Среда развития ребенка в летний период

Среда развития ребенка в летний период thumbnail

Катерина Новикова
Особенности организации работы с детьми в летний период

Особенности организации работы с детьми в летний период

Наступает лето — самая благоприятная пора для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе имеет укрепляющее и оздоровительное значение. Особое внимание уделяем питанию, больше в меню включаем свежих овощей и фруктов, соблюдаем питьевой режим; систематически и разнообразнее используем воду для закрепления навыков культуры гигиены, проводим закаливающие процедуры (воздушные, водные и солнечные).

Следовательно, летнее время наш педагогический коллектив и медицинский персонал максимально использует для укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний периодрежим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуютсяследующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования, прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).

Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т. п. – для коллективного выполнения движений).

Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков, условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т. п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т. п.

Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.

Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).

Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть:

— тренировочными;

— сюжетно-игровыми;

— ритмопластическими;

— комплексными;

— физкультурно-познавательными;

— тематическими.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:

— экскурсии;

— прогулки;

— путешествия;

— трудовую деятельность;

— наблюдения;

— проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:

— художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

— совместная изодеятельность детей и взрослых;

— занятия по интересам;

— самостоятельная изобразительная деятельность;

организация выставок детских работ;

— проведение праздников, викторин, конкурсов.

Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности,такие как:

«Граттаж»;

«Пенный орон»;

«Фотокопия»;

«Ладоневая и пальцевая живопись»;

«Диатипия и монотипия»;

«Мозаичная живопись»;

«Пластилиновая живопись»;

«Набрызг»;

«Печать природными формами»;

«Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;

«Кристаллическая текстура»;

«Кляксография»;

«Волшебные нити»;

«Линогравюра»;

«Рисование через мокрую марлю».

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные»праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.

Необходимо так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №281» (ДО№4)

Доклад «Предметно-пространственная среда в летний оздоровительный период».

                                                                                                    Воспитатели      Федосова И.А.

                                                                                                                                  Теплова О.В.

Читайте также:  Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

Предметно — развивающая среда — эффективное средство формирования личности ребёнка. В условиях обновления содержания дошкольного образования, территории групповых участков и детского сада, способствуют эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

С наступлением  лета большинство времени дети проводят на улице . А чтобы детишки полноценно отдыхали, развивались, воспитывались и при всем этом получали максимум положительных эмоций, нам взрослым нужно создать определенные условия.Большое значение в дошкольном учреждении должно уделяется развитию и совершенствованию среды на участке в летнее время, потому что лето для детей  — самая долгожданная и любимая пора.Участок –это место для детских игр, прогулок, образовательной деятельности, наблюдений за растениями и животными. За кажущейся простотой скрывается творческий процесс, который объединяет педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства. Развивающая предметно-пространственная среда на территории дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На территории ДОУ нужно организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи должны быть направлены совместные усилия педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Ведущую роль в формировании предметно-пространственной среде на участках дошкольного учреждения играют прогулочные веранды, которые ,несомненно, имеют и тематическую нагрузку. Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывают тематические веранды, на которых оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира» и т.п.).

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На территории детского сада необходимо наличие оформленной площадки для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: встречает детей веселый Светофор, выносные дорожные знаки, игровые большие и маленькие (выносные) машины, всё это используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Итогом таких игр становятся интересные викторины, КВНы, соревнования по знанию правил дорожного движения.

 Особую роль в организации предметно-пространственной среды играет центр экспериментирования (игры с песком и водой, простейшие опыты с природным материалом) – это всегда новые открытия нашим дошкольниками. Игры с песком  — очень полезное занятие: когда дети трогают руками песчинки, у него развивается тактильное восприятие; когда ребенок пересыпает из ведерка в формочки, он тренируют глазомер. К тому же  игра с этим природным материалом приносит массу положительных эмоций, позволяет в непринужденной, увлекательной форме вспомнить пройденный материал, лучше узнать окружающий мир неживой природы. Ну, а выносной материал у нас всегда под руками: весы, султанчики, природный и бросовый материал, ведерки и совочки; заводные и резиновые игрушки…Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, их свойствах.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: « Почему? Зачем? Как? Что будет если?» почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

На одном из прогулочных участков целесообразно устроить импровизированную метеостанцию с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.  Это, несомненно, вызовет положительный эмоциональный отклик у ребят и положит начало изучению неживой природы.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта предметно-пространственной среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами, которые украшают большие и малые клумбы, позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Кроме того, клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе), экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.

Читайте также:  Зарубежные теории развития ребенка

Для ухода за цветами есть необходимый выносной инвентарь – леечки, ведерки, лопатки, фартучки, грабельки . Все это учит детей прилежно трудиться и ценить труд  друг друга и взрослых, замечать  красоту природы и переживать радостные моменты .

 Площадка для творческих и сюжетно – ролевых игр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми . Игровые конструкции на участке как машина, мотоцикл, корабль, помогают в воспитании у детей патриотизма и подготовке мальчиков к выполнению мужских социальных ролей в обществе и семье .

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм. Основная задача взрослых при этом способствовать развитию физических качеств и удовлетворить потребность растущего организма в двигательной активности. Для этого на участке устанавливается специальное оборудование.

Центр двигательной активности «Мини — стадион» имеет разнообразную физкультурно-игровую среду, обеспечивающую  рациональную двигательную активность детей, исключающая односторонность физического развития и способствующая тому, чтобы у детей вырабатывались и совершенствовались как стереотипные, так и ситуационные движения: развития основных движений, спортивных упражнений, проведения подвижных и спортивных игр.Площадь участка позволяет проводить коллективные подвижные игры и эстафеты. Также с помощью выносного материала: дуг, конусов, обручей, мячей, скакалок можно создать полосу препятствий, а на асфальтовых дорожках играть в классики.

Не маловажную роль в организации предметно-пространственной среды участков дошкольного учреждения играет центр для самостоятельной деятельности детей (игровые площадки). В данном центре каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Такая среда отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей. Свободная деятельность воспитанников,в условиях созданной педагогами предметно – пространственной среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально по его сценарию, способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.  Художникам для рисования есть вместительный столик с лавочками, желающие также могут заняться рисованием на асфальтовой дорожке или палочками на песке.

Летний отдых – это заряд на целый год. Используя такую развивающую среду территории детского сада и групповых участков, где всё доступно, открыто, рационально, целесообразно и эстетично воспитатели смогут умело развивать детей на всех мероприятиях проводимых согласно плану работы в летне-оздоровительный период.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Источник