Среда развития ребенка своими руками

Среда развития ребенка своими руками thumbnail

Елена Симонова
Развивающая среда своими руками — сделано с любовью

Развивающая среда своими руками — сделано с любовьюСреда развития ребенка своими руками

дравствуйте, хочу поделиться с вами своими маленькими достижениями. Заканчивается учебный год, малыши мои подросли, стали увереннее в себе, активнее,любознательнее. Младший дошкольный возраст — чудесный период, детки как чистая книга и мы наполняем их жизнь как книгу содержанием, знаниями, опытом. Опять горят глазки, опять вопросы, опять эта ненасытная жажда знаний.. Сейчас много разговоров про предметно-развивающую среду, много статей и консультаций и всё регулирующий ФГОС. Почитала я, понаблюдала за своими детьми и взялась за дело. Развивающая среда — своими руками. Потому, что интересно самой творить, потому, что детям мои поделки нравятся больше чем покупные (но и их у меня не мало, потому, что. да вообще — интересно и все! Постоянно просеивая интернет, нахожу новые идеи. Что-то беру сразу, что-то приходится адаптировать для слабовидящих детей, что -то сама придумываю, что-то переделываю по-своему, беря только идею. Делюсь с вами, может кому-то пригодится.

Среда развития ребенка своими руками

Это мои детки. Все имеют различные патологии зрения, некоторые практически не видят, поэтому развивающая среда должна быть яркой и осязательной. Развитие мелкой моторики, перцептивного восприятия, воображения, мышления, логики,сенсорики и т. д. — нет ничего НЕ ВАЖНОГО!

Среда развития ребенка своими руками

Это наша «Ферма». Делала сама. Использовала покупные фигурки животных и птиц, коробка из под мебели обтянута клеёнкой и яркими тканями. Есть на ней пастбище на котором пасутся животные и их детёныши, есть огород на котором растут овощи и фрукты, есть озеро с растениями и водными обитателями, есть домик фермера и собаки, которые его охраняют. Все материалы имеют свою структурную поверхность (например «земля» на огороде из обивочной ткани черного цвета крупные рубчики из ворсинок, очень похожие на грядки).Растения на огород подбирала долго, никак по размеру и фактуре не могла подобрать. Выход нашелся, фигурные разноцветные ластики. Из них же и продукты на столе у фермера.

Среда развития ребенка своими руками

Используем их не только на ферме, но и в других играх.

Среда развития ребенка своими руками

Рядом с Фермой наш «ОГОРОДИК». Идея из интернета, исполнение своё. Каждый овощ — моя маленькая гордость. Дети обожают возиться в уголке природы. Материал постоянно пополняется и изменяется для поддержания интереса детей.

Уголок сенсорный. Тут воля для фантазии воспитателя. У меня чудесные неравнодушные родители. Девиз — «НЕСЁМ ВСЕ В САД — ЧТО НЕ НУЖНО,САМИ ВЫБРОСИМ» работает на все 100%.

Среда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими руками

Родителям только идею подай, молодцы они у нас.

Получается примерно так:

Среда развития ребенка своими руками

У нас много игр с прищепками.

Среда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими руками

Дети очень любят игры с прищепками, осваиваем пока азы, потом перейдем на более сложные задания. Если кто не знает, то это методика Р. Кандибура, она и в магазинах продается, но детям нравится в вольном исполнении.

Среда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими руками

Кто в домике живет? Развитие мелкой моторики и речи. Открыть яйцо не так и просто, а потом рассказать про того, кто живет в домике ещё нужно. Мир киндер-сюрпризов богат, а кого нет, добавляю сама.

Среда развития ребенка своими руками

Сенсорные коробочки, постоянно пополняются. Их у нас несколько видов, эта — с крупными киндкрами разного цвета и формы, дополнена другими игрушками на закрепление цвета и формы.

Среда развития ребенка своими руками

Эта наполняется различными предметиками разного цвета, формы, вида. Мы называем её «Коробочка с хухоряшками» откуда взялось это слово -«ХУХОРЯШКИ»уже никто не помнит, но оно прижилось и нравится детям.

Среда развития ребенка своими руками

Ещё и такие «хухоряшки»: вертушки из киндеров (крутим пальчиками и как дыхательное упражнение) и разноцветные резиночки (для развития моторики).

Среда развития ребенка своими руками

А вот эти замечательные мячики мы используем для массажа ручек перед лепкой и просто для массажа, да ещё и координацию движения рук развивают хорошо. Первое время так и норовили убежать из ладошек, а теперь «послушные стали».Не встречала нигде такого использования этих мячиков) тешу себя мыслью, что придумала сама)

Среда развития ребенка своими руками

Мягкие разноцветные шарики — основа сухих аппликаций и как игровой материал незаменимы.

