Среда образовательного учреждения как средство воспитания развития ребенка

Марина Долгих
Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально — потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Группы нашего детского сада разделены на центры активности: «Грамота»; «Строительство»; «Искусство»; «Наука»; «Математика», «Песок и вода»; «Двигательной активности»; «Книгоиздательство», «Драматизация», «Музыка», также в группах есть уголок природы, уголок ПДД.

Центр «Наука»: обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели.Предметы для опытно — поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки, разнообразие природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Центр «Грамота»: одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка. Центр периодически обогащается новыми играми, пособиями,красочным материалом и пополняется с учетом: пройденного программного материала, индивидуальных возможностей детей, обеспечения зоны ближайшего развития, неисчерпаемой информативности. В группе есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы.

«Центр математика»: помогает детям формировать представление о числе и количестве, развивает представление о величине, о форме, ориентировки во времени и пространстве.В нем есть игры: «логические кубики», настольно – дидактические игры, палочки Кюизенера, числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений, альбомы с образцами логических упражнений и. т. д.

Центр «Двигательной активности». В этом центре находится оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений).

Центр «Книгоиздательство»: в нем есть различные заготовки книг, журналы, ножницы, клей, степлеры, кисточки, бумага, печатки, трафареты и т. д., то есть все, что нужно детям для самостоятельной работы.

Центр «Строительство»: дети играют используя элементы конструктора разной величины и формы, строят здания, узнают, что такое высота вес, улучшают координацию глаз – рука, закрепляют навык уборки по окончанию игры. При занятии детей конструктивной деятельностью дети используют строительный материал, конструкторы, бумагу, бросовый и природный материалы.

Центр «Песок и вода»:Оборудован разными предметами: формочками, лопатками, удочкой, ведерками; картотекой игр с песком и водой, методическими рекомендациями. Этот центр применяется для коррекционно-развивающих занятий с активными детьми, для релаксации и т. д.

Центр «Драматизация»: в нашей группе есть конусный театр, плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би – ба – бо и т. д. Драматическая игра — это спонтанная самодеятельная активность, в ходе которой ребенок опробует, проясняет и расширяет знания о мире и о себе.

«Уголок ПДД»: Очень важно познакомить малышей с правилами дорожного движения и правилами поведения на дороге. Поэтому в группе мы создали тематический уголок, в него входит макет «Перекресток», настольные игры, атрибуты к сюжетно — ролевой игре «Водители на дороге».

«Уголок природы»: служит не только украшением группы, но и местом саморазвития детей. Здесь подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода,приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь уместны детские поделки из природного материала.

В каждом центре интегрируется несколько образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно — пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. При гибком и вариативном использовании пространства, среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

При проектировании предметно-развивающей средыв группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

— пространство;

— время;

— предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среденеобходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

Читайте также:  Развитие ребенка в липецке

1 — рабочая

2 — активная

3 – спокойная

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким пространством может быть макет. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Главное в создании макета, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, что при размещении составных частей макета, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее, таким образом, происходит развитие связной речи, развивается доказательность речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи. При составлении макетов дети знакомятся с планом, с правилами размещения элементов макета в зависимости от заданной темы. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Макет-карта, дает детям возможность придумать воображаемую ситуацию, объединить участников совместной игры, очерчивая границы замыслов в общем сюжете. Такой макет является универсальным. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Примечательно, что обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала. Так же интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость, с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы, и т. д., дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей познания. Например, представленные макеты «Улица города», «Зоопарк», «Скотный двор»предполагают интеграцию таких областей как: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие». Таким образом, вне зависимости от своего типа и назначения, макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и т. д. Использование макетов в качестве игровой познавательно — развивающей среды способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных во ФГОС.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

8.Литература:

1. С. Григорьев. Игровая среда: как её создают? К 75-летию игротеки в нашей стране.Газета : Дошкольное образование, № 1(265, январь, 2010, стр.

