Сортер для ребенка 1 год своими руками

Сортер для ребенка 1 год своими руками thumbnail

Знакомство детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов и педагогов. Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным образом.

В возрасте 2-3 лет дети выделяют и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами «кубик», «шар». По норме из геометрических фигур ребенок может легко различать «круг», «треугольник», «квадрат», «звездочку» к указанному возрасту.

И только к четырем годам дети перестают путать овал и круг, квадрат и прямоугольник (в силу зрелости зрительного восприятия). Также в этом возрасте ребенок начинает ориентироваться в таких понятиях, как линии, вершины, углы.

Что касается форм, то тут подойдут только объемные наглядные пособия, которые можно потрогать и пощупать. Если нет пособий — то выручит лепка из пластилина. А вот с геометрическими фигурами можно придумать множество игр и простых занятий, которые я предлагаю ниже.

Главное правило в изучении форм и фигурупоминание их в быту. Но закреплять знания лучше всего с помощью простейших игр-сортеров, рамок-вкладышей, сортировок, рисования. Я уже не говорю про развивающие игры и специальные методички. Развивающих пособий очень много в любом детском магазине. Обзор делала тут, так как в каждом пособии на возраст 2-3 года большой выбор заданий на определение форм.

ИГРЫ:

  • Игра по Монтессори. «Кормим игрушки». Ставим три игрушки и тарелочки рядом с ними. Одну игрушку «кормим» треугольными пряниками, другую-круглыми, третью -квадратными. Формы можно вырезать из цветного картона или бумаги, заодно повторить цвета.
  • Сортеры из старых коробок. Вырезаем формы на одной стороне коробки. Для сортировки можно использовать те же заготовки, что и для первой игры «Кормим мишек». Либо сортировать отобранные по формам игрушки. На фото наша заготовка для малыша 1-1,5 лет. Сначала было одно отверстие, и мы запоминали «круг». Затем появилось второе отверстие для крышек поменьше и линия для карточек. Таким образом, можно познакомить ребенка и с понятием «большой-маленький», «длинный-короткий», и выучить «круг».

фото из свободных источников

  • Рамки-вкладыши из цветного картона. Вырезаем формы, ребёнок вставляет круг/квадрат/треугольник в соответствующую рамку.

Такая игра еще называется «найди заплатку». Шаблон нашла на сайте multiurok.ru

  • Рисуем формы пальчиковыми красками, маркерами, мелками и обычными красками с помощью кисти. Разукрашиваем шаблоны круга, квадрата, треугольника, нарисованные мамой. В 2-3 года ребенок должен научиться обводить фигуру по контуру.
  • Трафареты. Делаем сами из плотного картона.
  • Лото. Можно использовать 4-6 форм. На картонке рисуем квадраты, в каждом квадрате- форму. Аналогичный экземпляр разрезаем на части и используем в качестве «фишек».
  • Аппликации. Малыш учится приклеивать, заодно запоминает формы. Для начала можно просто приклеивать круги и квадраты, затем составлять из них картины.

шаблоны с сайта iz-bumagi-svoimi-rukami.ru

шаблоны с сайта iz-bumagi-svoimi-rukami.ru

  • Подвижная игра «встань на круг/квадрат/треугольник». Можно использовать цветной картон, можно рисовать формы мелом на улице. Ребёнок по команде взрослого встаёт на ту или иную форму.

Отличная игра на лето, с малышом 1,7-1,10 «заходила на ура» -запомнил эти три фигуры.

  • Печём печенье разных форм вместе с ребёнком.

***

Статья по теме — как выучить цвета

Источник

Всевозможные сортеры – это, наверное, одна из самых любимых и полезных игрушек для детей примерно с года до 3 лет. Она удовлетворяет страсть ребенка к мелким предметам и в тоже время интерес куда-то что-то “просовывать» и «запихивать», уж простите за эти сова ????

