Карта развития ребенка с онр
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________
Дом. телефон ______________ сот.: ________________________________
Откуда прибыл _________________________________________________
Дата поступления в группу _______________________________________
Дата обследования ______________________________________________
Сведения о родителях:
Мать ____________________________________________________________
(ФИО, возраст на момент рождения ребенка)
Отец ____________________________________________________________
(ФИО, возраст на момент рождения ребенка)
Национальный язык ________________ Двуязычие ______________________
Анамнез со слов матери
Беременность ___________ Роды _______________
Протекание беременности: угроза выкидыша; токсикоз I пол. II пол. беременности; заболевание матери (травмы, интоксикация, ОРВИ, грипп, краснуха) _________________________________________________________
__________________________________________________________________
нужное подчеркнуть
Протекание родов: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение затяжные, ОАА, _______________________
__________________________________________________________________
стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ______________
__________________________________________________________________
закричал сразу, асфиксия (белая, синяя), обвитие пуповиной _____________
__________________________________________________________________
резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость ___________
mt _________ рост __________ выписали на ___ день, дополнительное пребывание в роддоме, причины _____________________________________
Перенесенные заболевания: до 1 месяца _______________________________
__________________________________________________________________
после года ________________________________________________________
__________________________________________________________________
до 3 лет __________________________________________________________
__________________________________________________________________
КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ
Невролог _______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Отоларинголог _____________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Психиатр_______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от _____________ протокол №______________________
принят в логопедическую группу на срок____________________________
Заключение ПМПК ______________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Решением ПМПК от_________________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом_________________________________
______________________________________________ __________________ на срок __________________________________________________________
МБДОУ «Детский сад №2» с. Черниговка
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ребенка с общим недоразвитием речи 6 лет
_______________________________________
(фамилия, имя ребенка)
________________________________________
(группа, год обучения)
Составитель: Федчун И.В.
учитель-логопед МБДОУ ДС №2
с. Черниговка, Приморский края
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) _________________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) __________________________
Ползает с (в норме: 6 – 7 мес.) _______________________
Стоит с (в норме: с 10 – 11 мес.) ______________________
Ходит с (в норме: с 11 – 12 мес.) ______________________
Узнает близких с (в норме: с 2,5 – 3 мес.) _______________
Первые зубы появились в (в норме: в 6 – 8 мес.) _________
Кол-во зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х месс.) ____________________________________
Лепет в (в норме: с 4 – 6 мес.) _____________________________________
Первые слова в (в норме: 1 – 1г 2 мес.) ______________________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2х лет) __________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ________________
_______________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ________________
_______________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту ________________________
_______________________________________________________________
Занимались ли с логопедом _______________________________________
Результаты занятий с логопедом ___________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) _______________________________
Адекватность эмоциональных реакций _____________________________
Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или
эмоциональная стабильность) __________________________________
Слух ___________, внимание __________________________, работоспособность ______________________________________________
Общее развитие ребенка
Понятие о времени года, признаки _________________________________
Счет в пределах_________ 4 лишний –I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.
Состояние звукопроизношения
С | С’ | З | З’ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ | Р | Р’ |
К | Г | Х | Й | Б | П | В | Д | Ф | Ы | Т | М | Н |
Всего нарушено звуков _________________________________________
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Сочетание гласных АУО __________________________________
Слоговое сочетание НА – ПА – ТА _________ КА – МА – НА __________
Оппозиционные слоги СА-ША-СА __________ЖА-ША-ЖА ___________
СА-ЦА-СА _________ЧА-ТЯ-ЧА ___________ ЛА-ЛЯ-ЛА _____________
Слова близкие по звучанию
мышка — мошка________________ сова — софа______________________
пашня — башня_________________ крот — грот______________________
Вывод____________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Тротуар ______________ Скворец ______________ Микстура ____________
Фотоаппарат ____ _______ Градусник ___________ Экскаватор __________
Регулировщик руководит движением на перекрестке.____________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр ________________________
Вывод ____________________________________________________________
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Пассивный словарь: (показать по просьбе логопеда)
- Обобщения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт: военный, наземный, воздушный, водный)
- Понимание действий (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) ____________________________
- Понимание признаков (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом) ________________________________
- Дифференциация единственного и множественного существительных: рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце
- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов: мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят.
