Развитие социальной компетентности ребенка в семье

Юлия Таранникова
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Подлинная школа воспитания, сердечности,душевности и отзывчивости — это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность проблем, связанных с «социальным воспитанием» подрастающего поколения бесспорна. Ведь в дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека, складывается нравственная направленность личности. Ему, этому милому пришельцу, нужно научиться жить среди себе подобных — хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят и ругают.

Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье.

Семья — это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения: переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.

Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства:что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.

Хаос и неразбериха в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи между поколениями. Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы не владеют традициями домашнего семейного воспитания. В настоящее время в молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой несколько раз жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков, к «своим» и к «чужим» детям относятся по — разному. Поэтому можно наблюдать нарушение передачи опыта семейного воспитания. Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится всё больше и больше из-за миграции населения. Многие молодые семьи не состоят в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей выкручиваться совсем неблагородным способом. Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье.

За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев, не с любовью к детям, не для того чтобы передать опыт семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.

Последний экономический кризис — ещё одна причина,которая отрицательно сказалась на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к детям всяческий интерес.

Одно из модных проявлений современности — появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений.

Результатом такого воспитания являются брошенные старики, увеличение числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.

Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия.

В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше — об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.

Коллектив работает по программе «Детство», целью которой является создание условий для развития ценностно-эмоциональной сферы

ребенка, формирования здорового, адекватного поведения в обществе.

В структуре программы одним из разделов является «Социальное поведение», предполагающее формирование модели поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи развитием у ребенка таких качеств как доброжелательность, терпимость в общении, стремление к сотрудничеству, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.

Считаем, что системная и целенаправленная работа по формированию у детей представлений о семье окажет положительное влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

Одним из важнейших условий решения наших задач будет обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Источник

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья.

Впервые в Законе “Об образовании” в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные требования, несоответствующие их возрасту. Кроме того, оказалось, что информации о воспитании и обучении детей, получаемой в ДОУ, предлагаемой ранее воспитателем недостаточно для понимания родителями того, какими видами деятельности дети занимаются в детском саду.

Читайте также:  Развитии фонетики у ребенка

Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка положительного самоощущения, развитие положительного отношения к окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку

Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает весь мир.

Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент родителей. Тем не менее, семья остается тем институтом, который имеет решающее значение для социализации ребенка.

Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях (ухудшение состояния здоровья детей, социально-психологическая тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов, недостаток взаимопонимания) к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам «семья», «улица», «детский сад».

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является следующие формы работы:

  • Совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
  • Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья»:
  • «круглый стол»
  • деловая игра
  • диспут
  • семинар-практикум
  • консультация
  • беседа
  • родительское собрание
  • вечера-развлечения
  • брейн — ринг
  • решение проблемных педагогических задач
  • тестирование
  • досуговые формы общения детей и взрослых
  • вечер вопросов и ответов

Но какая бы форма не применялась, обязательно должен быть взаимный контакт и сотрудничество между воспитателем и родителями, между воспитателем, родителями и детьми.

                                 

Консультация для педагогов

на тему:

«Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию»

Подготовила:

Корчмарь Анна Александровна

2013 год

Источник

Понятие социальных компетенций, их применение в

образовательном процессе

Детство — это особый период, когда ребёнок взрослеет и входит в

социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных,

нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности:

— способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных

ситуаций.

Дошкольный возраст – это период интенсивного освоения примеров

взрослой жизни (норм и правил поведения, которые приняты в обществе) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей. Сейчас ребенок прежде чем сделать какой-то выбор или совершить какой-то поступок, сначала все осмысливает, осознает, потом только поступает так или иначе. Другими словами, у ребёнка формируется социальный интеллект, он осознает свои поступки и начинает действовать согласно установленным нормам и правилам поведения в обществе. То есть формирование социального интеллекта ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением. Из этого можно сделать следующий вывод, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной компетентности ребенка, которая определяет направления развития и успешной адаптации ребенка в меняющемся обществе.  Ребёнок приобретает социальный опыт, прежде всего в общении со сверстниками и воспитателями. Попадая в группу сверстников, ребёнок учится взаимодействовать с другими, учитывать установленные нормы и правила в группе, просить о помощи и оказывать ее другим и т.д. А взрослый играет главную роль в трансляции общечеловеческих форм поведения. Таким образом, усвоение ребенком норм поведения в обществе, общечеловеческого

опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis –

общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний,

норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику

активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация

ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям

разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и

уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Социальная компетенция – знания и умения, которые должны быть освоены ребенком для достижения лучшей интеграции в сообщество.

Освоение может быть достигнуто в результате направленного формирования

(образования) другими людьми (например, через специально организованное

обучение в ДОУ), либо через самостоятельное освоение, являющееся результатом самобытного опыта отношений ребенка с миром, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения. В первом случае компетенция превращается в цель образовании, во втором случае – осваивается за счета механизмов подражания, наблюдения и моделирования.

Социальная компетентность – способность и личная готовность

рёбенка

 а) действовать определенным образом в определенной проблемной ситуации, опираясь на знания и опыт, приобретенные благодаря обучению (или наблюдению и подражанию),

б) соотносить выбранный способ действия, с одной стороны, с актуальной ситуацией и, с другой стороны, с собственной личностью, в результате чего он субъективно переживается как правильный,

в) переживание правильности является основанием того, что индивид готов нести за него ответственность.

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран

мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений

детей 5 – 7 лет, Центром практической психологии образования Академии

социального управления Министерства образования Московской области

составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных

компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и

умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты

жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с

Читайте также:  Как глютен влияет на развитие ребенка

агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

Список социальных компетенций дошкольника

I. Навыки адаптации к образовательному учреждению

1. Умение слушать

2. Умение обращаться за помощью

3. Умение выражать благодарность

4. Умение следовать полученной инструкции

5. Умение доводить работу до конца

6. Умение вступать в обсуждение

7. Умение предлагать помощь взрослому

8. Умение задавать вопросы

9. Умение заявлять о своих потребностях

10. Умение сосредотачиваться на своем занятии

11. Умение исправить недостатки в работе

II. Навыки общения со сверстниками

12. Умение знакомиться

13. Умение присоединиться к играющим детям

14. Умение играть по правилам игры

15. Умение просить об одолжении

16. Умение предлагать помощь сверстнику

17. Умение выражать симпатию

18. Умение принимать комплименты

19. Умение проявлять инициативу

20. Умение делиться

21. Умение извиняться

III. Навыки обхождения с чувствами

22. Умение воспроизводить основные чувства

23. Умение выражать чувства

24. Умение распознавать чувства другого

25. Умение сочувствовать

26. Умение обращаться с собственным гневом

27. Умение реагировать на гнев другого человека

28. Умение справляться со страхами

29. Умение переживать печаль

IV. Навыки альтернативы агрессии

30. Умение мирно отстаивать свои интересы

31. Умение выражать недовольство

32. Умение спрашивать разрешения

33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в  

общую деятельность группы

34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят

35. Умение проявлять толерантность

36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к

своей ошибке)

37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения

38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват

V. Навыки преодоления стресса

39. Умение проигрывать

40. Умение обходиться с чужой собственностью

41. Умение говорить «нет»

42. Умение адекватно реагировать на отказ

43. Умение справляться с ситуацией игнорирования

44. Умение справляться со смущением

45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью

двигательной активности.

Для успешного формирования социальных компетенций у детей-

дошкольников, в условиях детского сада применяются такие методы работы

как:

˗ индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие

индивидуальности и их социализацию;

˗ развивающие игры (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);

˗ игровые тренинги (тренинги на развитие навыков общения, эмпатии,

сопереживания, работа в группе и т.д.);

˗просмотр мультфильмов;

˗ чтение художественных произведений, сказок (сказкотерапия);

˗ обыгрывание проблемных ситуаций

˗ изобразительная деятельность;

˗ ручной труд и др.

Все эти методы будут эффективны лишь в том случае, если между

воспитателем и детьми дружеские, доверительные отношения. В ходе

использования следующих методов, ребёнок овладевает новыми

социальными знаниями и умениями; у него формируются собственные

убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Таким образом, формирование социальной компетентности очень

важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как

личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребёнок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей.

Источник

Наталья Волкова
Социальная компетентность ребенка-дошкольника

Детство представляет собой особый пери, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции и связанной с этим тревожности.

Несформированность способности общения в детстве негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. На современном этапе общества выявлена тенденция роста негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, которые имеют свои истоки в дошкольном детстве.

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей – философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т. е. речь идёт о раскрытии процесса развития личности, закономерностей её становления, условий и механизмов формирования.

Общество всегда задаёт эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребёнка, становление его как существа социального.

Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учётом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.

Взаимодействие ребёнка и общества обозначается понятием «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х – начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).

Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).

Социализация – непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Она распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажён или заторможен.

Читайте также:  Таблица гармоничного развития ребенка

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности школьника.

Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности, социального интеллекта.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я»«общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка – это определённый уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.

Современное общество в своём развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создаёт определённые трудности в процессе социального вхождения ребёнка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребёнка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума – процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента его рождения.

Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации.

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведённые определения, по мнению автора исследования, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляют, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

В. Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность, и собственно социальную компетентность.

Таким образом,рассмотрев перечисленные определения можно сделать следующие выводы:

1. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

— мотивационного, включающего отношение к другому человеку как

высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

— когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

— поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоения ребёнком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

3. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Таким образом, Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

При этом было обосновано, что приоритетным фактором, направленным на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребёнка, являются игровые технологии.

Основной имитационной социальной средой, дифференцирующей детскую социализацию по гендерной принадлежности, является семья. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольник и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Проблемные формы межличностных отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения находятся в тесной взаимосвязи с особенностями воспитания ребёнка в семье. При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность и т. д.) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Были выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализациидетей старшего дошкольного возраста:

полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная);

усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).

Источник