2. И. Б. Барабанова и др. Развитие игровой деятельности средствами макетирования. М.: Справочник старшего воспитателя № 7, июль, 2012, стр. 32.

3. Л. Ю. Еловская. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей. М.: Справочник старшего воспитателя № 5, май, 2013, стр. 364.

4. Игры с макетом. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Сохновский детский сад» Назаровского района Красноярского края.

Источник

Тюшева Светлана Николаевна,

воспитатель

МДОУ Д/С «Дружба» г. Качканар

Направление форума: Социальное партнерство в решении актуальных задач воспитания и социализации

ТЕМА: Среда образовательной организации как средство воспитания социализации личности ребенка

Цивилизация в целом и наше общество в частности постоянно развивается, появляются новые изобретения, профессии, меняется политическая и экономическая обстановка, усложняются отношения в обществе. Это накладывает отпечаток на все структуры и системы государства и на образование в том числе. В связи с этим к образованию предъявляются требования соответствия современному времени. Социальный заказ образованию и дошкольному, в том числе состоит в воспитании и развитии здоровой всесторонне развитой личности, адаптированной к сегодняшним условиям жизни. Новые образовательные программы нацеливают нас на организацию активного взаимодействия всех участников образовательного сообщества, на воспитание и социализацию  личности.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, высокого уровня культуры. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому наша задача направить свои усилия на создание в группе условий для успешной социализации воспитанников.

Однако, реалии нашей жизни таковы: уровень культуры в обществе понижается, увеличивается количество людей, практически не знающих литературу, рушится культ семьи, возрастает число молодежи уходящих в виртуальную жизнь и утрачивающих способность общаться и адаптироваться в реальной жизни. Тенденцию решения этих проблем мы можем наблюдать по направленности развития нашей страны. Так, например, 2008 год был объявлен «Годом семьи», 2014 – «Годом культуры», а 2015 – «Годом литературы». На решение данных противоречий была направлена моя профессиональная деятельность, на развитие социальных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в рамках реализации дополнительных образовательных услуг в условиях дошкольной образовательной организации.

В настоящее время организация дополнительных образовательных услуг — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Цель организации дополнительных образовательных услуг в нашей группе — развитие индивидуальных, творческих способностей детей, самостоятельности, формирование личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Вместе с музыкальным руководителем мы разработали и организовали театральную студию «Мы артисты».

Читайте также:  Квиллинг в развитии ребенка

В театральной студии имеется весь необходимый  материал. На занятиях в театральной студии применяется музыкальное сопровождение, а также электронные образовательные ресурсы. Деятельность студии организуется в форме комплексных, доминантных занятий и спектаклей — презентаций.  Работа над спектаклем происходит через анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. Постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях. В театрализованных играх с дошкольниками я следовала определенным  правилам драматизации.

Основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются и раскрываются на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использовала  разнообразные приёмы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам;

— проигрывание ролей в парах.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Привлечение родителей к оснащению предметно-развивающей среды, активному участию в работе студии, что ускоряет успех ребенка и способствует общению между ними. Так при помощи родителей нами созданы  атрибуты  и декорации  для театрализованной деятельности.

Таким образом, реализация программы по дополнительному образованию способствовала успешному решению задач по развитию социальных навыков     дошкольников через театральную деятельность, созданию атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Результатом такой работы  можно  считать успешное участие наших детей в различных муниципальных и городских  мероприятиях, художественно-эстетической, социальной и спортивной направленности.

Это стало возможно при тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного  процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно — развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

Источник

Добрый день! Уважаемые участники конференции, коллеги

Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Пусть этот год будет для вас результативным, продуктивным, познавательным и интересным. Желаю всем успеха и удачи во всех начинаниях.  

 Вашему вниманию представляю свой доклад:

Воспитательная среда,  как необходимый фактор формирования, развития и самореализации ребенка.

 Понятие «среда» имеет много значений. 

