Специфика коррекции сенсорного развития ребенка

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

                                                Удалова Эльвира Яковлевна,

                                                Заслуженный учитель РФ,

                                                педагог-психолог МОУ специальной

                                                (коррекционной) общеобразовательной

                                                школы 8-го вида № 56

                                                Приокского района г.Н.Новгорода                                                  

Сенсорное развитие, как известно, составляет основу умственного

развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.

          Сенсорное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.                  

         Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах,  разных вкусах и т.п. Это и есть чувственное познание — первая ступень познания. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития (от латинского слова «sensus» – чувство, ощущение) ребенка.

Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы «подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.  

Следует отметить, что ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта.

Проблемы интеллектуального развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с интеллектуальной недостаточностью  снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.

Указанные особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции.

Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Но прежде чем говорить непосредственно о работе по сенсорному развитию, следует отметить те особенности чувственного познания, которые наблюдаются при интеллектуальной недостаточности.

Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей  характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия ни использовался (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом отсутствует стремление рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах.

        Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в неточности представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов  другим. Восприятием пространственных отношений, как и временных, дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей как одних, так и других отношений (например, абстрактности, относительности и др.).

        Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.

Кроме того, у многих детей с проблемами интеллектуального  развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (а это и есть кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью.        

Кинетический фактор (или моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных и других координаций. Отметим, что у детей с проблемами интеллектуального развития данные виды координаций без специальной работы не формируются.

Читайте также:  Понедельное развитие ребенка при беременности

Дети с интеллектуальной недостаточностью также слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, а ведь именно восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет  по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус, др.).

Итак, у детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Следует отметить, что выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного, и младшего школьного возраста. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения.

Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, осуществляется в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, экскурсиях на природу, в учебной деятельности, во время игр и т.д. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд, природа.

С другой стороны — ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение всех сторон деятельности, а недостаточность восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему.

Ребенку с интеллектуальной недостаточностью для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является одной из главных задач сенсорного воспитания.

В силу специфики психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда приводит к успеху. Педагоги-психологи, работающие с такими детьми, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.

Задача педагога-психолога состоит в грамотном подборе посильных для ребенка и методически обоснованных игр и заданий.  Педагог-психолог, проводящий коррекционные занятия по развитию сенсорных процессов, должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка и четко представлять на что именно должна быть направлена коррекция, должен четко выбрать из многообразия игр и упражнений необходимые именно для данного занятия и для данного ребенка, упрощая или усложняя аналогичные задания.

Педагог-психолог, организующий коррекционные занятия по развитию сенсорных процессов, должен хорошо представлять конкретные задачи сенсорного воспитания. Одной из первостепенных задач сенсорного развития следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового.

Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств.

Итак, главная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать.

Важным условием полноценного сенсорного воспитания, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, т.е. создание  специального кабинета.

Для организации обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью очень важно развить у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

Следует помнить, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу; он дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и др., а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей.

         Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что  включенное в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

                Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире,  формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове.    Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий, вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориентироваться в окружающем мире.

               Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Читайте также:  Школа развития ребенка школьного возраста

            Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации его нарушения развития. Совершенствуя психические процессы, педагог-психолог тем самым закладывает фундамент успешной учебной деятельности. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления приобретает особое значение, т. к. нарушение интеллекта и является основным дефектом развития подобных детей.

Источник

ольга гурова
Сенсомоторная коррекция детей с РАС

Сенсомоторная коррекция детей с РАС

.

Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. В специальной литературе этот метод упоминается еще как метод замещающего онтогенеза. В данный момент метод широко применяется и становится все более популярным, т. к. даёт хороший коррекционный эффект в работе с детьми РАС.

Сенсомоторная коррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе комплексного обследования (Диагностический опросник Э. Дж. Айрес, Оценочные шкалы для определения уровня психофизического развития дошкольника. Авторы — Э. М. Кафъян, Р. Н. Азарян).

Сенсомоторная коррекция – это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций. Занятия сенсомоторной коррекцией также способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Развитие головного мозга происходит поэтапно. Существует определённая последовательность развития мозговых структур. Сначала формируются базовые (сенсомоторные) функции, а потом на них надстраиваются более сложные — высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие. Сенсомоторная коррекция необходима детям с РАС, у которых повышенный или пониженный мышечный тонус, гиперактивность или, наоборот, чрезмерная медлительность, нарушения координации движений и ориентации в пространстве и во времени, быстрая утомляемость, проблемы с речью, вниманием, памятью или другие трудности.

