Карта развития ребенка с онр

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________

Дом. телефон ______________ сот.: ________________________________

Откуда прибыл _________________________________________________

Дата поступления в группу _______________________________________

Дата обследования ______________________________________________

Сведения о родителях:

Мать ____________________________________________________________

(ФИО, возраст на момент рождения ребенка)

Отец ____________________________________________________________

(ФИО, возраст на момент рождения ребенка)

Национальный язык ________________ Двуязычие ______________________

Анамнез со слов матери

Беременность ___________   Роды _______________  

Протекание беременности: угроза выкидыша; токсикоз I пол. II пол. беременности; заболевание матери (травмы, интоксикация, ОРВИ, грипп, краснуха) _________________________________________________________

__________________________________________________________________

нужное подчеркнуть

Протекание родов: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение затяжные, ОАА, _______________________

__________________________________________________________________

стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ______________

__________________________________________________________________

закричал сразу, асфиксия (белая, синяя), обвитие пуповиной _____________

__________________________________________________________________

резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость ___________

mt  _________  рост __________ выписали на ___ день, дополнительное пребывание в роддоме, причины _____________________________________

Перенесенные заболевания: до 1 месяца _______________________________

__________________________________________________________________

после года ________________________________________________________

__________________________________________________________________

до 3 лет __________________________________________________________

__________________________________________________________________

КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Невролог _______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Отоларинголог _____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Психиатр_______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Решения ПМПК

Решением ПМПК от _____________ протокол №______________________

принят в логопедическую группу на срок____________________________

Заключение ПМПК ______________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Решением ПМПК от_________________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом_________________________________

______________________________________________ __________________ на срок __________________________________________________________

МБДОУ «Детский сад №2» с. Черниговка

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ребенка с общим недоразвитием речи 6 лет

_______________________________________

(фамилия, имя ребенка)

________________________________________

(группа, год обучения)

Составитель: Федчун И.В.

учитель-логопед МБДОУ ДС №2

с. Черниговка, Приморский края

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) _________________

Сидит с (в норме: с 6 мес.) __________________________

Ползает с (в норме: 6 – 7 мес.) _______________________

Стоит с (в норме: с 10 – 11 мес.) ______________________

Ходит с (в норме: с 11 – 12 мес.) ______________________

Узнает близких с (в норме: с 2,5 – 3 мес.) _______________

Первые зубы появились в (в норме: в 6 – 8 мес.) _________

Кол-во зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х месс.) ____________________________________

Лепет в (в норме: с 4 – 6 мес.) _____________________________________

Первые слова в (в норме: 1 – 1г 2 мес.) ______________________________

Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2х лет) __________________________

 Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ________________

_______________________________________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ________________

_______________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту ________________________

_______________________________________________________________

Занимались ли с логопедом _______________________________________

Результаты занятий с логопедом ___________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) _______________________________

Адекватность эмоциональных реакций _____________________________

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или

эмоциональная стабильность) __________________________________

Слух ___________, внимание __________________________, работоспособность ______________________________________________

Общее развитие ребенка

Понятие о времени года, признаки _________________________________

Счет в пределах_________ 4 лишний –I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.

Состояние звукопроизношения

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

К

Г

Х

Й

Б

П

В

Д

Ф

Ы

Т

М

Н

Всего нарушено звуков _________________________________________

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Сочетание гласных АУО __________________________________

Слоговое сочетание НА – ПА – ТА _________  КА – МА – НА __________

Оппозиционные слоги СА-ША-СА  __________ЖА-ША-ЖА  ___________

СА-ЦА-СА _________ЧА-ТЯ-ЧА ___________ ЛА-ЛЯ-ЛА _____________

Слова близкие по звучанию

мышка — мошка________________ сова — софа______________________

пашня — башня_________________ крот — грот______________________

Вывод____________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Тротуар ______________  Скворец ______________ Микстура ____________

Фотоаппарат ____ _______ Градусник ___________ Экскаватор  __________

Регулировщик руководит движением на перекрестке.____________________

Виолончелист укладывает инструмент в футляр ________________________

Вывод ____________________________________________________________

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Пассивный словарь: (показать по просьбе логопеда)

