Справка о раннем развитии ребенка

МКДОУ Национальный детский сад № 16

Аналитическая справка

 по итогам диагностики нервно-психического развития детей

 1 младшей группы № 3.

Воспитатель: Горяева С.С.,  

Цугатинова Л.И.

Элиста, 2016 г.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста.

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

4) Наблюдение за ребенком во время режимных моментов, игр, прогулки.

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока. Четвертую группу составляют дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока.

Списочный состав 1 младшей группы № 3 – 25 человек. Диагностированы были 23 ребенка. По итогам диагностики нервно-психического развития детей 1 младшей группы 17 детей (74%) из 23 диагностированных соответствуют 1 группе развития. Эти дети понимают содержание рассказов, сказок; у них развита активная речь (пользуются придаточными предложениями). Они знают основные цвета, геометрические формы, могут показать их. У них также развиты навыки самообслуживания. Хорошо развиты навыки конструктивной и изобразительной деятельности. Начинают играть в ролевые игры.

        5 человек (22%) соответствуют 2 группе развития, т.к. у них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок. Это Горяев С., Какишев С., Мочанова К., Наликов Д., Яковлев А. Горяев С. не может назвать геометрические формы, т.е. в плоскости, на рисунке, он показывает, а когда показываю обьемные фигуры, то он начинает путаться. У Какишева С. и Наликова Д. отсутствует активная речь, поэтому я не могу анализировать их словарный запас (активный и пассивный). Мочанова К. и Яковлев А. путают названия цветов.

        1ребенок – Ибрагимов Илькин – по итогам диагностике соответствует 4 группе развития, т.к. у него наблюдается задержка в развитии на 3 эпикризных срока 3 степени. Он не знает 4 основных цвета, не может определить форму, у него отсутствует активная речь, отсутствуют навыки ИЗО деятельности. Я считаю, что это, в основном, из-за того, что он полностью не понимает русскую речь (воспитателя), т.к. дома, в семье, он общается на своем родном языке.

Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста за 2015-2016 гг является удовлетворительной.

        Таким образом, тоги данной диагностики помогут педагогам данной группы определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.

Рекомендации:

  1. Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.
  2. Активизировать работу по индивидуальным картам детей, показавших 4 уровень нервно-психического развития.
  3. При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.
Читайте также:  Занятия с ребенком 2 лет дома развивающие для развития речи

Источник

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам мониторинга педагогического процесса

в группе раннего возраста №1 «Солнышко»

на начало 2016-2017 учебного года

Воспитатели:

Количество детей участвовавших в мониторинге: 16

Ким Алевтина Ивановна

Девочек –10

Вихорь Юлия Николаевна

Мальчиков – 6 

Возраст детей в группе  варьируется от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: октябрь 2016 г.

Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016 – 2017 учебном году.

Мониторинг педагогического процесса проводился по следующим областям:

  • Социально-коммуникативное
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей группы раннего возраста №1 «Солнышко».

Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.

Субъект мониторинга – дети группы раннего возраста №1 «Солнышко».

Результаты:

— на высоком уровне – 0%

— на среднем уровне –  49%

— на низком уровне – 51 %

1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (высокий -0%; средний — 50% низкий – 50%) .:

Высокий уровень развития в данной области не выявлен, 50% воспитанников обдают средним уровнем развития в данной области, и 50% низким. Дети слабо демонстрируют выраженную потребность в общении с окружающими, не проявляют стремления к самостоятельности, мало проявляют активность и инициативу в деятельности, элементарные навыки самообслуживания развиты слабо,  в парные игры со взрослым включаются без энтузиазма, не проявляя видимого интереса. Однако, воспитанники в достаточной степени демонстрируют действия со знакомыми предметами  в соответствии с их социальным назначением, стараются активно подражать сверстникам и взрослым в деятельности, пытаются копировать известные действия, движения и  слова взрослых.

Пути решения: активно вовлекать детей в парные игры со взрослыми и сверстниками, формировать у детей элементарные навыки самообслуживания, поощрять стремление к самостоятельности, активной игровой деятельности и инициативе. Обеспечить условия для полноценного развития детей в группе. Проводить консультативную работу с родителями по соблюдению режима дня детского сада в условиях дома, с целью обеспечения успешной адаптации детей к учреждению.

2. Образовательная область. «Познавательное развитие» (высокий — 0%; средний — 38% низкий – 62%).

Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со средним уровнем (38%) владеют некоторыми умениями и навыками в данной области и выполняют часть заданий, с подсказкой взрослого: складывают сортеры, вкладыши, группируют предметы по основным цветам и формам, выполняют элементное конструирование из кубиков. С низким уровнем (62%) совершают экспериментирования с разными предметами (стучат, поворачивают, катают, просовывают в отверстия и т.п.). Не умеют сравнивать два предмета по размеру (большой – маленький).

Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность.

3. Образовательная область «Речевое  развитие» (высокий — 0%;средний – 56% низкий – 44%).  

Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со средним уровнем (56%) владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, а именно: демонстрируют недостаточный возрасту активный словарь (называют некоторые знакомые предметы и их части), проявляют недостаточную способность к вступлению в диалог со взрослыми и сверстниками (привлекают внимание к своим действиям и потребностям чаще не при помощи речи, а действиями – плач, дергание за руку и одежду). Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий. Дети с низким уровнем (44%) испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться режимным моментам проявляется протестом и плачем.

Пути решения: необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учить детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощрять использование активного словаря в деятельности, Научить называть свое имя. Развивать интерес к рече-двигательным играм, разучиванию потешек. Уделить внимание просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.

4.Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие» (высокий — 0%; средний — 44%; низкий – 56 %).  Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со средним уровнем развития (44%)  умеют рисовать и называть простейшие изображения (домик в виде полукруга, машина в форме квадратика и т.п.); с помощью воспитателя пытаются овладевать приемами работы с мягким пластилином ( раскатывание колбаски, сплющивание тарелочки, скатывания шарика). А дети с низким уровнем (45%) недостаточно хорошо овладевают приемами работы с пластилином, но способны нарисовать каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками.

Читайте также:  Как аденоиды влияют на развитие речи ребенка

Пути решения: знакомить детей с видами изобразительного искусства, использовать разные материалы и способы создания изображения, учить детей осваивать навыки работы с пластилином, глиной, соленым тестом способом рука в руке, постепенно уменьшая степень участия педагога в создании образа предмета. Интересоваться у детей, при рисовании каракулей, что получилось, неговорящим детям предлагать варианты того, на что похож рисунок.

5. Образовательная область «Физическое развитие» (высокий — 0%; средний – 56%, низкий – 44%). Высокий уровень в данной области не выявлен. В данной образовательной области дети со средним уровнем развития составляют – 56%, демонстрируют неплохо развитую крупную моторику, стремятся осваивать различные виды движений, некоторые из воспитанников  с интересом включаются в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями. Дети с низким уровнем развития составляют 44%, у них недостаточно развита крупная моторика, различные виды движений (бег, ползание, бросание и т.п.) даются им с трудом.

Пути решения: чаще проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться выполнять простые физкультурные движения. Соблюдать двигательный режим. Проводить для детей гимнастику утреннюю и после сна. Использовать физкультурный инструментарий: мячи, кольца, коврики, дорожки, следы и т.п., с целью привлечения интереса детей к физкультурно-игровой деятельности.

Вывод: наличие низкого уровня обусловлено тем, что дети только начали посещать детский сад, эмоционально-психологической незрелостью детей, непосещением дошкольного учреждения. Но это не свидетельствует об их неэффективном развитии. Развитие идёт в индивидуальном темпе, нелинейно и неравномерно т.е. развитие идёт по индивидуальной траектории одновременно в разных областях с разной скоростью. В разное время может доминировать то одно ,то другое направление развития. Это означает, что необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:

1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям в течение учебного года.

2. В течение года развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода. Развивать и расширять активный и  пассивный словари детей.

3. Развивать интерес у детей к художественному творчеству.

4. Развивать у детей игровые навыки.

5. Развивать самостоятельность, элементарные навыки самообслуживания.

6. Формировать интерес и любовь у детей к спорту, к физическим упражнениям.

7. Формировать у детей сенсорные эталоны, развивать навыки конструирования, формировать познавательный интерес, развивать наблюдательность.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам мониторинга педагогического процесса

в группе раннего возраста №1 «Солнышко»

на конец 2016-2017 учебного года

Воспитатели:

Количество детей участвовавших в мониторинге: 16

Ким Алевтина Ивановна

Девочек –10

Вихорь Юлия Николаевна

Мальчиков – 6 

Возраст детей в группе  варьируется от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: октябрь 2016 г.

Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016 – 2017 учебном году.

Мониторинг педагогического процесса проводился по следующим областям:

  • Социально-коммуникативное
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей группы раннего возраста №1 «Солнышко».

Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.

Субъект мониторинга – дети группы раннего возраста №1 «Солнышко».