Мной была разработана коррекционно — развивающая программа «Ощущая, познаю мир»

Которая основывается на методе замещающего онтогенеза (Семенович А. В.) и сенсорной интеграции (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

Основной целью: преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с РАС.

Задачи:

1. развития зрительного или визуального восприятия

2. развития тактильного (осязательного) восприятия

3. развития оральный праксис и обработки речевых сигналов

4. развитие проприорецептивное и вестибулярное чувство

В работе используются сенсорные техники

Сенсорная суммация, песко/аква/ароматерапия, сенсорная комната, массаж с глубоким разминанием, сенсомоторные комплексы упражнений, техники арт-терапии, техники телесно ориентированной терапии

Программа состоит из блоков:

• Первый блок направлен на развития зрительного или визуального восприятия в него входят глазодвигательные упражнения, которые укрепляет глазодвигательные мышцы и улучшат циркуляцию крови в органе зрения. Упражнения на развитие визуального восприятия, которые учить детей фиксация взора на объекте, находить игрушку в пространстве группы.

• Второй блок направлен на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук в него входят упражнение на применение тактильных сигналов и обработка реагирования на них. Упражнения на сенсорное развитие (работа с пальчиковыми красками, хождение по дорожкам с разной текстурой, «волшебный мешочек» искать предметы с разной текстурой на ощупь, рисовать по манке, работать с разной крупой). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек. Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

• Третий блок направлен на развития оральный праксис и обработки речевых сигналов в него входят артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность языка и укреплять их мышцы, дыхательные упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо – и кровообращение в легких.

• Четвёртый блок направлен на развитие двигательной активности, крупной моторики, пространственных представлений в него входят упражнения на переключение действий и составление плана последовательности действий («велосипед», подражание позам и очерёдности движений, раскачивание на качелях или в гамаке, перекатывание со спины на живот и др). Ритмичные упражнения, которые развивают крупную моторику, формирует одновременные и сенсомоторные взаимодействия, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве (прыжки на палочке лошадка в ритме музыки, движения под музыку, пение песен с движениями и др)

Структура занятия в подгрупповой форме

• Упражнения на повышение уровня активации (самомассаж или пальчиковая игра)

• Артикуляционная гимнастика.

• Дыхательное упражнение

• Глазодвигательная гимнастика

• Сенсорные игры и упражнения

• Двигательные упражнения

• Арт-терапия/изобразительная деятельность

Организация сенсорной среды

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная среда. В нашем центре есть оборудованная сенсорная игровая площадка, в неё входит:

Читайте также:  Роль двигательной активности в развитии организма ребенка

Сенсорная комната

Мягкая комната

Комната двигательной активности

представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с РАС, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду.

Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной игровой площадке используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Сенсорная среда содержит следующие элементы.

Мягкая среда: маты напольные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, мячи; одеяла; гамак.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аква лампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; ароматические масла; ароматические палочки.

Степень эффективности сенсорной игровой площадки можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках собрано разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.

Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта;

Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с РАС синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с РАС и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

А так же разработаны и внедрили мало групповые занятия «Сенсорно – интегративный тренинг общения». Эти занятия проводятся двумя специалистами (психологом и логопедом). Направлены на формирование и развитие коммуникации, речи, сенсорной интеграции. Мы используем следующие методы, средства и приёмы: сенсорная интеграция, телесно – ориентированная терапия, психомоторика, альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия.

Альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия

Эти средства коммуникации: расписание позволяют ребёнку проследить структуру занятия и следовать ей, коммуникативная книга позволяет выразить свои потребности, приборы «ГОУ ТОК» стимулирует речь у детей с РАС, а так же средства коммуникации снижают частоту нежелательного поведения.

Упражнения на развитие коммуникации и речи

Упражнение «обнимашки» направлено на тактильный контакт.

Упражнение «колокольчик» направлено на взаимодействие между детьми.

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Упражнение «сэндвич»

Направлено на обработку сигналов от мышц и суставов о положении тела, на ощущение движения и изменения положения в пространстве, стимуляция речи.

Упражнение «качели»

Направлено на развитие равновесия, изменений гравитации, передвижения и положения тела в пространстве.

Важность работы психолога в данном направлении

Возможность и важность работы педагога-психолога в данном направлении даёт понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие, которое может помочь ребёнку с РАС в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Значимостью работы педагога-психологас детьми аутистического сектора в данном направлении является обучение ребенка постепенной интерпретации сенсорных откликов и адаптации на новые и новые, более совершенные уровни восприятия.

Педагог-психолог Гурова. О. А

Источник