Проблемы развития ребенка связанные с его поступлением в доу

Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

Для многих родителей эта проблема стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме, что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая реакция – в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.

Зачастую одной из причин плохой адаптации детей к ДОУ, является повышенная тревожность родителей, которая не лучшим образом отражается на психическом состоянии ребенка и вызывает в дальнейшем у ребенка страх.

Именно внушенные страхи и оказывают негативное влияние в период адаптации детей к ДОУ. Наши мамы даже не представляют насколько тесна связь их с собственным ребенком.  Например, если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью. Взрослым следует помнить, что ребенок, как впитывающая губка, перенимает у нас как хорошее, так и плохое. Отрицательно сказываются на ребенке такие фразы как: «Не подходи к собаке, а то укусит», « Не трогай – обожжешься», « Не залазь на стул, а то упадешь» и т.д. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть этих фраз и у него возникает реакция страха, как регулятора его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то он теряет спонтанность и уверенность себе.

Следовательно, на момент поступления в детский сад у некоторых детей уже имеется определенный набор страхов. Но на этом все не останавливается, переступив порог дошкольного учреждения, родители продолжают работать в этом направлении. Очень часто педагоги слышат от взрослых следующие фразы: «Не будешь меня слушаться – оставлю в детском саду!», «Расскажу воспитателю, как плохо ты себя ведешь» и т.д.

Ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха.

Дети очень подвержены «заражению» страхом от родителей, родственников, просто взрослых людей, рядом с которыми они находятся. Поэтому в присутствии детей ни в коем случае не стоит показывать свой страх и тем более пугать их.

Таким образом, адаптация представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей.

Беседы с родителями показали, что менее подвержены страхам дети, родители которых имеют педагогическое образование и работают в данной сфере. Поэтому одной из задач  адаптации детей к ДОУ является информирование взрослых о детских страхах и причинах их возникновения, а так же составление рекомендаций по профилактике страхов в период привыкания.

Хочется донести до родителей (бабушек и дедушек), что мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и «взрослый» подход решения к проблеме: «Я не вижу, значит, ничего нет». С некоторыми страхами, часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие детские страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и, конечно же, любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.

Читайте также:  Как влияет обвитие пуповины вокруг шеи плода на развитие ребенка

Источник

Людмила Радец Сидоренко
Проблемы развития старших дошкольников перед поступлением в школу и пути их решения

«. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Проблема между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему между ДОУ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, «еще дошкольник, который, переступая порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире». Известный психолог Д. Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники «мало, чем отличаются между собой». «Самое интересное» заключается в том,что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, то есть к концу начального обучения. Поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду — детству.

Приходя в школу, ребенок не просто переступает порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступеньку – становится школьником. Соответствие этой социальной роли требует от ребенка умения ориентироваться на систему правил и умения управлять собственным поведением. Многие исследователи проблемы готовности к школе солидарны в том, что это – один из самых важных показателей. Если ребенок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни. Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.  Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решенияэтих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При –этом важно показать детям образ «хорошего ученика » и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школуможно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии в школу (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

Читайте также:  Как просмотр телевизора влияет на развитие ребенка

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе, положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Важно, чтобы, поступая в школу,  ребенок был готов к активному освоению учебной деятельности. Готовность к учебной деятельности предполагает определенный уровень развития у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, способность принять учебную задачу, следовать указаниям учителя, и что особенно важно, познавательную направленность интересов и некоторые специальные умения, помогающие осваивать специфические виды учения (письмо, чтение, вычисления, счет).

Режим школьного дня существенно отличается от режима дня дошкольников. Он более статичен, менее разнообразен. Необходимо оценить физиологическую готовность ребенка к школьным нагрузкам. Эта готовность определяется состоянием здоровья ребенка и созреванием центральной нервной системы. Именно незрелые дети испытывают наибольшие трудности в обучении и вызывают особую тревогу, так как даже в  случае нормальной успеваемости их положительные результаты в учебе достигаются за счет чрезмерного напряжения сил, что неблагоприятно сказывается на их здоровье.

