Социальное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте

Социальное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте thumbnail

 Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Читайте также:  Родительские собрания в детском саду развитие ребенка дома

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Источник

Старший дошкольный возраст — период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.

Социальное развитие личности — количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и т.д. [6. 43].

Выготский Л.С. подчеркивал, что социальный опыт — это опыт других людей, который входит очень значительным компонентом в поведение человека. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Бодалев А.А. утверждает, что собственный опыт — только один их путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.

Исторически выбранную и зафиксированную в культуре систему отношений ребенка определенного возраста с обществом Л.С. Выготский определял, как социальную ситуацию развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное и специфическое для данного возраста (5-6 лет), исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитателем, сверстниками). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребенка. Социальная ситуация развитии ребенка индивидуальна и определяется взрослыми и индивидуальными особенностями ребенка, особенностями его поведения и деятельности, отношениями к ребенку взрослых, характером воспитания, отношением к ребенку сверстников [7. 19].

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по — другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

Особую роль в социальном развитии личности ребенка играет умение общаться со взрослыми и со сверстниками. Развитие толерантности в общении. Основные умения общения ребенок приобретает во время игры.

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [13. 5].

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и так далее [14. 142].

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Дети способны оценить достоинства другого ребенка и соответственно отнестись к нему в игре.

И поэтому, общение сверстников становится важным фактором развития образа себя и образа ровесника в дошкольном возрасте. Непосредственно общение влияет на периферическую структуру образа себя, где оценке подвергаются конкретные знания, умения и некоторые качества личности ребенка. На начальном этапе из информации, поступающей с периферией, ядро отбирает лишь то, что ему соответствует, т.е. сведения о положительном отношении к себе, все остальное отвергается. Однако постепенно к концу дошкольного детства складываются и каналы негативной информации, поступающей с периферией, на ядерные структуры образа. Тем самым общение сверстников начинает оказывать более глубокое влияние на развитие образа себя у дошкольника. Одновременно с этим процессом изменяется и отношение к другому ребенку: «невидимая зеркальность» уступает место интересу к нему самому как таковому, а его образ начинает наполняться позитивным содержанием [15. 59].

Читайте также:  Рекомендации для успешного развития ребенка

Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

Возраст 5 — 7 лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет — это рождение социального «Я» ребенка.

Присягая свое «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы, права. Он ищет свое место среду других людей и только благодаря этому осознает границы и возможности своего «Я», приходит к адекватной самооценке.

Каждый ребенок должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является не чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах [8. 39].

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Игра — отображение жизни взрослых людей: Играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениям детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. [10. 22]

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.

Таким образом, социальное развитие старшего дошкольника — это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение старшим дошкольником социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Источник

Социальное развитие – это процесс, во время
которого ребёнок усваивает ценности, традиции,
культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает
окружающий его социальный мир не так, как его
воспринимают и понимают взрослые. Это происходит
в силу малого жизненного опыта, особенностей
развития, восприятия, мышления, воображения,
высокой эмоциональности. Социальное развитие
очень важно для детей дошкольного возраста. От
того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о
месте, где он живет, что он чувствует в
определенные моменты, зависит успешное
формирование социально значимых личностных
качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность
адаптации в новой системе социальных отношений,
на активное развитие его познавательных
возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со
взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с
другими, учитывать их интересы, правила, нормы
поведения в обществе, т.е. становится социально
компетентным.

Социальное развитие

При общении ребенка со взрослым каждый
оказывает влияние на другого. Ребенок постоянно
имитирует и моделирует отношения, поведение и
деятельность окружающих его людей.

При общении со сверстниками формируются
дружеские отношения с детьми, что является одной
из составляющих социального развития.

Воспитание уверенности в себе помогает ребенку
осознать свои характерные особенности,
предпочтения, понять, что он уникален и
неповторим. Педагогу важно уметь поддержать
ребенка в разных ситуациях успеха и неудач,
помогать ребенку верить в свои силы.

