Создание условий для развития ребенка в начальной школе
Создание условий для развития личности ребёнка
в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.
Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя — подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.
Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях.
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать?
Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы, экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей. В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:
Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике.
Ребёнок — связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса — учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены.
Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников.
Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.
Источник
Полещук Виктория Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ ШР «Гимназия»
Создание условий для развития индивидуальных способностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся» [2, с.3].
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Системное использование индивидуального подхода в обучении дает возможность каждому педагогу скорректировать цели образования, ориентировать свою деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся. Индивидуализация обучения — это система средств, способствующая осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержка и развитие самобытности с целью самостоятельного выбора обучения. Технология индивидуализации обучения предполагает целевые установки и средства достижения целей:
- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
- один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения;
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его способностей.
Принципы индивидуального подхода:
- систематическое изучение каждого ученика;
- постановка ближайших задач в работе с каждым учеником;
- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
- фиксация полученных результатов и их рефлексия;
- постановка новых педагогических задач.
Таким образом, в процессе осуществления индивидуализации обучения педагогическая поддержка заключается в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении [О.С.Газман, педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, разработчик «педагогики поддержки»]
Гимназия – особое учебно-воспитательное учреждение, ориентированное на работу с одаренными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую мотивацию к учению. Гимназия дает образование повышенного уровня, готовит учащихся к творческому, интеллектуальному труду. Для учащихся моего класса характерна умственная, интеллектуальная одаренность. Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем больше ребенку удается выразить себя в разных областях, тем более его следует считать талантливым и одаренным.
Леонардо да Винче сказал: «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». А как взрастить такого ребенка, какие применять технологии, методики, методы обучения?
В первую очередь, созданы условия для:
- Диагностики и самодиагностики ученика, позволяющей ему узнать свой образовательный потенциал, выстраивать свой путь в образовании, чувствовать веру и поддержку учителей и родителей.
- Формирования у учащихся системы оценивания, чтобы каждый смог включиться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. Именно формирующее оценивание является самым эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика.
- Овладения учителем технологиями продуктивного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивание образовательных достижений, ИКТ — технология) для сопровождения индивидуализации образовательного процесса.
Основополагающим критерием индивидуализации обучения является возможность предоставления ученикам творить знания, создавать образовательный продукт по всем учебным предметам, решать возникшие проблемы, оценивать свою роль на каждом этапе урока. Используя в своей педагогической практике эвристический метод обучения, успешно организуется активный поиск решения познавательных задач, следовательно, результативность таких уроков повышается. В процессе поиска решения проблемы, мыслительный процесс ученика приобретает продуктивный характер. Эвристический метод нужен для подготовки учащихся к самостоятельной постановке проблемы и ее решения. Под результатом можно понимать выдвинутую учеником гипотезу, нахождение нескольких способов решения, личностные цели, обобщение изученного в виде выполненного продукта (творческого, интеллектуального направлений). Данные мини-проекты могут впоследствии перерасти в научно-исследовательскую работу, с которой ученики могут выступить на НПК «Шаг в будущее, Юниор!», исторических чтениях.
Широко использую индивидуальные домашние задания – это ориентир в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов. Поэтому опираясь на основную цель домашних заданий – дифференциацию, происходит стимулирование лучшего усвоения материала, личной мотивации учащегося на выполнение заданий, его саморазвитие.
Используемые виды домашнего задания:
- единое для всех;
- групповое;
- индивидуальное;
- творческое.
Задания могут быть:
- по выбору;
- по желанию;
- обязательные.
В своей практике активно использую таблицу самоопределения деятельности учеников при выборе домашнего задания, при выборе задания работая в группе или индивидуально на уроке. Механизм работы:
1.Ученики читают домашнее задание (оно представлено дифференцированно);
2.Каждый ученик, самостоятельно выбирает индивидуальный образовательный маршрут домашнего задания.
3. Если задание, которое он будет выполнять с другом или группой учащихся, то происходит обсуждение, дети решают, кто с кем будет выполнять домашнее задание. Совместно записывают себя в клеточку.
4.Каждое выполненное задание проверяется и оценивается учителем и учениками.
Такой прием стимулирует каждого ученика к планомерной организации собственной деятельности. А учителю в подготовке к уроку. Кроме этого, данный прием помогает учителю увидеть проблемы учеников и тем самым спланировать работу с учетом данных направлений.
Пример домашнего задания
Друзья! Вам нужно выполнить задания. Вы можете выполнить его индивидуально, парами или группой. Надеюсь, Вам будет интересно!
Задания | Маршрут выполнения домашнего задания по теме урока: «Весенние изменения в природе» | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
1.Прочитать и пересказать | Иванов Максим | |||
2.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №2 ( работа с текстом) | Соколова Софья | |||
3.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №3 (работа исследовательского типа). Используй разные источники информации. Для выполнения задания можешь работать индивидуально или с другом. | Петров Сергей и Максимов Миша | |||
4.Прочти, перескажи. Если весь материал понял и он тебе интересен, Нужно оформить буклет по теме «Народные приметы, связанные с весенними изменениями в неживой и живой природе». Эту работу выполните в группе. | Иванова Люда Михалева Таня Конышев Миша |
Таким образом, домашнее задание – это важный этап индивидуализации обучения, требующий от педагога знаний особенностей развития учеников и способствующий личностному росту каждого. От уровня домашнего задания зависит мотивация каждого ученика к предмету.
Внеурочная деятельность для учащихся начальной школы – это огромный спектр реализации своих интеллектуальных возможностей и желаний. Как правило, ученики получают огромный багаж опережающего компонента в развитии. Программы внеурочной деятельности экологический клуб «Росточек», «Я-исследователь», «Уроки Духовности», «Час здоровья», «Театральная студия» направлены на развитие учащихся и учитывают необходимость преемственности между начальным и основным уровнем образования. Палитра внеурочной деятельности расширяет возможность индивидуального обучения. В этом поле творчества, радости, успеха каждый ученик имеет свою траекторию обучения, составленную вместе с учителем, где указаны цель, виды деятельности, сроки, метапредметные результаты. Индивидуальный выбор направлений внеурочной деятельности стимулирует школьников на реализацию своих способностей.
Индивидуальное обучение предполагает выполнение
норм педагогической этики:
- Нужно проявлять к ученику внимание, положительные эмоции, заинтересованность в его развитии и успехах;
- Нужно отмечать достижение результатов, а не участие вообще;
- Нужно ориентировать ученика не на соревнование, соперничество с другими, а на умение организовать собственную работу для достижения положительных результатов как индивидуальных, так и групповых;
- Нужно сравнивать результаты индивидуального роста учащегося, для того, чтобы была радость познания;
- Нужно способствовать проявлению у учащихся интереса, увлеченности новой работой, когда есть уже определенный опыт;
- Нельзя вторгаться в процесс работы ученика, нужно создать творческую атмосферу, деловые отношения, обоюдную заинтересованность заданием, проблемой;
- При рефлексии процесса образования обращать особое внимание ученика на рост его умений.
В заключение отмечу, что для развития учеников, которые бы превзошли учителя, нужны специальные индивидуальные маршруты, выстроенные на знаниях индивидуальных особенностей детей, их интересах и желаниях добывать знания самостоятельно, но рядом с мудрым, профессиональным педагогом.
Список литературы:
- Асмолов А.Г.Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. — М.:Смысл,2007
- Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. — М.1993
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М.,1985
- Зак А.З. Как определить уровень мышления школьников. — М.1982
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009,рег. №17785 от 6 октября 2009 г. № 373
Источник