Благоприятные условия развития ребенка

Благоприятные условия 
умственного развития ребенка

Детям дошкольного возраста свойственно необычное стремление к познанию окружающего мира. Новые знания и умения приобретает в процессе приобщения к труду, во время игр, специальных занятий. Очень важно правильно их организовать, создать благоприятные условия развития, придать им нужное направление. Взрослый может подсказать игру, помочь усложнить ее или продолжить игру, начатую ребенком по собственной инициативе. Но никогда не стоит заставлять детей играть по указке взрослого. В таких случаях дети теряют интерес к игре, могут бросить ее или начинают протестовать против вмешательства взрослых.

Организуя деятельность ребенка, для создания благоприятных условий развития следует учитывать его возрастные индивидуальные особенности, склонности, интересы, правильно оценивать и использовать его возможности. Перегрузка может вызвать переутомление и оказать отрицательное влияние. Избежать перегрузок помогает рациональная организация режима дня.

Ребенка нужно учить лишь тому, что он в данный момент в состоянии не только заучить, но и осмыслить. С другой стороны, обучение не должно слепо следовать за развитием, плетясь в его хвосте. Развитие формируется через обучение. Правильно поставленное обучение способствует нормальному умственному развитию.

До 4—5-летнего возраста ум ребенка весьма восприимчив ко всем видам внешней информации. Однако мозг у детей этого возраста довольно быстро утомляется, и, чтобы он мог справляться с огромной умственной нагрузкой, необходим оптимальный режим его работы, разумное чередование активной деятельности и отдыха, физических упражнений и умственных нагрузок, развлечений, сна и бодрствования.

Для умственного развития ребенка лучше ему не читать, а больше рассказывать и беседовать с ним на тему рассказа. Если ребенку только читают, у него нет стимула для развития своей речи, а потому задерживается умение высказывать свои желания, пересказывать увиденное. Беседуя с детьми и слушая их, необходимо обращать внимание на способность ребенка правильно выражать мысль, бороться с примитивной речью.

Родители часто недооценивают свою роль в становлении многих черт характера ребенка. В семьях, где по каждому поводу выражают неудовольствие, выговаривают детям за малейшую провинность, многое запрещают, дети также привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми. Ласковое же обращение породит доброту, требование соблюдения порядка — дисциплинированность, систематическое проведение гимнастических упражнений — выносливость и волю, посильный домашний труд — сознание необходимости повседневной работы, доведение любой игры или занятия до конца — настойчивость и упорство, уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями, помощь взрослым — чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей. Общеизвестно, что способность к сопереживанию и сочувствию формируется довольно рано, проявляется раньше и сильнее у детей из многодетных семей, чем у единственного ребенка.

Развитие мышления детей определяется объемом и характером информации, которую они получают. Огромным источником информации являются радио и телевидение. Они приносят ребенку много нового и интересного. Однако необходимо установить грань, за которой начинается перенасыщение малыша информацией, когда ее обилие не соответствует возрастным возможностям и ведет к переутомлению. Помимо психической перегрузки злоупотребление просмотром телевизионных передач лишает ребенка необходимой ему физической разрядки. Просидел у телевизора — лишился прогулки, которая очень нужна перед сном.

В процессе воспитания необходимо отмечать любые достижения ребенка, поощрять его добрым словом, лаской, улыбкой. Ощущение успеха очень важно, оно повышает уверенность в себе и стремление в дальнейшем к большему. В случае неудачи не следует одергивать малыша, делать ему резкие замечания.

Источник

Светлана Калинберг
Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей

Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка дошкольного возраста и развития личности педагога.

Не секрет, что дети и сотрудники большую часть своего времени проводят в стенах этого учреждения. Мы стараемся создать наш «Дом радости» и быть одной семьей.

Именно в дошкольном возрасте основой областью познания мира является мир человеческих взаимоотношений. Как малыш сумеет понять эти взаимоотношения, зависит во многом от нас – администрации, воспитателей, специалистов и ото всех сотрудников учреждения. Необходимо создать благоприятные условия для развития и воспитания детей в детском саду.

В соответствии с ФГОС мы должны создать индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. А как это сделать правильно, когда в группах от 25 до 30 малышей?

Мы выработали свою концепцию. Работаем по нашей образовательной программе, как во всех ДОУ. Но мы разработали ряд проектов по всем направлениям.

На музыкальных занятиях дети занимаются все вместе. Мы видим детей, у которых в их возрасте удивительно поют, удивительно пластичные движения в танце. Педагоги создают вокальные и танцевальные коллективы. Музыкальный руководитель и воспитатели ставят номера, а потом приглашают воспитанников на концерт.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в россии

Руководитель по физическому воспитанию индивидуально подходит к каждому ребёнку, она понимает, кто из детей может выступать в тех или иных соревнованиях. Но в любом случае все праздники и досуги конечно для всех детей.