Характерная черта старшего дошкольника — устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности — игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе самостоятельные решения.

Что проектировать, если выявлено много проблем?

Если у ребенка много показателей оценено как недостаточно развитые, следует выделить наиболее важные из них и проектировать работу по их развитию. Приоритет следует отдавать развитию показателей, характеризующих готовность ребенка принять роль школьника. Особое внимание обращать на детей, испытывающих разного рода проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.

Если выявлена неготовность к принятию роли ученика:

Воспитывайте интерес к школе: через проведение экскурсий, рассказы о школе, просмотр фильмов и пр. развивайте познавательные интересы через экспериментирование, исследовательскую деятельность. Используйте систему игр, способствующих развитию произвольного поведения (это игры с правилами на сдерживание, на запрет). Организуя продуктивные виды деятельности, активно используйте «пошаговые модели», которые помогают ребенку самому организовать процесс деятельности. Развивайте умение общаться, вступать в контакт, договариваться.  Используйте игры на развитие психических процессов. Развивайте исследовательскую деятельность ребенка.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них  общее родовое имя — педагог. Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Источник

Светлана Николаевна Подковырова
Консультация «Проблемы развития ДОУ»

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы дошкольных образовательных учреждений. Отмечается важная роль дошкольного учреждения в воспитании, обучении и формировании личности ребенка. Автор обращает внимание на необходимость реформирования существующей системы дошкольного образования, так как в ней имеются существенные проблемы, описываемые в данной статье. Также статья содержит анализ мнений родителей о существующих проблемах в ДОУ.

Читайте также:  Ребенок недель развитие плода

Ключевые слова: дошкольное образование, проблемы дошкольного образования.

Сегодня система дошкольного образования очень сильно изменилась. Позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам. Дошкольное образование, как и образование в целом — процесс постоянно меняющийся и преображающийся.

Первая ступень в образовании -это дошкольное образование. В ней закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи.

В настоящее время большая часть детей посещает дошкольное образовательное учреждение. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм направленность на самого себя. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор. Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, на заседаниях в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждают самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ. Одна из проблем- наполняемость групп. В муниципальных дошкольных учреждениях группы, как правило, переполнены и превышают численность детей. Отсюда следует, что педагоги детского сада уделяют времени каждому ребёнку меньше, чем полагается. Главная особенность детского развития в учреждении- это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций.

Проблемы в области финансирования. Это недостаточное оснащение детских садов; устаревание материально-технической базы, невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы, отсутствие информационных технологий и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

Проблемы с педагогическими кадрами. В системе дошкольного образования нуждается в изменение профессиональных стандартов. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, которое напрямую влияет на качество оброзования в детском саду. Проблемы с организацией питания. Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ. Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителя нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, методы, развивает коммуникативную сторону, проявляет творчество, инициативу, развиваются различные виды деятельности. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова для передачи информации. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка.

Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

Список литературы

1. Гладких В. Лекция № 3 (2ч.) Тема «Проблемы финансирования дошкольного образовательного учреждения и пути их решения» [Электронный ресурс].Режим доступа: https://vkjournal.ru/doc/1129912

2. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.

3. Лашков Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//Концепт-2013-Спецвыпуск № 6.-ART13556/-0,4п. л-URL:htt://е-koncept.ru/2013/13556.htm.-Гос. рег. Эл№ФС7749965.-ISS№2304-120Х. Г

4. Проблемы дошкольного образования, по мнению экспертов и родителей. Пути решения [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.deticlub.ru/problemy-doshkolnogo-obrazovaniya-po-mneniyu-ehkspertov-i-roditelejjputi-resheniyaДошкольное образование: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс].Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/07/doshkolnoe-obrazovanieproblemy-iperspektivy-razvitiya

Источник