Развитие выдержки у ребенка

Развитие выдержки у ребенка thumbnail

Какие качества нужно развивать в детстве у ребенка, чтобы в будущем ему легче давалась учеба? Многие родители уверены, что с ранних лет нужно заставлять чадо учить буквы и цифры, счету, рисованию, лепке из пластилина, собиранию паззлов и т.д. Это действительно очень полезные умения, но вряд ли они станут определяющими в случае с успеваемостью будущего школьника и студента. Психологи утверждают, что у детей с ранних лет важно развивать другие качества, о которых подробнее далее.

Исследование самоконтроля

Первым делом любой ребенок должен на подсознательном уровне уметь себя контролировать. Это касается и желаний, и целей, и действий, и слов. На рубеже тысячелетий американские ученые провели ряд глобальных исследований. Они приглашали детей из разных штатов разных национальностей и предлагали им игру. Ребенка закрывали на 10 минут в комнате и ставили перед ним на стол один кусочек вкусного зефира. Если он продержится отведенное время, то в итоге получит вдвое больше угощения.

Тесты показали, что лишь 12% детей в возрасте от 3 до 5 лет способны контролировать свои желания. В данном случае большинство испытуемых уже на 3-4 минуте охотно принимались за поедание зефира. К слову, наибольшее самообладание продемонстрировали мальчики в возрасте 5 лет.

По окончании исследований ученые пришли к выводу, что современным детям сложно себя контролировать. На этом анализ детской психологии не закончился. Эксперты проанализировали результаты прошлых аналогичных тестов, которые проводились в отдельных штатах примерно 30-40 лет назад. Тогда самообладание продемонстрировали около 35% детей, то есть треть от общего количества. Это натолкнуло ученых на вывод, что современные дети чаще поддаются сиюминутному соблазну.

Дальнейшие исследования помогли выявить причины такой тенденции. Оказывается, современные молодые родители стараются не ограничивать своих детей в желаниях. Если ребенок хочет сладкое, он его быстро получает. Многие родители вообще не обращают внимание на воспитание детей, считая, что они сами должны всему учиться в жизни, иначе вырастут зависимыми от взрослых, что идет в разрез с самостоятельностью. Получается, что сами родители виноваты в плохой успеваемости своих детей.

Самоконтроль, терпение или выдержка?

Все эти понятия тесно связаны друг с другом, так как без одного не будет остальных. Самоконтроль нужен человеку для того, чтобы научиться выбирать правильный алгоритм своих действий, предварительно оценивая текущую ситуацию и возможные последствия. Ребенок должен с ранних лет уметь контролировать эмоции во время недовольства и психологической эйфории, действия – во время капризов и т.д.

Выдержка – это практически синоним самоконтроля, но с более узкой точки зрения. Это понятие означает, что человек должен держать свои эмоции в себе в ожидании наступления какого-либо определяющего события.

Что касается терпения, то без него сложно себе представить любой процесс жизнедеятельности. Без терпения невозможно высидеть скучную лекцию, дождаться своей очереди в столовой, приезда домой на транспорте, изучать сложные темы, выполнять большие домашние задания и т.п. Что бы человек не делал, он всегда сталкивается с данным явлением. Если у ребенка не будет развито терпение, то он точно вырастит в избалованного и эгоистичного подростка, и тогда его уже не получится переучить.

Самоконтроль, выдержка и терпение – три качества, которые должны быть развиты в каждом ребенке, потому что от них напрямую зависит его будущее. Неусидчивый и нетерпеливый школьник всегда испытывает проблемы с учебой, из-за чего по ЕГЭ набирает минимум баллов. С такими результатами государственного экзамена он теряет шансы поступления в университет на бюджет, чем ставит родителей в затруднительное финансовое положение.

Обучение в ВУЗе также будет складываться сложно, как и школе, так что о светлых перспективах на рынке труда можно забывать. Ни одна уважающая себя компания не возьмет на работу наглого специалиста с сомнительным уровнем знаний, который не может держать себя в руках.

Отдельно стоит отметить, что дети, которые не отличаются терпением и самоконтролем, чаще остальных сверстников испытывают трудности с подготовкой к экзаменам.

