Создание в семье развития ребенка с нарушениями речи

Создание в семье развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.

«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».

Аристотель

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.

Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.

В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.

Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:

повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:

задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:

Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.

Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.

Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.

Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.

Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К экзогенно-функциональным причинам относят:

нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;

социально-психологические причины:

воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;

познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;

психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 лет игры упражнения

Эндогенные факторы

— общая физическая ослабленность,

— незрелость,

— различные заболевания внутренних органов,

— рахит, нарушения обмена веществ.

— леворукость

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании

с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.

Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений

— принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.

— реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.

— создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.

— ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.

На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:

— тактильная стимуляция губ,

— развитие слухового внимания,

— стимуляция гуления.

Второй этап (4-8 месяцев)

предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.

На третьем этапе (9-18 месяцев)

развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.

На четвёртом этапе (18-36 месяцев)

привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.

Источник

Шостак Светлана Николаевна
Помощь родителям в создании оптимальных условий для развития ребенка с ОНР в условиях семьи

Развитие речи детей приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.Но в наше время наметилась тенденция снижения уровня бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, бедная и неграмотная речь с экранов телевизоров, отсутствие «живого» общения ребенка с родителями в семье и т. п. Все это препятствует развитию правильной речи у детей.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания и умения. Овладение родным языком является стержнем полноценного формирования всей личности ребенка. Потому так важно сотрудничество и взаимодействие родителей и специалистов в развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, семья – это еще и наиболее значимое коррекционно-развивающее пространство, и только при условии создания коррекционно-развивающей среды в семье появляется возможность решения проблемы речевого развития ребенка. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Читайте также:  Препараты для развития ребенка

Семейное пространство должно быть наполнено коррекционно-развивающим содержанием, в то же время оно должно быть простым и естественным. Основными компонентами такой коррекционно-развивающей среды являются:

— общая эмоциональная семейная атмосфера,

— адекватное внимание к особенностям развития ребенка;

— предметно-пространственная развивающая среда, специально организованные условия в семье для развития всех основных компонентов речи

Необходимо предостеречь родителей от ошибок, отрицательно влияющих на общую эмоциональную семейную атмосферу. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей

— обучение иностранным языкам, представление информации не по возрасту и т. п.

— Непринятие индивидуальности детей.

— Разный подход и непоследовательность в воспитании со стороны специалистов, родителей и других членов семьи.

— Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

— Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений.

Родителям необходимо осознать, что именно они ответственны за судьбу ребенка. Специалисты, конечно, окажут им поддержку, направят, посоветуют как организовать развитие малыша, однако заменить собой ежедневную родительскую помощь ребенку специалисты не смогут никогда.

Семьи живут в различных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации коррекционно-развивающей среды дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье такую обстановку, которая обеспечивала бы оптимальную компенсацию всех направлений речевого развития ребенка? Прежде всего, родители должны четко представлять основные направления коррекционной работы специалистов по развитию речи:

развитие целенаправленного речевого дыхания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

— формирование и развитие артикуляционной моторики, мимических движений;

-совершенствование фонематического слуха и восприятия;

— совершенствование слоговой структуры слов;

развитие правильного звукопроизношения;

развитие словарного запаса;

— формирование грамматического строя речи;

— формирование связного высказывания.

Очень важными в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в детском саду. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники в коррекционном процессе. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно уменьшить речевое недоразвитие ребенка.

Источник

                                                         МАДОУ детский сад

общеразвивающего вида «Василек»

Завольская Елена Викторовна

Организация работы с семьей дошкольников

по коррекции нарушений речи в условиях ДОУ

           Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество педагога и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы  с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей.

Для того, чтобы партнерство педагога и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи  работы. Для педагога важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы педагога по коррекции речевых нарушений  ведётся по следующим направлениям:

Информационное просвещение: 
— знакомство с результатами психолого-педагогического обследования;
— знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
— знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение: 
— привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
— обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
— формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении педагога  к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

В настоящее время педагогами в работе с родителями в рамках взаимодействия в коррекционно-развивающей работе используются различные модели педагогического воздействия. Модель взаимодействия определяется индивидуально и носит вариативный в некоторых случаях сочетанный характер.

“Экспертная” модель. Педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Они отбирают ту информацию, которая нужна родителям на настоящий текущий момент.

“Трансплантатная” модель. Педагоги пользуются этой моделью, в том случае когда необходимо непосредственное участие родителей в образовательном процессе, их присутствие на коррекционно-развивающих занятиях или занятиях-развлечениях и применение полученных знаний и умений в дополнительной работе в домашних условиях.

Читайте также:  Ребенок год и восемь месяцев развитие

“Потребностная” модель. Эта модель предполагает удовлетворение потребностей семьи. Роль педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям целый ряд возможностей и снабдить их необходимой информацией, из которой они могут выбрать нужную. Одна из важных идей этой модели состоит в том, что значимость педагога определяется не его профессиональным статусом, а той реальной работой, в процессе которой он налаживает переговоры и оказывает помощь семье в поисках решений вопросов воспитания и обучения детей.

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А.Петровскому).

1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».

2-й этап -«Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Педагог сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап — «Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, педагог только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Разнообразные формы работы педагога с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Родительские собрания. («Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год».)

Домашние задания. (Педагог предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».)

Дни открытых дверей. (Родители посещают  занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность педагога о своем посещении.)

Родительские пятиминутки. ( родители получают возможность кратковременной личной консультации).

Консультации — практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в рабочих тетрадях).

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

Выпуск газет для родителей «Веселая семейка». (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали». (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Сочинения родителей на тему «Мой ребенок». (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

Выпуск журнала для родителей  (посвящен проблемам речевого развития ребенка — грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Педагог помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком.

Содержание работы родителей с детьми дома

1.Закрепление полученных на  занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2.Совместная деятельность родителей с детьми:
а)чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а)игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
— специальные «речевые уголки»;
— информационные стенды;
— тематические выставки книг;
— пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Источник