Сравнительная таблица методик раннего развития ребенка

Сравнительная таблица методик раннего развития ребенка thumbnail

Современные молодые родители все чаще и чаще в воспитании своих детей руководствуются одной или сразу несколькими методиками раннего развития, которые, помогают добиться максимально гармоничного и эффективного развития малыша. Чтобы облегчить вам выбор, мы собрали в одной статье наиболее популярные среди молодых родителей методики раннего развития, и постарались выделить наиболее значимые их особенности.

Современные молодые родители все чаще и чаще в воспитании своих детей руководствуются одной или сразу несколькими методиками раннего развития, которые, помогают добиться максимально гармоничного и эффективного развития малыша. И это, безусловно, правильно, поскольку во многом именно от этого зависит счастливое и успешное будущее наших детей.

Однако перед тем, как отдавать предпочтение той или иной методике необходимо как можно больше узнать о ней, изучить все ее особенности и понять подходит ли она лично вам и вашему ребенку. Чтобы облегчить вам выбор, мы собрали в одной статье наиболее популярные среди молодых родителей методики раннего развития, и постарались выделить наиболее значимые их особенности.

Основные правила гармоничного развития ребенка

Отметим, что важно не только выбрать наиболее подходящую методику раннего развития, но и придерживаться основных правил воспитания гармоничной личности:

  1. Необходимо создать дома развивающую среду для вашего ребенка. Выделите отдельное место для занятий и заполните его дидактическими материалами, развивающими игрушками и пособиями.
  2. С раннего детства начинайте в разумных пределах уважать желания ребенка. Ни в коем случае не нужно заставлять ребенка заниматься, если ему в данный момент этого не хочется делать.
  3. Подбор развивающих игрушек, дидактических материалов или пособий, а так же сами занятия, должны осуществляться в строгом соответствии с возрастом ребенка.
  4. Старайтесь как можно чаще хвалить ребенка за хорошие результаты или успешно выполненные задания. Но хвалить нужно правильно, чтобы у ребенка не возникало зависимости от похвалы. Забудьте про слово «молодец». Замените его на: «здорово, у тебя отлично получается» или «какой ты талантливый, как красиво нарисовал» и т.д. Похвала должна быть за поступки ребенка, чтобы у него не пропадал интерес действовать.

После того, как вы ознакомились с основными правилами, можно приступить к рассмотрению наиболее популярных методик.

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это, пожалуй, одна из популярнейших методик раннего развития, которую успешно используют, как дома, так и в центрах раннего развития детей. Методику Монтессори, которая направлена на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, можно осваивать, начиная с самого раннего возраста. Что же представляет из себя эта методика?

Во-первых, это, как было сказано ранее, в основных правилах, создание специальной развивающей среды для ребенка, которая будет способствовать успешному развитию воображения, мышления, усидчивости, а так же развитию тактильных, звуковых и зрительных ощущений.

Во-вторых, это неограниченная физическая активность ребенка. Обычно это игры и занятия, развивающие координацию движений, внимательность, а также способствующие приобретению и совершенствованию практических навыков в быту.

В-третьих, это обязательные занятия с детьми для развития творческих способностей. Это могут быть: аппликации, рисование, лепка (не всегда из пластилина) и музыкальные занятия.

В-четвертых, это неограниченное общение с родителями. Необходимо постоянно обсуждать с ребенком книги, сказки, их героев, эмоции, которые они вызывают у ребенка. Как можно больше и чаще объяснять ребенку все, что происходит вокруг, расширяя его кругозор.

Основные дидактические материалы, которые используются для занятий с ребенком по этой методике включают в себя:

  • Деревянные рамки с множеством различных застежек (молнии, кнопки, пуговицы, липучки, банты). Развивают практические навыки ребенка.
  • Набор геометрических фигур, различных цветов и размеров. Используются для изучения цветов, оттенков, геометрических фигур и размеров.
  • Буквы, которые вырезаются из шершавой бумаги. Они необходимы для изучения алфавита и развития тактильных ощущений у ребенка.
  • «Розовая башня» (набор кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см). Используются для наглядного пособия в изучении понятий: большой, поменьше, маленький, самый маленький.
  • Цветные катушки, которые служат для изучения цветов и оттенков. Каждый из представленных цветов показан в семи оттенках.
  • Два набора блоков с цилиндрами. Первый включает в себя цилиндры, различные по высоте, второй — цилиндры различные по диаметру. Цилиндры должны вставляться в подходящие отверстия в деревянном блоке. Предназначены для развития мышления.
  • Сенсорная доска. На доске представлены кусочки разнообразных по фактуре материалов для ощупывания. Развивает тактильные ощущения.
  • Прописи. На деревянной доске вырезаны углубления в виде различных линий (зигзаги, волны) и каждая линия имеет ручку, которая вставлена в прорезь. Ребенок, держась за эту ручку, ведет ее по прорези линии. Подготавливает руку к письму.
  • Рамки-вкладыши и пазлы. Способствуют развитию мышления. Также пазлы используются, в качестве наглядного примера для изучения частей тела животных.
  • Доска с различными видами замков (задвижка, крючок, защелка и т. д).