Развитие самоконтроля и терпения

Маленьких детей действительно сложно научить этим качествам, так что родителям придется ежедневно быть для них чуткими психологами. Если ребенок стоит долго в очереди, то развить выдержку и терпение помогает импровизированное соревнование. Например, можно предложить ему посчитать количество конфет с красной оберткой, людей в черных куртках, колбас на прилавке и т.п. Дети любят игры, тем более различные состязания, так что охотно принимаются за счет. Это ненадолго займет чадо, а родители пока смогут придумать другую игру.

Очень важно при воспитании ребенка не обманывать его. Это касается не только действий, но и временных рамок. К примеру, если мама сказала, чтобы сын сидел 5 минут, и она вернется, то должно пройти примерно столько же времени до реального возвращения родителя. Нужно понимать, что у детей расплывчатое понятие времени. Если им скучно или страшно, то им одна минута покажется часом. Если речь идет о 10 минутах, то лучше ограничить отсутствие 5-7 минутам и т.д.

Детей постарше рекомендуется учить чувству времени по реальным часам. Например, отец пообещал дочери, что поиграет с ней через 20 минут. Естественно, ребенку такой промежуток времени покажется вечностью. Чтобы он дал родителю спокойно закончить дела, нужно показать чаду часы и объяснить, что сейчас длинная стрелка стоит на цифре «2», а когда она будет на цифре «6», можно будет играть. Ребенок будет каждые 2 минуты подходить к часам и ждать намеченного времени, но не будет постоянно отвлекать папу от работы. В свою очередь, родителям важно в указанный срок выполнять обещание, иначе в будущем ребенок им не поверит и будет действовать аналогично.

Читайте также:  Модели образования и развития ребенка

При воспитании детей нужно быть для них примером. Можно чаще посвящать чадо в свои дела, наглядно демонстрируя, что ради будущей выгоды или пользы мама и папа отказываются от чего-то интересного или вкусного сейчас. Параллельно важно доходчиво объяснять причины своего решения.

Развить выдержку и терпение помогает игра в шахматы. Если родители не умеют играть, либо нет времени, то рекомендуется отдать ребенка в соответствующую секцию. В коллективе дети быстрее учатся самообладанию, так как смотрят друг на друга, стремятся к высоким результатам, похвале преподавателя.

Многие родители ошибочно считают основным рычагом развития самоконтроля критику и наказание. Если ребенок капризничал в очереди, то никакого сладкого дома. Если он постоянно разговаривает на уроках, то никакого компьютера на выходных. Если огрызается или дерется, то в угол или под ремень. На самом деле наказание уже давно считается малоэффективным способом воспитания детей. Куда лучше будет проводить регулярные назидательные беседы. Жизнь показывает, что у заботливых и внимательных родителей дети всегда отличаются покладистым характером и хорошей успеваемостью.

Источник

Мы сами так часто теряем самообладание… Чего уж ожидать от наших детей. Между тем, это качество необходимо им. Ведь в нашей жизни случается много моментов, когда без самообладания, не обойтись…

Нам часто нужно держать себя в руках. Стрессы, сложные периоды, профессиональные испытания — все это требует выдержки и особого психологического навыка — самообладания.

В детстве навыки и умения формируются быстро, легко и устойчиво, в зрелом же возрасте развить их непросто. Важно отметить, что навыки, сформированные в детстве, обладают уникальной способностью адаптироваться к новым условиям.

Физическим навыкам предшествуют умственные. Просто на стадии формировании навыка мы не контролируем своих умственных действий. Никто не проговаривает в голове по действиям процесс чистки зубов или употребления пищи. Эти навыки сформированы в детстве и делаются на автомате.

Таким же свойством обладают психические умения и навыки. Сформированные однажды, они устойчиво сохраняются в течении жизни. Именно поэтому важно в детском возрасте формировать способность к самообладанию.

Как формировать у ребенка способность к самообладанию

Подражая находящимся рядом людям, ребенок формирует навыки. Он копирует слова, жесты, эмоции, поступки. Без внимания не остается ни реакция взрослых на раздражители, ни поведение в конфликтных ситуациях. Даже младенец понимает, когда его хвалят, а когда ругают, чувствует он и родительскую тревогу, даже если мама и папа стараются ее не выдавать.