Среда развития ребенка своими руками

ПИН_ПОНГ — нашла в интернете, ориентировка и цветовосприятие, очень нравится деткам.

Среда развития ребенка своими руками

Чудесный мешочек сшила сама и аппликацию сделала. Детям нравится очень.

Среда развития ребенка своими руками

В комплект к нему входят тактильные кружки — парочки из разных материалов, дети на ощупь находят пару для заданного образца (идея из просторов интернета, только сделала я кружки не на металлических крышках, а на пластмассовых, они приятнее для детей.

Среда развития ребенка своими руками

Бусы — о них говорить много не буду, все знают задания на нанизывание бусинок, скажу только, что все магазины и киоски в округе «просеяны» на предмет красивых крупных бусинок (много их на резиночках для волос).

Среда развития ребенка своими руками

Ну и всем известный «Крышкоград»

Среда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими руками

А эта одна из последних — из ведерка для майонеза, тоже идея из интернета, «В гостях у паучка». Можно крышечки прикручивать, а можно плести паутинку через дырочки в ведерке и в крышечке, очень нравится детям.

Среда развития ребенка своими руками

Осваиваю крючок, взялась за пальчиковый театр. Первый опыт- не судите строго, особенно мне моя Муха-Горюха из сказки «Рукавичка» нравится.

Среда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими руками

игра «Найди бабочке крылышко». Взяла хорошую идею, все аппликации и подобного рода игры на складывание целого из частей делать на магнитах. Очень удобно,особенно в работе со слабовидящими детьми, не съезжает и не сбивается картинка, ребенку легче правиться с заданием.

В общем вот такой набор получился

Среда развития ребенка своими руками

Каждая игра проходит строгий контроль моего сына, ему скоро 4 года, как раз возраст моих детей в группе. Если понравилось ему — смело несу в группу.

Среда развития ребенка своими руками

Раскладываем каждый шарик в свою баночку.

Среда развития ребенка своими руками

Собираем бусы. Дима сам без подсказки разделил бусинки по видам и нанизал их на отдельные веревочки.

Обо всём за один раз не расскажешь, добавлю только несколько своих работ по оформлению группы.

Среда развития ребенка своими руками

Уголок сенсорики.

Среда развития ребенка своими руками

Книжный уголок. У нас группа называется «Попугайчики», отсюда и название уголка «Кешины книжки». Аппликации сделаны из листовой пенки, выкройки сделала по детским раскраскам.

Среда развития ребенка своими рукамиСреда развития ребенка своими руками

Встречают детей в группе вот такие попугайчики, сакуру купили, в магазинах сейчас много 3-Д картин.

Среда развития ребенка своими руками

А вы делали куколку Масленницу? У меня получилась вот такая.

Среда развития ребенка своими руками

Начинаем оформлять уголок поликультурного воспитания, пока в нем не много экспонатов, но уже есть настоящая хохлома, гжель и настоящие свистульки.

Среда развития ребенка своими руками

Стенгазета ко ДНЮ МАТЕРИ (к стати, после того как некоторые мамы получили «нагоняй от своих детей» за то, что не принесли своё фото, они клятвенно пообещали быть внимательнее к просьбам своих чад. Ещё одна форма работы с родителями,вам не кажется так же? ;

Ну вот на сегодня и все. Если кому-то пригодится материал, буду рада.

Источник

Оксана Цыганова
Развивающая среда своими руками (консультация для воспитателей)

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятияи формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.  п. С помощью чувств ребёнок получает реальные представления об окружающей его жизни. Сенсорное воспитание никогда не потеряет своей актуальности, т. к. с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сензитивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5 с половиной лет.

Знания, полученные словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, для детей неясны и неотчётливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности, а значит, необходимо искать наиболее оптимальные пути для сенсорного развития детей.

Читайте также:  Нормы и отклонения в физическом развитии ребенка

Изучив обследования уровня развития детей по методикам, предложенным О. М. Дьяченко, Сысоевой, Е. А. Стребелевой, Забралиной, Боровик, для практической работы с детьми разработала диагностирование с помощью сенсорных уголков.

Сенсорные уголки могут быть использованы по-разному. Всё зависит от целей коррекционной работы, индивидуальных особенностей и возраста детей.

