Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка

Ирина Богданчикова
Создание условий для социального развития детей

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагают на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сожжет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели детского учреждения и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции.

Одна из задач учреждения – социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта,необходимого для его включения в систему общественных отношений который состоит:

• Трудовых навыков;

• Знаний;

• Норм, ценностей, традиций, правил;

Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам формирования социального опыта детей, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Сегодня мы обращаемся к личности ребенка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на ее формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем учреждении ведется работа по созданию следующих условий:

• Использование в практике работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

• Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития.

Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-пространственный мир детского учреждения включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах дошкольного образования, наши педагоги учитывали принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей.Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

• Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; в дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

• высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов групп дошкольного образования, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в дошкольном учреждении строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов.Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно — практические конференции, методические недели. Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в нашем учреждении является семинар-практикум — особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель проведения — обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения.

Социальное развитиеосуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в учреждении создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами групп дошкольного образования разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

Читайте также:  Онтогенетическое развитие ребенка геккель

o «Здоровый малыш»

o «Моя дружная семья»

o «Я- россиянин»

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности.Традиционными для нашего учреждения стали: тематические недели, экспериментирование, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Мы работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Нами создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к сверстнику. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду, формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

В группах созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. В непосредственно образовательной деятельности дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символе, территории и расположении, о многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, столица России – Москва. Мы воспитываем в детях уважение и интерес к различным культурам. Это способствует развитию толерантности сознания детей.

Система нравственно – патриотического воспитания, способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви, и верности, созидания и труда. Такая форма работы, позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной Войне, их подвигами, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием родителей и детей, служат социальному развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. Досуги помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. Такая форма взаимодействия развивает эмоциональные и духовные связи между детьми, педагогами и родителями, способствует гармонизации внутрисемейных отношений.

Мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте, с правилами вежливости, с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность, кроме того у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим детям.

Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности. Это способствует формированию таких важных социально коммуникативных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Постоянная, непрерывная работа способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Чапаевск

СООБЩЕНИЕ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Подготовила: заместитель директора по УВР, воспитатель

И. Г. Богданчикова

г. о. Чапаевск, 2016 г.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка»

Мастер-класс «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста»

Читайте также:  Критерии диагностики познавательного развития ребенка

Педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна.

Тюльган 2014 г.

Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий для социальной ситуации развития детей.

 Задачи:

  1. Ознакомление участников с основними аспектами понятия «социальная ситуация развития».
  2. Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов социальной ситуации развития.
  3. Ознакомление с игровыми ситуациями для социальной ситуации развития дошкольников.
  4. Предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми.

Ход мастер-класса.

  1. Вводная часть

Игровое упражнение «Возьми салфеток столько, сколько…»

Цель: знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы.

Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Педагог передает по кругу пачку бумужных салфеток со словами: « На случай, если понадобится, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники возьмут салфетки, педагог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

  1. Мини –лекция педагога- психолога.

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к её  структуре. К числу этих требований относится создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.)

Что же такое «Социальная ситуация развития ребенка» — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”.

Социальная   ситуация   развития  обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное  бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования 

Социальные навыки — любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

— навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

— умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

— умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

— умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития выходит на следующий уровень:

  1. Меняются взаимоотношения со взрослыми (от внеситуативно-познавательной формы общения к внеситуативно- личностной форме общения);
  2. Становится возможным достаточно систематическое обучение;
  3. Меняются отношения со сверстниками;
  4. Происходит осознание собственного «Я»;
  5. Происходит становление личности ребенка;
  6. Ведущим средством общения является язык.

  Противоречие социальной ситуации развития ребенка — дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».

Ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

Таким образом,  социальная   ситуация   развития  является системой отношений субъекта в  социальной  действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.

Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

  1. Практическая часть.

Я, на своих занятиях, с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

Например:

  1. Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

-«Как Юра бабушке помог»

-«Не забывай волшебные слова»

-«Как Алена и Миша делились игрушками»

-«Как Костя и Гордей помирились»

Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

  1. Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

   Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

  1. Практические игровые и реальные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.

Например:

-«Научим наших кукол здороваться и прощаться»,

-«Покажем Мишутке, как принимать гостей»,

-«Поздравим Ксюшу с днем рождения».

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.

В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых:

Читайте также:  Гипофиз влияние на рост и развитие ребенка

-«Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь);

-«Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть);

-«Мы встречаем друга после болезни»;

-«Поменяемся игрушками»;

-«Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Я учу детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

  1.  Игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков    Игра «Попроси игрушку»

Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

  1. Игры помогающие детям

Игра «Интервь.»

Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

Правила игры:

Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.

За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.

Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.

Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

  1. Игры, обучающие детей решать небольшие проблемы путем переговоров

Игра «Сладкая проблема»

В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков – по одной салфетке.

— Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру” Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

— А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

— Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

— Как вы при этом себя чувствовали?

— Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

-Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Нам нужно чаще создавать проблемные ситуации, чтобы дети научились находить пути решения из сложившися ситуаций, чтобы в дальнейшей жизни легко ориентироваться.

  1. Заключительная часть.

Упражнение «Три настроения» (Итог).

На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:

— Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные» и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки,  и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).

Я  желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.

Источник