Среда развития ребенка построение предметно развивающей среды

Лобанова Евгения Сергеевна
Построение предметно-развивающей среды

Лобанова Е. С., воспитатель ГБДОУ детский сад №39

Кировского района Санкт-Петербурга

Построение предметно — развивающей среды.

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ, специально отобранные и включенные в пространство жизни детей средства для реализации учебно-воспитательных целей.

Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает жизнь ребёнка в ДОУ.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, актуальным, индивидуальным к особенностям детского восприятия.

Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей с яркими картинками. Здесь же расположен информационный стенд для родителей с необходимой информацией по детскому саду и группе (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления, консультации и советы для родителей (информация регулярно меняется и соответствует возрасту детей); доска для детского творчества. Постоянно обновляется выставка детских работ; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий. Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома.

Все оборудование группового пространства безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами-заместителями. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе имеется «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка.Здесь имеются: мягкий диван c подушками, семейные альбомы, игрушки «антистресс». Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, в группе организован центр природы, в котором дети могут наблюдать за растениями — за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде по уходу за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.

В группе создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. Развивающая предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей», «Футбол».В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. В центре группы находится ковер- место сбора всех детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать разнообразные постройки. Столы, за которыми дети находятся во время приема пищи, можно расставить кругом или полукругом для того, чтобы увеличить площадь для двигательной активности детей, для игровой деятельности. В игровой деятельности используются ширмы разных размеров для создания домиков, комнат и т. д.

Читайте также:  Что такое гуманитарное развитие ребенка 3 лет

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональные и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупные мягкие модули используются для строительства кровати, домика, магазина, гаража, моста, забора и многого другого. Мягкая детская мебель легко «превращается» в автобус или лошадку. Физкультурное оборудование (обручи, скакалки, подручные материалы (ленточки, пробки, используются в игровой деятельности для создания дорог, моря, домика и другого.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

Группе присущи гибкость, трансформируемость,вариативность: зоны активности мобильны и сменны. Есть возможность разнообразного использования составляющих предметной среды: игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в ДОУ (группе):возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой и образовательной).

Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:

• Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные

тона бежевого и светло-зеленого цвета).

• Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные,

позитивные ассоциации (галерея семейных фотографий, иллюстрации с изображением природы, природных явлений).

• Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности.

• Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в

группе представлены все виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, дидактические, развивающие).

• Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми,

наличие добрых традиций в группе: «День именинника». Каждого ребенка в день его рождения поздравляют все педагоги и дети группы, водят хоровод, дарят открытки.

• В группе организованы различные пространства (для игры,

конструирования, двигательной активности, уединения, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

• Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.

•Наличие в группе уголка отдыха и уединения: мягкий детский диванчик с подушками, семейный альбом.

Вывод: в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.

Источник

Доклад на тему:

«Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста».

                                          Воспитатель: МБ ДОУ №1 а.Кошехабль  

                                                                    Зихохова А.М.

Тема: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста».

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требования актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и психологическими особенностями возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Читайте также:  Диагностика развития познавательной активности ребенка до 1 года

Предметно-развивающая среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.  

Предметно-развивающая среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте:

 В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе:

Пространство

Время

Предметное окружение

Такое проектирование среды показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использование таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность представить все особенности жизнедеятельности на ребенка обусловлена ее активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

В среде необходимо выделить следующие зоны разного вида активности:

-рабочая

-активная

-спокойная

Предметно-развивающая среда должна быть:

Содержательно-насыщенной:

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Доступной:

Доступность среды предполагает:  

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к игра, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасной:

Безопасность среды:

Соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

В нашей дошкольной организации 14 возрастных групп, имеется музыкальный и спортивный залы, национальный музей, комната логопеда, комната психолога.

Предметно-игровая среда групп организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра — ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

— инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

Читайте также:  Значение экспериментирования в развитии ребенка

Центр грамотности и уголки детской книги включают:

— пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);

уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

Центр озеленения включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты,

изделия художественных промыслов, сменные выставки детских ; работ, совместных работ детей и родителей);

музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека

музыкальных произведений);        

театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.                                                             

Источник