Специалисты в области развития и воспитания ребенка

Специалисты в области развития и воспитания ребенка thumbnail
  •  Общая информация о профстандарте

  •  Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания

  • Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания

    • Трудовые функции социальных педагогов
    • Трудовые функции вожатых
    • Трудовые фунции педагого-организаторов
    • Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)
    • Трудовые функции педагогов-билиотекарей
    • Трудовые функции тьюторов
  • Требования к образованию

  • Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – это документ, в котором сформулированы современные запросы к уровню образования и функциям педагогов разного профиля: социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, школьные библиотекари, тьюторы, воспитатели.

 Общая информация о профстандарте

В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:

  1. Сформулировать цель и содержание воспитательной миссии педагогов, которая в педагогическом образовании долгое время была оттеснена в пользу предметного содержания. Этот пункт был частым предметом споров в педагогическом сообществе.
  2. Оптимизировать процесс аттестации действующих педработников;
  3. Привести единые требования к соискателям на рынке труда;
  4. Повлечь за собой реформирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.

 Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания

Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.

Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности — организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).

Какие профессии регулирует

Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:

  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель и старший воспитатель;
  • педагог-библиотекарь;
  • тьютор.

Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания

В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:

  • социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
  • организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;
  • организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;
  • воспитательная работа с группой обучающихся;
  • библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования;
  • тьюторское сопровождение обучающихся.

Трудовые функции социальных педагогов

Социальный педагог – специалист, который работает с детьми и родителями не только в образовательной или специализированной организации, но и по месту жительства. Он помогает детям и подросткам адаптироваться в новой школе, занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди учащихся.

Согласно профессиональному стандарту, социальный педагог выполняет следующие функции:

  1. Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
  2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, социальному педагогу необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
  • Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей;
  • Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
  • Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;
  • Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
  • Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
  • Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;
  • Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;
Читайте также:  Если у ребенка задержка моторного развития

Трудовые функции старших вожатых

Старший вожатый- это специалист, работающий в сфере самоуправления обучающихся и организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. Он организует кружки, игры и различные развлекательные мероприятия для учеников или воспитанников, чтобы дети могли полезно и интересно проводить свободное время.

Согласно профстандарту, старший вожатый выполняет следующие функции:

1) Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений;

2) Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений;

3)  Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов;

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, старшему вожатому необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи;
  • Требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания;
  • Основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
  • Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
  • Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
  • Основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания;
  • Возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания;
  • Теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;       
  • Примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;

Трудовые функции педагогов – организаторов

Педагог-организатор – это специалист, который проводит праздники и различные мероприятия в образовательном учреждении.  Он выявляет потребности и увлечения воспитанников или учеников, с учетом их возрастных и психологических особенностей, и обеспечивает условия реализации их творческого потенциала.

Согласно профстандарту, педагог-организатор выполняет следующие функции:

1) Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания;

2) Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности;

3) Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности;

 Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, педагогу-организатору необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • Приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
  • Методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
  • Механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания;
  • Требования ФГОС ОО к организации внеурочной деятельности обучающихся;
  • Возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста;
  • Методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста;
  • Формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры;
  • Методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности;
  • Технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
  • Методические основы трудового воспитания обучающихся;
  • Методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления;

Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)

Воспитатели бывают не только в детском саду, но и в начальной и средней школе, в профессионально-технических учебных заведениях и студенческих общежитиях. Профстандарт специалиста в области воспитания уточняет требования к этим воспитателям.

Согласно профстандарту, воспитатели (старшие воспитатели) выполняет следующие функции:

1) Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся;

2) Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся;

3) Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:        

  • Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;
  • Локальные акты образовательной организации в области воспитания; программы воспитания, реализуемые образовательной организацией;
  • Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;
  • Особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
  • Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся;
  • Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
  • Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;
Читайте также:  Козырева речевое развитие ребенка

Трудовые функции педагогов-библиотекарей

Педагог-библиотекарь – это специалист по обработке, организации и управлению информационными услугами и материалами в библиотечном фонде образовательного учреждения.

Трудовые функции библиотекарей:

1) Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;

2) Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;

3) Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению;

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, библиотекарю необходимо обладать знаниями по следующим темам:           

  • Теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
  • Способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
  • Основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в образовательной организации;
  • Технологии создания электронных каталогов;
  • Основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации общего образования;
  • Требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательного процесса;
  • Нормативные и правовые акты в области образования;
  • Основы общей педагогики.
  • Теория и методика социально-культурной деятельности.

Дистанционное обучение педагогов-библиотекарей в АБиУС

Трудовые функции тьюторов

Тьютор — персональный наставник, занимающиеся сопровождением и обеспечением индивидуального плана обучения дошкольников, школьников и студентов. Он следит не только за успеваемостью подопечного, но и за его внеурочной деятельностью.

К трудовым функциям тьюторов отнесены:

1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, тьютору необходимо обладать знаниями по следующим темам:        

  • Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
  • Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
  • Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;
  • Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
  • Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
  • Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
  • Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста.

Требования к образованию

Чтобы претендовать на одну из перечисленных должностей, согласно профессиональному стандарту, Вы должны иметь следующее образование:

Вариант 1. Высшее или среднее профессиональное по специальностям «Образование и педагогические науки;

Вариант 2. Высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальности.

И обучение по программе «Первая помощь (для педагогов)», «Охрана труда».

Особые условия допуска к работе —  отсутствие судимостей и обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого

Специалисты в области развития и воспитания ребенка

Почему  для получения дополнительного профессионального образования выбирают  АБиУС?

  • Качественные программы обучения, разработанные действующими профессионалами отрасли;
  • Программы содержат только профильные дисциплины, что даёт возможность приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности.
  • Программы подготовлены с учётом требований действующих профстандартов.
  • Поступление без вступительных испытаний;
  • Простая и понятная система дистанционного обучения;
  • Взаимодействие по всем вопросам обучения с личным куратором;
  • Доступная стоимость обучения (скидки, акции, рассрочка).
  • Бесплатная отправка документов по почте России.

Источник

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002), приказываю:

Читайте также:  Аномалии развития зубов у ребенка

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2017 г.

Регистрационный № 45406

Профессиональный стандарт
Специалист в области воспитания
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 10 января 2017 г. № 10н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.3.1. Трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

3.4.3. Трудовая функция

3.5. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.5.1. Трудовая функция

3.5.2. Трудовая функция

3.5.3. Трудовая функция

3.6. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.6.1. Трудовая функция

3.6.2. Трудовая функция

3.6.3. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

______________________________

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308; 2010, № 52, ст. 7002; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 52, ст. 7554; 2015, № 1, ст. 42).

*(4) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).

*(5) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(6) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

*(7) Методическая составляющая данной трудовой функции относится только к старшему воспитателю.

Обзор документа

Утвержден профстандарт специалиста в области воспитания. Имеются в виду социальный педагог, воспитатель, вожатый, тьютор и т. п.

Дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту практической работы. Указаны особые условия допуска к работе.

Основная цель профессиональной деятельности данного специалиста — организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Его также могут использовать организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник