Содержание индивидуальной коррекционной программы развития ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Программа индивидуального развития
воспитанника группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности
Ф.И. ребенка _________________
Дата рождения _______________
Дата начала работы _____________
Подпись родителей______________
Дата окончания работы ___________
Подпись родителей_______________
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и программно-методическая основа разработки программы.
Нормативные и инструктивные документы РФ:
- Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. — 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997;
- Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ___________________________________________________
Дата рождения 2009 г.р_____________________________________
Дата поступления в детский сад 01.09.2012 г.__________________
- Цель психолого – педагогического сопровождения:
достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями; частичная коррекция и компенсация имеющихся у ребенка психофизических недостатков.
Задачи сопровождения:
Развитие общей и тонкой моторики;
развитие речи;
формирование сенсорных эталонов;
формирование умений общения со сверстниками;
сохранение и укрепление зрительных функций.
- Основания для разработки индивидуальной программы:
протокол ПМПк от 15.09.14 г. № 1
рекомендации специалистов:
индивидуальные занятия с педагогом – психологом;
работа с учителем логопедом;
работа с инструктором по физической культуре
работа с учителем – дефектологом
- Заключения по результатам обследования специалистами МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» (характер имеющихся нарушений)
Педагог – психолог: В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: Контакт со взрослым носит нестабильный либо формальный, поверхностный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой работоспособности. Безразличен к ситуации обследования, иногда замечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению равнодушен. В ответ на замечания раздражается. В случае малейших неудач теряет интерес к заданию, характерна низкая мотивация практически всех заданий. Инструкция быстро теряется из-за низкой концентрации внимания. Эмоционально неустойчив. Саморегуляция и контроль низкие за счет низкой концентрации внимания и отсутствия речевого сопровождения действий. Коммуникативная направленность речи резко снижена. Некритичен. Социально дезориентирован. Отказывается подчиняться общепринятым правилам. Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: Интерес к выполнению заданий нестойкий. При трудностях резко отказывается делать заданий. Ориентировочная деятельность нестабильна, при столкновении с трудным заданием отмечается малопродуктивный поиск решения. Не может самостоятельно выполнить задание из-за недостаточной концентрации внимания. Проявляет импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий. Результаты изучения психических функций следующие: Различает основные цвета, путается в оттенках, зрительное восприятие формы не нарушено. Социальная перцепция снижена. Уровень развития кратковременной памяти очень низкий. Экспрессивная речь, в основном пользуется простыми распространенными предложениями. Лексико-грамматическое оформление: наблюдается стереотипность грамматического оформления. Звукопроизношение нарушено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Фонематическое восприятие не нарушено. Почтовый ящик собирает путем зрительного соотнесения. Наглядно-образное мышление: разрезные картинки собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Создание целостного образа в наглядно-образных задачах не затруднено. Уровень операции обобщения и абстрагирования высокий. При исключении лишенного предмета не испытывает трудности в подборе обобщающих понятий. Уровень понимания причинно- следственных отношений средний. Уровень развития воображения очень низкий.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в структуре психического развития отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, низкой концентрации внимания, несформированность саморегуляции и контроля поведения, сферы общения.
Воспитатель:
У ребенка отсутствуют чѐткие представления о своѐм теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своѐм теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно- пространные ситуации. Затруднено выделение общих признаков предметов, формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов. Наблюдаются трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.
Отклонения в развитии двигательной сферы ребѐнка, снижение двигательной активности, сложности ориентировки в пространстве и овладения движениями.
Учитель – логопед:
Ребенок свободно использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело, торжественно. Владеет повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Однако у ребенка наблюдается отсутствие необходимого запаса слов, нарушение понимания смысловой стороны слова. Отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Учитель – дефектолог:
Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Имеет знания и обобщенные представления об окружающей действительности.
Однако затрудняется в выполнении заданий на классификацию предметов по признаку цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. На недостаточном уровне сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. С трудом выделяет цвет и форму окружающих предметов.
Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)
Педагог – психолог____________________________________________________
Учитель – логопед_____________________________________________________
Инструктор по физической культуре____________________________________
Воспитатель __________________________________________________________
Учитель – дефектолог__________________________________________________
Срок реализации программы: с 10.09.15 г. по 30.01.15 г.
Результаты работы по данной программе рассматриваются на внеочередном заседании ПМПк в январе 2015 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на дальнейший период.
Содержание программы:
Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника
2.1 Лист медицинского сопровождения
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________________
Диагноз основной: содружественное сходящееся альтернирующее косоглазие ОИ
Диагноз сопутствующий:
— выраженная ЗПР, гипердинамический синдром
— ОНР (I ур.)