Это помогает создавать кружки по интересам детей, учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Воспитатели стараются найти к ребёнку индивидуальный подход. Кто – то великолепно рисует, кто-то артистичен, а кто-то увлекается историей и экологией.

Команды детей выступают и задействованы все, но с учётом их индивидуальных качеств. Это речь не об усвоении образовательной программы, это кружки по интересам.

Создание радостной, творческой атмосферы в детском саду невозможно без творческих и профессиональных педагогов. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения смогли раскрыть и развивать свои возможности.

В последнее время распространено корпоративное обучение сотрудников на базе своих учреждений. Я считаю, что для прохождения целевых программ прекрасный способ обучения. И на базе нашего учреждения мы проводили такое обучение. Моё мнение, что педагоги должны проходить курсы повышения квалификации по различным направлениям, учитывая и их индивидуальные возможности. Это помогает каждому специалисту и воспитателю развиваться в личном и профессиональном плане.

Мы создали проект для сотрудников «Педагог – личность творческая». Эмблема выбрана была солнышко и на нем 56 ДС. Удача! Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты детского сада стали выступать в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Огромный успех у танцевального коллектива, призовые места в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО.

Важным условием комфортного пребывания ребёнка в детском саду является выбор методов и подходов благоприятного общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.

Созданы творческие группы педагогов по всем направлениям образовательного процесса. В коллективе стало больше улыбок, больше идей, больше желания совершенствоваться в своей профессии. Это очень важно, ведь и дети получают больше добра, тепла, радости и знаний. Мы смогли заинтересовать родителей. Они стали участвовать во всех наших проектах. Проводят мастер – классы, уделяться с детьми своими увлечениями, строят скворечник, создают с детьми великолепные скворечники, болеют за наши команды! Выступают папы и мамы в соревнованиях, на каждом мероприятии стараются детям сделать сюрприз – песня под гитару, совместный танец. Детские глаза светятся от счастья!

Я надеюсь, что у нас много интересных проектов. Вот такой он наш «Дом детской радости»

Источник

У большинства современных родителей за бытовыми проблемами и получением дополнительных средств к существованию остаётся мало времени на детей. Получить здоровую, жизнерадостную, гармонично развитую личность — цель каждой матери и отца. Сделать это очень просто, если придерживаться некоторых правил в благоприятное время: с момента рождения до школы.

1. Общение

Родители — первые люди, с которыми взаимодействует малыш. Правильное построение отношений между всеми членами семьи поможет сформировать активную личность с массой положительных эмоций и позитивной жизненной позицией.

Любовь и ласка должны присутствовать в меру. С детьми необходимо разговаривать, петь песенки, много читать, рассказывать об устройстве мира. Вы должны стать для него другом и родителем одновременно. В процессе общения развивается речь. От того, как вы говорите и сколько, будет зависеть речевое и умственное развитие ребенка.

Нельзя ограничиваться общением только внутри семьи. Для детей очень важно иметь контакт со сверстниками. Посещение яслей и детского сада не проходит бесследно. Дружба, ссоры, мир, шалости, обиды, игры— все это помогает формировать положительные качества личности, научиться делать выводы.

2.Детский массаж

Детский массаж – одно из главных условий для правильного развития. Массажные методики способны:

  • предупредить некоторые болезни;
  • повысить выносливость;
  • правильно сформировать скелетно-мышечную систему;
  • нормализовать кровообращение по всему телу и в головном мозге, что благоприятно сказывается на умственном развитии.

Улучшается обучаемость, речь, внимание, повышается иммунитет. Проведение массажа родителями устанавливает тактильное доверительное общение с ребенком, а также правильно формирует детскую психику.

3.Организация питания

Для детей до полугода основное питание — грудное молоко. Оно формирует и укрепляет иммунитет, передает природные защитные барьеры от матери к ребенку. При отсутствии естественной лактации, необходимо подобрать смесь и установить с педиатром график прикорма.

Малыши от 6 месяцев до 12 постепенно приучаются к взрослой пище. Вводится прикорм. Не стоит опережать время и давать ребенку пищу со своей тарелки или не соответствующую плану прикорма. Не рекомендуется использовать соль и сахар, так как они могут сформировать неправильное представление о вкусе той или иной еды.

Читайте также:  Права ребенка на развитие картинки

Детки с 1 до 3 летдолжныполучать необходимое количество молока или смеси, фруктов, овощей, яиц, круп, рыбы, мяса. Рекомендовано принимать пищу около 4-5 раз в день. В этот период необходимо приучить ребенка завтракать, обедать и ужинать.

