Современные программы по развитии речи ребенка
На данный момент в детском саду, начиная с ясельных групп, воспитатели активно используют приемы и техники по речевому развитию детей. Речь является предпосылкой в обучении грамоте и письму, а также представляет неотъемлемую часть разностороннего развития личности. Для современного школьника развитая связная речь гарант успеха в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) есть отдельная область — «Речевое развитие».
Цель развития речи у детей в дошкольном возрасте по ФГОС — формирование устной речи и техники общения.
Задачи речевого развития дошкольников по ФГОС
- овладение речью для общения и культуры, обогащения активного словарного запаса, развития у детей монологической и диалоговой речи;
- изучение детской литературы;
- развитие фонематического слуха и интонационной культуры речи;
- коррекция произношения звуков.
Вопросы профессиональной компетентности воспитателей и специалистов в новых условиях
Все эти задачи лежат на главном исполнителе — воспитателе. И для успешной реализации данных задач педагог должен соответствовать профессиональным компетенциям. Профессионал своего дела стремится к постоянному совершенствованию, получению новых практических и теоретических знаний.
Современные требования к профессионализму педагога дошкольного учреждения сочетают в себе готовность к систематическому повышению квалификации и конкретные особенности личности самого воспитателя. Немаловажную роль также играет самообразование.
Человек, который может качественно воспитывать и развивать ребенка, в соответствии с современными требованиями должен любить детей, знать их возрастные особенности, уметь адекватно оценивать характер и способности каждого воспитанника. Детский возраст сензитивен к любому воспитанию, которое на него оказывается во время общения с другими людьми.
Создание развивающей среды для дошкольников
Развитие речи в доу по ФГОС тесно связано с той средой, где пребывает ребенок. Согласно пирамиде потребностей одной из ключевых необходимостей является безопасность. Значит, в своей развивающей среде дети должны чувствовать себя защищенно и уверенно. Также обстановка должна соответствовать возрастным психологическим характеристикам. Наполненность пространства для оптимального развития ребенка будет рациональной и учитывает интересы и склонности детей разного возраста.
Таким образом, в группу для полноценного воспитательного процесса должна входить не только зона для познавательно-речевого развития, но также социально-личностная и художественно-эстетическая область. Детская группа, в которую приходит воспитанник, должна сама по себе располагать к развитию и заинтересовывать.
Если говорить конкретно об уголке речевого развития, то для него можно подготовить следующее содержание:
Младший дошкольный возраст:
- сенсорный материал для мелкой моторики (камешки, различные текстуры тканей, мешочки с крупами, пирамидки и сортеры, мозаики и конструкторы, шнуровки);
- бизиборд с замочками, ключами, счетами, щеколдами и выключателями;
Для разных возрастов (младший, средний, старший, подготовительный):
- предметы для формирования речевого дыхания (одноразовые коктейльные трубочки, ветерки, воздушные шарики);
Старший и подготовительный дошкольный возраст:
- азбука или букварь;
- различные карточки с изображением букв, слогов;
- кукольный театр;
- различные дидактические материалы с изображениями времен года, профессиями, животными и растениями.
Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС подразумевает также наличие литературного центра в каждой группе. Сюда входят книги разного формата:
- музыкальные книжки;
- книги в твердом переплете;
- книги-панорамы и раскладушки;
- книжки с сюжетными картинками;
- сказочные произведения, стихи, тематические произведения и другие.
Обратите внимание! Наполненность уголка речи в детском саду опять-таки зависит от компетентности и профессионализма воспитателей.
Новые стандарты воспитательной деятельности по ФГОС
На сегодняшний день ФГОС добавляет новые стандарты в воспитательной деятельности. Уже с начальной школы задачами воспитательной работы становятся развитие коммуникативных навыков, социализация и формирование аналитико-синтетических способностей. В образовательных направлениях активно внедряется проектная деятельность, продуктом которой является защита своего проекта. Таким образом, можно еще раз отметить важность интенсивного улучшения речевых навыков уже в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимым условием для целостного развития личности дошкольника является взаимодействие, в котором принимают участие семья и образовательное учреждение. Рождение ребенка является безусловно важнейшим событием в жизни каждого. Поэтому образование ребенка — это та область, в которой главнейшую роль играет именно родитель. Для того, чтобы семья стала помощником педагога, необходимы такие формы работы, как совместное занятие, семейный праздник, собрание и другое.
Новые аспекты речевого развития детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО
Уже с начальной школы педагоги-психологи и преподаватели чтения и письма активно диагностируют дислексию и дисграфию у младших школьников. Исследования подтверждают, что данные нарушения возникают не только в следствие родовых травм, но также и в процессе педагогической запущенности в детском саду. Поэтому ФГОС ДО диктует новые аспекты речевого развития у детей дошкольного возраста.
