Сопровождение развития личности ребенка

Сопровождение развития личности ребенка thumbnail

Ирина Кравченко
Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ

ГБДОУ детский сад №122

Тема:«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ»

Выполнила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Кравченко Ирина Васильевна

Санкт – Петербург 2017г.

Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ

Для формирования успешной личности воспитанников ДОУ необходимо психологическое и социально-педагогическое сопровождение. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение представляет комплексную работу специалистов ДОУ по созданию определенных условий, которые способствуют развитию успешной социальной личности.

Одним из главных условий является профессионализм воспитателя, так как для развивающей личности ребенка воспитатель является знаковой фигурой. Воспитатель изо дня в день взаимодействует с ребенком, помогает ему в социальной адаптации, в самоопределении, в конструктивном разрешении проблемы, в развитии положительных личностных качеств и развитии в целом.

Деятельность воспитателя носит гуманистический характер. Психологическое и социально педагогическое сопровождение ребенка обеспечивает поддержку в затруднительной ситуации, защиту в агрессивной обстановке и помощь в принятии необходимых решений. Суть сопровождения – идти рядом с ребенком помогая нужным советом при возникновении трудностей, но без контроля и навязывания своих представлений и убеждений. Главное помочь ребенку раскрыться и познать себя. Показывать положительные примеры своими действиями, суждениями и поступками.

Главной целью такого сопровождения является формирование социальных и личностных качеств, способствующих эффективной реализации ребенка как личности. Необходимо развить в ребенке нравственное представление о себе и социуме, развить умение выстраивать взаимоотношения, умение следовать установленному порядку и дисциплине.

Для одних детей формирование успешной личности проходит как игра и легко воспринимается, для других детей проходит с переживаниями и волнениями.Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка таких как: темперамент, характер, жизненные ценности и т. д.

Дошкольное образовательное учреждение должно организовать максимально полноценные психологические условия, которые эффективно повлияют на развитие и формирования личности. В первую очередь это – высококвалифицированные специалисты. Для наиболее эффективного развития успешной личностиспециалисту ДОУ необходимо обладать следующими качествами:

1. Умение принять личность ребенка с представлением его потребностей;

2. Уметь проявлять эмпатию к ребенку;

3. Уметь открыто и доверительно общаться с ребенком;

4. Любить детей и проявлять к ним душевную теплоту, отзывчивость и терпение;

5. Умение слушать и слышать ребенка;

6. Проявлять уважение и доверие к ребенку;

7. Умение оказать помощь или содействие в помощи при решении той или иной проблемы;

8. Умение отказаться от субъективных оценок и «ярлыков»;

9. Умение учитывать свободу выбора ребенка при самовыражении;

10. Умение одобрять ребенка при тех или иных достижениях;

11. Умение контролировать себя;

12. Умение работать с группой детей и так далее.

При условии таких созидательных качеств педагога (воспитателя) формирование успешной личности ребенка достигнет больших результатов.Также педагогу следует ориентироваться на реализацию следующих задач:

1. Развитие духовности, самооценки, формирование позитивного восприятия своего Я

2. Расширение представления о себе, о социуме, об окружающем мире

3. Развитие эмпатии и социальных навыков

4. Развитие самоконтроля при любых обстоятельствах

5. Развитие творческих способностей

6. Развитие мышления

7. Развитие в конструктивном решении возникающих проблем

Стоит отметить, что при психологическом и социально-педагогическом сопровождении одним из важных аспектов является система ценностных ориентаций личности ребенка. Такая система определяет личность и социальную среду. Необходимо грамотно организовать основные процессы формирования базисных ценностных ориентаций, которые закладываются при адаптации, социализации и индивидуализации ребенка. В таком сложном процессе ребенок должен справляться с чувством тревоги, принимать значимые ценности других и отстаивать свою систему ценностей. В это время ребенок максимально нуждается в психологическом и социально-педагогическом сопровождениипри определенных условиях:

1. Принципы и методы работы с воспитанниками должны соответствовать возрастной категории;