Фразы, эмоциональные реакции откладываются в сознании детей, а затем активизируются в жизненных ситуациях. У плаксивой мамы непременно будет плаксивая дочка, а грубый отец увидит проявление грубости у своих детей.

Если взрослый является эмоционально нестабильной личностью — это непременно скажется на ребенке. Депрессивные мамы или импульсивные папы, которые излишне эмоционально реагируют на все, повышая голос, разбрасывая вещи и проявляя агрессию, даже не задумываются, какой урон наносят детской психике. Сначала такое поведение родителей вселяет тревогу. Ребенок становится капризным, плохо спит, постоянно чего-то боится, часто плачет без повода — психика трактует присутствие родственников как опасность. Это состояние будет постепенно переноситься на весь окружающий мир — малыш будет воспринимать его как агрессивный и опасный. В будущем он начнет воспроизводить скопированное поведение близкого родственника — будет капризным, импульсивным, истеричным.

Со спокойными и понимающими родителями ребенок будет адекватно реагировать на трудности, проявлять любовь и заботу, принимать решения, активно действовать — он впитает в себя эти качества. Самообладанию ребенка могут научить только родители, обладающие этим качеством.

Советы родителям

Эмоциональное воспитание детей начинается с самого рождения. При этом воспитателями являются не только родители, но и люди, находящиеся в непосредственной близости к ребенку. Все, кто оказывает влияние на воспитание детей, должны постоянно контролировать свое поведение.

  1. Говорите спокойно, без крика и истерик.
  2. Объясняйте ребенку причину возникновения форс-мажорных обстоятельств, включая гнев родителей, наказание ребенка, конфликты и плохие оценки. Важно, чтобы ребенок не снимал с себя ответственности за определенные события. Это научит его не испытывать чувства вины без причины и не заниматься самобичеванием.
  3. Соблюдайте установленные правила. Если их нет, то создайте их сами, обсудите и утвердите. При этом важно, чтобы общие правила соблюдали все члены семьи. Например, в доме не кричат и не используют грубых слов.

Простые правила поведения научат ребенка анализировать свои действия, понимать их последствия, принимать решения. Не стоит думать, что ребенок с раннего возраста умеет держать себя в руках. Детское развитие подразумевает слезы, капризы, истерики, попытки вести себя нечестно и безответственно. Не стоит этого бояться.

Самообладание подростков

Особое внимание следует уделить ребенку в подростковом периоде. Этот возраст требует терпения со стороны взрослых. Даже сформированные навыки самообладания у подростка не проявляются из-за воздействия гормонов на организм и психику. Тем не менее, работу по обучению самообладанию в этом возрасте нужно будет продолжать кропотливо и терпеливо, демонстрируя примеры самообладания и разъясняя ребенку последствия его действий.

Психологи выделяют несколько правил, которым стоит следовать мамам и папам подростков, чтобы развивать самообладание: нужно показывать свою любовь, проявлять строгость и оказывать содействие, чтобы дети верили в себя.

Выражение любви

К сожалению, родители чаще выражают недовольство и гнев, нежели любовь, а это жизненная опора человека, необходимая для формирования самоконтроля. При общении с подростками стоит использовать следующие принципы:

  • замечайте эмоциональные потребности ребенка и не скупитесь на ласку: обнимайте и целуйте, провожая в школу или на тренировку, радуйтесь, когда ребенок пришел домой, молча прижимайте к себе, когда видите, что ребенок в этом нуждается – это укрепит вашу с ним эмоциональную связь и придаст подростку уверенности;
  • создайте в доме атмосферу дружелюбия, в которой ребенок может расслабиться, зная, что здесь его не обидят и не унизят, постарайтесь, чтобы в вашем доме не было проявлений гнева, ссор и споров;
  • интересуйтесь жизнью своего ребенка – дети лучше учатся, если родители участвуют в их школьной жизни; если папа и мама обсуждают что-то с подростком, не игнорируют его мнение, это формирует высокую самооценку, что тоже необходимо для развития самообладания; если знать друзей ребенка, то снижается вероятность неприятных ситуаций и того, что он попадет в дурную компанию.
Читайте также:  Сфера развития ребенка это

Проявление строгости

Прежде чем ребенок научится контролировать себя, родителям необходимо самим контролировать и корректировать его поведение. Принимая правила родителей, выполняя их, ребенок учится самоконтролю. Если внешнего (родительского) контроля не будет, то внутренний не сформируется.