А все потому, что в это время ребенок проходит очень важный сензитивный период – период восприятия мелких предметов и период сенсорного развития. Вспомните, с каким удивлением ребенок «вдруг» начинает видеть и пытаться поднять маленькую соринку с пола. В этот момент он начинает выделять части из большого целого, что указывает на начало формирования такой функции мышления, как анализ (выделение во внешнем мире отдельных его элементов). Так же в период сенсорного развития он наиболее чувствителен к различным сенсорным раздражителям.

Поэтому, интерес к мелким предметам и желание ими манипулировать, закономерен в этом возрасте и даже жизненно необходим для его развития. И вовсе не нужно всеми способами ограждать ребенка от этого занятия, а напротив, необходимо максимально поощрять эту потребность, и создавать безопасные условия для её удовлетворения.

Один из способов – это создание различных сортеров и копилок. Такие занятия удовлетворяют потребность ребенка в манипулировании с мелкими предметами, тем самым, развивая мелкую моторику руки. Дают различные сенсорные ощущения (форма, цвет, материал). Координируют движения руки. Развивают концентрацию внимания ребенка. А так же способствуют развитию мышления, установления причинно-следственных связей между собственными действиями.

Но такие занятия требуют обязательного присутствия взрослого! А профилактикой нежелательного использования мелких предметов будет служить медленный и четкий показ ребенку алгоритма действия с таким сортером. Если у ребенка будет опыт более интересного использования мелких предметов, то ему и не придет в голову засунуть это куда-то не туда.

Что может служить материалом:

Да все что угодно! Например, для совсем маленьких (еще не достигших годовалого возраста) – это могут быть мячики для пин-понга, или мягкие текстильные мячики, которые даже не помещаются  в кулачок ребенка. И, с появлением ловкости пальчиков, предметы будут уменьшаться.
Это могут быть: любые мячики, каштаны, желуди, семена, корпус от фломастеров, камешки, крышки от питания, монетки, счетные палочки, скрепки, кусочки тряпочек, лент, веревочек, полоски из туристической пенки, поролон, любые бусины, пуговицы, пластиковые карты, различная фасоль, и даже макароны, любые детали от конструкторов или строительных наборов, и т.д.

В зависимости от того что у вас есть под рукой,  в любой банке или коробки проделываете соответствующее отверстие и даете ребенку. Количество деталей не должно превышать 5-7, на первом этапе. В последствии, можно остановиться на 10, это косвенно будет подводить ребенка к восприятию десятичной системы.

Периодически меняйте банки и содержимое, чтобы поддерживать интерес.
Помните, что освоение любого действия ребенком должно идти от простого к сложному, поэтому начинайте с простых округлых форм и только после этого меняйте «геометрию», добавляя  предметы плоской формы (монеты, пуговицы), где требуется пинцетный захват и далее предметы с углами.

После освоения операций с одним предметом и одним отверстием, можно усложнять задачу, предлагая несколько разных форм, чтобы ребенок учился сортировать по форме.

Очень многих сортеров у нас уже не сохранилось, поскольку жизнь их не такая длинная, и часто, они делались буквально за несколько секунд, увлекали ребенка на какое-то время, а потом, безжалостно выбрасывались, освобождая место для новых. Покажу то, что успела сфотографировать.

Начинали мы с мячиков для пин-понга, около 7-8 месяцев. Сначала, терпения хватало опустить 1 — 2 шарика, но уже вскоре, он подползал к этой бутылке, которая была подвешена у стены и опускал все шарики, лежащие рядом в корзинке.

Sorteri
Дальше, осваивали мягкие текстильные мячики с разными наполнителями. Мячики разные наощупь, издают разные звуки, некоторые из них шуршат, так же они разные по плотности.

Sorteri

И еще мягкие мячикиSorteri

Мягкие поролоновые кусочки

Sorteri

Крышки от детского питания (на дно крышки можно приклеить любые картинки, разглядывать их,  и в дальнейшем, разделять по типу картинок).

