Социальное воспитание и развитие ребенка младенческого возраста

Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный

гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу

первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственна ребенку первого полугодия жизни.

Вторая, более развитая форма общения – эмоционально- опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во втором полугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и

радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом

определяет и эмоциональное развитие ребенка. Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.

3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.

Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать, интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям, как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь. От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые «наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Они развивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможности ребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткие эмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются и выделяются голосом слоги, созвучные лепету. С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясь на «разученные», знакомые ему ситуации. С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основе элементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения

соответственно звучащему тексту.

В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые. Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера. Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своих желаниях. По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первого полугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность

(тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я». Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первого года жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности.

Задачи социального развития:

1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.

2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояния взрослых: радость, печаль, гнев.

3. Формировать речевые и неречевые способы общения.

4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения на вопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи между словом взрослого, ситуацией, предметом.

5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого (во втором полугодии).

6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (к концу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.

Читайте также:  Кружки как они влияют на развитие ребенка

7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.

8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к нему.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируется эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,

Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместной деятельности. Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,

стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:

1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.

2. Содействовать формированию действий с предметами.

Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Для бодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детям нужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики, дорожки, доски, лесенки, диванчики. Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок мог поворачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в

манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа — желание подняться на ноги, держась за его перекладины. В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.

Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма. Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводить ежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10 минут.

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности.  Задачи познавательного развития:

1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).

2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.

Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого. Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).

Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм и радуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищет глазами их источник. Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка

оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности. Задачи эстетического развития:

1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3. Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.

Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкального развития малышей; разную степень активности и выраженности «комплекса оживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического состояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует

предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкального развития. Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показ действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пением или игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенком индивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 мин после кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые. Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитания детей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значении тишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.

К концу первого года ребенок:

— редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, с удовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;

— у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба, разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами (открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольца на стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед, катит каталку перед собой и т. п.);

— хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве среди многообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых. Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными, людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай, на, нет» и др.). Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о его полноценном физическом и психическом развитии. На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развития личности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Он приобретает простые способы общения, используя для контакта с окружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первые слова. Начинает избирательно относиться к близким взрослым и чувствовать свою «отдельность» от них; действовать с предметами произвольно в соответствии с их назначением. Овладевает различными способами ориентировки и передвижения в пространстве.

Читайте также:  Цель развития ребенка развитие его как целостной личности

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Младенческий возраст – это период от рождения до года. Вмладенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенкуобщение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный

гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояниеэмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов совзрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни,потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослогочеловека. Именно взрослый создает все условия для нормальногопсихофизического развития.Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий типдеятельности в этом возрасте.

К первым признакам социального общения ребенка относитсявозникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплексаоживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная(ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку,возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научаетсяузнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу

первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению кпосторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственнаребенку первого полугодия жизни.

Вторая, более развитая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во второмполугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает наоснове совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и

радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляетсяпотребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка сокружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Егоэмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом

определяет и эмоциональное развитие ребенка.Основные задачи развития общения детей младенческого возраста свзрослыми:

1. Способствовать возникновению чувства привязанности идоверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательномотношении.

3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему егомиру и самому себе.

Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувствозащищенности. Необходиморазговаривать с ребенком, называть предметы иявления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать,интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму.Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям,как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок долженчувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также вразличных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, чтовзрослый готов их разделить.Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую иречевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность кзвучанию поэтического слова, помогают освоить речь.От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые«наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Ониразвивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможностиребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткиеэмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются ивыделяются голосом слоги, созвучные лепету.С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясьна «разученные», знакомые ему ситуации.С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основеэлементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения

соответственно звучащему тексту.

В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка совзрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальныеожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого.Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовыереакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различныереакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые.Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразнуювыразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называютавтономной, или ситуативной, потому что она понятна только близкимлюдям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые словаотносятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера.Появление первых слов свидетельствует об изменении социальнойситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своихжеланиях.По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первогополугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке илипредмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность

(тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я».Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первыхжеланий: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и«нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первогогода жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональноесостояние, основа для нормального развития личности.

Задачи социального развития:

1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.

2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояниявзрослых: радость, печаль, гнев.

3. Формировать речевые и неречевые способы общения.

4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения навопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи междусловом взрослого, ситуацией, предметом.

5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого(во втором полугодии).

6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (кконцу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка диагностика

7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.

8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоциональноположительном отношении к нему.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение совзрослым, благодаря которому формируется эмоциональнаяуравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,

Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умениепочувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместнойдеятельности.Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним.Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,

стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать егои познавать.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается.Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация.Задачи физического развития:

1. Развивать движения, сенсомоторную активность,обеспечивающие перемещения в пространстве.

2. Содействовать формированию действий с предметами.

Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Длябодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детямнужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики,дорожки, доски, лесенки, диванчики.Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые,вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильнуючувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям.Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок могповорачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в

манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа— желание подняться на ноги, держась за его перекладины.В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.

Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическимивозможностями организма.Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводитьежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10минут.

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолгодо овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка спредметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности.Задачи познавательного развития:

1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждатьего обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать,поворачивать).

2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

3. Способствовать развитию действий с предметами на основесловесных указаний взрослого.

Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоциональнотеплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общениеребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должновключать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого.Для развития обобщений следует использовать специальный подборигрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разногоматериала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разныхситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).

Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм ирадуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищетглазами их источник.Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народныхпотешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка

оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности.Задачи эстетического развития:

1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением подмузыку и музыкальной игрой.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3. Развивать устойчивость слухового внимания, способностьприслушиваться к музыке, слушать ее.

4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.

Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкальногоразвития малышей; разную степень активности и выраженности «комплексаоживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физическогосостояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует

предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояниеребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкальногоразвития.Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показдействий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пениемили игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенкоминдивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 минпосле кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельныепесенки и плясовые.Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитаниядетей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значениитишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.

К концу первого года ребенок:

— редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, судовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;

— у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба,разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами(открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольцана стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед,катит каталку перед собой и т. п.);

— хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве средимногообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых.Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными,людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способамипредметных действий и социальными способами общения с помощьюэмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай,на, нет» и др.).Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о егополноценном физическом и психическом развитии.На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развитияличности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Онприобретает простые способы общения, используя для контакта сокружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первыеслова.Начинает избирательноотноситься к близким взрослым и чувствоватьсвою «отдельность» от них; действовать с предметамипроизвольно всоответствии с их назначением.Овладевает различными способами ориентировки и передвижения впространстве.

Источник