Среда развития ребенка дома

Среда развития ребенка дома thumbnail

Как создать развивающую среду дома?Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.

Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.

Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.

Содержание:

  • Что такое развивающая среда
  • Как создать развивающую среду
  • Развивающее общение
  • Развивающий образ жизни
  • Самое важное при создании развивающей среды

Среда развития ребенка дома

Что такое развивающая среда и зачем она нужна?

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.

Зачем же это нужно?

Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.

У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.

Как создать развивающую среду дома?

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное. Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка.

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома. Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Как создать развивающую среду?

Запрещайте только то, что действительно может навредить ребенку. Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту. Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).

Чтобы ребенок полюбил книги, их нужно правильно выбирать и правильно читать.

Плакаты на стенах, карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Создание развивающей среды дома

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию. Здесь поможет домашний спорткомплекс, различные спортивные снаряды.

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность.

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Развивающая среда и самостоятельность

Однако если ребенок не стремится делать все сам, я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития. Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем, что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты. «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе.

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне. А как полезно общение с домашними животными!

Развивающая среда - дача

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку: детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам.

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем.

Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания.

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.

Самое важное о развивающей среде

Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:

Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.

Комплексное развитие

В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.

Не впадайте в крайности

Во всем хороша мера. Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.

Читайте также:  Для интеллектуального развития ребенка 4 лет

По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем.

Не зацикливайтесь на развитии

Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.

Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают. Ваша задача – немного обогатить среду.

Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».

Не усложняйте себе жизнь

Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.

И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.

Вас может заинтересовать:

  • Создание развивающей среды. Наш опыт
  • Безопасная среда для ребенка. Как сделать квартиру безопасной?

Источник

Как создать развивающую среду дома?

Развивающая среда – это все, что окружает ребенка и, так или иначе, влияет на его развитие. Обогащенная развивающая среда, которую, собственно, можно и нужно специально создавать, если мы хотим, чтобы ребенок развивался интенсивно, но в то же время гармонично и естественно, — это такая среда, которая способствует развитию ребенка в процессе ее освоения.

Почему стоит заняться созданием и обогащением развивающей среды для своего малыша?

Во-первых, это поможет вам снять с себя часть «обязанностей» по организации развивающих занятий с ребенком, ведь он будет развиваться, осваивая окружающее пространство, которое вы для него продумали и создали.

Во-вторых, это огромный ресурс для развития малыша, ведь он находится в данном окружении практически 24 часа в сутки 7 дней в неделю, исключая несколько часов сна и прогулки.

В-третьих, развивающая среда, организованная с учетом актуальных задач развития, стимулирует развитие самостоятельной игры ребенка, помогает ему развиваться естественными темпами, исключая возможность «перегрузки» развивающими занятиями, которая вполне вероятна, если мама чересчур увлечена ранним развитием.

Создавая детскую комнату своей мечты, всю в розовых (или голубых) тонах, с плюшевыми мишками и воздушными шарами в каждом углу, мы безнадежно далеко уходим от развивающей среды в том понимании, которым ее наделяют психологи и педагоги (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, М.Монтессори и др.). Посмотрите, совершаете ли вы такие ошибки:

•        Детская комната напоминает склад игрушек, возможности использования их в игре ограничены, имеется большое количество однообразных игрушек.

•        Игры и пособия располагаются на верхних полках – подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он, ни в коем случае, не мог достать все это сам, испортить, порвать, разбросать.

•        Ребенок является пассивным потребителем маминых инициатив – только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для крохи, на которые он соглашается или нет.

•        Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а-то и вовсе остается статичным в течение длительного времени.

Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребенка?

Прежде всего, стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту ребенка игрушек и игр. То, что останется после вашей беспристрастной ревизии, распределите по нескольким зонам развития (сделать это можно мысленно, а можно и в физическом пространстве, разложив по разным коробкам, контейнерам, ящикам и полкам). Это нужно для того, чтобы вы наглядно увидели, все ли ключевые зоны развития представлены в окружении вашего ребенка, и насколько гармонично они представлены.

Развивающая среда ребенка дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия, «работающие» на следующие направления развития:

•        Развитие речи: поместите сюда книги и тематические альбомы, плакаты и карточки, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, материалы для обучения чтению и письму.

•        Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие: здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаику, конструкторы, игрушки с застежками, кнопками, рычагами и переключателями, игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т.п.