Среди подходов к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста по ФГОС активно практикуются как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Воспитатель организует работу таким образом, чтобы дети как можно больше воспринимали чужую речь: как старших, так и сверстников. Таким образом создается естественная среда для возникновения новых эмоций и впечатлений, которые располагают к познанию и обучению.
Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС
Важно! В ДОУ должны использоваться только те программы по развитию речи, которые соответствуют стандартам ФГОС. Так сохраняется преемственность между дошкольными и школьными образовательными учреждениями.
Такие программы должны отвечать современным задачам, которые стоят перед воспитателями и включать в себя следующие разделы:
- Описание видов деятельности, которые используются в реализации программы
- Цели и задачи программы
- Принципы и подходы к формированию программы
- Особенности развития детей дошкольного возраста
- Планируемые результаты освоения программы
- Особенности, модель образовательного процесса
- Календарно-тематическое планирование
- Формы и приемы работы
- Способы мониторинга освоения программы
- Программно-методическое обеспечение
Данные разделы могут меняться в зависимости от региона ДОУ, включать в себя национально- региональный компонент и другие структурные компоненты. Но все программы должны соответствовать принципам и задачам ФГОС.
Среди предложенных на просторах Интернета и в книжных магазинах программ можно предложить несколько тех сборников, которые можно использовать как основы для создания своей авторской программы, так и как самостоятельный адаптированный вариант. Такие программы рассчитаны на 1 год или более.
Список программ:
- О. С. Ушакова. Программа развития речи дошкольников. ФГОС ДО. Издательство Сфера
- В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. ФГОС. Издательство Мозаика-Синтез.
Данное предложение представлено в нескольких вариациях: для детей раннего, среднего возраста, а также для старшей и подготовительной группы.
- О. Е. Громова. Занятия по развитию речи. ФГОС. Издательство Сфера.
Качественное, своевременное и системное развитие речи в дошкольном возрасте является залогом успешного обучения в школе. Улучшая современные образовательные подходы, компетенции педагогов и преемственность в образовательных учреждениях, можно добиться выполнения всех поставленных для процесса развития целей и задач.
Источник
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик
«Никакой человек не родится готовым,
то есть сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть ни что иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрестанное формирование».
В.Г. Белинский.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание.
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование таких современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние и на развитие речи детей. Мой опыт работы использования таких средств представлен программой дополнительного образования «Малыш», программой «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе детей младшего дошкольного возраста», разработкой мультимедийных презентаций по развитию речи, собранием коллекции медиатеки, проектами «Капелька», Я сам», «Матрёшка».
1. Современные образовательные технологии и методики применяемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста направленные на развитие речи.
— Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.
— Проблебно-игровая технология.
— Метод проектов.
— ИКТ (мультимедийная презентация).
Основные задачи использования современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
1. Формирование навыка понимания речи.
2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.
4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
1.1. Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.
Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью, способствующие развитию фонематического восприятия, расширению лексического запаса, развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствующие общую и мелкую моторику, выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитию мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения.
Моя работа с использованием этой технологии заключается в проведении занятий с детьми младшего дошкольного возраста в кружке «Малыш» по дополнительной образовательной программе которая, составлена с учётом рекомендаций логопеда Караваевой А.П и музыкального руководителя Федосовой Н.В.
Цель программы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами логоритмики.
Программа кружка разработана с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет
Сюжетно-тематическая организация учебной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При выкладывании моделей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д.
Основной формой учебной деятельности является комплексное занятие.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 15 минут.
В результате участия в программе кружка «Малыш» у детей наблюдается:
— нормализация темпа и ритма речи;
— увеличение объёма памяти, словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов;
— развитие физиологического дыхания и речевой моторики для правильного произношения звуков;
— совершенствование фонематического восприятия и слуха, общей и тонкой моторики, мимики.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Представленные в программе занятия построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Успешность новации заключается в уменьшении проблем связанных с задержкой речевого развития детей.
1.2. Проблемно-игровая технология. Область совершенствования методики на основе использования данной новации – это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, что облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности и способствует творческому развитию личности. Для осуществления на практике этой технологии мною составлена программа по развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых).
Основными методами освоения задач в данном возрасте являются следующие.
Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).
Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т.п.
Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.
Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.
Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.
Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащаетсяся словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Эта инновационная технология является одним из самых действенных способов развития речи ребёнка.
Программа «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в природе» в 2012 году удостоена диплома второй степени Всероссийского эколого –краеведческого конкурса «Природа родного края»
в номинации «Учим любить природу».
1.3. Метод проектов
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Результатом применения метода проектов у детей является повышается качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду. Для детей младшего дошкольного возраста реализуются проекты «Капелька», «Я сам», «Матрёшка».
1.4. Мультимедийная презентация в учебно-воспитательной деятельности позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную. Что обеспечивает положительную устойчивую динамику качества знаний.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие педагоги отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
Результат применения современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста – это положительная динамика развития всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, словарь, практическое овладение нормами речи.
Источник