Способы развития личности ребенка в школе

Способы развития личности ребенка в школе thumbnail

Развитие личности в начальных классах школы

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности — учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников — происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно — ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Использованные источники:

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm

[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с

[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/

Источник

И. А. Муленкова,                                                                                                                            

  МБОУ «Излучинская ОСШ № 1»                                                                                  

   Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени                                                Слайд 1

     Система работы учителя и нашей школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка.     В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться и творить. Именно в  начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Раскрыть заложенные в ребенке индивидуальные способности можно применяя различные педагогические технологии  через участие в  различных конкурсах и олимпиадах. К любому конкурсу и олимпиаде надо готовиться: что-то искать, исследовать, перечитывать много литературы, репетировать, запоминать, придумывать самим.                                                                                          

     Любой конкурс, олимпиада – это всегда яркое, волнующее и запоминающее событие, хорошая возможность привлечь к себе внимание, показать себя, посмотреть с «кем плывешь в одной лодке». Участие ребенка в различных конкурсах становится «точкой роста», верой в свои способности и в свои силы.   Эту веру в себя, в свои возможности мы стараемся закладывать, поддерживать и развивать в ребенке с 1 класса.                                                                                                                        

       Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, — это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.                                                                                                         

Читайте также:  Речевой онтогенез развитие речи ребенка

     Какими правилами должен руководствоваться учитель?  

 1. Отказ от деления детей на «слабых» и «сильных» — просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.                                                                                                                        2. Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.                                                                                                  3. Понимание того, что каждый ученик  имеет право на собственную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

      Есть четыре  компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе — учитель, ученик и его родители — разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все учебно-воспитательные проблемы.  

      Свои  интеллектуальные «продукты» ребята представляют на предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах, различных олимпиадах.                                     Слайд 2    

     Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

     Не всегда дети проявляют желание участвовать в конкурсах, олимпиадах. Иногда у ребят нет желания, у  родителей нет денег и   времени на подготовку.  Мы проводим огромную работу с родителями, с самими ребятами – уговариваем, разъясняем, как это важно для ребенка.  Мы  видим, как загораются глаза ребят, когда на торжественных линейках они получают  дипломы, призы, сертификаты. Как гордо поднимают голову, когда их фамилии красуются на школьном стенде побед и достижений. И все чаще слышим от них слова: «А можно попробовать?», «А я хочу участвовать!», категоричное «Я буду!». И тогда учителя  испытывают огромную радость, что все их усилия, их труд не прошли даром – победы   детей, пусть даже самые маленькие, это вера в себя, в свои силы, это первая высота, которая была взята ими.

      Хочется  немного рассказать об олимпиадах, в которых мы участвуем:                                                                                                  1. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок».                                                      Слайд 3-4    

    Увеличение количества участников олимпиады, участие многих школьников в олимпиаде в течение нескольких  лет, говорит о возросшем интересе учеников к данной форме интеллектуальных соревнований, о положительном отношении учеников, родителей, учителей-предметников к содержанию конкурсных заданий, организации и проведению олимпиады. По мнению школьников, принимавших участие в олимпиаде не один год, такая форма интегрированных заданий помогла им лучше понять свои пробелы по некоторым предметам и ликвидировать их в дальнейшем.

2. Международная олимпиада   «Кенгуру»                                                                          Слайд 5    

3.Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ) для учащихся первой ступени» учит ребят навыкам заполнения анкетных данных о себе. В игровой форме они отвечают на вопросы на компьютере, следят за временем. Формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности. Формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.                        Слайд 6-7   

4. Всесоюзная олимпиада «Познание и творчество», проводимая Малой Академией наук «Интеллект будущего» поощряет подробное изложение своих рассуждений, в ней делаются ссылки на литературу и жизненный опыт. Работа оформляется на компьютере,  в ней используются картинки, таблицы, фото, работы – придуманные и  сделанные своими руками.                                                                                            

       Организаторы конкурса обращаются к участникам с такими словами:

«Не грустите, если результат оказался ниже ожидаемого. Те, кто участвует, знает: дорогу осилит идущий.

Победа – это победа над собой (если вы участвовали, то собственную лень вы уже победили),

Победа – это опыт (не получилось в этот раз, в следующий вы уже будете во всеоружии),

Победа – это знание (а знания,  умения и навыки приобрел каждый участник»                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                  Слайд 8-13    

 5. Научно-практическая коференция молодых исследователей «ХХI век в поисках соверщенства». В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.        

