Содержание индивидуальной коррекционной программы развития ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Читайте также:  Развитие выдержки у ребенка

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

 Программа индивидуального развития

воспитанника группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности

Ф.И. ребенка _________________

Дата рождения _______________

Дата начала работы _____________

Подпись родителей______________

Дата окончания работы ___________

Подпись родителей_______________

Пояснительная записка

Нормативно-правовая и программно-методическая основа разработки программы.

Нормативные и инструктивные документы РФ:

  • Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;  
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. — 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
  • программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997;
  1. Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ___________________________________________________

Дата рождения  2009 г.р_____________________________________

Дата поступления в детский сад  01.09.2012 г.__________________

  1. Цель психолого – педагогического сопровождения: 

достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями;  частичная  коррекция и компенсация имеющихся у ребенка психофизических недостатков. 

Задачи сопровождения:

Развитие общей и тонкой моторики;

развитие речи;

 формирование сенсорных эталонов;

формирование умений общения со сверстниками;

сохранение и укрепление зрительных функций.

  1. Основания для разработки индивидуальной программы:

 протокол ПМПк от 15.09.14 г. № 1

рекомендации специалистов:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом;

работа с учителем логопедом;

работа с инструктором по физической культуре

 работа с учителем – дефектологом

  1. Заключения по результатам обследования специалистами МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» (характер имеющихся нарушений)

Педагог – психолог: В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: Контакт со взрослым носит нестабильный либо формальный, поверхностный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой работоспособности. Безразличен к ситуации обследования, иногда замечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению равнодушен. В ответ на замечания раздражается. В случае малейших неудач теряет интерес к заданию, характерна низкая мотивация практически всех заданий. Инструкция быстро теряется из-за низкой концентрации внимания. Эмоционально неустойчив. Саморегуляция и контроль низкие за счет низкой концентрации внимания и отсутствия речевого сопровождения действий. Коммуникативная направленность речи резко снижена. Некритичен. Социально дезориентирован. Отказывается подчиняться общепринятым правилам. Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: Интерес к выполнению заданий нестойкий. При трудностях резко отказывается делать заданий. Ориентировочная деятельность нестабильна, при столкновении с трудным заданием отмечается малопродуктивный поиск решения. Не может самостоятельно выполнить задание из-за недостаточной концентрации внимания. Проявляет импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий. Результаты изучения психических функций следующие: Различает основные цвета, путается в оттенках, зрительное восприятие формы не нарушено. Социальная перцепция снижена. Уровень развития кратковременной памяти очень низкий. Экспрессивная речь, в основном пользуется простыми распространенными предложениями. Лексико-грамматическое оформление: наблюдается стереотипность грамматического оформления. Звукопроизношение нарушено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Фонематическое восприятие не нарушено. Почтовый ящик собирает путем зрительного соотнесения. Наглядно-образное мышление: разрезные картинки собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Создание целостного образа в наглядно-образных задачах не затруднено. Уровень операции обобщения и абстрагирования высокий. При исключении лишенного предмета не испытывает трудности в подборе обобщающих понятий. Уровень понимания причинно- следственных отношений средний. Уровень развития воображения очень низкий.

Читайте также:  Что делать когда ребенок отстает в развитии

        На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в структуре психического развития отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, низкой концентрации внимания, несформированность саморегуляции и контроля поведения, сферы общения.

Воспитатель:

У ребенка отсутствуют чѐткие представления о своѐм теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своѐм теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно- пространные ситуации. Затруднено выделение общих признаков предметов, формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов. Наблюдаются  трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

Отклонения  в развитии двигательной сферы ребѐнка, снижение двигательной активности, сложности ориентировки в пространстве и овладения движениями.

Учитель – логопед:

Ребенок свободно использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело, торжественно. Владеет  повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Однако у ребенка наблюдается отсутствие  необходимого запаса слов, нарушение понимания смысловой стороны слова. Отмечается  сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.

Учитель – дефектолог:

        Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Имеет знания и обобщенные представления об окружающей действительности.

       Однако затрудняется в выполнении  заданий на классификацию предметов по признаку цвета  или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. На недостаточном уровне сформированы  представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. С трудом выделяет цвет и форму окружающих предметов.

Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)

Педагог – психолог____________________________________________________

Учитель – логопед_____________________________________________________

Инструктор по физической культуре____________________________________

Воспитатель __________________________________________________________

Учитель – дефектолог__________________________________________________

Срок реализации программы: с 10.09.15 г. по 30.01.15 г.

Результаты работы по данной программе рассматриваются на внеочередном заседании ПМПк в январе 2015 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на дальнейший период.

Содержание программы:

Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника

2.1 Лист медицинского сопровождения

Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________________

Диагноз основной:  содружественное сходящееся альтернирующее косоглазие ОИ

      Диагноз сопутствующий:

      —  выраженная ЗПР, гипердинамический синдром

       — ОНР (I ур.)