  1. Обобщения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт: военный, наземный, воздушный, водный)
  2. Понимание действий (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) ____________________________
  3. Понимание признаков (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом) ________________________________
  4. Дифференциация единственного и множественного существительных: рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши
  5. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце
  6. Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов: мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят.
  7. Дифференциация глаголов с различными приставками мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подходит к дому.
  8.  Понимание отдельных предложений и связной речи: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.
  9. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под) ___________________________
  10. Понимание текста сказки «Теремок»__________________________
Читайте также:  Показатель развития ребенка на фэмп

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)__________________________________________________________________________________________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________

__________________________________________________________________

Сила голоса_______________________________________________________

Модуляция голоса _________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________

Ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)______________

Употребление основных видов интонации______________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Активный словарь

1.Имена существительные (назвать 4 – 5 имен сущ. по предложенным темам)

Ягоды _________________________________________________________

Насекомые ______________________________________________________

Животные_______________________________________________________

Транспорт ______________________________________________________

Назвать части тела и части предмета (по картинкам)

Локоть   _________________ манжета_____________________

ладонь_______________________ петля для пуговицы_________________

затылок______________________ фары _____________________________

висок________________________ мотор____________________________

Назвать обобщающим словом предметы и объекты, изображенные на картинке.  Клубника, смородина, черника ____________ Муха, комар, бабочка __________ Кошка, собака, корова _______________ Самолет, автобус, машина ________________

Подобрать антонимы (слова «наоборот»): Друг   _________ добро_________ горячий__________ Горе_____________ Легкий ________ длинный ___________ Давать__________ поднимать___________

2. Глаголы (ответить на вопросы по картинкам) Ворона каркает.

А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет)______  А как подает голос лошадь? (Ржет)______А как подает голос овца? (Блеет) ____ Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)___А что делает продавец? (Продает)__________ А что делает маляр? (Красит)_________А что делает швея? (Шьет)  _____________

3. Имена прилагательные (назвать предъявленные цвета) красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, белый, черный, серый, коричневый _______________________________

Назвать форму: руль какой? (круглый), окно какое? (квадратное), флажок какой? (треугольный), слива какая? (овальная), печенье какое? (прямоугольное).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  1. Множественное число существительных Глаз — глаза        

Лист ____________ стул  __________ дерево __________ пень __________ воробей ________________

2.Употребление имен существительных в косвенных падежах (ответить на вопрос по картинкам): малыш держит что? ___________ Малыш тянется к чему? ____________ Папа кормит кого? ______________ Мама играет с кем? _________ Мама заботится о ком? __________

3.Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Фиолетовый колокольчик_____________

Серая ворона___________________  Розовое платье________________

Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)_________

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений); одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой_____

Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой  _____________

Навыки работы с карандашом:умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека ____________________________

Манипуляции с предметами:умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата ___________________________

Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений точность выполнения, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок) выполнение упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос ___________________

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка) ___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) _____________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой) _________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) __________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _____________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия кончика языка)______________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) __________________________________

4. Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Где лежит мяч? (Под столом) _____________________

Где летает бабочка? (Над цветком)__________________________

Откуда вылетает птичка? (Из клетки)_______________________

Откуда упало яблоко? (С дерева)_____________________

5.Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Два пня _____________________ Пять пней________________

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка выготский конспект

Два воробья _________________ пять воробьев _____________

Две шали ___________________ Пять шалей________________

Два ведра ____________________ пять ведер ________________

Два мяча ____________________ пять мячей ________________

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

Палец – пальчик ______________        изба — избушка ___________________

Крыльцо – крылечко  _____________      кресло — креслице________________

7. Образование названий детенышей животных:

У медведицы ___________________ у барсучихи _______________________

У бобрихи ____________________ у собаки ____________________________

У коровы _____________________ у лошади ___________________________

8.Образование относительных прилагательных:

Стол из дерева (какой?) — деревянный

Аквариум из стекла (какой?) _________________________________________

Крыша из соломы (какая?)___________________________________________

Стена из кирпича (какая?)___________________________________________

Шапка из меха (какая?)______________________________________________

Носки из шерсти (какие?)____________________________________________

Сапоги из резины (какие?)___________________________________________

Крепость из снега (какая?) __________________________________________

Лопатка из металла (какая?)__________________________________________

Сок из яблок (какой?) _______________________________________________

10.Образование притяжательных прилагательных:

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Туфли мамы (чьи?)______________ Усы кошки (чьи?)__________________

Хвост лисы (чей?)______________ Берлога медведя (чья?)_______________

Гребень петуха (чей?)_______________________________________________

11.Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает     мальчик?» по картинкам):

Мальчик выходит из дома. __________________________________________

Мальчик подходит к дому.   ______________________________________

Мальчик переходит улицу.________________________________________ Мальчик перешел мост.   ____________________________________________

Мальчик входит в дом. _____________________________________________

12.Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по  картинкам):

Девочка строит домик.  _____________________________________________ Девочка построила домик.  __________________________________________

Мальчик красит самолет. ____________________________________________

Мальчик покрасил самолет. _________________________________________

  Вывод___________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Выделение начального согласного из слов:___________________________

МОСТ, ПОЛ, ВОДА, КОТ, БАНКА, ТАПКИ, НОС, ФАРТУК, ГОД, ХЛЕБ

         Определение последовательности звуков в слове:

Кот   _________________________   вата_______________________________

Дом _________________________ дубы________________________________

Определение количества звуков в словах:

Бык _________________________   вата________________________________

Дом _________________________  банан ______________________________

СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

              Составление рассказа по серии картинок:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Источник

Форма № 2

Форма № 2

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

«27» июля 2010 г.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «13» марта2018г.

Фамилия, имя ребенка Тащилин Кирилл  Возраст 4 года

Родители  (законные представители) Тащилина Екатерина Александровна

1.Общие представления ребенка об окружающем мире 

Обеднённые представления об окружающем мире;

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий («Строитель»-«Человек строит»). Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов («пять пальцо/в» — пять па/льцев)

Системная организация словаря (ассоциативные связи)

Системная организация словаря находится на уровне установления первичных звуковых («матрёшка,-кошка, окошко»-«матрёшка- «вон стоит», ситуативных («корова-молоко, бабушка, деревня»- «коза- «с рогами», «ме»); понятийных обусловленных связей («собака-домашнее животное, друг человека»- «кошка- «мяукает». В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне («стрелки»-«часы»). Ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Не знает названий цвета предмета, его формы, размера

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции    

Уровень сформированности грамматической компетенции ниже возрастной нормы.

Словоизменительные навыки и умения

В речи наблюдается словоизменительные ошибки. Пропуски предлогов («Девоцька подосла столу»), Согласовании частей речи («Коска вылезла под шкаф», «Безали два собаки»)

Словообразовательные навыки и умения.

В речи наблюдается трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей. (Назови человека, который водит машину. Вместо «шофёр»-«дядя»). Не всегда называет глаголы («вымыли пол» вместо «вымыли»- «он мокрый»). Затрудняется при образовании уменьшительно-ласкательных прилагательных (локоть- локоток «локтик», ведро –ведёрко «вёдресько»).

Синтаксические навыки и умения  

 В речи наблюдаются затруднения при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью. Преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказе предложенного текста затрудняется в построении предложения . (Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. «Илюса лыбалка посёл. Земя цельвяки копал посёл лецка»)

2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Не соответствует возрастной норме. Наблюдается недифференцированное произнесение свистящих и шипящих звуков, замена звука «ш» на «сь». Замена звуков («..покатаюся, поваляюся по косточкам, по рёбрышкам..» (отрывок из речи Бабы Яги)-«..поттаюся,  повайяюся тостоцкам, лёбыскам»).

Состояние фонематического слуха

Не сформирован: наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных. Звук «с», «ш» заменяет на «сь», звук «ч» на «ць» (чашка- «цяська», шляпа-«сяпа»).