Примечательно, что большинство из перечисленных обучающих материалов каждый родитель может сделать самостоятельно, используя подручные материалы.

Методика Глена Домана

Суть этой методики заключается в познании окружающего мира, благодаря уникальной зрительной памяти, которой обладает ребенок в раннем возрасте, посредством демонстрации красочных картинок. Такие занятия можно внедрять в жизнь ребенка, начиная с 7-8 месяцев. Наборы карточек разделены по различным тематикам окружающего мира (животные, растения, овощи, фрукты, явления природы, профессии, цвета, геометрические фигуры, музыкальные инструменты, живопись). Каждый набор состоит из 20 карточек. Есть еще один набор карточек с простыми словами для обучения детей чтению, которое основано, опять же, на зрительной памяти восприятия слов целиком.

Читайте также:  Центр развития ребенка клиника

Пособия Зайцева

Кубики Зайцева. Кубики необычны тем, что различны по внутреннему наполнению, цвету и величине. На кубиках написаны слоги или буквы. Пособие используется для успешного обучения чтению. Хорошие результаты по такой методике показывают дети с задержкой психо-речевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, слабослышащими и слабовидящими детьми.

Орнамент. Множество геометрических фигур, которые представлены в виде рамок-вкладышей. Они окрашены в разные цвета, поэтому из них получаются яркие и красочные гирлянды или орнаменты. Из этих рамок-вкладышей ребенок также может выкладывать объемные фигуры. Занятия с этим пособием будет хорошо развивать мышление, воображение и фантазию. Можно использовать, как наглядное пособие в изучении цветов или геометрических фигур.

Карточки Зайцева. На черно-белых карточках представлены силуэты различных птиц или животных. Чтобы понять, кто изображен на карточке, нужно обращать внимание на детали, что, несомненно, развивает внимательность и мышление.

Платоновы тела. Это конструктор, из которого возможно собирать различные фигуры. Фигуры могут быть плоскими, на начальном этапе занятий и объемными, когда ребенок будет уже отлично справляться с самостоятельной сборкой плоских фигур. Пособие используется для развития пространственного мышления у ребенка, воображения и мелкой моторики.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Как уже было сказано в одной из предыдущих статей, я очень люблю всякие развивашки. Когда росла первая дочь, я использовала почти все (если не все) методики в той или иной степени. Соглашалась не со всеми авторами развивающих методик, т. к. зачастую в своей работе они затрагивали не разностороннее развитие, а шли по узкой «стезе», а я пыталась объединить множество методик в одной. Например, одна из развивающих методик учила читать детей «с пеленок», другая делала акцент на музыкальном развитии ребенка, третья — на сенсорном развитии. Какие из авторских методик больше подойдут ребенку? У меня подрастает вторая дочь, и для меня эта тема актуальна, как никогда!

Пару слов о том, что такое раннее развитие. Говоря простыми словами, это опережающее обучение по развивающим методикам «читать, быстрее, чем ходить», «математика с пеленок»). Я это определение не совсем приемлю, потому что считаю, что всему свое время. Но и сидеть сложа руки, и ждать когда твой трехлетний малыш заговорит, я не собиралась однозначно. Чуть позже объясню, почему. Итак, развивающие методики — какие они?

Первая и самая популярная методика, знакомая наверное всем мамам — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ. Ключевая фраза: «Помоги мне сделать это самому». Для какого возраста: 1,5-7 лет.

В чем суть: развитие ребенка происходит благодаря развивающий среде. Для этого все развивающие материалы должны быть в свободном доступе, чтобы ребенок сам мог выбрать, чем ему заняться. Взрослый при этом — активный наблюдатель. Если ребенок столкнулся с игрой впервые, задача взрослого — помочь ему разобраться в ней, чтобы в дальнейшем ребенок сам продолжил игру методом проб и ошибок. По завершении игры задача ребенка — убрать материалы игры на место (не каждый ребенок это сделает, ведь так?). Нужно четко следить за интересами ребенка, чтобы вовремя дополнить развивающую среду необходимым материалом.

Необходимый материал: развивающая методика осноыана на специальноподобранной дидактический среде, которая требует немалые денежных вложений. Игр и игрушек много, и все они стоят немалых денег. Но тут есть один плюс: большинство последователей этой методики делают все своими руками и прибегают к помощи подручных средств. Минус этой методики: не учитывается физическое, эмоциональное и творческое развитие малыша. Так же здесь нет места ролевые играм. И это существенный пробел!

