Создание среды для развития ребенка
Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- доступность среды, что предполагает:
— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Таким образом, организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.
Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:
— принцип дистанции позиции при взаимодействии;
— принцип активности самостоятельности, творчества;
— принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
— принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);
— принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);
— гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. А так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно — развивающих «зон»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
— показ предмета и его называние;
— показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Литература:
- Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
- Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
- Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
- Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
- Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
- Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.
Источник
Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.
Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.
Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.
Содержание:
- Что такое развивающая среда
- Как создать развивающую среду
- Развивающее общение
- Развивающий образ жизни
- Самое важное при создании развивающей среды
Что такое развивающая среда и зачем она нужна?
Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.
Зачем же это нужно?
Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.
У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.
Как создать развивающую среду дома?
Безопасность
Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.
С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.
Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное. Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.
В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.
Не забываем и про психологическую безопасность ребенка.
Максимум свободы
Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома. Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.
Запрещайте только то, что действительно может навредить ребенку. Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.
Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.
Правильные игрушки и книги, дидактические материалы
Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту. Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).
Чтобы ребенок полюбил книги, их нужно правильно выбирать и правильно читать.
Плакаты на стенах, карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.
Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию. Здесь поможет домашний спорткомплекс, различные спортивные снаряды.
Поощряйте самостоятельность
Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность.
Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.
Однако если ребенок не стремится делать все сам, я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.
Развивающее общение
Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития. Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.
Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем, что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.
Поощряйте эксперименты. «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»
Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».
Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.
Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе.
Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.
Развивающий образ жизни и окружение
Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.
Богатство впечатлений
Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.
Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне. А как полезно общение с домашними животными!
Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку: детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.
Родительский пример
Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам.
Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем.
Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.
Личность родителя
Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания.
А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?
Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.
Самое важное о развивающей среде
Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:
Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.
Комплексное развитие
В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.
Не впадайте в крайности
Во всем хороша мера. Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.
По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем.
Не зацикливайтесь на развитии
Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.
Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают. Ваша задача – немного обогатить среду.
Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».
Не усложняйте себе жизнь
Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.
И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.
Вас может заинтересовать:
- Создание развивающей среды. Наш опыт
- Безопасная среда для ребенка. Как сделать квартиру безопасной?
Источник