Современная семья и ее влияние на развитие ребенка

Современная семья и ее влияние на развитие ребенка thumbnail

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие нормы веса

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник

Одной из главнейших функций современной семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Поэтому современные родители должны показывать своим детям хороший пример, пускай он будет основан не на строгих традиционных правилах, а вполне идти в ногу со временем. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Однако за полвека, прошедшего со времени их становления, произошли значительные социокультурные изменения. Изменения в обществе (макросистеме) ведут за собой и изменения в укладе жизни семей (микросистемах). Раньше старшее поколение семьи было более уважаемым и облеченным большей властью; заметной особенностью современной семьи является детоцентризм. Изменение установок приводит к тому, что семья сталкивается с большой сложностью в осуществлении присущих ей функций в обществе. Процесс воспитания ребенка, как его понимали несколько десятилетий назад, перестает быть эффективным; детско-родительские отношения уже не подкрепляются неоспоримым авторитетом родителей, ориентацией на взрослое население. Воспитание сильно осложняется вследствие стремительности происходящих в обществе изменений.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Для модели современной семьи, согласно А.К. Дзагкоеву, характерно следующее:

— стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.);

— преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в «вылете птенцов из гнезда», то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране;

— симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов;

— профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию;

Читайте также:  Раскрыть проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста

— функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами;

— регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики.

Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер и Виктор Викторович Юстицкий (1999) выделяют отличительные признаки, характерные для семей, проживающих в России:

1) Сохраняются патриархальные воспитательные воздействия и возможности адаптации детей из семей в обществе Марина Юрьевна Арутюнян выделяет следующие типы семьи:

1. Традиционная семья — в ней воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.

2. Детоцентрическая семья — в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.

3. Супружеская семья — в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие — горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям.

2) Функция передачи социального статуса — семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям.

3) Функция поддержания благосостояния членов семьи.

Автор полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи была и остается социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Современная жизнь переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время — в эпоху телевидения и Интернета — контроль становится абсолютно невозможным.

Важным аспектом в размывании границы между взрослым миром и миром детей сыграло телевидение. Так, если раньше информация черпалась из книг, то теперь она все больше перемещается на экран. Буквы стали заменяться образами, что несет в себе целый ряд кардинальных особенностей восприятия. Так, буквы абстрактны, что приводит к тому, что человек сам совершает некоторую активность по созданию образа на основе прочитанной информации. Иначе дело обстоит с визуальными образами. В телевидении образ уже закончен, сотворен, он просто поглощается зрителем, роль которого здесь абсолютно пассивна. Таким образом, запускается процесс инфантилизации взрослого человека, собственное развитие которого, наличие своих идей и мнений не является необходимым атрибутом зрелости.

С другой стороны, насилие визуальной информации приводит к противоположному процессу — все более раннему взрослению детей. Информацию, передаваемую по телевидению, невозможно дозировать, контролировать, в ней невозможно соблюдение границ, охрана тайн. Перед экраном все равны, ребенок постигает картинку с тем же успехом, что и взрослый, понимает в ней столько же, для него не остается тайных мест для взрослой жизни. Сложность и противоречивость родительства в современную эпоху также объясняются во многом отсутствием возможности предсказать будущее подрастающего поколения, а значит, сделать выводы о необходимых актах воспитания для обеспечения «правильной» взрослости (успешной, счастливой и т. д). Это также перемешивает детей и взрослых, лишая возможности взрослых осуществлять функцию «правильных» родителей, лишая ориентиров и эталонов. Все это накладывает целый ряд особенностей на истории и проблематику клиентов семейных консультантов и психотерапевтов. В таких семьях часто:

— детям тяжело находить общий язык со сверстниками;

— детям сложно проходить подростковый кризис вследствие отсутствия навыков самостоятельного функционирования;

— дети проявляют сложности в установлении границ (асоциальное поведение, нецензурная лексика в присутствии взрослых);

— дети ощущают собственную некомпетентность и неуверенность, что приводит к депрессивности, переживанию собственной никчемности за рамками семьи и величия внутри нее.

Источник

 Современная семья и её влияние на психоэмоциональное состояние и формирование психики ребёнка

Семья — это целостная система, и отношения между всеми членами в ней взаимосвязаны. В основе брака находятся отношения мужчины и женщины, в которые затем вплетается появившийся ребенок. Во многих случаях, если между супругами сложные взаимоотношения, негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка вызывает у детей психосоматозы. Часто именно в таких ситуациях один из родителей не принимает ребенка и не уделяет ему внимания, и в случае психосоматики ребенку поможет выздороветь только коррекция отношений между супругами.