Учет особенностей: эта методика подойдет усидчивым детям, склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. Старшая дочь неусидчива, поэтому покопавшись в материалах методики, делала несколько игр своими руками, хватало их ненадолго, но дочь можно было заинтересовать.

Вывод: методику Монтессори можно адаптировать.Не обязательно заполнять разыивающую среду одними игрушками Монтессори, у нас это обычные игрушки, развивающие в том числе, все они в свободном доступе. Приучить ребенка складывать все на место сложно, но можно. И, как видите, не всем деткам эта методика подходит, не все детки усидчивы.

КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО

Эта методика мля самая любимая, так как с нее и начиналось наше знакомство с развивающими методиками. И дочке она подходила. Ключевая фраза: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше».

Что развивает: интенсивное интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.

Читайте также:  Развитие ребенка в магнитогорске

В чем суть: эта методика ставит своей задачей познакомить ребенка с множеством обобщенных по разделам понятий (животные, города, транспорт, птицы и т.д.). Автор методики Глен Доман предлагает несколько раз в день показывать в быстром темпе ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. Но карточки нельзя давать ребенку в руки, т. к. он может утратитъ к ним интерес. Подборка карточек должна постоянно обновляться. Мы кстати этого правила не придерживалась, и дочка могла сама изучать карточки при мне. Считается, что дети должны познавать мир всеми органами чувств, а в этой методике это не учитывается. И минус сей методики еще в том, что из-за пассивного способа обучения, у ребенка притупляется любознательность и инициативность. Ребенок быстро запоминает материал, но так же быстро его забывает, не имея возможности применять полученные знания на практике. К тому же обилие информации может перегрузить нервную систему ребенка.

Вывод: эту методику тоже можно адаптировать на свое усмотрение. Например, мы с дочкой просматривала картинки в спокойном темпе, я рассказывала ей по картинке. В дальнейшем дочь сама доставала карточки, раскладывала их на полу, смотрела, называла картинки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН

Это адаптированная методика Домена, немного получше «первоосновы», так как в ней присутствует занимательность и эмоциональность.

Ключевая фраза: «Обучение должно приносить радость малышу и родителям».

Что развивает: двигательную активность, речь, чтение, иностранные языки, логика, география, история искусства и рисование, музыка, спорт.

Необходимый материал:  автор методики считала, что с ребенком надо быть «на одной волне». Ею была разработана система игровых упражнений, которые позволяют разносторонне развивать детей. Кстати, о своей методике Сесиль Лупан написала в своей книге «Поверь в свое дитя», которую я с превеликим удовольствием прочитала, и из которой почерпнула много нового, и узнала о новых играх с дочкой. Эта методика нам подходила как нельзя лучше, мне просто хотелось помочь развиваться своему ребенку не в ускоренном темпе, и не по одному направлению, о чем в этой методике и было заявлено.

Вывод: по поводу адаптированности данной методики Сесиль Лупан сама дает совет, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные автором, т.к. то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другог. Золотые слова!

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Ключевая фраза: «Познакомить ребенка сразу со всеми складами русского языка». Склад — это комбинация из согласной и гласной букв, и так же любая одиночная буква. (ла-м-па — 3 склада, э-к-ра-н — 4 склада).

Что развивает: обучение чтению и счету.

Необходимый материал:  кубики Зайцева (они все разные — по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И начать заниматься с ребенком. При этом ребенок не знает букв, и составляет знакомые слова типа мама, дом. А уже только потом учиться их читать, вернее пропевать, т. к. это гораздо эффективнее. Честно говоря, эта методика не нашла отклика в моей душе. Я искренне не понимаю, для чего так издеваться над ребенком. Да, развитие ребенка хорошо, когда оно логично! В школе у таких детей могут быть проблемы с переучиванием из «склада» в «слог», да и с написанием слов возникнет немало споров. Я не враг своему ребенку, и учить читать ее буду по старинке, и не с 2х лет, а ближе к 5.

Вывод: адаптировать эту методику не получится. Если только построить из кубиков башенки. Не увидела в методике о раннем обучении чтению ничего полезного для ребенка. Как ее ни крути, она требует колоссальных поправок.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ

О, эти песни мы с дочкой любили! Здесь все просто: методика подразумевает собой раннее музыкальное развитие, которое называется «Музыка с мамой». Очень много песенок: и колыбельные, и потешки, и пальчиковые игры, и подвижные игры, и игровые массажи и мн. др. Данная методика понравилась нам во всем: уж петь и плясать детки любят все! И музыкальное развитие уж точно никому не повредит.

СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА

Автор методики разработал конструкторы и головоломки, и придумал к ним сюжеты. Это очень логично: ребенок не просто играет, а помогает сказочному персонажу.

Данная методика развивает конструкторские способности, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивнивать и сопоставлять.

