Создание условий для сенсорного развития ребенка

Создание условий для сенсорного развития ребенка thumbnail

Галина Овечко
Создание условий для сенсорного развития детей

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться

правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. Для этого нужно иметь определённо оснащённую развивающую среду. Развивающая среда способствует установлению активной познавательно-творческой деятельности всех детей группы, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Создавая среду, нужно помнить о зонах актуального и ближайшего развития. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, а также развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.Для этого у нас в группе организованы постоянно действующие уголки : в том числе уголок изо деятельности и уголок конструирования, где работа происходит в форме общения, обсуждения, сравнения, режиссёрской игры.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенка

Пособия для сенсорного развития сложно выделить из общего пространства развивающей среды. Зачастую именно поставленные воспитателем задачи говорят об этом. Деятельность детей должна обязательно иметь цель. Поставить её могут и сами дети. Но воспитателю стоит поинтересоваться, чего они хотят достичь, получилось ли и почему получилось или не получилось.

Создание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенка

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

Создание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенка

Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними

Создание условий для сенсорного развития ребенка

Все, кто приходит к нам в группу, отмечают большое количество и разнообразие конструкторов в среде. Для большинства конструкторов есть схемы, по которым можно выстраивать поделки.

Создание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенка

Игрушки должны быть правильно подобраны: чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности.

Используются авторские пособия Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Никитина, игры Пановой.

В условиях предметно — развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения.

Создание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенкаСоздание условий для сенсорного развития ребенка

Происходит развитие самостоятельности.

Создание условий для сенсорного развития ребенка

У детей возникает чувство уверенности и удовлетворённости.

Развивающая среда способствует установлению активной познавательно-творческой деятельности всех детей группы, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Источник

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития  ребёнка-дошкольника.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный  возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что наша работа в дошкольном учреждении  строится на основе программы «Развитие» под редакцией Л.А.Венгера, целью которой является развитие умственных способностей дошкольников, в структуру которых входят сенсорные, познавательные и творческие. По мнению авторов программы для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта, поэтому основное в образовании дошкольника – это организация такого опыта. Причем программа дает четкие ориентиры требований к формированию сенсорных способностей на различных ступенях дошкольного детства. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта – ведущие направления нашей работы.

Читайте также:  Что такое зона ближайшего развития ребенка

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком  сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического  воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза  и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Таким образом,  рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Работа по формированию сенсорных представлений не должна ограничиваться каким-то определённым видом занятий. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться. Как Природа создала все наши органы чувств, так  можно сказать, что и сенсорное развитие тесно связано с познанием природы и её явлений.  По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребенка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагоги, используя окружающую обстановку, последовательно развивают ощущения и восприятия детей.

Чтобы обеспечить ребенку полноценное развитие, необходимо своевременное  развитие функций восприятия  тела, тактильного, зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное назначение сенсомоторного уголка в детском учреждении.  Педагогам предложили создать в группах уголки  сенсомоторного развития детей.  В помощь им была сделана тематическая подборка  статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления уголков. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества каждого педагога в составлении проектов сенсомоторного уголка.

Сенсомоторный уголок предназначен для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного  самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной  деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка  педагоги уделили  внимание   созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка  соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: «Волшебный сундучок», «Таинственный замок», «Сказочный остров», «Кладовая природы», «Уголок мышонка Пика».

Многие  педагоги нашего дошкольного учреждения   выбрали темой сенсомоторных  уголков именно природные факторы и явления.

Так, в группах раннего возраста собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Педагоги использовали здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделали массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Во II младшей группе организован сенсомоторный уголок «Разноцветная мозаика». Упражнения проводятся с помощью материалов уголка,   с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагалось найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же педагоги собрали много материалов природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

Хотя в средней группе сенсомоторный уголок был назван «Крышкоград» и включал в себя мало объектов природы, но в дополнение к нему педагоги изготовили сенсорное  панно «Времена года». Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года.  На основе данного панно воспитателями  реализовывается много дидактических игр и заданий.  

Читайте также:  Динамика развития аутичного ребенка

Педагоги старшей группы создали сенсомоторный уголок на основе природных материалов, так и назвав его – «Кладовая природы». Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков.  Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами.  И одновременно дети  знакомятся  со  свойствами многих материалов,  и   развивают тактильные и пальцевые ощущения.