- Дифференциация глаголов с различными приставками мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подходит к дому.
- Понимание отдельных предложений и связной речи: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под) ___________________________
- Понимание текста сказки «Теремок»__________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)__________________________________________________________________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________
__________________________________________________________________
Сила голоса_______________________________________________________
Модуляция голоса _________________________________________________
Особенности динамической стороны речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)______________
Употребление основных видов интонации______________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активный словарь
1.Имена существительные (назвать 4 – 5 имен сущ. по предложенным темам)
Ягоды _________________________________________________________
Насекомые ______________________________________________________
Животные_______________________________________________________
Транспорт ______________________________________________________
Назвать части тела и части предмета (по картинкам)
Локоть _________________ манжета_____________________
ладонь_______________________ петля для пуговицы_________________
затылок______________________ фары _____________________________
висок________________________ мотор____________________________
Назвать обобщающим словом предметы и объекты, изображенные на картинке. Клубника, смородина, черника ____________ Муха, комар, бабочка __________ Кошка, собака, корова _______________ Самолет, автобус, машина ________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»): Друг _________ добро_________ горячий__________ Горе_____________ Легкий ________ длинный ___________ Давать__________ поднимать___________
2. Глаголы (ответить на вопросы по картинкам) Ворона каркает.
А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет)______ А как подает голос лошадь? (Ржет)______А как подает голос овца? (Блеет) ____ Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)___А что делает продавец? (Продает)__________ А что делает маляр? (Красит)_________А что делает швея? (Шьет) _____________
3. Имена прилагательные (назвать предъявленные цвета) красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, белый, черный, серый, коричневый _______________________________
Назвать форму: руль какой? (круглый), окно какое? (квадратное), флажок какой? (треугольный), слива какая? (овальная), печенье какое? (прямоугольное).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Множественное число существительных Глаз — глаза
Лист ____________ стул __________ дерево __________ пень __________ воробей ________________
2.Употребление имен существительных в косвенных падежах (ответить на вопрос по картинкам): малыш держит что? ___________ Малыш тянется к чему? ____________ Папа кормит кого? ______________ Мама играет с кем? _________ Мама заботится о ком? __________
3.Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Фиолетовый колокольчик_____________
Серая ворона___________________ Розовое платье________________
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)_________
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений); одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой_____
Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой _____________
Навыки работы с карандашом:умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека ____________________________
Манипуляции с предметами:умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата ___________________________
Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений точность выполнения, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок) выполнение упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос ___________________
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка) ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) _____________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой) _________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) __________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _____________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия кончика языка)______________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) __________________________________
4. Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Где лежит мяч? (Под столом) _____________________
Где летает бабочка? (Над цветком)__________________________
Откуда вылетает птичка? (Из клетки)_______________________
Откуда упало яблоко? (С дерева)_____________________
5.Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
Два пня _____________________ Пять пней________________
Два воробья _________________ пять воробьев _____________
Две шали ___________________ Пять шалей________________
Два ведра ____________________ пять ведер ________________
Два мяча ____________________ пять мячей ________________
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
Палец – пальчик ______________ изба — избушка ___________________
Крыльцо – крылечко _____________ кресло — креслице________________
7. Образование названий детенышей животных:
У медведицы ___________________ у барсучихи _______________________
У бобрихи ____________________ у собаки ____________________________
У коровы _____________________ у лошади ___________________________
8.Образование относительных прилагательных:
Стол из дерева (какой?) — деревянный
Аквариум из стекла (какой?) _________________________________________
Крыша из соломы (какая?)___________________________________________
Стена из кирпича (какая?)___________________________________________
Шапка из меха (какая?)______________________________________________
Носки из шерсти (какие?)____________________________________________
Сапоги из резины (какие?)___________________________________________
Крепость из снега (какая?) __________________________________________
Лопатка из металла (какая?)__________________________________________
Сок из яблок (какой?) _______________________________________________
10.Образование притяжательных прилагательных:
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины
Туфли мамы (чьи?)______________ Усы кошки (чьи?)__________________
Хвост лисы (чей?)______________ Берлога медведя (чья?)_______________
Гребень петуха (чей?)_______________________________________________
11.Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):
Мальчик выходит из дома. __________________________________________
Мальчик подходит к дому. ______________________________________
Мальчик переходит улицу.________________________________________ Мальчик перешел мост. ____________________________________________
Мальчик входит в дом. _____________________________________________
12.Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
Девочка строит домик. _____________________________________________ Девочка построила домик. __________________________________________
Мальчик красит самолет. ____________________________________________
Мальчик покрасил самолет. _________________________________________
Вывод___________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Выделение начального согласного из слов:___________________________
МОСТ, ПОЛ, ВОДА, КОТ, БАНКА, ТАПКИ, НОС, ФАРТУК, ГОД, ХЛЕБ
Определение последовательности звуков в слове:
Кот _________________________ вата_______________________________
Дом _________________________ дубы________________________________
Определение количества звуков в словах:
Бык _________________________ вата________________________________
Дом _________________________ банан ______________________________
СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа по серии картинок:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Источник
Форма № 2
Форма № 2
Утверждено Департаментом
образования г. Москвы
«27» июля 2010 г.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «13» марта2018г.
Фамилия, имя ребенка Тащилин Кирилл Возраст 4 года
Родители (законные представители) Тащилина Екатерина Александровна
1.Общие представления ребенка об окружающем мире
Обеднённые представления об окружающем мире;
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий («Строитель»-«Человек строит»). Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов («пять пальцо/в» — пять па/льцев)
Системная организация словаря (ассоциативные связи)
Системная организация словаря находится на уровне установления первичных звуковых («матрёшка,-кошка, окошко»-«матрёшка- «вон стоит», ситуативных («корова-молоко, бабушка, деревня»- «коза- «с рогами», «ме»); понятийных обусловленных связей («собака-домашнее животное, друг человека»- «кошка- «мяукает». В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне («стрелки»-«часы»). Ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Не знает названий цвета предмета, его формы, размера
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Уровень сформированности грамматической компетенции ниже возрастной нормы.
Словоизменительные навыки и умения
В речи наблюдается словоизменительные ошибки. Пропуски предлогов («Девоцька подосла столу»), Согласовании частей речи («Коска вылезла под шкаф», «Безали два собаки»)
Словообразовательные навыки и умения.
В речи наблюдается трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей. (Назови человека, который водит машину. Вместо «шофёр»-«дядя»). Не всегда называет глаголы («вымыли пол» вместо «вымыли»- «он мокрый»). Затрудняется при образовании уменьшительно-ласкательных прилагательных (локоть- локоток «локтик», ведро –ведёрко «вёдресько»).
Синтаксические навыки и умения
В речи наблюдаются затруднения при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью. Преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказе предложенного текста затрудняется в построении предложения . (Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. «Илюса лыбалка посёл. Земя цельвяки копал посёл лецка»)
2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
Не соответствует возрастной норме. Наблюдается недифференцированное произнесение свистящих и шипящих звуков, замена звука «ш» на «сь». Замена звуков («..покатаюся, поваляюся по косточкам, по рёбрышкам..» (отрывок из речи Бабы Яги)-«..поттаюся, повайяюся тостоцкам, лёбыскам»).
Состояние фонематического слуха
Не сформирован: наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных. Звук «с», «ш» заменяет на «сь», звук «ч» на «ць» (чашка- «цяська», шляпа-«сяпа»).