Игры Воскобовича стоят недешево, но при желании можно купить несколько. Одной игры вашему ребенку хватит надолго,так как пособия имеют несколько уровней сложности, позволяя ребенку постепенно усложнять ход игры.

Игры Воскобовича очень занимательны и интересны, но не всем по карману. Я старалась сделать несколько игр сама, пусть ненадолго, но ребенок увлекся.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ

Читайте также:  Ребенок застрял в развитии

Авторы — родители семерых детей — создали свою методику на основе естественного развития, она включает в себя и формирование творческих способностей, трудовых навыков и развитие природных данных.

Ключевая фраза: «Играть вместе с детьми».

В чем суть: В методике представлен ряд игр, которые направлены на развитие логики и творчества. Родители являются активными партнерами по игре, помогают ребенку соблюдать правила, одно их которых — ребенок должен сам разобраться в игре от начала до конца. Играть в эти игры можно и нужно всей семьей.

Необходимый материал: игры по методике придется приобрести.

Вывод: адаптировать методику под себя не представляет сложности, и если вам и вашему ребенку она подходит, смело можете заниматься.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Данная методика представляет собой 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета.

В чем суть: выполняя с блоками разнообразные предметные действия, дети развивают логическое мышление, творческие способности, память, внимание и воображение. В комплекте идут методические указания с играми.

Играть можно с детьми от 3 до 7 лет, но некоторые родители начинают заниматься в более раннем возрасте.

Вывод: адаптировать эту систему не получится, так как блоки всегда идут оригинальными, без возможности создания своими руками. Нам методика не подходила, поэтому конструкторские навыки моя дочь освоила по совсем другим игрушкам.

ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

В чем суть: палочки Кюизенера — это четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше число обозначается палочка, тем больше длина палочки. С помощью этих палочек у детей формируется понятия формы, цвета, размера, состава числа и многое другое, так или иначе имеющее отношение к математической составляющей.

Вывод: мы эту методику не использовали, а счет, форму и цвет предмета учили с дочкой всеми возможными способами: считали ступеньки, кубики, игрушки, цвет и форму изучали по специальным книжкам.

КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»

А с этой методики и началось наше знакомство с системами раннего развития. К сожалению, о методике я узнала,когда дочке был уже год. Хотя комплект книг от 0 до года мы стали использовать попозже.

В чем суть: методика состоит из 12 книг на каждый возраст (от рождения до поступления в школу). Эти пособия содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.

Что развивает: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. Тематика и содержание книг меняются в зависимости от возраста ребенка. На каждый возраст — свой цвет, 7 лет и 7 цветов радуги. Каждый год связан с цветным гномом. От рождения до года — фиолетовый гномик, предложит малышу рассмотреть картинки, послушать потешки. От года до 2 лет — синий гномик познакомиться с новыми словами, дети порисуют и полепят. Голубой Гномик — позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик — 3-4-летним, Желтый Гномик — 4-5-летним, Оранжевый Гномик — 5-6-летним, Красный Гномик — 6-7-летним. Чем старше ваш ребенок, тем интереснее и обширнее будут становится занятия.

Необходимый материал: пособия «Школы Семи Гномов». Я для начала приобрела парочку пособий от 0 до 1 года, на мой взгляд самые нужные. Не стала брать все, т.к. большинство тем дочь уже знала по другим занятиям. И парочку пособий с 1 года до 2 лет.

В каждой книге этой методики есть так называемая родительская страничка, на которой объясняется, как работать с книгой, и, что немаловажно, рассказываются возрастные особенности развития ребенка. В принципе, даже если не читать родительскую страничку, заниматься с ребенком вы сможете. Это просто. К тому же каждое пособие имеет вкладку с картонной игрой.

Вывод: пособия школы 7 гномов я брала как основу, чтобы знать,чему я должна научить ребенка. Конечно, это не значит, что малыш должен знать только то, что предлагается в книге. Поэтому мы иногда прибегали к их помощи, но заниматься любили и по другим источникам.

Рисовать и лепить с помощью пособий ШСГ дочке очень нравилось. Все ярко, доступно для понимания малыша.

Какой итог можно сделать из всей статьи? Мы использовали адаптированные карточки Домана, песни Железновых и школу 7 гномов как взаимодополняющие методики. Останавливаться на какой-то одной считаю нелогично. Я не хотела научить ребенка читать и считать в 1 год, тем более обучить английскому языку с пеленок; моей целью было лишь развитие ребенка как личности, расширение кругозора дочки. Благодаря этим методикам мы с дочкой добились поставленной цели: в 2 года малышка декламировала большие стихи (Тараканище, Кошкин дом, Айболит и др.), танцевала и подпевала песенкам Железновых, а карточки помогли обогатить ее представления об окружающем мире.

А какими методиккми раннего развития увлекалась Вы или Ваши знакомые? Как развивали своих малышей? Пишите в комментариях.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!

Источник