В подготовительной к школе группе педагоги поставили задачу исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимали звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получил возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования педагоги обсуждали полученные детьми впечатления. Дети зарисовывали предметы или подбирали картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.  

Педагоги с помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогают детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов  и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей.   Детей учили замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях  похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм.  

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе педагоги учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и  поисково-экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, педагогический коллектив в своей работе выделил принципы организации уголка: доступность, безопасность, креативность, разнообразие объектов.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

На данном этапе уже можно  подвести промежуточные итоги:

  1. результаты, направленные на педагогов:
  1. повысилось педагогическое мастерство;
  2. проведён мастер-класс по работе в сенсомоторном уголке;
  3.  собран консультативно-методический и практический материал;
  4. проведён смотр-конкурс сенсомоторных уголков;
  5. проведён семинар-практикум по данной теме;
  6. по всем возрастным группам разработан банк дидактических игр в сенсомоторном уголке.
  1. результаты, направленные на детей:
  1. повысилась любознательность, пытливость;
  2. сформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
  3. дети овладевают рациональными приемами обследования;
  4. дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
  5. проявляется желание творить;
  6. повысился интерес к опытно — экспериментальной деятельности.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Дошкольная  педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу. Таким образом, сенсорное воспитание решает важные задачи   не  только  для  общего развития  ребенка, но  и    для   экологического.

Литература.

  1. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 3-2007. Тема номера «Экологическое воспитание».
  2. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» —  «Справочник старшего воспитателя» № 5-2008.
  3. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики» — «Обруч» № 2 – 2006.
  4. Сольцева О.Г. «Наши помощники – органы чувств» — «Ребенок в детском саду» № 3-2007.

Источник

Лидия Филимонова
Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований дошкольного образования.

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе познавательно-речевое развития – образовательная область «Познание». Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач сенсорного развития, познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Читайте также:  Особенности анатомо физиологического развития ребенка в дошкольном возрасте

Задача сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина) и выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития.

Работая с детьми младшего возраста, убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Поэтому необходимо расширять и обогащать накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, так как формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание ребенка осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда. Поэтому очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется,но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Поэтому предметно — развивающаясреда в нашей группе организуется с учетом основных принципов: эмоциональной комфортности, доступности, открытости, интеграции, соответствия возрастным и половым требованиям, информативности, безопасности. То есть так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться и любимым делом.

Для этого пространство нашей группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры» среди которых особое место занимает центр сенсомоторного развития, где размещены разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика, многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания,мелкой моторики рук: расстегивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок, дидактические подушки. Сказочные герои центра (ежик, улитка, зайчик) помогают ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном центре экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот центр.

Сенсомоторный центр предназначен:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• снятия мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.

Частью центра является дидактический стол, на котором расположены горки для катания предметов, набор объемных геометрических фигур, лабиринты, туннель, игрушки- забавы. Доски – вкладыши с основными формами; наборы объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски). Рамки — вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов. Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, сенсомоторные коврики с различными деталями. Дополнен материал звучащими игрушками, контрастными по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчиками, барабанами, резиновыми пищалками, погремушками).

В центре развивающих игр расположено панно «Лесная полянка»на нем детскому вниманию представлены: замочки, кнопки, шнуровки, липучки которые открывают и закрывают разнообразных игрушечных персонажей, явления природы из которых дети сами могут сложить определенный сюжет.

Центр природы оснащен наборами для экспериментирования с водой и песком, емкостями разной формы, предметами – орудиями для переливания и вылавливания предметов. Для развитиятактильных ощущений собрано большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, камешки и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, горохом, некрупными камешками, разноцветными пуговицами. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д. малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

Также в группе оборудованы музыкальный, физкультурный, центр семьи, книги и отдыха. Взаимодействие детей с разнообразными игрушками и предметами в данных центрах способствует накоплению сенсорного опыта детей.

Активными участниками организации предметно-развивающей среды являются родители воспитанников.

Таким образом, эффективно организованная предметно-развивающая среда группы способствует сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Источник