Результаты:

— на высоком уровне – 51%

— на среднем уровне –  46%

— на низком уровне – 3 %

1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (высокий —  69%; средний — 31% низкий – 0%):

По данным педагогического мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Высоким уровнем развития в данной области обладают 69% воспитанников группы,  остальные 31% демонстрируют навыки социально-коммуникативного развития соответствующие среднему уровню развития в данной области, детей с низким уровнем в данной области на конец учебного года не выявлено. Дети проявляют выраженную потребность в общении с окружающими, чаще демонстрируют стремление к самостоятельности, проявляют активность и инициативу в игровой деятельности и режимных моментах, повысились показатели сформированности элементарных навыков самообслуживания,  дети с интересом самостоятельно включаются в парные игры со взрослыми и сверстниками. Активно демонстрируют действия со знакомыми предметами  в соответствии с их социальным назначением, стараются активно подражать сверстникам и взрослым в деятельности, пытаются копировать известные действия, движения и  слова взрослых.

Пути решения: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу по формированию  развитию коммуникативного интереса и вовлеченности в игровой и режимный процессы. Продолжить работу по взаимодействию с родителями  по включению в семьи в образовательный процесс группы. Формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о себе и своей семье, об окружающем мире. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно — ролевых игр.

2. Образовательная область. «Познавательное развитие» (высокий — 50%; средний — 50% низкий – 0%).

По данной области можно сделать вывод, что за учебный год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках «Познавательного развития» соответствующего возрастным нормам. Высоким уровнем развития в данной области обладают 50% воспитанников группы, и 50% демонстрируют средний уровень развития, детей с низким уровнем в данной области на конец учебного года не выявлено. Воспитанники достаточно хорошо овладели соответствующими возрасту познавательными навыками: самостоятельно, либо с наводящей помощью воспитателя складывают сортеры, вкладыши, группируют предметы по основным цветам, формам, размерам, умеют расположить предметы в порядке уменьшения / увеличения, выполняют элементное конструирование из кубиков,  совершают экспериментирования с разными предметами (стучат, поворачивают, катают, просовывают в отверстия и т.п.).

Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Продолжить работу по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, конструктивных навыков, формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность. Продолжать пополнять развивающую среду группы, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии у кого такое было

3. Образовательная область «Речевое  развитие» (высокий — 56%;средний – 37% низкий – 6%).  

По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков воспитанников группы по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: высокий уровень в данной области выявлен у 56% воспитанников, средним уровнем обладают 37%, низкий уровень отмечен у 6% детей. Дети эмоционально положительно реагируют на песенки, потешки, рече-двигательные игры: вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, самостоятельно напевают, повторяют слова и движения со взрослым. Активный и пассивный словари детей заметно расширились, дети проявляют способность к вступлению в диалог со взрослыми и сверстниками на уровне речевого взаимодействия, используют речь как средство общения. Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий, пересказывают простые сказки, стишки и потешки.

Пути решения: необходимо продолжать уделять внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную и коллективную работу, организованную деятельность. Учить детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощрять использование активного словаря в деятельности, Научить называть свое имя, фамилию, имена своих близких. Продолжить просветительскую работу с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.

4.Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие» (высокий — 31%; средний — 62%; низкий – 6 %).  

Программный материал в данной области усвоен детьми на достаточно хорошем уровне: высокий уровень в данной области выявлен у 31% детей, средний уровень развития имеют 62% воспитанников, у 6% зафиксирован низкий уровень развития в данной области. Малыши умеют рисовать и называть простейшие изображения (домик в виде полукруга, машина в форме квадратика и т.п.); в достаточной степени овладели приемами работы с материалом для лепки (раскатывание колбаски, сплющивание тарелочки, скатывание шарика). Дети умеют рисовать каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками. Рисуют композиции пальцами и ладошками, умеют создавать простые аппликации.

Пути решения: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. Несколько раз в день проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. Продолжить знакомить детей с различными видами изобразительного искусства, использовать разные материалы и способы создания изображения. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско — родительского творчества.

5. Образовательная область «Физическое развитие» (высокий — 50%; средний – 50%, низкий – 0%).

По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений — бег, ходьба на равновесие, лазание, перешагивание, катание, бросание, крупная моторика достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Высоким уровнем в данной области обладают 50% детей. Дети со средним уровнем развития составляют также 50%. Дети демонстрируют достаточно развитую крупную моторику, успешно продолжают осваивать различные виды движений, дети группы  с интересом включаются в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.

Пути решения: продолжать создавать развивающую предметно — пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Продолжить проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться выполнять простые физкультурные движения. Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско-родительские мероприятия.

Вывод: итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми очень мал, различия в высоком и среднем уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:

  1. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
  2. Продолжить работу  по взаимодействию с семьями воспитанников.
  3. Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

показателей педагогического мониторинга по образовательным областям в группе раннего возраста

№ 1 «Солнышко» по ФГОС ДО

2016 -2017 учебный год

                                                         Диаграмма 1                                                                Диаграмма 2                                                                  Диаграмма 3

      

                                                                                                     Диаграмма 4                                                               Диаграмма 5

 

Источник