•        Развитие логики: к этой зоне относятся кубики и паззлы, матрешки, пирамидки и сортеры, счетный материал, лото, домино, мемори и другие настольные логические игры.

•        Развитие творческих способностей: здесь разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, бумагу, пластилин, цветную бумагу и картон, природные материалы для поделок и т.д.), а также открытки, календари с репродукциями картин и выставку творческих работ малыша.

•        Музыкальное развитие: здесь расположите аудиозаписи и музыкальные инструменты.

•        Физическое развитие: домашний спорткомплекс дополнят или заменят фитбол, комплект мячей разного размера, гимнастическая палка и обруч, массажная дорожка.

•        Зона упражнений в практической жизни (по М.Монтессори): здесь разместите инструменты, которые малыш будет использовать, участвуя в домашних делах – метелку, ведро и тряпочку, фартук, щетки для одежды и обуви и т.п.

•        Зона естественнонаучного (космического) воспитания (по М.Монтессори): сюда включите материалы для знакомства ребенка с окружающим миром – географией, биологией, астрономией и т.д. Здесь найдется место и для географической карты, и для сделанного своими руками гербария, и для макета солнечной системы, и для компаса, и для лупы и других принадлежностей для наблюдений и экспериментов.

•        Эмоционально-личностное развитие: сюда мы отнесем разнообразные игрушки и реквизит для сюжетно-ролевых игр, инсценировок, кукольного театра и т.п.

Теперь, когда вы продумали и реализовали наполнение развивающей среды в каждой зоне, самое время запомнить следующие основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получать максимум ее преимуществ:

1.        Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребенка, отражать актуальные для него задачи и интересы.

2.        Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент времени.

3.        Для поддержания порядка должны быть установлены и соблюдаться определенные правила, например, бережное обращение с игрушками и пособиями, возвращение их на место после игры и т.п.

Соблюдайте эти рекомендации, и вашему крохе всегда будет интересно играть и развиваться, даже без каких-либо дополнительных усилий с вашей стороны.

Читайте также:  Профессиональное развитие личности ребенка

Источник

Юлия Шпунтова
Консультация для родителей «Развивающая среда дома»

Консультация для родителей:

«Развивающая среда дома»

Дом- это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.

Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в его доме».

Закономерен вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы создать в доме предметно-развивающую среду?» Главное и основное правило организации, развивающей среды- это доступность. В нашем детском саду помещение группы позволяет разделить площадь на игровые развивающие зоны. Мы их называем центры активности,сюда входят: центр науки (экспериментирование, работа с природным материалом, центр литературы (рассматривание иллюстраций, чтение книг, центр драматизации (театрализация с различными видами театральных персонажей, уголок ряжения, центр строительства (различные виды конструктора, бросовый материал, различные игрушки для обыгрывания готовых конструкций, центры «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

Мы предлагаем рассмотреть развивающие зоны на примере центров активности в нашей группе, и мы расскажем, что можно придумать для их создания в домашних условиях.

Литературный центр- представляет собой зону развивающую интеллект, память, речь, расширяет общий кругозор ребенка, очень важно периодически пополнять его новыми журналами, книгами. Дома вы можете создать свою библиотеку выделив для этого полочку.

Центр ИЗО- на уровне роста вашего малыша можно наклеить кусок белых обоев для воплощения творческих идей ребенка.Важно разнообразить инструменты и материалы для творчества: пластилин, клей, кисти, цветные и простые карандаши. Художественное творчество развивает глазомер, художественный и эстетический вкус, ориентирование на листе бумаги, воображение, внимание, память, творческие способности.

Центр строительства- в нем есть конструкторы различных видов и размеров. При подборе строительного конструктора учитываются возрастные особенности детей. Конструирование развивает у детей память, воображение, внимание, речь, логическое мышление, ориентировку в пространстве; очень хорошо развивает детей ручной труд из бумаги, складывание бумаги в различные предметы называется техникой оригами. У детей развивается глазомер, мелкая моторика, творческие способности.

Дома также можно создать уголок конструирования для этого можно, например, отвести место в шкафу где будут лежать необходимые предметы, и дополнить уголок небольшим ковриком для напольного конструктора.

Центр драматизации- в него входят разные виды театров: кукольный, настенный, теневой, коробочный, а также уголок ряжения. Театрализованные игры развивают память, внимание, воображение, выразительность, речь, творческие способности.

Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, бумаги.

Центр науки и природы- является важнейшей зоной развивающей среды. Дети изучают свойства предметов их признаки. При этом учатся определять разные материалы, по запаху, на ощупь и т. д. Проводят эксперименты с природным материалом, наблюдают за ростом растений, формируют навыки ухода за ними.

В домашних условиях хорошо бы высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее произрастанием. Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металлы, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают любознательность, ответственность, логическое мышление.

Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки с налепами из пластилина на них ребенок может воплощять свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис, горох, перец, отсчитывая макароны ребенок закрепляет счет, форму, цвет; также у ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.

Очень важным для ребенка является физическое развитие. Замечательно, если в доме у ребенка оборудован спортивный уголок, если его нет можно выделить полочку, где вы поместите мячи, скакалку, кегли и т. д. Эти вещи также должны быть.

Поскольку у детей ведущим видом деятельности является игра, можно дома разместить красочный игровой магазин, атрибутами в котором являются коробки от конфет, соков, бутылочки, баночки, кошелек, весы и т. д.

В мини-парикмахерской должно быть зеркало с небьющимся стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов и т. д.

В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения своих родных, учатся вести себя вежливо. Играя в семью, дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.

Вот и все. Как видите создание развивающей среды для ребенка- это не такое уж сложное занятие. Главное- осознать необходимость, понять основные моменты и, конечно, уделить время.

Источник

Елена Иванова
Консультация для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях»

Подготовила воспитатель МБ ДОУ №106 «Лазурный»

Иванова Елена Николаевна

«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы»

Клод Гельвеций

Дом – это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.

Не обращали ли вы внимание на то, что дети, которые растут в семьях музыкантов, часто имеют способности к музыке, в семьях ученых – высокий интеллект. И это не всегда наследственность, а вернее не только наследственность, но и влияние той самой домашней среды, которая служит толчком для формирования интересов ребенка.

И тут закономерен вопрос:

«Что надо сделать для того, чтобы создать в своем доме такую предметно-развивающую среду, чтобы играть крохе было не только весело и интересно, но и удобно? Где он сможет удовлетворить свои самые разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от процесса узнавания нового?».

Чем раньше мы обеспечим ребенку возможность любимого занятия в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения.

К сожалению, чаще всего наши квартиры совершенно не приспособлены для нужд детей. Но при желании это можно исправить. Суть в том, насколько взрослому самому интересно заниматься созданием «более продвинутой» среды для развития, воспитания и обучения.

Читайте также:  Развитие ребенка пятого месяца жизни

Начать желательно с выделения определенного места (пусть даже самого небольшого) для рабочего места малыша.

Затем неплохо избавиться от привычки спонтанно покупать игрушки, не думая об их сочетаемости с уже имеющимися, развивающем потенциале и возрастных ограничениях.

Много игрушек – это плохо. Ребенок, скорее всего, «перескакивает» от одной игрушки к другой, не успевая ничему научиться.

Еще нужно завести полезную привычку – играть с ребенком вместе, показывая ему возможности созданной вами развивающей среды и купленных игрушек.

Если вы согласны с этими тремя моментами, тогда идем дальше и приступаем непосредственно к формированию развивающей предметной среды.

Во-первых, избавляемся от малофункциональных и несочетаемых друг с другом предметов (громоздкая лошадь – голова лошади на палочке).

Во-вторых, условно делим отведенное ребенку место на две предметные зоны, отвечающие масштабам действий его рук (масштаб «глаз-рука») и роста. Уровень рук – это, например, дидактический столик, роста – полка над столиком или дидактический плакат.

Для развития важен и предметный мир взрослых, который, конечно же, есть в каждой квартире. Его желательно отредактировать, он не должен быть агрессивным, опасным для ребенка.

Столик для малыша не может располагаться перед телевизором, а коврик для игр – напротив входной двери.

В-третьих, заполняя предметные зоны, все время держим в голове антропометрические, физиологические и психологические особенности ребенка его возраста. Например, ребенок должен иметь возможность сам взять книгу или карандаш, а не дотянуться до них или попросить у взрослых.

Еще важнее соответствие содержания предметных зон не только текущим ориентирам в развитии, но и «зоне ближайшего развития» ребенка. Проще говоря, игрушки, предметы, книги должны быть «слегка на вырост».

