Специфика развития слабослышащего ребенка

Специфика развития слабослышащего ребенка thumbnail

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Читайте также:  Школа развития ребенка смоленск

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Читайте статью на нашем сайте – https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.html

Источник

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

Читайте также:  Роль зрения в процессе развития ребенка

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Источник

Если человек не слышит или слабо слышит, то жить становится тяжелее, особенно ребенку. Детям важно слышать, распознавать звуки природы и разговорную речь. Детский лор-врач поможет справиться с подобной проблемой. Он может назначить курс лекарственных препаратов или назначить другое лечение. Не исключено, что доктор порекомендует специальные слуховые аппараты для детей. Без слуха ребенок не сможет полноценно развиваться.

Стоит отметить, что большинство глухих и слабослышащих детей рождаются у родителей, не имеющих подобных проблем. Для этих семей появление такого ребенка может быть большой неожиданностью.

Речь

Речь слабослышащих детей зависит от множества факторов:

  1. От степени снижения слуха. То есть чем хуже он слышит, тем хуже говорит.
  2. От периода возникновения дефекта. Если потеря слуха произошла после трех лет, то у малыша может быть развита фразовая речь, но с некоторыми незначительными отклонения в грамматическом строе, произношении. Если же проблема возникла в школьном возрасте, то ошибки обычно возникают в невнятном произношении безударных слогов, в оглушении звонких согласных букв и т. д.
  3. От условий, в которых малыш развивался.
  4. От психического и физического состояния ребенка.

Грамматический строй речи у слабослышащих ребят не сформирован в нужной степени.

какая речь у слабослышащих детей

Что подразумевается под «особенностями обучения» у детей с подобными проблемами?

Хорошим решением для такого ребенка станет школа для слабослышащих детей. Потеря данной способности имеет критические последствия для развития у детей когнитивных (мышление) и лингвистических (языковых) навыков. Возникновение других нарушений в сочетании с уменьшением слуха требуют дополнительных особенностей в обучении. Слабослышащие и глухие дети часто имеют значительные сложности в учебе, поэтому нужно подбирать специальный подход к процессу обучения. Распространенность других видов инвалидности в дополнение к потере слуха примерно в три раза больше (30,2 %) среди глухих или слабослышащих людей.

Причины потери слуха у детей

Почему у детей происходит потеря слуха? Как заявляют детские лор-врачи, к подобному отклонению может привести:

  • материнская краснуха (2 %),
  • недоношенность (5 %),
  • цитомегаловирус (1 %),
  • менингит (9 %).

Логично предположить, что население, имеющее проблемы со слухом, подвергается высокому риску дополнительных нарушений. Поскольку, как известно, ранее упомянутые этиологии также связаны с неврологическими проблемами.

Читайте также:  Физическое развитие недоношенного ребенка до года

Инвалидность

глухие дети

Чаще всего у глухих или слабослышащих детей регистрируют следующие типы инвалидности: умственные недостатки и эмоциональные/поведенческие нарушения. Распространенность умственных расстройств, вызванных потерей слуха, составляет почти 8 %. Сопутствующая эмоциональная/поведенческая инвалидность была наименьшей — 4 % случаев. Учащиеся с сопутствующими эмоциональными/поведенческими нарушениями характеризуются проявлением неуместного, разрушительного, агрессивного поведения, которое мешает процессу обучения.

Ученики с потерей слуха и умственными недостатками характеризуются общей задержкой в развитии во всех областях. Также у них наблюдается ограниченные возможностями для решения проблем, снижение адаптивных или функциональных навыков. Дети, получившие инвалидность по потери слуха, как правило, имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Они демонстрируют навыки и способности по-разному, показывая определенные недостатки в обучении, которые ограничивают их достижения. Им присуще нетипичное поведение. Эти учащиеся не делают успехов в академическом отношении, по сравнению с документально подтвержденными параметрами концептуального обучения, которые обнаруживаются среди глухих или слабослышащих учеников.

Как выявляются дополнительные проблемы с обучением особенных деток?

слуховые аппараты для детей

Идентификация дополнительных проблем обучения у детей с ослабленным слухом — сложная и нелегкая задача. Часть трудностей возникает из-за того, что потеря слуха сама по себе создает проблемы с обучением, которые обычно приводят к задержкам в понимании языка и, как следствие, к задержке академических навыков. Таким образом, выявление любых других факторов, может представлять собой сложные проблемы. Методы рациональной оценки с использованием междисциплинарных команд важны при выявлении дополнительных недостатков у глухих или слабослышащих детей. Это особенно верно, если учесть, что характеристики, проявляемые учащимися с сопутствующими нарушениями, часто одинаковы.