Sorteri

Предметы цилиндрической формы (в данном случае — пустые катушки от ниток, обклеены скотчем)

Sorteri

Стеклянные шарики и стаканчик непроливайка

Sorteri

 Счетные палочки, детали от погремушки, пластиковые полоски от папиных рубашек

Sorteri

 Вставляем пуговицы или деревянные палочки

Sorteri

Учимся вставлять монетки (перед использованием обязательно помойте монеты)

Sorteri

 Новогодние бусы. Можно порезать бусы на кусочки, а можно и пробовать вставлять длинные, что сложнее.

Sorteri

 Опускаем в отверстие нарезанные веревочки

Sorteri

Скручиваем в рулончики лоскутки

Sorteri

 Наша любимая синельная (пушистая) проволока

Sorteri

Дальше, уже сортируем предметы по форме цилиндров (больше — меньше). Цвет, как вспомогательный элемент, помогающий соотнести размер. Кстати, цилиндры от мягкого геометрика фирмы «Тедико».

Sorteri

А ниже, кормим рыбок соответствующего цвета. 

Sorteri

Теперь, раскладываем два вида палочек: мягкие полоски  (порезали туристический коврик) и деревянные зубочистки.

Sorteri

Раскладываем картинки по смысловому содержанию: «День и Ночь». Эту идею уже несколько лет назад приглядела у мамы Марии.

Sorteri

Как видите, все это очень просто сделать, а развивающий потенциал таких занятий налицо.

Продолжение следует…

Буду очень рада, если поделитесь в комментариях вашими идеями сортеров.

При использовании материалов данной статьи активная ссылка на сайт www.kkrasnova.ru обязательна.

Источник

Эльвера Батырова
Мастер-класс игры «Сортер»

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автоноиное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Мастер-класс игры на тему: Сортер

Выполнил:

Воспитатель Батырова Э. Р.

Имеющаяся категория:

соответствие занимаемой должности

Стаж работы:15лет

Туймазы – 2019

Добрый день, уважаемые коллеги!

Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным». Я предлагаю Вам по новому посмотреть на обычные вещи.

Загадочное слово СОРТЕР. Что оно обозначает?

Сортер – это яркая, интересная игрушка, которая имеет в своей основе принцип сортировки предметов по размерам, по форме и по цвету и развивает у детей множество полезных навыков.

Дети любят сортировать различные предметы. На этом принципе основаны разные игрушки, далеко не все из которых являются сортерами. Сортер же предполагает, что ребенок должен в отверстие определенной формы вставить элемент такой же формы.

Немного истории.

Придуманы сортеры были в самом начале 20 века в Италии, где известный педагог Мария Монтессори разработала первые игрушки, основанные на принципах сортировки различных предметов. Это были почтовые ящики, в которые через специальные прорези надо было поместить письма различных форм.

Аналогичные сортерам приспособления в виде рамок и вкладышей применили в своей практике и известные российские педагоги Никитины, активно занимавшиеся методикой раннего развития детей.

Чем полезен сортер?

Но если посмотреть на эти игрушки с точки зрения психологов, то обнаруживается,что они являются развивающими и множество полезных навыков и процессов психики:

• Ребенок получает возможность осваивать такие важнейшие понятия, как «разный или одинаковый», понимает, правильно или неправильно он поступает, подходит ли элемент игрушки к отверстию или нет.

• Малыш получает основы сравнения, учится делать простейший анализ и классифицировать предметы.

• Для ребенка становятся вполне наглядными понятия форм, количества, цвета.

• Попадание элементами игрушки в отверстие требует точных движений пальцами рук, что развивает мелкую моторику, без которой не может успешно развиваться мышление ребенка и его речь.

• Игра с сортером развивает координацию движений и глазомер.

• Поскольку неправильный результат невозможен, успех, достигнутый в игре, обеспечивает положительную самооценку ребенка.

• Игра требует усидчивости и внимания, развивает эти свойства у ребенка.

