Социальное развитие в младшем возрасте ребенка
Аристотель говорил: «Человек – существо социальное». А знаете ли вы, что социальное поведение формируется с самого раннего детства, практически с рождения?
Ребенок, которому еще только несколько месяцев от роду, уже показывает явное социальное поведение. Он узнает маму и папу, следовательно, уже умеет отличать своих от чужих. Дети, получающие в достаточном количестве любовь и заботу в семье, показывают высокий уровень социального развития.
Социальное развитие детей – процесс постепенный и растягивается на долгие годы. В течение этого периода родители, учителя и другие близкие члены семьи играют решающую роль в этом процессе.
Что такое социальное развитие у детей? Это развитие у ребенка грамотного взаимодействия с другими людьми. На начальных этапах своего развития ребенок во многом зависит от родителей и других воспитателей. Таким образом, в самом младшем возрасте социальное взаимодействие ребенка в основном ограничивается этими людьми.
Далее ребенок начинает взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Признаком здорового социального развития ребенка является его чуткое поведение по отношению к другим, умение выражать любовь и заботу, выстраивать взаимоотношения с окружающими.
Этапы социального развития детей младшего возраста
0 – 1 год
В этом возрасте ребенок ограничивается общением с родителями и другими членами семьи. Он может проявлять беспокойство по отношению к посторонним и расстраиваться, если родителей нет рядом. Дети старше 9 месяцев начинают проявлять интерес к другим детям, общаться с ними путем невербальных средств.
1 – 2 года
На этой стадии развития ребенок начинает вступать в «параллельные игры» при контакте с другими детьми, он повторяет действия, но еще дистанцирован. Очень важно в этом возрасте уделять внимание тому, что ребенок тянется к окружающим, понемногу вводить его в компании сверстников. Даже кратковременный контакт с другими детьми на данном этапе имеет решающее значение для дальнейшего социального развития ребенка.
2 – 4 года
Именно в этом возрасте начинается социальное взаимодействие ребенка со сверстниками в прямом смысле этого слова, ведь в это время ребенок чаще всего начинает ходить в детский сад. Хотя многие дети в этот период развития по-прежнему предпочитают играть в одиночку, они уже начинают проявлять интерес к игре с другими детьми.
Даже если дети толкаются, отбирают друг у друга игрушки, а потом плачут, не спешите уводить своего ребенка из компании детей. В самом деле, все эти моменты научат вашего малыша общаться с окружающими.
4 – 6 лет
В этом возрасте игра становится более кооперативной. Дети учатся такому важному понятию, как обмен, который помогает им строить отношения со сверстниками и договариваться. Также ребята учатся разрешать свои конфликты самостоятельно, без вмешательства родителей. Решение проблем прививает ребенку важные социальные навыки.
6 лет и старше
Подготовка к школе позволяет детям проводить больше времени со своими сверстниками, чем с родителями. Дети этого возраста пытаются подражать другим детям или взрослым. В этот период начинает зарождаться дружба, появляются первые симпатии, возникает концепция «лучших друзей». Социальные навыки, приобретенные на данном этапе, являются ценными, поскольку они формируют основу для социального взаимодействия во взрослой жизни.
Важность социального развития у детей младшего возраста очень велика, ведь социальное развитие закладывает основу для физически и эмоционально здоровой взрослой жизни. Задача родителей заключается в создании благоприятных условия для здорового социального развития ребенка.
Источник
Татьяна Алексеевна Лепешкина
Консультация «Социальное развитие детей раннего возраста»
«Социальное развитие детей раннего возраста«
Введение
Ранний возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализацииустанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности«. Итак, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте
Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.
В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:
• усовершенствование самостоятельности детей в предметно — игровой деятельности и самообслуживании;
• расширение ориентировки в ближайшем окружении;
• обучение умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:
• формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;
• обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.
• формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
• формировать представления о явлениях общественной жизни.
2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах — в семье, которые могут способствовать его социально — психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья — это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка,половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения; «плохой, хороший, красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно — игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом.Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет «обследовать» его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.
Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально — практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу.При этом они пользуются простыми словами : «на» (возьми, «дай», «пусти», «не хочу» и др.
Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку,что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.
Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.
В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система «Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.
3. Игры, направленные на социальное развитие
Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.
Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что — нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе — своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитиеребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: «Я — сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир» в процессе целенаправленного обучения.
Формирование своего «я»
Игра «Испечем оладушки»
Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать,говорит потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки,
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки,при этом говорит: «Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый., испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Игра «Топни ножкой»
Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой,и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Топни,Катя, ножкой,
Топ — топ топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.