Кто должен работать с детьми?

речь слабослышащих детей

Постоянное отсутствие языкового обучения, умственные или эмоциональные недостатки, плохое поведение, трудности с координацией внимания и плохая усвояемость материала — это все относится к детям с нарушениями слуха. К работе с такими ребятами обычно привлекают таких специалистов: школьных психологов, физиотерапевтов, аудиологов и необходимый медицинский персонал (медсестры, психиатры и т. д.). Команда специалистов должна обеспечить тщательную интерпретацию результатов согласно рекомендациям и предложениям для образовательной программы.

Какие вопросы следует задать при принятии решения о том, следует ли направить ребенка для оценки уровня знаний?

Является ли ученик глухим или слабослышащим и прогрессирует ли потеря слуха? Это должен быть первый вопрос при рассмотрении оценки для учащегося с подобными проблемами. Исследователи описали параметры изучения языка и академического прогресса, обычно наблюдаемого у глухих или слабослышащих людей. Учитывая возможности изучения с помощью надлежащих и эффективных способов общения, учащийся с такой патологией, должен прогрессировать в ожидаемых моделях роста и достижениях. Если этого не происходит, следует задать вопросы о причинах.

Потеря данной способности приносит с собой многие проблемы, которые влияют на обучение слабослышащих детей. Однако сама по себе глухота не всегда сопровождается следующими проблемами:

  • дефицит внимания;
  • перцептуально-моторные трудности;
  • неспособностью пополнять словарный запас;
  • постоянные проблемы с памятью или последовательное поведение при отвлечении или эмоциональные факторы.

Если какой-либо из этих видов поведения характеризует учащегося, который является глухим или слабослышащим, необходимо выяснить возможные причины, вызвавшие подобные проблемы.

Каковы общие стратегии, используемые для оказания помощи слабослышащим детям?

дети с нарушением слуха

Очень сложно определить общие стратегии для таких учащихся. Это, прежде всего потому, что каждый отдельный профиль обучения будет отличаться, в зависимости от количества и характера различных влияющих факторов. По истечении некоторого времени, потраченного на поиски стратегий «исправления», профессионалы убеждены, что все учащиеся с потерей слуха должны иметь индивидуализированные подходы. Специалистам в данной области действительно сложно сопоставить профиль обучения оценки с соответствующими образовательными стратегиями для решения выявленных проблем. В целом могут быть полезны некоторые стратегии.

как учить глухих детей

Давайте их рассмотрим:

  1. Стратегии для детей с дополнительными проблемами в обучении, которые включают в себя серьезную нехватку словарного запаса и простое знание синтаксиса. Сюда же относится работа с использованием изображений и графических символов для поддержки речи окажется полезной.
  2. Обучение глухих детей более часто связано с обработкой или пониманием звука. Учащиеся с ограниченными возможностями получат пользу от многих устных методов реабилитации, используемых для улучшения навыков слушания. Методы поведения, которые включают четко определенные варианты, будут эффективными. Удовлетворение эмоциональных факторов с помощью образовательной программы и индивидуального или группового консультирования, когда это необходимо, также окажутся действенными.

Как повысить успеваемость в классе?

Стратегии, чтобы помочь повысить успеваемость в классе:

школа для слабослышащих детей

  1. Основной акцент должен быть на зрительном восприятии информации. Визуальное восприятие детьми с нарушением слуха означает создание конкретной идеи при первом введении учебного материала. Тогда у ребенка есть конкретное представление о том, что обсуждается в классе. Учитель может перейти к более абстрактным понятиям темы. Многим детям с ограниченными возможностями в процессе обучения трудно запоминать информацию. Учителя должны «сделать язык видимым», чтобы ученики, у которых есть проблемы со слухом, хорошо воспринимали материал. Когда преподаватели представляют информацию визуально, ученики с большей вероятностью лучше будут помнить учебную программу и уровень запоминания информации также улучшиться.
  2. Пополнение словарного запаса. Для того чтобы слабослышащие дети поняли новые слова, лексика должна быть представлена различными способами. Чем больше внимания уделяется этому, тем больше возможностей для запоминания и использования слов надлежащим образом. Чтобы ребенок запоминал информацию, она должна быть представлена в нескольких контекстах. Также ее стоит подавать различными наиболее практичными способами. Для изучения нового слова ребенок должен сначала изучить контекст, в котором оно используется. Как только запомнил это, учитель может начать использовать слово в разных ситуациях в течение дня. Дети с потерей слуха легче будут запоминать фразы, которые чаще всего используются в течение дня.

Источник