В-четвертых, имейте в виду, что развивающая предметная среда сама нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

Ориентирами для этого могут стать два основных принципа: стабильности — динамичности и открытости – закрытости, то есть необходимо предусмотреть постоянные (например, магнитно-маркерная доска для рисования, и меняющиеся (например, сезонный декор) элементы среды.

В-пятых, все предназначенное для детей должно быть доступно им в любой момент времени.

Плюсы такой доступности очевидны: освобождаетесь и вы (от необходимости придумывать, чем занять малыша и выдавать ему необходимые игрушки, и ваш ребенок получает столь необходимую для него свободу (может сам выбирать, чем ему заняться, и собственно, заниматься будет тоже сам).

И шестое, детям очень важна упорядоченность и система в окружающем их мире.

Поэтому постарайтесь рассортировать игрушки по классам и хранить все машинки в одном ящике, конструктор в другом, мячики в корзинке или в сетке, книги на отдельной полке и т. д.

Если возможности вашего пространства позволяют, отдайте предпочтение системе из многих ячеек или нескольких полок вместо того, чтобы просто свалить все игрушечное богатство вашего малыша в один большой ящик.

Итак, домашняя развивающая среда должна быть:

— безопасная;

— доступная (просторная и светлая);

— с возможностью двигательной активности;

— с возможностью ребенку уединиться на личной территории;

— с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре;

— с местом для творчества, рукоделия, мастерской, ролевых игр, музыкальных и интеллектуальных занятий, чтения;

— в меру упорядоченная;

— легко трансформируемая;

— по возможности, с максимумом натуральных материалов;

— с удобным местом для хранения вещей и игрушек ребенка;

— с возможностью выставить для всеобщего обозрения результаты творчества или рукоделия ребенка.

Сколько бы места не отводилось на детское пространство, важно правильно его использовать, а также, важное значение имеет богатство среды.

Причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Именно природные материалы дарят ребенку столь необходимые ему сенсорные ощущения в полном объеме.

Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от конфет, билеты, чеки, пластиковые карточки, контейнеры, лоскутки.

Если ребенок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию. Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл.

Используйте бумагу и ткань разной фактуры, организуйте игры с мелкими предметами – пуговицами, крупой, бусинами, но при этом строго следите, чтобы во время игры предметы не оказались во рту у ребенка.

Каждая творческая мама вполне может создать своему малышу настоящий развивающий центр дома своими руками (можно подсмотреть идеи в интернете, используя подручные средства и призвав на помощь фантазию.

Покупной вариант будет красивее и «натуральнее». Зато второй вариант принесет малышу куда больше пользы, потому что будет развивать важное качество современного человека – способность к творчеству.

Вот примеры игр, которые могут изготовить родители из подручных материалов для развития мелкой моторики:

1. скручивание лент;

2. шнурование;

3. застегивание пуговиц;

4. выкладывание, перебирание косточек;

5. игры с прищепками;

6. откручивание и закручивание крышек;

7. угадывание на ощупь предметов;

8. перекатывание карандаша или ручки в ладонях;

9. обводка трафаретов и др.

К любому занятию подходите творчески, старайтесь увлечь, заинтересовать кроху. Придумывайте вместе с малышом, будьте искренни в любых проявлениях, ведь ни одна даже самая интересная игра не займет ребенка, если мама рядом будет зевать от скуки.

Конечно, ребенок будет развиваться в любом случае. Он так устроен, что из любых условий извлекает материал и возможности для познания мира, для самых разных видов деятельности. Для него все – развивающая среда.

Но ведь нам, взрослым, стоит подумать, как организовать пространство его жизни с наибольшей пользой.

Многое подсказывают сами дети. Многое можно понять из наблюдений за ними. Кое-что мы можем, как бы предчувствовать – что ребенку будет интересно, какие возможности перед ним надо открыть. А многое уже есть – надо лишь не запрещать детям пользоваться этим.

Но, даже запрещая что-то, мы вполне можем продолжать осуществлять реализацию детских потребностей путем предложения достойной замены тем занятиям, которые вынуждены запрещать или ограничивать.

Поэтому давайте сделаем свой дом интересным и увлекательным для детей, чтобы, когда повзрослели, они вспоминали о своем приключении по имени детство, с большой радостью.

Источник