Макросреда. Это окружающее  нас   космическое пространство.  Географическая среда — это территориальный  ландшафт,  климат, экологические условия.

  Социальная среда — уклад жизни, традиции, уклад жизни.

Домашняя среда – окружение близких, материальные условия.

Микросреда — особенности квартиры, микроволны, магнитные воздействия,    геометические формы квартиры,    высота этажа, дизайн стен, расстановка мебели

 На развитие личности оказывают влияние факторы: наследственность, среда и воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло.

Что такое воспитательная среда?

Воспитательная среда  — совокупность природных и социально-бытовых условий.

 Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитывать — значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушать что либо кому-нибудь.

Воспитательная работа  для ДОУ – это комплекс взаимосвязанных компонентов, способных обеспечить взаимодействие всех субъектов,  понятий «детский сад» и «социум».

МАДОУ ДСКВ «Сказка» выполняя требования ФГОС,   преследует цель — индивидуальное, всесторонне  развитие и самореализация  каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.

Режим и  система работы  ДОУ направлена  организацию эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ:

 -взаимодействие с окружающим внешним миром, социумом;

— активное вовлечение  родителей как участников   воспитательно-образовательного  процесса;

  -удовлетворение  социального заказа родителей, школы;

— учет  социально-культурных условий нашего края;

—  соответствие  заказу государства, округа.  

Но перед педагогами и ДОУ встает проблема, которая усложняет процесс воспитания подрастающего поколения:

—  Недостаточная актуализация моральных, идейных ценностей  « для современного  поколения родителей, материальные блага стоят на 1 месте »;

— Необходимость создания  среды, полноценно обеспечивающей личностно – ориентированное воздействие на воспитанника;

— Созданная воспитательная среда и воспитательный процесс  в ДОУ, не находит преемственности в школе и дома.

 Решение  проблемы, выполнение миссии ДОУ,   предусматривает определенную систему мероприятий:

2.Моделирование ПРС ( предметно- развивающей среды )  В каждой группе ДОУ оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти комфортное место для занятий.

 С этой целью используется различная мебель, которую достаточно легко передвигать и по-разному компоновать.

Созданы физкультурные уголоки с разнообразным спортивным оборудованием. Созданы условия для развития музыкальной и театрализованной деятельности детей. Имеется достаточное количество наглядного, дидактического материала, который помогает обеспечивать усвоение изучаемого материала. Имеется специально оборудованные уголки по ИЗО, экологический и исследовательский уголки.  

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.

(Спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет логопеда, Спелео- климатическая камера)

Большое значение коллектив ДОУ уделяет развитию среды и на участке в летнее время, где созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей. Дети здесь чувствуют себя владельцами пространства, становятся творцами своего окружения.

(Зимой  игровое оборудование доступно детям, чистится от снега)

1. Использование современных образовательных технологий.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, метод проектов, проблемного и развивающего обучения, информационно-коммуникационные и др

Рациональное использование образовательных технологий влияет и на итоги мониторинга реализации основной образовательной программы ДОг. Уровень усвоения программного материала составил  98,4%

Читайте также:  Центр развития ребенка кургане

3.Комплекс психолого-педагогических условий,

—  предусматривает учет индивидуальных, возрастных особенностей ребёнка;

—  обеспечение полного методического сопровождения;

—  обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;

 — ориентирование  на семейное и социальное окружение ребенка;

— обеспечение индивидуальной траектории комплексного, всестороннего развития, формирования  и самореализации  личности  ребенка.

 —  обеспечивает  следующие направления деятельности:

—  физическое;

—  социально — коммуникативное;

— познавательное;

—  художественно-эстетическое;

— речевое;

— созданы   благоприятные условия для полноценного:

физического,  

умственного,

 нравственного,

трудового,

и эстетического воспитания. 

В наше время формируются  и актуализируются  новые направления воспитательной работы — экологическое гражданское, правовое, экономическое.

