Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка
Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка
- Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
- Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
- Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.
Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.
- Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
- Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.
Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.
- Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
- Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
- Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование — путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно — воспитательного процесса, обогащать психолого — педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
- Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек — образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
- А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».
С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:
— Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;
— Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;
— Сотрудничество учителей—предметников с родителями;
— Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.
- При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
- В практической работе с семьей и родителями мы — педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы — это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
- Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.
Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.
- Школа ставит перед собой много задач:
воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка — чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.
- Если:
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребенка высмеивают — он становится замкнутым.
Ребенка хвалят и одобряют — он учится быть благодарным.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребенок растет в упреках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в атмосфере терпимости — он учится понимать других.
Ребенок растет в честности — он учится быть справедливым.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенок живет во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребенок живет в понимании и дружелюбие — он учится находить людей в этом мире.
- Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
- Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
- Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
- Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
- Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
- В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
- А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
- Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.
Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.
Тюлячинская средняя школа
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»
Выступление на общешкольном родительском собрании
Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.
Источник
Педагогический совет
«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»
“Каждый ребенок приходит в мир,
не имея ни малейшего представления, ни о себе,
ни о том, как взаимодействовать с другими детьми,
что представляет собой окружающий мир.
Всему этому ребенок учится,
общаясь с людьми, в первую очередь,
со своими родителями”
(В. Сатир)Цель:
объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.
Задачи:
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в развитие личности ребенка.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно воспитательном процессе школы.
Ход педсовета
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.
Поэтому нами и выбрана тема педсовета:
“Взаимосвязь семьи и школы в интересах личности ребенка”.
Мы с вами должны отойти от декларативного постулата “Ребенок – субъект воспитания” к методически обеспеченной системе “САМО”: развития личности как помощи ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга, то есть помощь в самоопределении, самореализации, самореорганизации и самореабилитации. Именно эти “само” и составляют сущностную идеологию демократического воспитания и гуманизма в нем.
Сегодня образование это одна из форм социализации, это средство “встроить” растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.
Ребенок, взрослея, просто живет, действует, играет, общается, что-то узнает, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это дает для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается сам!
Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счете именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания вобразовании.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы.
Главные из них:
Единство процесса воспитания в школе и семье с целью все стороннего развития личности каждого ребенка.
Изучение воспитательных возможностей семей.
Повышение педагогической культуры родителей.
Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка.
Умение координировать усилия семьи и школы.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?Мы не можем поднимать этот вопрос перед родителями, ведь они часто не видят своих детей большую часть дня.
Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, перестроиться на такую коллективную деятельность трудно, но совместные с родителями КТД помогают приобщить их к заботам школы, лучше узнать своих детей и самим раскрыться.
У нас есть интересные примеры такой деятельности.
Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом в лучшую сторону.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
^ Исходя из этого можно выделить три группы родителей:Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
^ Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще — скрыто.Содержание работы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении школой.
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.^ К традиционным формам относятся:Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
^ Родительский лекторий или “Университет педагогических знаний” способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.^ Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей — такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.^ Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).^ Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.^ Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.^ Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.^ Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.^ Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.^ Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.^ Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.^ К нетрадиционным формам организации общения педагогов и родителей относятся:
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, запросов, потребностей, уровня педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой школы, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров уроков, внеклассных мероприятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях школы, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.^ Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
^ Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.^ Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения и воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность учителя, классного руководителя.^ Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:Первый — принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми. ^ Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
· в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
· в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса, классный руководитель должен:
Установить доброжелательные отношения с родителями
Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире
Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя его права
Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.
Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.
Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности
Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя и всего педагогического коллектива.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского, который был убежден в том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.
Источник