2. Специалисты проводят сопровождение с учетом интересов каждого ребенка;

3. Специалисты создают условия, предотвращающие физическое и психическое насилие;

4. Оказание коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов;

Не малую долю ответственности в развитии личности играет роль родителя в воспитании ребенка. Многие родители обладают внушительными пробелами в представлении о воспитании, способствующему развитию успешной личности. В таком случае просветительская работа воспитателя будет играть существенную роль в жизни ребенка. Просветительская работа может проходить в виде консультирования, семинаров и тренингов, где доступно освещаются вопросы, связанные по взаимодействию с ребенком. Педагог также может рекомендовать родителям определенную литературу, которая поможет родителям определить главные этапы, способствующие развитию личности. Просветительская информация продуктивно поможет расширить представление родителей о воспитании и формировании успешной личности ребенка. Таким образом, ведя работу и с родителями, воспитатель усиливает эффективность по саморазвитию ребенка.

Таким образом, психологическое и социально-педагогическое сопровождение имеет комплексную систему, в которой для наиболее эффективной реализации, необходимо взаимодействие всех сфер жизнедеятельности ребенка. При единой системе воспитания ребенок лучше адаптируется и развивается. Единая система воспитания возможна при следующих принципах,которые должны поддерживать компетентные специалисты ДОУ:

1. Дисциплина;

2. Сотрудничество с родителями;

3. Конфиденциальность;

4. Последовательность и поэтапность;

5. Непрерывность;

6. Ориентир на личностные особенности ребенка;

7. Создание благоприятной среды.

Решающим аспектом в психологическом сопровождении ребенка является работа педагога-психолога. Именно специалист психологии поможет выявить и определить проблему в развитии маленькой личности. Именно психолог поможет скоординировать коррекционную работу и направить взаимодействие с таким ребенком и воспитателя и родителя. Проведя необходимый анализ, психолог сможет составить программу определенных действий, как для отдельного ребенка, так и для целой группы. Профессиональный психологический подход поможет выявить отклонения ребенка с особенностями в развитии на ранней стадии, а коррекция поможет избежать проблемы в формировании успешной личности. Педагог-психолог работает поэтапно:

1. Диагностика;

2. Консультирование;

3. Коррекционная работа;

4. Психолого-педагогическое просвещение специалистов ДОУ и родителей;

5. Развивающая работа;

6. Профилактика.

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей положительно влияет на полноценное развитие ребенка. Каждый ребенок уникальный, но абсолютно каждый нуждается в любви, уважении и в возможности знакомится с новыми открытиями окружающего мира. Приобрести жизненный опыт и помочь сформироваться успешной личности, без сомнения поможет психологическое и социально-педагогическое сопровождение педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова А. В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993. – 154 с.

Читайте также:  Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во Логос, 2002. – 188 с.

3. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. –Самара: изд-во СГПУ, 1998. — 255 с.

4. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – 198 с.

5. Педагогическая психология /Б. П. Бархаев — Москва, Питер, 2006 — 448 с.

6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания.Программы родительского всеобуча: — Москва, КАРО, 2005.- 144 с.

7. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги: С. Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова — Санкт-Петербург, Речь, 2007.- 354 с.

8. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн — Санкт-Петербург, МПСИ, МОДЭК, 2010.- 16 с.

8. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 211 с.

10. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка:/ М. Н. Зыкова — Санкт-Петербург, МПСИ, МОДЭК, 2009 .- 72 с.

Источник

Гузель Садретдинова
Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде

В современном обществе все более утверждается центральная роль индивида. Человек выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия, несет личную ответственность за свои поступки. Это актуализирует необходимость содержательно технологических изменений о образовании, среди которых наиболее оптимальной является как раз процесс индивидуализации. И коснулись эти изменения дошкольного образования.

Сегодня перед педагогом дошкольного учреждения возник серьезная проблема «Что нужно сделать для того, чтобы образовательный процесс стал ориентированным на конкретного ребенка с его особенностями, потребностями, способностями, интересами. Или другими словами, как реализовать принцип индивидуализации, на которое нас ориентирует гост дошкольного образования.