    Наши ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Г.Москва, проводимый издательством «Первое сентября»                                                                                                                              

Читайте также:  Динамика физического развития ребенка на 1 году жизни

                                                                                                                                                                            Слайд 14-17    

6. Районный конкурс сочинений «Книга, которую не забуду» (на лучшего читателя военно-патриотической литературы); Районный творческий конкурс детских признаний

« Учитель, перед именем твоим…»; Районный конкурс на лучшего юного читателя «Читать — значит творить».                                                                                           Слайд 18-20

Эти конкурсы прививают интерес к чтению.  Ребята просят дать им  почитать книги  о которых пишут участники конкурса. Мы видим, как  на переменах им есть, что обсудить, о чем поспорить.  Можно повернуть время вспять! Книги передают неимоверный позитив и заряд настроения.    

В этом году появились новые конкурсы и олимпиады:

7. Центр Творческих Инициатив  «Снейл»II Всероссийская дистанционная олимпиада  «Snail» по биологии                                                                                                          Слайд 21      

8. Всероссийская интернет-викторина «Космоведы»                                              Слайд 22  

9.   Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»                                                   Слайд 23  

10.  Подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам науки
ко II Олимпиаде по страноведеню «Go West»
(Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи «ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ»  Екатеринбург)                                                                                                      Слайд 24  

Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательных и творческих способностей,  оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;                                                                        
  • продвигает ребенка в общем развитии;                                                                                             помогает преодолевать трудности;                                                                          
  • вносит радость в жизнь ребёнка;                                                                              
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;                              
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.                                                                                                                        Слайд 25

  Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.  

  Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1-4 классах должны остаться в памяти человека, как время приобщения  к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.                                                              

Каждый выбирает для себя

Конкурсы, проекты, фестивали,

Чтоб тренировали ум

и душу согревали.

Каждый выбирает для себя.

Источник

Развитие личности учащегося в современной школе и определение его уровня.

Современная культура характеризуется активизацией интереса к личности человека, в связи с чем и в системе образования наметились сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями, самосовершенствоваться и самообучаться.

Причиной этого становится стремительное изменение темпов жизни, усиление роли технологии в процессах обучения и воспитания, усложнение труда и социальной деятельности. Лавинообразный рост объемов доступной информации приводит к тому, что модель «передачи знаний от учителя к ученику» перестает работать, так как современный объем знаний превышает возможности этого канала как на входе, так и на выходе.

Таким образом, обращение к формированию личности ученика и гуманизация образования видятся закономерным шагом, но являются ли эти идеи действительно инновационными?

Анализ литературы показывает, что педагоги разных времен обращали внимание на необходимость учитывать особенности характера и внутреннего мира ученика. Педагоги-гуманисты XV—XVI в. Витторино да Фельтре (Италия), М. Монтень (Франция) Эразм Роттердамский (Голландия) и др. развивали идеи индивидуального подхода в обучении, уважения к личности ученика. В России эти идеи были подхвачены Л.Н. Толстым, развивавшим мысль о свободном воспитании.

В ХХ веке к личности ученика обращались такие педагоги как Д.Дьюи (США), и позднее К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль и др., которые предлагали не «натаскивать» учащегося на определенный материал, а оказывать ему определенную помощь в развитии.

С 80 годов ХХ века появилось направление в отечественной педагогике, под названием «личностный подход» или «личностно-ориентированное обучение», который начали разрабатывать такие ученые как К.А. Абульханова, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.

С.Л. Рубинштейн в своих трудах указывает, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального» [Рубинштейн : 158]. Следовательно, только гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы позволит сформировать активную, самостоятельную личность, способную отвечать на вызовы времени.

Читайте также:  Режим залог нормального развития ребенка

Таким образом, идеи учета личности ученика, вплоть до признания его «главной действующей фигурой всего образовательного процесса» (И. С. Якиманская), не новы. Однако, несмотря на долгую историю разработки этих идей, массовая школа всегда характеризовалась авторитарным стилем в обучении, и стандартизацией задач для всех учеников, без учета их индивидуальных различий.

В чем же принципиальная новизна современного подхода к формированию и развитию личности учащегося?

В первую очередь, впервые в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010) прописаны не только предметные цели, включающие «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета», но и метапредметные, включающие «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия […], построение индивидуальной образовательной траектории», а также личностные, включающие «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» (ФГОС 2010).

Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.

Определив важность личностно-ориентированного обучения необходимо задаться вопросом, что же собой представляет личностный рост учащегося, и как его измерить.

Ответ на этот вопрос находим в ФГОС 2010, который предлагает нам, среди прочего, следующие личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве в разных видах деятельности (ФГОС 2010).

Таким образом, развитие личности в школе предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося, формирование позитивного отношения к себе и к миру, уверенности в себе, ответственности, познавательного интереса, мотивации к получению знаний и саморазвитию. Полное или частичное достижение данных результатов и может быть названо развитием личности учащегося.