Настало время увидеть игру в действии

(Вызываю для игры 4 человека)

1. Для начала разомнем пальчики.

Игра «Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

Читайте также:  Белокочанная капуста ребенку 1 год

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!»

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

1. Игра «Найди свое место». Перед вами разноцветный ковер. Найди свое место в соответствии с цветом вашего платочка. Раз, два, три – свое место займи!

2. Игра «Выбирай – ка». Каждый выбирает себе ведерко своего цвета.

3. Игра «Найди фигуру». Надо выбрать фигуру соответствующего цвета и вложить в эти отверстия соответствующие по форме фигуры.

4. Игра «Подбери по цвету». Каждому цветку подбери серединку.

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!

На выставке представлены разные игры сортеры, сделанные умелыми руками педагогов нашего детского сада.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Спасибо за внимание!

Источник

Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.

Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона,  пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), пена для бритья.

Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п.  Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.

Приведу примеры интересных и не слишком трудных в исполнении сенсорных коробок, которые нравились Таисии.

1. Первая сенсорная коробка для детей от 6 месяцев

Сенсорная коробка для детей от 6 месяцев

Первую сенсорную коробку для ребенка можно сделать сразу, как только он научится сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, положите в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.  Все вещи лучше предварительно помыть, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус.

2. Сенсорные коробки с крупой

По моим наблюдениям, месяцев с 9-10 у ребенка начинается настоящая страсть к мелким предметам. Помню, Таисию привлекала даже каждая мусоринка на ковре, она с усилием сжимала еще плохо тренированные пальчики, чтобы ее взять. Это время самое подходящее, чтобы делать для детей сенсорные коробки с мелкими предметами. Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше (примерно от 1 года 3 месяцев) можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.

Сенсорная коробка с крупой и мелкими предметами

Возможно, кто-то скажет, что давать мелкие предметы 10-месячному ребенку опасно, он обязательно затащит их в рот и подавится. Действительно, малыш, наверняка захочет попробовать новую игрушку на вкус, поэтому игра должна происходить только под тщательным присмотром взрослого. После каждой попытки ребенка засунуть в рот какую-нибудь пуговицу, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками.

Моя дочка Таисия очень любила находить закопанные в коробке игрушки. Я прятала игрушки в крупе так, чтобы был виден небольшой кусочек, и она с рвением принималась вынимать их из укрытия. В этой игре хорошо развивается сила пальцев.

Ищем спрятанные в крупе игрушки

Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета. Сделать это можно при помощи пищевых красителей или зеленки, куркумы, свекольного, морковного сока, какао-порошка и т.п.

Читайте также:  Вес малыша в 1 год ребенка

Сенсорная коробка с крашеным рисом

Как покрасить рис для сенсорной коробки? Предварительно нужно смешать краситель с водой так, чтобы получился нужный оттенок. В эту воду помещается хорошо промытый рис (вода должна полностью покрывать рис). Необходимо подержать рис в воде некоторое время, я оставляю минут на 30 для гарантированного результата, но на самом деле рис окрашивается гораздо быстрее. После этого сливаем воду и выкладываем рис на газетку, чтобы он как следует просушился. Лучше всего покрасить рис вечером и оставить его сохнуть на ночь, а с утра уже можно приступать к играм.

Как покрасить рис

3. Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

Сенсорные коробки по цветам

4. Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик.

В этой игре как нельзя кстати придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.

Сенсорная коробка с макаронами

5. Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

Сенсорная коробка с мельницей

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Игры с ситом

6. Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.

Рисование на манке

7. Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.

Сенсорная коробка с гидрогелем

8. Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик, лить воду через мельницу.

Игры с водой

А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.

Кораблики из формочек для песка

9. Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных (Ozon, My-shop, KoroBoom), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.

Сенсорная коробка Ферма

На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.

Вот и все, благодарю за внимание! Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям (прямо под статьей есть кнопки социальных сетей). А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Читайте также:

Развивающий коврик своими руками

Источник