Содержание и методы математического развития ребенка

Содержание и методы математического развития ребенка thumbnail

На чтение 8 мин.

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Занятие по математике в детсаду, старшая группа

Почему это так важно?

  1. Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
  2. Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
  3. Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
  4. Совершенствуется основы воображения ребенка

Роль математики в жизни

Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

  • Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
  • Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
  • Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
  • Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
  • Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета

Суть математического развития

Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений

Задачи развития математических способностей

Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста

Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.

Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.

Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.

Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития

В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.

Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.

Математические тесты для малышей 3-4 лет

Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?

Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.

Методы развития математических знаний

Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:

  • Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
  • Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
  • Самодельный, либо фабричный.

Раздаточный материал для математических занятий

Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:

  1. Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
  2. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
  3. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
  4. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом

Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.

Дидактический материал для занятий

Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:

  • Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
  • Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
  • Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
  • Прочность и надежность
  • Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
  • Принцип логического построения, объединяющего основы материала
  • Однородность
Читайте также:  Центр развития ребенка москва сзао

Игровой уголок с дидактическим материалов

Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?

    1. Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
    2. Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
    3. Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
    4. Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)

Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.

Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса

Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:

  • Грамотной
  • Четкой
  • Эмоциональной и живой
  • Доступной
  • Доброжелательной
  • Умеренно громкой

Развитие речи на занятиях по математике

Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.

Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме

Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.

Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:

  • Грамотная
  • Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
  • Разборчивая и понятная
  • Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
  • Иметь достаточную громкость

Структура математического занятия для дошкольника

Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.

Используемые игры на занятиях по математике

  1. Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
  2. Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
  3. 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
  4. Повторение пройденного материала.
  5. Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Изучение формы и размера на занятиях физкультуры

Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.

Источник

Елена Чупина
Особенности математического развития детей в ДОО

Математическое развитие детей дошкольного возраста по прежнему остаётся одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной области «познавательное развитие». Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться в разных видах детской деятельности и связано с познанием окружающих предметов. Сам процесс обучения должен способствовать не только приобретению и закреплению математических представлений, но и развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, группировка, сериация и др., мелкой моторики рук.

В соответствии ФГОС в рамках образовательной области Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира[1].

В процессе формирования элементарных математическихпредставлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.

Таб. 2 Методы ФЭМП.

Виды методов Описание

Наглядные методы демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.

Практические методы предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.

Словесные методы объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.

Игровые методы Дидактические игры, словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры.

Таб. 3 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Особенности практического метода

Выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объемный и плоскостной;

специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); фабричный и самодельный.

Читайте также:  Центр развития ребенка ленинский район

Методические требования к применению наглядного материала:

• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

эмоциональная; грамотная; доступная; четкая;

достаточно громкая; приветливая;

в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Особенности игрового метода В играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Таб. 4 Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.

Деятельность Виды деятельности

Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции —игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п. ; с природным материалом; с бросовым материалом)

Игры с правилами:

—дидактические по содержанию: математические, по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные.

развивающие;

—компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)

Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира Экспериментирование, исследование;моделирование:

—замещение;

—составление моделей;

—деятельность с использованием моделей; —по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)

Продуктивная деятельность

Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества,обогащает речь Конструирование:

—из строительных материалов;

—из коробок, катушек и другого бросового материала;

—из природного материала.

Художественный труд:

—аппликация;

—конструирование из бумаги

Рис. 1 Формы обучения ФЭМП.

№ Форма обучения Организация обучения

1. Индивидуальная форма. Организация обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат;

создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения;

ограничение сотрудничества с другими детьми.

2. Групповая форма. (Индивидуально-коллективная).

Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

3. Фронтальная форма. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Таб. 5 Формы и организация обучения математического развития детей дошкольного возраста.

Таб. 6 Формы работы по математическому развитию дошкольников

Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль

Занятие Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Воспитатель

Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, подгруппа, один ребенок Воспитатель и дети

Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить пробелы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или несколько групп Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, подгруппа, один ребенок Дети и воспитатель

Средства ФЭМП.

Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)[52].

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

ФЭМП у детей дошкольного возраста осуществляется в разных видах детской деятельности. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Известно, что конструирование занимает значимое место в дошкольном образовании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребёнок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки, другими словами, конструирование – продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу.

Читайте также:  Конспект по развитию речи мама купает ребенка

На занятиях конструированием у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Среда организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом.

Предметно — пространственная развивающая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. Игра способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.В своей группе выделяю два варианта организации самостоятельной познавательной деятельности: самостоятельные дидактические игры и конструирование.

Дидактические игры,разработанные авторами: Л. Л. Венгером, игры В. В. Воскобовича, Б. Н. Никитина и других или созданы самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детейи требования к самостоятельным дидактическим играм:

• Правила игры должны представлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;

• Необходима вариативность каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные действия и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;

• Большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения к каждой конкретной ситуации[21,62].

Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет[54].

Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры. В группе имеются такие игры В. В.Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Фонарики», «Восьмерка», «Чудо-конструкторы»; игры Б. Н.Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Палочки Кюизенера». Такие игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В зоне математического развития представлены игры «Магнитная мозаика» со схемами, «Части и целое», «Изучаем время», «Считаем до …», «Сложение и вычитание с Карлсоном», «Разноцветные фигуры», «Все о времени», «Домино с цифрами», «Маленький дизайнер». Где дети могут закреплять свои знания о геометрических фигурах, пространственно- временные представления, познают числа и осваивают действия с числами. Конструкторы.

Создание условий для организации совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС из опыта работы.

Для организации совместной самостоятельной деятельности детей в группе должны быть созданы соответствующие условия.

Во-первых, у детей должен быть сформирован определённый уровень умений и навыков. Ребёнок приступает к новой для себя деятельности сначала под руководством педагога, по показу и объяснению взрослого и только получив определённый опыт выполнения этой деятельности совместно, может выполнять её самостоятельно.

Создавая развивающую среду в группе используем большое количество пооперационных карт, они напоминают детям последовательность выполнения действий во время изобразительной деятельности, в опытно-экспериментальной, игровой, трудовой деятельности.Методические основы организации занятий по ФЭМП в процессе конструирования:

Построение занятий по математикебазируется на основных современных подходах к процессу образования:

— деятельностном;

развивающем;

— личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствуетсоблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математическойдеятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6. развивающий характер заданий.

На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Источник