Что же следует понимать под индивидуализацией образования. Индивидуализация образования – это особая форма организации образовательного процесса, направленное на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, способностей и потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания образования.

Педагоги часто отожествляют понятие индивидуализация и индивидуальный подход. Давайте попробуем развести эти 2 понятия. В чем же все таки основные понятия этих отличий.

Компоненты Индивидуализация Индивидуальный подход.

Цель: Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Способы общения Признание права выбор; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

Тактика Сотрудничество и партнерские отношения. Диктат и опека

Убеждение Ребенок учиться самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. Ребенок учиться лучше и научиться большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

«Хороший ребенок» Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.

• И чтобы реализовать этот принцип индивидуализации можно применить практику индивидуализации «Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде». Цель практики – развитие социально успешной личности старшего дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов в условиях вариативной образовательной среды.

Реализация прнципа индивидуализации в образовании возможна тоько при наличии у ребенка культуры выбора.

А как формировать у ребенка эту культуру выбора.

Для того, чтобы ребенок мог сделать осознанный выбор в группе предполагается средовая работа, когда организуется определенная среда и все дети погружаются в нее. Место, где ребенок может быть активным называется центром активности. Дети включаются в центры активности делая выбор центра самостоятельно. Задача воспитателя максимально насытить центры развивающими материалами, инструментами, которые помогают детям организовать свою самостоятельную деятельность. Это могут быть схемы, пошаговые алгоритмы деятельности, пиктограммы вариативного использования оборудования.

В групповых помещениях можно сделать доски выбора, где обозначается, какие центры сегодня открыты. Их может быть открыто от 3 до 5 одномоментно. И на этих же досках обозначается, сколько детей могут заниматься в одном центре вместе.

Основным образовательным событием является самостоятельные занятия по выбору детей, которая проводиться во второй половине дня во время отведенной для совместной самостоятельной деятельности детей. Занятия имеют определенную структуру.

• Круг общения или мотивационный круг.

• Самостоятельная работа в развивающих центрах

• Презентация

• Рефлексия.

На первом этапе педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая-то проблема, с которым к детям обращается сказочный персонаж или воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей. (Пример: на праздник день матери нужны подарки).

Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, в планировании, сами принимают решения, в каком центре они сегодня будут работать. Что именно в этом центре предполагается сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде.

После выбора центра активности и планирования работы, приходит время собственного выполнения плана, т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог пережит чувство успеха. С какими-то заданиями дети могут справиться сами, а где-то выполняют работу при участии педагога.

Во время работы детей воспитатель может переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям или может работать в одном из центров. Воспитатель наблюдает за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды. Педагог также может просто наблюдать за конкретным ребенком. Спланированная работа может быть незакончена за день. В этом случае ребенок может продолжать работу в последующие дни.

Завершения занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одного центра к другому и рассказывают, чем они занимались, что удалось а что не получилось и почему. Что им понравилось, а что бы они хотели изменить. А можно обсудить эти вопросы и представить получившиеся продукты вернувшись в круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы и давать оценки себе и своим товарищам. А главное в развивающей среде, где воспитатель побуждает детей следовать своим интересам,у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний. Это является особенно актуальным для реализации потенциальных возможностей, способностей, потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания.

Читайте также:  Тест о развитии грудного ребенка

Еще одно из форм релаксации, которое можно использовать во время занятий является «индивидуальные дневнички», где дети фиксируют, в каких центрах они сегодня занимались, а цветом обозначают свои эмоции, ощущения, отношения к тому, что они делали. Воспитатель в свою очередь фиксирует выбор детей в общей карте наблюдения, что позволяет ему своевременно проектировать, корректировать предметно-пространственную среду группы на развитие интереса и потребности детей.

