в качестве сред­ства и метода воспитания.

Физические упражнения и спорт — деятельность по целенаправ­ленному развитию физических способностей, двигательных навы­ков и умений в интересах физического совершенствования людей и подготовки их к успешной профессиональной деятельности.

Воинская служба (учебно-боевая деятельность) — выполнение воинских обязанностей в государстве, установленных законом. Регламентируется актами о воинской повинности, а также кон­трактами, заключаемыми при найме лиц на военную службу.

Искусство — творческая художественная деятельность людей, воспроизводящая действительность в художественных образах.

Приемы, методы и средства тесно взаимосвязаны.

Приемы — это конкретное приложение методов в определенных условиях.

Виды приемов:

1. Тормозящие приемы:

· Параллельное педагогическое действие

· Приказание

· Упрек

· Намек

· Мнимое безразличие

· Ирония

· Мнимое недоверие

· Проявление возмущения

· Осуждение

· Наказание

· Предупреждение

2. Созидающие приемы:

· Убеждение

· Поощрение

· Доброта

· Внимание, забота

· Просьба

· Показ умений и превосходства учителя

· Проявления огорчения

· Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы

· Организация успеха в учении

· Доверие

· Вовлечение в интересную деятельность

· Нравственное упражнение

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Форма воспитания обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления.

При классификации форм организации воспитательной работы следует иметь ввиду, что есть формы обязательные для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и др.), а есть добровольные (кружковые занятия, спортивные секции и т.п.).

Мероприятие — организационное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя с каждым учащимся, направленное на решение поставленных воспитательных задач.

Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные качества и умения.

В процессе воспитания формы воспитательной работы должны функционировать в тесном взаимодействии и обеспечивать достижение единой цели. При этом каждая из форм воспитания представляет собой единство общего, особенного и единичного.

Общее обусловлено тем, что все формы воспитательной работы направлены на решение общих целей -воспитание и развитие школьников.

Общность условий и цели определяет и общность различных форм воспитательной работы- все они строятся на основе уважения личности воспитуемого, признания его индивидуальности, прав, свобод.

Особенное состоит в том, что те или иные формы воспитательной работы, как правило, осуществляются преимущественно в определенной среде жизнедеятельности школьника.

Специфическое и неповторимое в организации и осуществлении вос­питательной деятельности представляет собой единичное в содержании конкретной форме воспитательной работы.

Осмысление единичного и специфического в содержании форм воспитательной работы имеет важное значение для планирования и организации воспитательной работы в школе.

Многообразие форм воспитательной работы, их система соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию.

Классификация форм организации воспитания по степени охвата детей:

1) фронтальная или массовая работа;

2) индивидуальная работа;

3) групповая или кружковая работа.

Сложность и многообразие задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

«Чем разнообразней и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса тем, он эффективнее» (А.С. Макаренко).

Источник