Играя в сенсорном уголке, ребёнок учится ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть основные цвета и два-три их оттенка, правильно определять геометрические фигуры, их размеры. Предлагаемые игры предназначены для диагностической работы с детьми 3 — 4 лет.

1. Уголок «Девочка в фартуке» — используется для диагностики умения различать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны предмета; для определения способности ребёнка соотносить, дифференцировать цвета и оттенки.

2. Уголок «Пуговица в шторах» — для выявления сформированности представлений о величине (размере); способности различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; сравнение одинаковых по форме и различных по величине предметов.

Оборудование: В уголке находятся пуговицы разного размера (большие, маленькие, средние, разного цвета, пришиты на шторы. Им соответствуют петли разного размера.

Процедура проведения. Ребёнок показывает маленькую (большую) пуговицу, находит одинаковые по величине, цвету или форме. Затем ребёнку предлагаю рассмотреть пуговицы и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Расстёгиваю пуговицы, а малыш сам их застёгивает и описывает цвет, форму, размер. Какие петли и почему он для них брал? Предлагаю ребёнку застегнуть пуговицы, одинаковые по цвету (размеру, форме).

3. Уголок «Сенсорная доска» — для выявления сформированности представлений о пространстве, умения ориентироваться, для развития элементов логического мышления.

Оборудование: Каждая сторона доски окрашена в определённый цвет. Цвета для покраски были выбраны по результатам обследования, которое показало, что чаще всего дети путают оранжевый и жёлтый цвета, синий и зелёный.

Процедура проведения. Предлагаю ребёнку рассмотреть доску и определить цвета её частей. Найти картинку с изображением такого же цвета, как и часть доски, к которой ребёнок подошёл. Например, поместить апельсин в нижнем левом углу, в верхнем правом углу. Провожу игры «Четвёртый лишний», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?»

4. Уголок «Клубочки» — для развития мелкой моторики, подборе предметов по цвету, формирования представлений о длине.

Оборудование:Подобраны три клубка ниток разного цвета и качества: шерстяные, пуховые, синтетические.

Процедура проведения. Снимаю клубочки с окошек домиков, разматываю их, прошу ребёнка смотать белый (сиреневый, тёмный) клубок и найти для каждого клубка домик такого же цвета. Потрогать нитки. Какие они? (Шерстяные, колючие, мягкие, приятные на ощупь и т.  д.)

Рассказываю сказку о разных вещах, сделанных из ниток. Прошу взять в руки жёлтый клубок и сказать, какого цвета (формы, качества) клубок. Ребёнок должен размотать клубок так, чтобы получить длинную (короткую) нитку; успеть смотать клубок, пока не закончится музыка.

5. Уголок «Цветочная поляна» выполнен из бросового материала (цветных пробок от пластмассовых бутылок, которые нужно вкрутить, подобрав соответствующий цвет кольца).

Источник

Как создать развивающую среду дома?Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.

Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.

Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.

Содержание:

  • Что такое развивающая среда
  • Как создать развивающую среду
  • Развивающее общение
  • Развивающий образ жизни
  • Самое важное при создании развивающей среды

Среда развития ребенка своими руками

Что такое развивающая среда и зачем она нужна?

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.

Зачем же это нужно?

Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.

У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.

Как создать развивающую среду дома?

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное. Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка.

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома. Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Как создать развивающую среду?

Запрещайте только то, что действительно может навредить ребенку. Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту. Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).

Чтобы ребенок полюбил книги, их нужно правильно выбирать и правильно читать.

Плакаты на стенах, карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Создание развивающей среды дома

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию. Здесь поможет домашний спорткомплекс, различные спортивные снаряды.

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность.

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Развивающая среда и самостоятельность

Однако если ребенок не стремится делать все сам, я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития. Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем, что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты. «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.

Читайте также:  Создание окружающей среды для речевого развития ребенка

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе.

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне. А как полезно общение с домашними животными!

Развивающая среда - дача

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку: детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам.

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем.

Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания.

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.

Самое важное о развивающей среде

Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:

Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.

Комплексное развитие

В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.

Не впадайте в крайности

Во всем хороша мера. Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.

По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем.

Не зацикливайтесь на развитии

Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.

Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают. Ваша задача – немного обогатить среду.

Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».

Не усложняйте себе жизнь

Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.

И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.

Вас может заинтересовать:

  • Создание развивающей среды. Наш опыт
  • Безопасная среда для ребенка. Как сделать квартиру безопасной?