При организации работы по социальному
воспитанию были определены четыре блока, на наш
взгляд важных, которые помогают последовательно
ввести ребенка-дошкольника в мир социальных
отношений:

  • «Я, мое имя, мои близкие»
  • «Место, где я живу»
  • «Что я чувствую»
  • «Зачем быть вежливым»

Блок занятий о себе и о семье дает возможность
закрепить знания о себе, о значении имени,
фамилии; формирует знания о родословной.
Воспитание любви к месту, где живет ребенок,
осуществляется на занятиях на тему «Место, где
я живу». В дошкольном возрасте ребенок должен
приобрести умение сопереживать людям,
окружающим его. Воспитание любви к Родине
выстраивается в логическую цепочку «от
близкого к далекому» – от любви к семье, к
детскому саду, к улице, городу, — до любви к
родному Отечеству. Социальное развитие тесно
связано с нравственным, эстетическим, трудовым,
умственным воспитанием. Занятия, посвященные
чувствам, помогут детям выражать свое
эмоциональное состояние. Дети дошкольного
возраста не умеют управлять своими чувствами,
это приводит к импульсивным поступкам. А
импульсивные реакции, в свою очередь, приводят к
осложнениям в общении со сверстниками и
взрослыми. По мере формирования личности, у
ребенка проявляется способность осознавать и
контролировать свои переживания, понимать
состояние других людей, развивается
произвольность поведения, чувства становятся
более устойчивыми.

Культурно-речевое воспитание детей – дело
большой социальной значимости. Основа культуры
общения — соблюдение этических норм речевого
поведения, в основе которых лежат нравственные
понятия: деликатность, доброта, внимание к
окружающим. С возрастом круг общения ребенка
расширяется, ситуация усложняется. Поступление в
школу связано с освоением новой роли – роли
ученика -, и новой формой общения – делового
общения. В ситуации школьной жизни возникает
необходимость усвоения ролевых позиций.
Усвоение норм речевого поведения, связанное с
новыми ситуациями, помогает ребенку
адаптироваться к новым условиям, преодолевать
трудности, с которыми ребенок сталкивается в
повседневной жизни, избегать конфликтных
ситуаций в общении со сверстниками.

Читайте также:  Развитие ребенка после менингита

Конспект совместной деятельности

Тема: «Я и моё имя»

Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого
человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к
сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно
обращаться друг к другу.

Методика проведения

Совместная деятельность начинается с
приветствия:

— Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до
того, кто сидит справа от меня, он примет мое
приветствие. Затем он дотронется соседа справа,
передавая привет ему, и так далее, пока мое
приветствие опять ко мне не вернется.

Молодцы!

— А, теперь поиграем в игру «Назови себя».

Каждому ребенку воспитатель предлагает
назвать свое имя так, как ему больше нравится, как
его называют дома мама, бабушка, как бы ему
хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает
игру воспитатель.

Например:

Меня зовут …

Мама меня называет …

Бабушка меня называет …

В группе меня зовут …

Мне нравится, когда меня называют …

Воспитатель:

— Ребята, у вас у каждого есть имя, а знаете ли вы,
как на Руси давали имена?

— Очень давно, нашим предкам хотелось, чтобы их
дети были здоровыми, сильными, добрыми. И имена им
подбирали соответствующие: Любомир, Людмила,
Добрыня, Надежда, Вера, Любовь. По имени можно
узнать кто это, мужчина или женщина, мальчик или
девочка. Ребята, как можно определить по имени,
взрослый человек или ребенок? Ответы детей.

— Да, взрослого называют по имени и отчеству.
Скажите, как вас будут называть, когда вы
вырастете? Назовите, как у вас зовут маму и папу?
Дети отвечают.

— К другу, брату, сестре можно обращаться по
имени, к взрослому – по имени и отчеству.

— Каждое имя имеет свое значение. Например:
Сергей – высокий, Руслан – лев, Ирина – мир
(воспитатель рассказывает обо всех значениях
имен, какие есть в подгруппе).