2. Формирование представление о других.
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей,эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
Игра «Я — ты»
Цель: закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркал зеркале, побуждает детейпосмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, побуждает детейпосмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня!И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ребенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). А это кто? (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня». Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя («я», затем на сверстника («ты»). То же должен сделать и ребенок.
Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.
3. Формирование представлений об окружающем мире
Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки по количеству детей.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке.Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает.Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости.Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».
Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Игра «Матрешка»
Цель: вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.
Ход игры:взрослый стучит по сундучку и спрашивает: Кто там?», открывает его, достает матрешку,говорит: «Ой, кто это? Кто там?», открывает его, достает матрешку,говорит: «Ой, кто это? Давай раскроем ее, посмотрим, что там?» Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку,просит раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там «Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. » Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?»
Игра повторяется.
Заключение
Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.
Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Источник
Начало школьной жизни связано с изменением деятельности: место игровой занимает учебная. У ребенка включается сознание того, что он начал выполнять общественно важную роль — учится — и значимость новой роли оценивают окружающие его люди. Если раньше игры дошкольника были совершенно необязательными и родители могли в любой момент ее прекратить по разным причинам, полагая, что ребенку уже достаточно играть, то процесс обучения — это обязательная деятельность, к которой взрослые относятся с определенным уважением.
У детей младшего школьного возраста начинает происходить смена психической саморегуляции от непроизвольной уже к сознательно-волевой. В школьной жизни ребенку необходимо систематически и обязательно выполнять много правил. Так, он должен без опозданий приходить в школу, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять разного рода задания на уроке, а также дома, учиться преодолевать трудности, возникающие в учебной работе и т.д. В соблюдении перечисленных правил не обойтись без умения регулировать свое поведение. А также надо подчинять произвольную деятельность ребенка сознательно поставленным целям
Новая социальная роль ребенка, что ведет за собой появление новых обязанностей, сказывается, безусловно, на отношениях со сверстниками, а также учителями. Сначала ребенок увлечен лишь обучением, почти не вступает в контакт со своими сверстниками, следовательно, некоторое время ощущает себя чужим в незнакомой среде, хотя совершенно недавно в детском саду находился в постоянном общении. Взаимоотношения младших школьников со своими сверстниками строятся в большей степени на нормах «взрослой» морали, а конкретнее: берется во внимание успешность в учебе, выполнение требований родителей, учителей.
Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду.
Школьная жизнь тесно связана с личностью учителя. Занимаемая им позиция по отношению к своим ученикам отличается в корне от позиции родителей с воспитателем из детского сада, который так же частично выполнял функции родителей. Взаимоотношения школьников и учителей состоят лишь в процессе учебы, являясь четко регламентированными организацией школьной жизни, что значит – они более деловые и сдержанные. Задание педагога состоит в том, чтобы уже с первых дней учебы помочь ребенку как можно быстрее включиться в еще незнакомую ему жизнь [
Вопрос 31.Развитие личности в младшем школьном возрасте.
Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность. Личностное развитие происходит в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения). Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера. Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества: 1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям. От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной; 2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения. Младший школьник уже может управлять поведением, руководствуясь отдаленной целью; 3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний. Уровень притязаний может определяться как учебными успехами, так и положением в группе сверстников. Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку. На протяжении младшего школьного возраста к ребенку приходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие формируется в результате прикладываемых усилий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых. В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми. В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслужить высокую оценку с его стороны. К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.
Вопрос 32. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте. Стадия формальных операций.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс). Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов. Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие. Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение. Развитие представлений.Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка. Развитие внимания.Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. Развитие памяти. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формированииу ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Стадия формальных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.
Стадия формальных операций начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается в течение всего периода взросления. За это время человек развивает способность мыслить абстрактно. Также во время этой стадии возникают такие навыки, как способность мыслить логически, делать дедуктивные умозаключения и систематически планировать свою деятельность.
Логика. Пиаже считал, что во время стадии формальных операций особо важную роль начинает играть дедукция. Для дедуктивного мышления требуется способность использовать общий принцип при определении конкретного результата. Этот тип мышления предполагает работу с гипотетическими ситуациями и часто требуется в области науки и математики.
Абстрактное мышление. В то время как на более ранних стадиях развития дети склонны мыслить лишь конкретными категориями, на стадии формальных операций возникает способность оперировать абстрактными понятиями. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на предыдущий опыт, дети начинают рассматривать предполагаемые результаты и возможные последствия своих действий. Этот тип мышления имеет важное значение в долгосрочном планировании деятельности.
Источник