Еще одно направление –это работа с родителями. Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует. Важно привлекать родителей к организации предметно-пространственной среды. Воспитатель организует детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывной, четко организованный процесс.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему; в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне. Воспитывая интерес к чему – либо следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Источник

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным
заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения
ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности
личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами
психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются
цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка»
адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка
    (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
    переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
    социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и
    профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы
    взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей,
    учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается
основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех
заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это
касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие
в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает
открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого
образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными
участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех
заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с
целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем,
направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих
действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог
школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям
всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами
развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью
учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом
учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие
технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие
дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается
компонентами сопровождения, среди которых выделяются
профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен
системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи
диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической
деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью
оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший
императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он
всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое
информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также
ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности
педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями,
педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы
активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка
существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование
системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся
характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на
    основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование
    гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих
    ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на
    идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла
    психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию
    фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой
    помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
    возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических
    психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции
    развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает
    участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной
    работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых
    методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных
    специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении
    задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога,
    социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы
    ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников
    учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится
    не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
    самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к
    саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия
    обуславливают совместную деятельность субъектов психологического
    сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения
    и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое
    сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная
    деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на
    современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
    взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и
    методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их
    отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Читайте также:  Развитие ребенка состав чисел

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
    переходный период (5-ый класс).
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
  • Выявление и поддержка одарённых детей.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
    профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
    направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
    особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
    использование современных педагогических технологий, в том числе
    информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
    повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач
    обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и
    индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка;
    комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
    групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
    укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
    умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
    санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты,
различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе
реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели
деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им
также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция
в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе
психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные
    документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее
    ресурсное обеспечение;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов
    сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы
    сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам.
директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

  • руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление
    расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных
    периодов и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные
    консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих
    семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с
должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный
период (5-ый класс).

  • Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих
    учащихся.
  • Представление результатов на постоянно-действующих семинарах,
    педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
  • Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Проведение лонгитюдных исследований.
  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
    • исследование особенностей познавательной деятельности;
    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности.

  • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х
    классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
  • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися,
    направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными
    учреждениями начального, среднего и высшего образования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:

  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
    • исследование особенностей познавательной деятельности;
    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и
    их родителей.

5. Сохранение и укрепление психологического здоровья

  • Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
  • Организация «Школы для родителей».
  • Организация постоянно действующего семинара для учителей по вопросам
    современной педагогической психологии.
  • Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам
    воспитания.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует
в соответствии с утвержденным Положением.

В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство
психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора
по учебно-воспитательной работе.

Медицинская служба МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с
углубленным изучением английского языка»
представлена работающим в школе по
договору с городской детской поликлиникой №3 фельдшером. В рамках своего
функционала фельдшер:

  • участвует в работе школьного ПМПк;
  • предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для
    других субъектов системы психологического сопровождения (строго
    руководствуясь принципом конфиденциальности);
  • оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам
    системы сопровождения;
  • ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.

Социальный педагог:

  • выявление и контроль за учениками «группы риска»;
  • осуществление контроля за вовлеченностью учеников «группы риска» в
    досуговую деятельность;
  • выступления на тематических родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей, в том числе и для
    родителей детей «группы риска»;
  • проведение профилактических программ для учащихся;
  • осуществление взаимодействия с городским центром
    психолого-медико-социального сопровождения, центром «Катарсис» по проведению
    профилактических программ для учащихся.

Государственное образовательное учреждение «Новгородский областной центр
психолого-медико-социального сопровождения».

  • Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях
    психологического сопровождения.
  • Консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и
    воспитания по просьбе других субъектов сопровождения.
  • Проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на
    базе центра по заявке школы.
  • По направлению школьной ПМПк выдает заключения городской
    Психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном
    маршруте школьников.

Учителя-предметники:

  • участие в проведении родительских собраний;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих
    сложности в обучении;
  • проведение индивидуа