Нравственное развитие ребенка дошкольном возрасте

Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста

В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.

Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.

Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.

Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.

Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.

Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.

Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:

— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;

— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;

— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;

— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.

Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.

Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.

Источник

Ольга Рябова
Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Согласно программе «Детство» эмоционально-нравственное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса. Образовательное пространство, обозначенное в программе,включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника, но все их объединяет представление о человеке как о главной ценности культуры.

Личный опыт ребенка мы организуем так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению)моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобряем действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогаем ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учим испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению, ставить на место.

В возрасте 4-5лет формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Поэтому мы вместе с детьми вспоминаем, какие правила, они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Выполняем эту работу постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д. Так же формулируем правила с помощью пословиц, поговорок, стихов.

Доброжелательные отношения в группе поддерживаем, как и ранее, обоснованным одобрением положительных примеров поведения и неодобрением отрицательных. При этом привлекаем примеры из книг. Прочитав какое-либо произведение, обращаемся к детям с предложением оценить поступок героя и обосновать свою оценку.Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Отрицательные поступки сопровождаем оценкой: «Это стыдно». Объясняем, почему тот или иной поступок вызывает негативные реакции. Дети понимают, что стыдно обижать, обманывать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Стремимся к тому, чтобы дети гордились тем,что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный». Чтобы они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

Учитываем,что дети довольно часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый». Им очень важно не быть носителем плохих качеств. Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть что терять. Если же ребенок не накопил опыта положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также оттого, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Мы объясняем, почему и что «мы сейчас должны».

Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь нам помогают инсценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д., а ребенок — в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами, что облегчает ребенку исполнение его роли.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Основа для накопления положительного опыта — эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Считаем что, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств — важнейшие условия успешного эмоционально-нравственного развития дошкольников.

Предпочтение отдаём практическим методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных обстоятельств. К примеру, мы вышли на прогулку и увидели – на скамейке кто – то из детей забыл куклу. «Посмотрите, ребята какая-то девочка забыла куклу на прогулке. Наверное, она теперь плачет, думает, что кукла потерялась».Возникает вопрос: «Можем ли мы что-нибудь сделать?». Как правило, дети уже самостоятельно находят решения, если нет то мы – воспитатели можем сами предложить взять куклу с собой и пройти по группам, спросить, кто потерял куклу, написать объявление о найденной игрушке и т. п. Сделав это, все вместе размышляют о том, как обрадуется девочка, когда найдёт игрушку, как скажет нам спасибо и подумает какие в этой группе замечательные дети. Этот пример, показанный воспитателем, и организация совместных действий детей помогают накоплению положительного опыта.

Так же учитываем и то, что подражание — важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому мы демонстрируем правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.

Важнейшим средством эмоционально-нравственного развития детей является организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентации. Ситуации конструируются нами — воспитателями как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл каждой из них, ярко отразить чувства,которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.

Организуемые нами ситуации накопления положительного эмоционально — нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. (см. приложение)

В каждой ситуации необходимо следующее:

•Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее,ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».

•Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».

•Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха».

•Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п.

• Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации,и порадоваться вместе с ними: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы»

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по инициативе воспитателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Эмоционально-нравственное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

Программа «Детство» нацеливает нас — воспитателей на развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.

Уже со второй младшей группы мы активно вовлекаем детей в игры-имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый — злой, веселый — грустный, агрессивный — спокойный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь, ласковая, грациозная кошка и сердитая собака, большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплятки.

В своей работе мы используем такие игры-имитации:

Игры — имитации смены эмоциональных и физических состояний. Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры — имитации состояний природы. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит — цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится — цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх-имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры-имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.

В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в эмоционально-нравственном развитии детей является семья. Сегодня с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека. Наша задача довести до родителей то, что воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Известен случай, произошедший в Японии. В начальной школе был упразднен устный счет — его заменили калькуляторы. Дефект несформированности некоторых мыслительных операций обнаружился только через 15 лет, когда молодые специалисты оказались неспособными видеть абсурдные ошибки в вычислениях компьютеров. Калькуляторы в начальной школе были срочно отменены, а устный счет возвращен в программу. Точно так же не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Но только в сотрудничестве с близкими взрослыми мы можем добиться высоких воспитательных результатов. В своей группе стараемся создать такую атмосферу, чтобы родители доверяли нам, понимали и принимали наши общие цели, методы и средства нравственно-эмоционального развития. Мы показываем родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это основа наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с окружающим миром.

Источник