Читайте также:  7 месяц развития ребенка питание режим

Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Если между родителями общая неудовлетворенность, несоответствие потребностей и ожиданий реальным возможностям, между ними возникают конфликты. Если взрослые не понимают ситуации в семье и отрицают проблемы, то появляются депрессии, неврозы, алкоголизм.

Семейная тревожность отражается на поведении членов семьи и особенностях общения между ними. Она часто проявляется в переживаниях по поводу здоровья, особенно ребенка. В основе негативного влияния семьи на психику ребенка лежат беспомощность и неспособность что-либо сделать для улучшения семейных взаимоотношений, противостоять неблагоприятным непредвиденным обстоятельствам. К нарушению отношений в семье приводит чувство вины у одного из ее членов. Он считает себя виновником всех бед, и ему кажется, что другие обвиняют во всем именно его. На самом деле это может не соответствовать действительности.

Внутренний конфликт у одного из членов семьи может возникнуть в связи с возлагаемой на него повышенной ответственностью. Появляющееся при этом повышенное нервно-психическое напряжение распространяется на всю семью и порождает противоречия, конфликты и болезни. И конечно же, такая ситуация во внутрисемейных отношениях оказывает влияние на психическое развитие ребенка.

В здоровой семье, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член поддерживает общее семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Члены семьи способны видеть возникающие трудности и их причины и самостоятельно разрешать конфликты. Они со временем меняются, но при этом сохраняют отношения и укрепляют свою семью.

В гармоничной семье одни из значимых целей супругов связаны с воспитанием детей. Для каждого из них важно, чтобы у ребенка были отец и мать. Они допускают, что другой супруг может развиваться, и изменяются вместе с ним. Психологическое здоровье ребенка в условиях такой семьи устойчиво, ведь в семейные цели входят совместное проведение досуга, наполненное содержанием общение, создание домашнего очага. Все разногласия на пути к этим целям они преодолевают и приспосабливаются к различным жизненным ситуациям.

Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими влияние на детей, являются:

  • ожидание от партнера большего в связи с ошибочным выбором, основанном на том, что он заменит или будет напоминать мать или отца;
  • часто возникающая растерянность;
  • обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с родителями;
  • разочарование;
  • супружеские измены и предстоящий развод;
  • проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.

Для поддержания стабильности в семьях с неблагоприятным психологическим климатом возникают защитные механизмы. Они заставляют всех поддерживать единство и не позволяют увидеть реальность. Например, в семье складываются мифы о том, что «мы замечательная семья, а другие этого не понимают», «у нас слабенький болезненный ребенок, и мы все делаем для него», «у нас непослушный ребенок, ничего не можем с ним поделать» и др. Таким образом, супруги отказываются понять свои взаимоотношения, проявляют нежелание что-либо изменить и оправдываются перед другими. За этими мифами скрываются неосознаваемые недовольство друг другом, отрицательные эмоции, в том числе страх и вина, боязнь ответственности.

При наличии проблем, чтобы устранить негативное влияние конфликтов в семье на ребенка, необходимо принимать решения, а супруги не умеют обсуждать вопросы, находить компромиссы, уступать, брать на себя ответственность. Это связано с их культурным уровнем развития и сложившимися традициями, хотя при желании наладить отношения и сохранить семью этому никогда не поздно научиться.

Конфликты в семье и последующие за этим неврозы и психосоматозы происходят при нарушениях межличностного взаимодействия. Негативное влияние внутрисемейных отношений на психику ребенка происходит в том случае, если члены семьи не в состоянии выразить свои чувства или искажают их. Если в процессе общения они подают друг другу противоречивые вербальные и невербальные сигналы (т.е. слова у них расходятся с их смыслом, мимикой, жестами и даже поступками). Между супругами возникают в общении и интимной жизни барьеры. Наконец, они начинают манипулировать друг другом и втягивать в свои отношения ребенка.

В этом случае восстановить гармоничные отношения и психологическое здоровье ребенка в семье помогает желание понять друг друга и применение навыков эффективного общения. В первую очередь необходимо отказаться от агрессивных высказываний — угроз, приказов, назиданий, инструкций и т.п. Не стоит на партнера навешивать ярлыки, давать ему напрямую негативные оценки, критиковать поведение. Не подойдут для налаживания отношений также советы, утешения, допросы, попытки отвлечь внимание от проблемы. Гармонизации влияния семьи на психологическое здоровье детей помогут сопереживание, эмоциональная поддержка и подтверждение любви

Источник