Статус ребенка: ребенок с ограниченными возможностями здоровья__________________

2.2. Лист здоровья

Ф.И.О. ________________________________________________   ( 6 – ой год жизни)

Критерии оценки здоровья

Показатели оценки здоровья

  1. Данные медицинского осмотра

Группа здоровья

Группа физического здоровья

Частота заболеваний в год

  1. группа

                     специальная группа

                       5 – 6 раз

  1. Физическое развитие

Вес (кг)

Рост (кг)

Посещение спортивных кружков, секций

Посещает плавательный бассейн,

ЛФК

Рекомендации для педагогов:

Воспитателям применять щадящий режим после отсутствия по болезни. Организовать профилактические мероприятия по индивидуальному маршруту часто болеющих детей. Проводить с родителями индивидуальные беседы по организации закаливающих мероприятий в домашних условиях.

  1. Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом

Направление деятельности педагога — психолога

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Педагог – психолог_________________

Читайте также:  Академия развития ребенка на парке победы

2.4 Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом

Направление деятельности учителем-логопедом

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Учитель – логопед_____________________

2.5 Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом

Направления деятельности учителя-дефектолога

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Учитель – дефектолог____________________________

2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем 

Фамилия, имя ребенка_________________________________________(______год жизни)

Направления деятельности воспитателя

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Воспитатель ____________________________

2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию

Фамилия, имя ребенка ____________________________________(__________год жизни)

Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Инструктор по физическому воспитанию______________________

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Фамилия, имя ребенка__________________________________ ( __________ год жизни)

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

Подпись родителей, дата_______________________

  1. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

5 – 6  года

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Родители ознакомлены __________________________________________________

«________»___________________________20_____г

Коррекционно-развивающие задачи

        по основным разделам ИПС

Результаты освоения

(заполняется совместно ведущим специалистом, педагогами группы, ассистентом  и родителями)

Образовательная область «Познание»

«Познание».

Сенсорное развитие

1. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

2. Формировать умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.

Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

1. Развивать умение сооружать элементарные постройки по образцу совместно со взрослым, поддерживать желание строить  самостоятельно

2. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д)

3. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры (с опорой на карточки-схемы)

Формирование элементарных математических представлений

1.Развивать умение формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один (один – много)

2. Привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик и т.д.)

3.Формировать умение различать предметы по форме, соотносить их (с использованием блоков Дьенеша)

4. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова руки, ноги, спина)

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1.Знакомить с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.

2.Формировать умение сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.) подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их

3. Формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных(кошка, собака, корова, свинья,

лошадь)  и некоторых диких животных (медведь, лиса, волк, заяц)

образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела

2. Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки в окружающем окружении.

3. Развивать умение по словесному указанию взрослого находить предметы по названию

4. Учить подражать звукосочетаниям и простым словам (мяу, гав, му; спи, иди т.д.)

5. Учить слушать народные песенки, сказки авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек картинок для формирования интереса к чтению художественной литературы

образовательная область «Здоровье»

(воспитание культурно-гигиенических навыков)

1.Учить самостоятельно пользоваться туалетом

2. Учить совместно со взрослым умываться, полотенцем

3. Учить одеваться с незначительной помощью взрослого

образовательная область «Социализация»

(игровая деятельность)

1. Формирование умения проявлять интерес к игровым действиям сверстников

2. Приучаем к совместным играм (хороводным, подвижным)

3. Формирование умения выполнять несколько действий с одним предметом

образовательная область «Художественное творчество»

(изобразительная деятельность)

1.Учить проводить вертикальные и горизонтальные линии (карандашом, кистью)

2.Учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина

3.Учить различать цвета (красный и желтый)

4. Формировать умение правильно пользоваться карандашами, красками, кистью, клеем

образовательная область «Физическая культура»

1.Учить выполнять различные виды ходьбы

2.Учить построению в круг, шеренгу

3. Развивать умение катать мяч

4. Развивать умение прыгать на двух ногах

5. Формировать умение стоять на лыжах

образовательная область «Музыка»

1.Учить узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен

2. Развивать умение притоптывать левой и правой ногами в такт музыки

3. Закреплять музыкально-ритмичный комплекс «Здравствуйте»

4. Вызывать желание издавать звуки на  металлофоне

психологическое сопровождение

1.Стимулировать потребность к общению со взрослыми и сверстниками

  1. Подключать к совместной деятельности со взрослым

2. Обращать внимание на различные эмоциональные состояния:

— «радуется» (хлопает в ладоши)

— «грустит» (плачет)

2.1. Учить подражать выражению лица взрослого перед зеркалом

3. Учить выразительным имитационным сопряженным движениям (кошка, собака, заяц, медведь)

3.1.Поощрять выполнение отображенных действий имитационного характера (кошка, собака, заяц, медведь) на наглядном материале

Источник