Источник

Ольга Новоселова
Как создать развивающую среду дома

Как создать развивающую среду дома

Для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить малыша такой обстановкой и такой средой,которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность: приготовить кубики с буквами, азбуку на стене, бумагу и краски-карандаши для рисования, разнообразные карты и книги, спортивный инвентарь (кольца, турники, лесенки, канаты и пр., достать из ящика папины инструменты, строительные материалы (кубики и кирпичики, песок, измерительные приборы и многое другое, в общем, все то, что позволило бы значительно расширить мир ребенка.

Вы знаете, что происходит, если поместить самый обычный огурец в рассол? Правильно, он становится соленым. Точно также и с детьми. Конечно, даже если не задаваться целью создания развивающей среды, ребенок все равно будет развиваться. Разница лишь в том, что у ребенка, имеющего под руками больше стимульного материала, развитие будет идти гораздо более динамичней и разносторонней. Поэтому даже просто создав для ребенка развивающую среду и не особо сосредотачиваясь на специальных занятиях, вы уже активизируете процессы его творческого и интеллектуального развития.

Итак, давайте сначала пройдемся по конкретным идеям, а потом выведем общие закономерности о том, как организовать развивающую среду дома.

Дома и стены помогают.

Стены — один из самых удобных способов размещения информации Вот что пишут Никитины в книге «Мы и наши дети»:

«Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания «на всю жизнь» таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.»

Пока ваш карапузик маленький, стены лучше украшать крупными яркими картинками. Под картинками можно сделать подпись – название предмета, изображенного на картинке. Какие картинки можно размещать? Фотографии и картинки людей, растений, овощей-фруктов, животных, предметов домашнего быта и т. д. По мере роста малыша, картинки сменяются – можно повесить географические карты, карты животного и растительного мира, алфавит, цифры, геометрические фигуры, схему солнечной системы и т. д. Можно подписывать предметы интерьера словами, как это рекомендует Доман.

Основное достоинство подобного способа размещения информации — то, что она часто попадается ребенку на глаза и хорошо запоминается. Обратите внимание, что картинки обязательно должны быть большими – ребенок должен хорошо их видеть, не напрягая зрение. Картинки на стене можно закрепить английскими булавками, загоняя их по самую головку под обои или на скотч. Если у вас картинки формата А4, то удобно размещать картинки в мультифорах – приклеив ее один раз, вы потом просто можете периодически менять картинку.

Монтессори на кухне

Начинать работу по развитию мелкой моторики лучше с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики, а деткам постарше можно уже предлагать различные игры для развития мелкой моторики. И для этого необязательны покупные монтессори-материалы, так как огромное множество развивающих игр можно придумать с помощью подручных средств. И кухня в этом плане – настоящий клад!

Что можно делать?

o На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик, точки, волны и т. д.

o Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2 носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью — и пусть карапуз ищет парные носки.

o «Золушка». Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох, и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный.Игры с ситом: смешиваем рис и манку,показываем малышу зернышки риса и крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому поэкспериментировать.

Читайте также:  Вода для развития ребенка

o Ставим несколько емкостей (кастрюлек, больших чашек, в одну насыпаем крупу и даем ложку-поварешку – пусть пересыпает крупу туда-сюда.

o Берем емкость с узким горлышком и просовываем туда фасолинки, горох или рис. Можно взять пластмассовую банку из-под масла, наклеить на крышку рожицу, в месте рта сделать отверстие и «покормить» нарисованного человечка.

o «Сокровища». Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть карапуз их ищет.

oЭксплуатируем детский труд: учим солить. Насыпаем соли и показываем, как солить. Можно также играть с манкой или с песком в песочнице.

o Поролоновые губки, которыми моют посуду – отличный конструктор! Они хорошо скрепляются и позволяют построить самые различные башенки!

o Тесто — можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулетики, лепим куличики и печеньки. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом их раскрасить красками.

o И еще помогаем маме — приносим-подаем картошку, шелушим лук, наводим порядок в картофельных очистках, или устраиваем звуковое сопровождение,для чего юному музыканту потребуется несколько кастрюль и ложка:).

Для юных цветоводов

Расстилаем большую клеенку, чтобы потом было легче убрать последствия. Насыпаем земли или песок, ставим горшочки и даем в руки совочек или ложку – пусть насыпает. Керамзит – помыть и насыпать в сетчатый мешочек (в таких иногда продают фрукты или некоторые игрушки, например, трогаем и перекатываем в нем камешки. И, конечно, сыпем их в цветочные горшки. При желании можно посадить настоящий цветок.

Клей-ножницы-бумага!

Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и вперед!

Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем «гладкое-шершавое». Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного цвета для облегчения восприятия, клеим на один лист и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть круглое-квадратное-треугольное.Изучаем размер: вырезаем кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.

Тематические альбомы:

Набираем кучу старых журналов, идеально подойдут «Юный натуралист» и подобные тематические. Вырезаем из них картинки животных, цветов, овощей, фруктов и др. Обратите внимание, картинки обязательно должны быть целыми, дети пока еще не умеют дорисовывать в воображение «отрезанную» часть картинки. Картинки клеим в тематические альбомы, например, «люди», «фрукты», «Большой и маленький», «Дикие животные», «птицы». Название альбома напишите большими печатными буквами, и каждый раз, когда начинаете смотреть альбом, прочитывайте его название. Можно сделать подписи к самим картинкам. Для чего нужны такие альбомы? Для того, чтобы дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором он живет, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Для того, чтобы малыш понимал, что количество вещей может быть разным, что существуют хищные и домашние звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть и т. д.

Вместо альбома с нарисованными картинками или фотографиями можно сделать гербарий. Собранные листья положите между двумя листами бумаги или газеты и прогладьте утюгом. Готовые высушенные листочки можно разместить в кармашках обычного маленького фотоальбома, можно наклеить в бумажный альбом или на страницы большого магнитного фотоальбома.

Хорошо, если около каждого листика вы разместите название растения, которому лист принадлежит. Можно также попробовать найти изображение растения целиком, изображение его семян или плода (все это можно найти в учебнике по природоведению для начальных классов) и разместить эти картинки рядом с надписью (в большом альбоме) или на следующем развороте (в маленьком альбоме).

Делая альбом с листиками для малыша, старайтесь, чтобы каждый следующий лист был очень не похож на предыдущий, иначе малыш заскучает и не будет рассматривать ваши гербарии.

Спички детям – игрушка!

Со спичками тоже можно придумать множество игр. Например, ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д. Можно делать рельсы, выкладывать елочку, строить дорогу или «сруб». Чем аккуратнее и выше сруб, тем лучше. А еще их можно классно втыкать в пластилин, изображая ежика!

Пуговицы в интерьере

Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Самое простое упражнение — разложить их в разные отделения в соответствии с диаметром или цветом. Сначала дети каждый раз прикладывают пуговку к эталону, а потом научаются сортировать их на глаз.

Еще более интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках. Это занятие напоминает работу с мозаикой. Только стоимость такой мозаики несоизмерима с покупной.

Можно выкладывать рисунки: подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Из такой мозаики можно выложить снеговика, домик, мячик, бусы и т. д.

Функциональные застежки

Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев. Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.

Берем коврик или одеялко, на него нашиваем пуговицы. К нему прилагаем некоторый набор тканевых моделек с прорезями посередине, которые можно пристегнуть к пуговицам, например, цветы, рыбки, солнышко и облака, фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты животных).

Рамки с различными застежками относятся к классическим монтессори-материалам. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Застежки стоит сделать различные – пуговицы, замочек, на липучках, шнуровку. Дома можно прикрепить подобные рамки к ножкам небольшого стола-тумбы, или стула. Такой способ крепления переносит упражнения с застежками в новую плоскость — вертикальную, которая гораздо ближе к реальности.

Взломщики

Прекрасно подходят для развития мелкой моторики игры со всякими мелкими предметами, типа палочек, ключиков и т. п. Совать спицы в розетки мы, конечно, не будем, а вот ключи в замочные скважины — запросто! Пусть добрая мама выдаст ребенку связку ключей разного формата и размера — и пусть он мучается,подбирает:). Если есть старый замок с ключами или без — тоже можно отдать на растерзание карапузу, полезно познакомить с разными видами замков — навесные, внутренние, показать, как работают те и другие.

Как правильно использовать мусор?

Любые пластмассовые банки, бутылки, флаконы (от соусов, лимонадов, шампуней, кремов, майонезов и маргаринов) всех размеров, цветов и форм хорошо моем и отдаем карапузу. Их можно разворачивать-заворачивать, складывать одна в другую, изготавливать собственные погремушки – наполнить их разнообразными наполнителями (горох, бусинки, рис, манка и т. д.). Для изготовления погремушек лучше брать такие баночки, которые плотно закрываются или завинчиваются, чтобы не просыпалось содержимое.

Всякие коробочки – можно в самый маленький положить сокровище, и потом один в один спрятать коробочки, естественно, закрыть. Пусть дите открывает и ищет сокровище. Еще из коробочек можно строить башни,хотя такой конструк