Ясно проговаривайте то, каких действий и результатов вы ждете от ребенка: порой то, что очевидно для взрослых, подростку надо растолковать.

Объясняйте логику своих правил: понимая их суть, ребенку не составит труда вести себя самостоятельно должным образом. Интересуйтесь мнением подростка по поводу ваших решений – это придаст ценности его соображениям и ощущение сопричастности.

Будьте последовательны: если правила часто меняются, добавляются условия, а их выполнение не всегда требуется, безответственность у ребенка гарантирована.

Не наказывайте слишком строго: ребенок не научится контролировать свои эмоции, если родители чрезмерно проявляют свои.

Оказание поддержки

Чтобы у подростка развивался внутренний контроль, необходимо ослаблять контроль внешний. Тогда, если все получится, ребенок почувствует радость и избежит серьезных последствий, если что-то пошло не так.

Ребенку необходимо почувствовать себя взрослым, поэтому родительские ожидания должны соответствовать его возрасту и возможностям. В случае неудачи необходимо разложить ситуацию по полочкам и определить, что надо было сделать по-другому, не забывая похвалить за то, что было сделано правильно.

Давайте ребенку свободу: не контролруйте каждую мелочь, иначе ни о каком самоконтроле не будет речи.

Выражайте любовь, проявляйте строгость, поддерживайте своего повзрослевшего ребенка – соблюдайте все эти принципы воспитания, и подросток научится контролировать себя.

Учите ребенка самообладанию, учитесь самообладанию вместе с ребенком, и в собственной жизни вам откроются новые возможности.

Светлана Садова

ya-roditel.ru

Источник

Развитие качеств выдержки и спокойствия

Упражнение направлено на формирование благоприятного психического состояния, снятие отрицательных эмоций.  Упражнение проводиться в свободной форме, без навязывания, но целенаправленно (в первое время желательны ежедневные тренировки).

Инструкция:

  1. Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Думайте о спокойствии, сосредоточьтесь на понятии «спокойствие» и поразмышляйте над ним. Что это за качество? Каков его смысл? Для этого упражнения рекомендуется завести рабочую тетрадь, куда заносятся все возникающие идеи и образы.
  2. Осознайте ценность спокойствия, его назначение, его пользу в нашем бурном, переменчивом мире. Мысленно воздайте хвалу спокойствию, пожелайте его для себя.
  3. Примите установку на физическое спокойствие.  Ослабьте мышечное и нервное напряжение, дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у Вас отражается спокойствие. Для этого мысленно представляйте свое лицо с выражением спокойствия.
  4. Постарайтесь непосредственно вызвать спокойствие. Представьте, что Вы находитесь в месте, вызывающим у Вас это чувство: пустынный, тихий пляж; храм; прохладная, зеленая лужайка…- возможно, это конкретное для Вас место. Повторяйте про себя слово спокойствие.
  5. Представьте, что Вы находитесь в сложной эмоциональной ситуации (перед стартом, в ситуации проигрыша).  Попробуйте увидеть или почувствовать себя в этой ситуации спокойным и безмятежным.
  6. Поставьте перед собой задачу, оставаться как можно более спокойным в течении длительного времени… Будьте живым примером спокойствия.
  7. Сделайте табличку и напишите на ней СПОКОЙСТВИЕ, используя тот цвет и шрифт, которые наиболее полно выражают для Вас это качество. Поместите табличку так, чтобы видеть ее ежедневно, особенно тогда, когда Вы более всего в этом нуждаетесь. Глядя на табличку каждый раз вызывайте в себе это чувство.

Если выполнять это упражнение в течение 10 минут каждый день, то через две недели Ваш мозг автоматически, за доли секунд будет настраивать организм на нужное эмоциональное состояние.

Читайте также:  Речь родителей в развитие речи ребенка

Формулы самовнушения.

Эти слова-формулы позволяют запрограммировать наш мозг на нужное поведение. Они должны быть четкими и емкими.  Их нужно повторять как можно чаще и громче. Желательно выполнять это в группе. Можно это проводить в виде ритуала, в кругу, взявшись за руки. Фразы можно изменять в зависимости от ситуации.