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза  

Нарушена: пропуски количества слогов при повторении слова за логопедом. Перестановка и замена звуков в слоге слова. Сокращение при стечении согласных в слове. (земля-«зеля», змея»-«зея»)

Читайте также:  Развитие ребенка к 4 месяцам если он родился раньше срока

Звукопроизношение

Нарушено. Мягкий звук «с», заменяет звук «с» («сяпоги»), «ш» («сюба» вместо шуба), «щ» («сетка» вместо щетка); замена группы звуков более простыми по артикуляции. В разных словах отмечается замена одного и того же звука. (изолированно звук произносит верно)

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

н

н’

м

м’

j

1

 +

 +

 +

 +

 +

2

 +

 +

 +

 +

3

 +

 +

 +

 +

т

т’

д

д’

к

к’

г

г’

х

х’

в

в’

ф

ф’

а

о

у

ы

э

и

1

2

3

1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи

Просодическое оформление речи

Нарушено; речь интонационно не выразительна: Голос во время произнесения тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных или других персонажей). Ослаблен речевой выдох.

Темп речи ускорен.

Ритм речи нарушен: ускоренное произношение слов, слогов и звуков. Незначительное спотыкание.

2.4. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста

Понимает только основную информацию текста.

Продуцирование текста

Не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации; рассказ не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта частично; нарушена связность и логичность изложения.

 При воспроизведении текста неправильно группирует предложения по смыслу. Возвращается к уже сказанному. Из 4-х предложенных картинок затрудняется сложить их в смысловой последовательности. Испытывает затруднения даже при наводящих вопросах.

Репродуцирование текста  

Не может воспроизвести текст, воспринятый на слух; сюжетная линия нарушена; не сохраняет лексику оригинала.

3. Состояние речевого аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата  

Отсутствуют передние верхние зубы аномалии языка (макроглоссия); аномалий уздечек верхней и нижней губы и языка не наблюдаются; расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба не наблюдается, деформации челюсти нет, несмыкание губ.

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата  

Отмечается неточность в выполнении заданий, не полный объём, неточность, синкинезии. Тонус мышц губ, дистоничен. нарушение функций мускулатуры языка 6 тонус мышц языка  (атония). Мягкое нёбо малоподвижное. 

Вегетативные расстройства : гиперсаливация (усиливающаяся в процессе речи), затруднение жевания твёрдой пищи.

3.3. Речевое дыхание и голосообразование

Нарушение ритма речевого дыхания. Дыхание поверхностное, верхнерёберного типа. Выдох укорочен, вдох неглубокий Голос тихий, писклявый. Наблюдается повышенная утомляемость. 

4. Двигательное развитие

4.1. Основные двигательные навыки и состояние координаторной сферы

(Основные двигательные навыки  сформированы недостаточно;

Наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы, нарушения  тонуса: дистония.

4.2. Моторные функции кистей и пальцев рук

(наблюдаются диспраксические  расстройства :конструктивной деятельности ( не умеет пользоваться ножницами, плохо владеет ложкой);артикуляционного аппарата (оральная  диспраксия (плохо расставляет слова в нужном порядке)). Графомоторная диспраксия (карандаш во время рисования удерживает неправильно, не ловко владеет навыками рисования.

5. Психологическая база речи

5.1. Вербальная память  

объём вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации : наблюдаются  трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации..

5.2. Речевое внимание  

Не сформировано;

Наблюдаются трудности концетрации и распределения внимания при работе с вербальным материалом

5.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)

Инертность, неустойчивость мыслительной деятельности. Непонимание смысла поговорок и загадок. (Какого предмета не хватает на картинке. Почему ты так думаешь?).

6. Дополнительная информация

6.1. Особенности раннего речевого развития.  Первая речь в 3 года 6-7 месяцев (лепетание)

6.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Наблюдается скудный словарный запас у матери с большим количеством употребляемых диалектов. Некоммуникативность,

6.3. Особенности речевого поведения  

Пассивность. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивнойРаботоспособность снижена. 

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) В норме.

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях: отсутствуют

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: общее недоразвитие речи III с дизартрическим компонентом.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • рекомендуется консультация у специалистов
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков речевого развития, избегать перегрузок, рекомендуется обучение в специальной коррекционной организации, коррекционной группе (занятия с логопедом)
  • систематизация умения и навыков;
  • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес, создание ситуации “успеха”;

  единство требований к ребенку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.

Логопед Короткова М.Б.

Источник