Создание условий для развития личности ребенка в семье

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад  № 33 «Радуга»

Консультация для родителей

«Создание условий для полноценного психологического развития ребенка в семье»

Подготовила

педагог-психолог

Николаиди В.О.

      Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности. Эти  качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться.
   Для этого необходимо создать условия для полноценного психологического развития  ребёнка в семье. Ребёнок, который воспитывается в положительных, благоприятных условиях, в которых может ощущать и представлять себя полноценным и счастливым, вырастет успешной личностью, индивидуальностью, имеющей и уважающей своё мнение и мнение окружающих. Но для достижения данной цели, взрослый должен помочь ребёнку поверить в свои силы, пользуясь нужными приёмами и методами воспитания.         

Отвечая на вопрос «Кто такой счастливый ребёнок?», хотелось бы процитировать знаменитого психолога, профессора, доктора психологических наук Юлию Гиппенрейтер: «Счастливым растёт ребёнок, у которого умные, внимательные и дружные между собой родители».

На этот счёт есть ещё одно достаточно важное мнение. Абсолютно счастливый ребёнок, это ребёнок, который чувствует чистую, бескорыстную любовь родителей; ощущает себя значимым членом семьи, к которому прислушиваются; спокойно, но эффективно прорабатывает критику; чувствует опору, поддержку своей семьи.

В счастливой семье царит атмосфера безусловной любви между всеми её  членами, родители и дети терпеливы друг к другу. Основа её существования — оптимизм и вера в светлое будущее.

Давайте рассмотрим основные принципы создания условий для полноценного психологического развития ребенка в семье.

Принцип безусловной родительской любви. Воспитание счастливого ребёнка с родительской любовью, которая не является подарком за хорошее поведение или отсутствует, если малыш совершил проступок. Отсутствие такого безусловного чувства формирует отрицательную самооценку. Ребенок чувствует, что его будут любить только в случае успеха. Если у малыша, что-то не получается, то обида на себя и порицание приумножаются. Такой человек никогда не сможет быть счастливым.

Взрослые должны каждый день говорить ребёнку, что любят его. Если он спросит «За что?», то здесь есть место простому пояснению, что просто так.

Не скупитесь на ласковые слова. Они доставляют детям счастье не менее чем поступки. Избегайте грубых эпитетов, так как  они программирует отношение ребёнка к самому себе в дальнейшем.

Ребёнку нужно всё объяснять. Дети очень любознательны и по мере роста и развития открывают огромный и непредсказуемый мир, в котором все интересно. Ребенок может забыть слова и рассуждения взрослых, которые когда-то слышал, а может просто проверять их. Не случайно некоторое время назад именно книга была лучшим подарком. Родитель должен быть самым осведомленным человеком, к которому ребенок всегда может обратиться.

Проявление уважения к ребёнку. Невозможно воспитать ребёнка счастливым, если взрослый не уважает его. Чувство собственного достоинства формируется в раннем детстве через отношение взрослых. Вот примеры фраз, которые должен слышать каждый ребёнок:  «я люблю тебя»; «я горжусь тобой»; «извини меня»; «я прощаю тебя»; «я тебя слушаю»; «это твоя ответственность»; «ты сможешь это сделать».

Наказания — это лишение поощрения, а не причинение плохого.  В случае проступка можно лишить ребёнка угощения, развлечения, веселья, то есть — поощрения.

При наказании ребёнка можно использовать так называемые «правила»:

— при любом наказании ребёнок должен быть уверен, что оно справедливо, и что его по-прежнему любят, даже будучи наказанным;

— при любом наказании дети не должны быть лишены их биологических и физиологических потребностей;

— ребёнок должен быть информирован о том, за какие проступки и в какой форме последует наказание.

Умение сказать жесткое «нет». Цель родителя — вырастить счастливого, а не инфантильного, незнающего границ ребёнка. Запреты должны осуществляться очень редко, но если родитель сказал «нет», то это должно быть законом, чётким правилом. Это незаменимо в случае опасности или спасения здоровья ребенка.

Сказать ребёнку «нет» для некоторых родителей является достаточно сложной задачей. Для успешного её разрешения есть следующие советы:

— вы не можете говорить «нет» всегда;

— если вы сказали ребёнку «нет», то уже не можете сказать ему «да»;

— если уж вы решились сказать своему ребёнку «нет», только в том случае, если уверены, что он способен понять ваше объяснение;

— «нет» — это слово, которое всегда произносится нейтрально.

Для родителя очень важно, чтобы его любовь не переросла во вседозволенность, так как данное качество может перейти в жизнь ребёнка уже во взрослом состоянии, что приведёт к негативным факторам. Для этого и требуется умение правильно и вовремя сказать слово «нет».

Читайте также:  Физиология возрастные периоды развития ребенка

Позволение совершения ошибок с последующим желанием решить их самостоятельно или вместе с родителями. Следуя данному совету, можно прийти к тому, что ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к любой критике, в том числе в свой адрес. Эти умения пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и в дальнейшем, на работе.

Поощрение за достижения. Это повысит самооценку ребёнка, подарит ему ценные положительные эмоции. Для более успешного и продуктивного поощрения, взрослый может взять во внимание следующие правила:

— поощрение частой одобрительной улыбкой;

— поощрение жестами;

— словесное поощрение ребёнка даже за маленькие успехи или хорошее поведение.

Сам факт поощрения повышает самооценку, а так же доставляет чувство счастья от достижения цели. Для ребенка очень важно мнение родителей, если достижение достойно этого, то нужно похвалить малыша.

Умение улыбаться. Чтобы научить ребёнка улыбаться, родители должны выражать положительные эмоции ( улыбку, смех, шутки) при совместном с ребёнком просмотре смешного фильма или мультфильма.
Обязательно нужно разделять с ребёнком все радостные моменты его жизни.

Чем меньше у ребенка игрушек — тем лучше. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения.

Стимуляция интереса к искусству. Важно воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство ребенка с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые очень важны для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

Контроль собственной мотивации. Дети — это не собственность родителей. Долг родителей — предоставлять своему ребенку более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего.

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами — это, с точки зрения учёного, неверная мотивация. Просто нужно помочь ребенку раскрыть собственный потенциал.

Для наиболее благоприятного развития ребёнка важным так же является и то, на сколько положительны взаимоотношения между всеми членами семьи: как родителями, так и старшими родственниками. В общении взрослых должно присутствовать как можно больше позитива, положительных эмоций. Нужно показывать на собственном примере, что всегда можно оставаться оптимистом и найти выход из любой ситуации, а доброта и забота о близких – это важная составляющая семьи.

Детям свойственно переносить модель поведения родителей в собственную, уже взрослую, жизнь. Поэтому, даже в экстремальных ситуациях нельзя ссориться, спорить или выяснять отношения при детях.

И напоследок хотелось бы процитировать великого классика педагогики А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». 

Источник

Наталья Янгулова
Формирование личности ребенка через систему отношений в семье

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Читайте также:  Этапы личностного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте фгос

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции, то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью?Можно выделить несколько ключевых критериев:

малыш полноценно применяет личные местоимения;

имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

ребенок владеет навыками самоконтроля;

он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Читайте также:  Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет презентация

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания,являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенкашкольного возраста проистекает вследствие воздействия:

новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);

новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т. п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Источник