Умственное воспитание в детском саду

Умственное воспитание в детском саду подразумевает развитие интеллекта и логического мышления у ребенка. Интеллектуальные навыки малыша развиваются за счет игр и занятий, (рисование, лепка, аппликация, конструирование), подходящих для той или иной возрастной группы.

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду признано укреплять и закалять здоровье ребенка. В дошкольном учреждении проводятся занятия по физкультуре, развивающие в ребенке двигательную активность, мелкую моторику и выносливость. По утрам это зарядки, физминутки во время НОД. Формирование  культурно — гигиенических навыков происходит в течение  всего времени, проводимого воспитанниками в стенах сада. Формирование навыков безопасного поведения  является одним из приоритетных видов деятельности.  

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду призвано воспитать в ребенке трудолюбие, и приобщить его к разным видам деятельности. Безусловно, учитываются возрастные особенности воспитанников, поэтому детям предлагается выполнить только те задания, которые им по силам (дежурство по зоне столовой, дежурство по группе) малыши приобретают те навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание в детском саду

Эстетическое воспитание в детском саду, включает в себя обучение ребенка рисованию, лепке и другим навыкам, воспитывающим в ребенке любовь к прекрасному. 

На занятиях по музыкальному воспитанию детям предлагается ознакомиться с произведениями известных композиторов, а также упражнениями, призванными развить  музыкальный слух, а зачастую и открыть способности к пению.

Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду призвано развить у ребенка навыки культурного поведения в обществе, уважение к старшим, а также взаимопонимание со сверстниками. Всю необходимую информацию малыши получают в игровой форме на занятиях. Часто  используется и соответствующая литература, подходящая для восприятия маленьким детям.

Политкультурное воспитание в детском саду

Политкультурное воспитание в детском саду получило особое распространение только в последнее время. Это связано с тем, что зачастую группы дошкольного учреждения, укомплектованы детьми разных национальностей. Многонациональным является и педагогический коллектив  ДОУ. На соответствующих занятиях детям предлагается ознакомиться с культурой и обычаями разных народов, а также в доступной для них форме рассказывается о толерантности и терпимости по отношению к другим нациям. Традицией стало проводить в саду праздник «Фестивальные огни Дружбы», где каждая группа представляет свою национальность.

Экономическое воспитание в детском саду

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста является достаточно новым направлением. Его основная задача — начальное развитие у ребенка необходимых деловых навыков, а также знакомство с теми или иными профессиями. Все необходимые

знания дети получают в игре, подходящей для той или иной возрастной категории.

Гендерное воспитание в детском саду

Гендерное воспитание в детском саду формирует у ребенка правильное представление о мужчинах и женщинах. Благодаря занятиям по гендерному воспитанию, у детей формируется четкое знание того, по каким моральным признакам они отличаются друг от друга и как должны или не должны поступать мальчики и девочки в той или иной ситуации.  В групповых помещениях выделены центры для сюжетно – ролевых игр: гаражи с машинами, мастерские для мальчиков, кухонные гарнитуры, гардеробные для девочек и т.д.

Правовое воспитание в детском саду

Цель таких занятий — в доступной форме донести до малышей, в чем заключаются их права и обязанности, формирование правового сознания и правильного представления о существующих нормах общества.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду на сегодняшний день является обязательным аспектом образовательной программы дошкольного учреждения. На занятиях по экологии дети учатся бережно относиться к живой природе, а также знакомятся с представителями флоры и фауны нашей страны и развитием жизни на планете. На каждой прогулке, проводятся беседы о бережном отношении к природе, сопровождаются ежедневными наблюдениями  за изменениями в окружающем пространстве.

Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание  имеет очень большое значение. В игровой форме дети знакомятся с историей нашей страны,  символикой, формируются чувства любви к Отечеству, гордости за Отчизну.  Проводятся познавательные, тематические праздники.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 

 К.Д. Ушинский

«Воспитание — это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример». А.Маркуша

Источник