В меню детей с 3 до 6 летдолжны быть молочные продукты, продукты богатые белком, углеводами и жирами. Рекомендуется 4-5-разовое питание со свежими овощами и фруктами, мясом, рыбой, хлебом и крупой.

Наличие полезной и здоровой пищи обязательно. По максимуму исключите конфеты, газировку, чипсы.

4.Активный образ жизни

Гуляйте с детьми на улице, ходите не только во двор на детскую площадку, но и в парк, на речку. Если есть дача или бабушка в деревне, то смело оправляйтесь на выходные туда. Свежий воздух, большое пространство для игр и бега помогут физически развиваться и закаляться. Не стоит забывать о различных дошкольных секциях: танцы, бассейн или спорт.

5.Правильные игрушки

Подбирать окружение малышу – игрушки, необходимо с полной ответственностью. Игра – первый и главный способ познать окружающий мир. Малыш развивается умственно, эстетически, физически.

Какой должна быть игрушка:

  • безопасной;
  • соответствующей возрасту;
  • яркой;
  • определенной направленности на развитие определенной сферы: мелкой моторики, эмоций, мышления, физических навыков.

Организовать массажные сеансы, правильное питание, отдых, игру и окружение заботливым родителям не составит труда. Ввести необходимо правила не только для детей, но и для взрослых, чтобы у ребенка был пример для подражания, а система вошла в привычку.

Источник

Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:

• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;

• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;

• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

— для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;

— для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.

В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.

Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:

1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);

2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;

3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).

В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.

Активная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Светильник «Пламя» Развитие:

— визуального восприятия;

— тактильного восприятия.

Активизация внимания.

Релаксация: представление Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на воображение;

Игра «Праздник у костра».

«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;

Снижение двигательного тонуса;

Регуляция мышечного напряжения;

Развитие:

— кинестетической и тактильной чувственности;

— образа тела;

— пространственных восприятий и представлений.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;

Читайте также:  Развитие ребенка пять недель

Имитация плавания;

Игра на снятие агрессивности;

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;

Упражнения на релаксацию;

Психологическая разгрузка;

Игры на воображение;

Игра «Дыши и думай».

Мягкое напольное покрытие Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Развитие:

— образа тела;

— общей моторики;

— пространственных представлений.

Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;

Упражнение на воображение;

Игры на снятие агрессивности.

Напольные сенсорные дорожки Развитие:

— проприцептивной чувствительности;

— рецепторов стопы;

— координации движений;

— кинестетической чувствительности;

— мыслительной деятельности;

— речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

— произвольного внимания.

Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;

Игры на воображение;

Игры на коррекцию уровня тревожности;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Быстро — медленно».

Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;

Развитие:

-коммуникативных навыков;

— мыслительной деятельности;

— внимания;

— мелкой моторики;

— зрительной, слуховой и осязательной активности;

— координации движений. Игры со звучащими предметами;

Объемные фигуры.

Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:

— зрительного восприятия;

— ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта;

Снижение уровня тревожности;

Коррекция страхов;

Релаксация: воздействие зрительных образов;

Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений по релаксации;

Упражнение «Солнечные зайчики»

Игра-путешествие к звезде;

Упражнение «Дискотека».

Спокойная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Мягкий остров Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Куб «Твизлер» Развитие:

— мышления;

— концентрации внимания;

— координации «глаз — рука»;

— коммуникативных навыков.

Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»

Игра «С закрытыми глазами».

Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

— мелкой моторики;

— восприятия и воображения;

— речи. Игра-занятие «найди и покажи»;

Игра-занятие «Найди на ощупь»;

Упражнение «Опиши предмет».

Аквалампа Развитие:

— визуального восприятия;

— тактильного восприятия;

— цветовоспроизведения.

Активация внимания.

Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;

Цветотерапия;

Игра «Праздник на морском дне»;

Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;

Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;

Развивают воображение, познавательные процессы;

Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;

Комплекс упражнений по релаксации;

Комплекс упражнений на воображение.

Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;

Релаксация;

Развитие творческого воображения, образного мышления;

Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:

— познавательных процессов;

— мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания;

Стимуляция тактильных анализаторов;

Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:

— разнообразия поверхностей;

— твердости и мягкости;

— видов материалов;

— веса;

— скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.

Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;

Снижение уровня тревожности;

Снятие уровня агрессивности;

Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»

Игра «Выбиваем пыль»;

Игра «Упрямая подушка».

Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;

Создание психологического комфорта;

Релаксация: воздействие слуховых образов;

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;

Активизация двигательной активности;

Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.

Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».

Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.

Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Источник