Я могу.  Я хочу. Я сделаю.  Я – победитель.

Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения

Один из самых универсальных приемов – это снятие эмоционального напряжения… через напряжение.

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее.  Напрягите руки.  Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их.  Испытайте чувство расслабления.

Негативные чувства «живут» на загривке, поэтому важно научиться расслаблять плечи.

  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их.  Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем – налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Наконец, сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза, послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме: 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку, четыре – на выдох.  Проделайте так три раза, слушая при этом только свое дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.  Других мыслей быть не должно. Вы спокойны.  Улыбнитесь.

Еще одна экспресс-методика является прекрасным упражнением не снятие тревожности и напряжения в ситуации эмоционального срыва – оно так и называется «скорая помощь». Если его выполнять постоянно, оно не только снимет эмоциональное напряжение, но и улучшит работоспособность, разовьет внимание и мышление.

Инструкция:

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движения руками: Л- левая рука поднимается в левую сторону; П — правая рука поднимается в правую сторону; В – обе руки поднимаются вверх.

Количество букв алфавита можно со временем увеличивать, для усложнения задания. Можно ввести буквы иностранного алфавита  и другие движения руками.

А   Б   В   Г   Д

Л      П     П      В      Л

В     Л       П      В      Л

Л  М  Н  О  П

Л      П     Л     Л      П

Р   С   Т  У  Ф

В      П      Л    П      В

Х  Ц   Ч  Ш  Я

Л     В       В      П      Л

Аутогенная тренировка

После тяжелых физических или психических нагрузок, для снятия нервного напряжения и усталости и настройки на дальнейшую работу применяется следующая методика.

Инструкция: В фазе обучения тренировки проводятся ежедневно в течении двух недель в течении 15-20 минут. Когда Вы овладеете методом в совершенстве, Вы сможете входить в нужное вам состояние за считанные минуты. Упражнение проводиться в группе или индивидуально, в помещении с хорошей  звукоизоляцией и комфортной температурой. Наиболее удобные позы: лежа на спине; сидя, откинувшись назад; сидя в позе «кучера».

Текст желательно записать на магнитофон под тихую, спокойную музыку либо он читается ведущим.  Главная задача – это четко концентрировать свое сознание и заставить свой мозг подчиняться приказаниям текста.

Для овладения этой методикой необходима воля и  целеустремленность.  Она требует обучения и серьезного отношения.

  1. Я отдыхаю. Я освобождаюсь от напряжения. Я расслабляюсь. Я чувствую себя спокойно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен. Я освобождаюсь от скованности. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю.
  2. Расслабляются мышцы правой руки. Расслабляются мышцы плеча. предплечья. Расслабляются кисть и пальцы правой руки. Расслабляются мышцы левой руки. Расслабляются мышцы плеча, предплечья. Расслабляются кисть и пальцы левой руки. Обе руки расслаблены. Они неподвижные и тяжелые. Я чувствую тяжесть в руках. Приятное тепло проходит порукам. Тепло доходит до самых кончиков пальцев. Я спокоен. Я спокоен.
  3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит спокойно и расслаблено. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит спокойно и расслаблено. Обе ноги расслаблены. Я чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Я спокоен. В ногах приятное тепло. Я чувствую тепло  в стопах и в кончиках пальцев. Я освобождаюсь от всякого напряжения. Я совершенно спокоен. Я спокоен.
  4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Плечи опущены. Расслаблены мышцы груди. Расслаблены мышцы живота. Я чувствую приятное тепло во всем теле. Я спокоен. Я спокоен.
  5. Голова лежит спокойно и свободно (при положении лежа) – голова спокойно опущена (при положении сидя). Расслаблены мышцы лица. Лоб разгладился. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблен мой нос и рот. Все лицо спокойно, расслаблено. Я спокоен. Я спокоен.
  6. Я полностью освободился от напряжения. Все  тело расслаблено. Я чувствую себя легко и свободно. Я дышу ровно и спокойно.

Я чувствую себя легким и бодрым. Я чувствую свежесть и бодрость во всем теле. Я открываю глаза. Я готов действовать и побеждать. Я полон сил и бодрости. Я готов к новой борьбе. Я встаю

Источник