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза
Нарушена: пропуски количества слогов при повторении слова за логопедом. Перестановка и замена звуков в слоге слова. Сокращение при стечении согласных в слове. (земля-«зеля», змея»-«зея»)
Звукопроизношение
Нарушено. Мягкий звук «с», заменяет звук «с» («сяпоги»), «ш» («сюба» вместо шуба), «щ» («сетка» вместо щетка); замена группы звуков более простыми по артикуляции. В разных словах отмечается замена одного и того же звука. (изолированно звук произносит верно)
с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j | |||
1 | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
2 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
3 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
т | т’ | д | д’ | к | к’ | г | г’ | х | х’ | в | в’ | ф | ф’ | а | о | у | ы | э | и | |
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 |
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи
Просодическое оформление речи
Нарушено; речь интонационно не выразительна: Голос во время произнесения тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных или других персонажей). Ослаблен речевой выдох.
Темп речи ускорен.
Ритм речи нарушен: ускоренное произношение слов, слогов и звуков. Незначительное спотыкание.
2.4. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста
Понимает только основную информацию текста.
Продуцирование текста
Не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации; рассказ не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта частично; нарушена связность и логичность изложения.
При воспроизведении текста неправильно группирует предложения по смыслу. Возвращается к уже сказанному. Из 4-х предложенных картинок затрудняется сложить их в смысловой последовательности. Испытывает затруднения даже при наводящих вопросах.
Репродуцирование текста
Не может воспроизвести текст, воспринятый на слух; сюжетная линия нарушена; не сохраняет лексику оригинала.
3. Состояние речевого аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата
Отсутствуют передние верхние зубы аномалии языка (макроглоссия); аномалий уздечек верхней и нижней губы и языка не наблюдаются; расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба не наблюдается, деформации челюсти нет, несмыкание губ.
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата
Отмечается неточность в выполнении заданий, не полный объём, неточность, синкинезии. Тонус мышц губ, дистоничен. нарушение функций мускулатуры языка 6 тонус мышц языка (атония). Мягкое нёбо малоподвижное.
Вегетативные расстройства : гиперсаливация (усиливающаяся в процессе речи), затруднение жевания твёрдой пищи.
3.3. Речевое дыхание и голосообразование
Нарушение ритма речевого дыхания. Дыхание поверхностное, верхнерёберного типа. Выдох укорочен, вдох неглубокий Голос тихий, писклявый. Наблюдается повышенная утомляемость.
4. Двигательное развитие
4.1. Основные двигательные навыки и состояние координаторной сферы
(Основные двигательные навыки сформированы недостаточно;
Наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы, нарушения тонуса: дистония.
4.2. Моторные функции кистей и пальцев рук
(наблюдаются диспраксические расстройства :конструктивной деятельности ( не умеет пользоваться ножницами, плохо владеет ложкой);артикуляционного аппарата (оральная диспраксия (плохо расставляет слова в нужном порядке)). Графомоторная диспраксия (карандаш во время рисования удерживает неправильно, не ловко владеет навыками рисования.
5. Психологическая база речи
5.1. Вербальная память
объём вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации : наблюдаются трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации..
5.2. Речевое внимание
Не сформировано;
Наблюдаются трудности концетрации и распределения внимания при работе с вербальным материалом
5.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)
Инертность, неустойчивость мыслительной деятельности. Непонимание смысла поговорок и загадок. (Какого предмета не хватает на картинке. Почему ты так думаешь?).
6. Дополнительная информация
6.1. Особенности раннего речевого развития. Первая речь в 3 года 6-7 месяцев (лепетание)
6.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Наблюдается скудный словарный запас у матери с большим количеством употребляемых диалектов. Некоммуникативность,
6.3. Особенности речевого поведения
Пассивность. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивнойРаботоспособность снижена.
6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) В норме.
6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях: отсутствуют
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: общее недоразвитие речи III с дизартрическим компонентом.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- рекомендуется консультация у специалистов
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых
- в целях компенсации и выравнивания недостатков речевого развития, избегать перегрузок, рекомендуется обучение в специальной коррекционной организации, коррекционной группе (занятия с логопедом)
- систематизация умения и навыков;
- для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес, создание ситуации “успеха”;
единство требований к ребенку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.
Логопед Короткова М.Б.
Источник