Игра «Клубочек«

— У меня в руках волшебный клубочек. Я его
передаю своему соседу справа, но у себя оставляю
ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется
ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать
ребенка, которому передаешь, очень ласково по
имени.

— Молодцы!

— В заключение, поиграем в игру «Солнечный
зайчик
«.

— Солнечный зайчик заглянул вам всем в глаза,
закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно
погладьте зайчика на лбу, на носу, на ротике, на
щечках, на подбородке. Гладьте его аккуратно, не
спугните. Солнечный зайчик забрался на животик,
погладьте его там. Солнечный зайчик любит и
ласкает каждого из вас, подружитесь с ним.

Конспект совместной деятельности

Тема: » Злость»

Цель:

1. Развивать навыки социального поведения.

2. Формировать позитивное отношение к
сверстникам.

3. Развивать способность к эмпатии.

Методика проведения

— Ребята, давайте определим какое у вас сейчас
настроение. Окрашиваем воду таким цветом, какое у
вас сейчас настроение.

— Теперь, давайте друг друга поприветствуем.

«Назови меня любимым цветком»

Дети встают в круг. Каждый ребенок называет
рядом стоящего ребенка любимым цветком.

— Ребята, как вы думаете, почему люди бывают
злыми? Ответы детей.

— Почему я злюсь?

— В каких ситуациях?

Высказывания детей: когда меня обидят, стукнут,
когда мама не разрешает гулять, Когда мама не
покупает то, что я попрошу.

— А почему мама бывает сердитой?

Дети рассказывают, в каких ситуациях их мама
сердится: когда ее сын или дочь не слушается,
когда в школе получил двойку, когда ребенок не
убирает игрушки.

— Скажите, а злиться — это плохо?

— А вот если кошку обидел человек, наступил на
хвост, как вы думаете, что она чувствовала. Да она
чувствовала боль, пыталась себя защитить. Кошка
злится, царапается.

— Да, она распушила свой хвост и набросилась на
обидчика, она злится, но она защищает себя.

— А если Сережа больно ударил Витю, а Витя дал
сдачу, что чувствуют оба мальчика?

— Они оба злятся. Даже может завязаться драка. Но
Витя злится потому, что пытается защитить себя.
Получается, что в некоторых случаях злость можно
оправдать (самозащита, умение постоять за себя).
Высказывания детей.

— Теперь поиграем в игру «Бой«.

— Представьте себе, что вы с кем-то поссорились:
брови у вас сдвинуты, в руках шарф, которым вы
размахиваете. Вы наступаете на своего противника
и начинаете с ним сражаться шарфами, но по
правилам:

  • можно начинать бой только по сигналу
    колокольчика;
  • можно касаться шарфом только тела и ног;
  • заканчивать бой по сигналу колокольчика.

Играет несколько пар детей.

— Еще можно победить свою злость при помощи
крика, т.е. просто покричать, можно побить
подушку, показать страшную злую рожицу.

— Я вам предлагаю еще один способ победить свою
злобу. Возьмите картинку, представьте, что это
ваша злость, которая сидит в вас, когда вы на
кого-то сердитесь (на картинке схематично
изображена страшная рожица). Сомните эту
«злость», порвите, сделайте с ней все, что
хотите, а потом выбросите в ведро.

— Вот вы и избавились от своей злости и стали
вновь добрыми, ласковыми, приветливыми детьми.

— А теперь поиграем в игру «Доброе
животное
«.

— Возьмемся за руки и представим, что мы одно
животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все
вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох,
вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется
его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг
назад, тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

— Молодцы! Спасибо.

Литература

1. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
– Ярославль, 1996.

2. Козлов С.А. Мой мир. – М., 2000.

3. Крюкова С.В., Слободяник И.П. Удивляюсь, злюсь,
боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.

4. Шилова Т. Страхи – это серьезно. М., 1997.

Источник