Несомненно, наиболее целостное представление о различных сторонах развития личности учащегося имеет классный руководитель, который рассматривает достижения по сумме критериев оценки всех предметов, а также внеклассного воспитательного процесса, однако учителя-предметники также должны иметь четкие параметры оценки сформированности конкретных качеств на каждом возрастном этапе  развития личности.

Опираясь на ФГОС 2010, шкалу, предложенную В. Д. Свинцовой, и работу Е. С. Кузьминой, выделим параметры, подходящие для оценивания личностного роста учащихся подходящую для учителя-предметника. Каждый из параметров разделен по шкале от 5 (полностью сформирован) до 1 (не сформирован), что позволяет измерять уровень роста на определенном временном отрезке. К ним относятся:

1. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Любопытство, заинтересованность, стойкая познавательная активность, научная любознательность – это путь зарождения интереса к предметным и надпредметным знаниям, непосредственно связанный активизацией воли и развитием познавательного интереса.

2. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей). Данный аспект непосредственно связан с формированием универсальных учебных действий (УУД) на уроке. Его сформированность ведет к повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формированию компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

3. Степень обучаемости и самообучаемости отражает способность усвоения учебного материала, оценке и самооценке, развитие разных видов памяти, способности к концентрации внимания на решении поставленных задач.

4. Навыки учебного труда, включающие в себя планирование и контроль учебной деятельности, компетенцию в области использования информационно-коммуникационных технологий, включая владение технологиями поиска, построения и передачи информации, презентации выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Данный параметр включает также наличие навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, олимпиады и т. д.)

5. Инициатива в поиске и овладении новыми знаниями и умениями и целеустремленность, способность постановки перед собой конкретных целей, разработка стратегии и тактики достижения цели и поставленных задач.

6. Сформированность коммуникативных навыков, включающая в себя овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

7. Последним важнейшим критерием оценки личностного роста является сформированная способность переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития. Она указывает на сформированную способность к саморазвитию и самосовершенствованию, наличие устойчивых личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, базирующихся на личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действиях.

Определив основные критерии оценивания развития личности учащихся, перейдем к конкретным способам, благодаря которым ученик может проявить свой личностный рост. Современная пятибалльная система, к сожалению, не затрагивает данный аспект, фокусируясь лишь на знаниевой части. Рейтинговая система которая осуществляется по показателям: учёба, творческие достижения; ответственность, инициатива в учебной работе – также не всегда может отразить потенциал ребенка. Обратная связь и рефлексия наиболее близко подводят нас к оценке и самооценке личностного роста, однако часто ребенку нужно более существенное, «вещественное» доказательство своих достижений. Прекрасной формой для этого выступает портфолио – банк личных достижений во всех сферах жизни ребенка.

Портфолио выступает не только дополнением к традиционной оценочной системе, но и прекрасной подготовкой к самостоятельной взрослой жизни, отражая результаты деятельности ребенка, его достижения и прогресс по сравнению с его же предыдущими результатами. Именно этого сравнения с «собой вчерашним», и не хватает детям в традиционной оценочной системе, а учитель дает возможность проследить этапы личностного роста своих учащихся.

На уроке иностранного языка портфолио представлено виде языкового портфолио – электронный документ, альбом или папка с набором работ ученика за определенный период времени. Как правило это не слишком короткий отрезок – четверть, триместр, полугодие, год или несколько лет, поскольку именно с течением времени становится заметно развитие навыков и личностных компетенций учащихся. В портфолио могут быть включены любые работы ученика, черновики, творческие проекты, отражающие постановку конкретной цели, способы и этапы ее достижения. В результате ученик получает возможность непрерывной оценки своих достижений и сравнения своих работ на разных этапах наполнения портфолио. Немаловажным является тот факт, что при помощи портфолио учащиеся могут не только наблюдать собственное развитие, но и предъявить результаты своего труда родителям, ученикам, одноклассникам, что является гораздо более весомым подтверждение собственных достижений, чем безликая отметка в дневнике.

Таким образом, использование технологии портфолио формирует новое понимание самого процесса обучения, что может дать новый толчок к развитию способов оценивания уровня развития личности учащихся.

Источники.

  1. Педагогика https://paidagogos.com/?p=104

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  4. Оценка уровня личностного роста ученика // Сайт учителя начальных классов МОУ «Кугесьский лицей» Свинцовой Валентины Дмитриевны // https://sval.21308s01.edusite.ru/p8aa1.html

  5. Кузьмина Е.С. Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика. // https://www.elena-kuzmina.ru/formirovanie-ustojchivogo-poznavatelnogo-interesa-k-informatike,-kak-put-lichnostnogo-rosta-uchenika.html

Источник