Статус ребенка: ребенок с ограниченными возможностями здоровья__________________
2.2. Лист здоровья
Ф.И.О. ________________________________________________ ( 6 – ой год жизни)
Критерии оценки здоровья | Показатели оценки здоровья |
Группа здоровья Группа физического здоровья Частота заболеваний в год |
специальная группа 5 – 6 раз |
Вес (кг) Рост (кг) | |
Посещение спортивных кружков, секций | Посещает плавательный бассейн, ЛФК |
Рекомендации для педагогов:
Воспитателям применять щадящий режим после отсутствия по болезни. Организовать профилактические мероприятия по индивидуальному маршруту часто болеющих детей. Проводить с родителями индивидуальные беседы по организации закаливающих мероприятий в домашних условиях.
- Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом
Направление деятельности педагога — психолога
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Педагог – психолог_________________
2.4 Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом
Направление деятельности учителем-логопедом
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Учитель – логопед_____________________
2.5 Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом
Направления деятельности учителя-дефектолога
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Учитель – дефектолог____________________________
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребенка_________________________________________(______год жизни)
Направления деятельности воспитателя
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Воспитатель ____________________________
2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию
Фамилия, имя ребенка ____________________________________(__________год жизни)
Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Инструктор по физическому воспитанию______________________
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Фамилия, имя ребенка__________________________________ ( __________ год жизни)
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Подпись родителей, дата_______________________
- МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
5 – 6 года
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Родители ознакомлены __________________________________________________
«________»___________________________20_____г
Коррекционно-развивающие задачи по основным разделам ИПС | Результаты освоения (заполняется совместно ведущим специалистом, педагогами группы, ассистентом и родителями) |
Образовательная область «Познание» «Познание». | |
Сенсорное развитие 1. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. | |
2. Формировать умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. | |
Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 1. Развивать умение сооружать элементарные постройки по образцу совместно со взрослым, поддерживать желание строить самостоятельно | |
2. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д) | |
3. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры (с опорой на карточки-схемы) | |
Формирование элементарных математических представлений 1.Развивать умение формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один (один – много) | |
2. Привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик и т.д.) | |
3.Формировать умение различать предметы по форме, соотносить их (с использованием блоков Дьенеша) | |
4. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова руки, ноги, спина) | |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 1.Знакомить с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д. | |
2.Формировать умение сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.) подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их | |
3. Формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных(кошка, собака, корова, свинья, лошадь) и некоторых диких животных (медведь, лиса, волк, заяц) | |
образовательная область «Коммуникация» | |
1. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела | |
2. Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки в окружающем окружении. | |
3. Развивать умение по словесному указанию взрослого находить предметы по названию | |
4. Учить подражать звукосочетаниям и простым словам (мяу, гав, му; спи, иди т.д.) | |
5. Учить слушать народные песенки, сказки авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек картинок для формирования интереса к чтению художественной литературы | |
образовательная область «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков) | |
1.Учить самостоятельно пользоваться туалетом 2. Учить совместно со взрослым умываться, полотенцем 3. Учить одеваться с незначительной помощью взрослого | |
образовательная область «Социализация» (игровая деятельность) | |
1. Формирование умения проявлять интерес к игровым действиям сверстников 2. Приучаем к совместным играм (хороводным, подвижным) 3. Формирование умения выполнять несколько действий с одним предметом | |
образовательная область «Художественное творчество» (изобразительная деятельность) | |
1.Учить проводить вертикальные и горизонтальные линии (карандашом, кистью) 2.Учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина 3.Учить различать цвета (красный и желтый) 4. Формировать умение правильно пользоваться карандашами, красками, кистью, клеем | |
образовательная область «Физическая культура» | |
1.Учить выполнять различные виды ходьбы 2.Учить построению в круг, шеренгу 3. Развивать умение катать мяч 4. Развивать умение прыгать на двух ногах 5. Формировать умение стоять на лыжах | |
образовательная область «Музыка» | |
1.Учить узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен 2. Развивать умение притоптывать левой и правой ногами в такт музыки 3. Закреплять музыкально-ритмичный комплекс «Здравствуйте» 4. Вызывать желание издавать звуки на металлофоне | |
психологическое сопровождение | |
1.Стимулировать потребность к общению со взрослыми и сверстниками
| |
2. Обращать внимание на различные эмоциональные состояния: — «радуется» (хлопает в ладоши) — «грустит» (плачет) 2.1. Учить подражать выражению лица взрослого перед зеркалом | |
3. Учить выразительным имитационным сопряженным движениям (кошка, собака, заяц, медведь) 3.1.Поощрять выполнение отображенных действий имитационного характера (кошка, собака, заяц, медведь) на наглядном материале |
Источник