Социальное развитие ребенка в социуме

Елена Козлова
Из опыта работы «Социальное развитие ребенка-дошкольника в системе взаимодействия ДОУ и социума»

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СОЦИУМА

Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик).

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т. д., так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности процесса социализации.

Дуализм социализации, с одной стороны, заключается в адаптации личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

С другой стороны, в формировании собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процессе саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Проблема в том, что общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу, а личность в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Я поставила перед собой цель: гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.

То есть, приоритетным направлением моей педагогической деятельности является социальное развитие детей в социуме. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами мною была разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для содержания данной работы.

Ориентируясь на воспитание ребенка в социуме,осуществляла свою деятельность по следующим направлениям:

1. Организация взаимодействия с семьей по воспитанию норм, правил поведения, формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками.

2. Формирование представлений о жизни города, микрорайона, воспитывая при этом патриотические чувства.

3. Расширение форм взаимодействия дошкольного учреждения с учреждениями культуры.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Родительско – детские отношения являются наиболее тесными и близкими, которые могут существовать в человеческом обществе. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем активно включаться во взаимоотношения с внешним миром.

Придя в новую группу, дети терялись, замыкались, просились домой. Органично влиться в семью нашей группы, нам помогли фотоальбомы «Кто я такой?», «Семейный фотоальбом», оформленные родителями для своих детей. Каждый ребенок рассказывал сверстникам о том, где он побывал с родителями, кто у него есть в семье, какая у него комната. Соскучившись по дому, ребенок мог, уединившись, «поговорить» со своими родными.

Активность родителей в оформлении стенда «Звезда недели» говорит о том, что подобная форма работы является востребованной. Они видели, как ребенок, глядя на свои фотографии на стенде, преодолевал смущение, становился более раскованным, коммуникабельным, ведь взоры детей устремлены только на него.

Досуговое направление в работе с родителями и детьми «Мама, папа и я», «Вот так ярмарка» оказалось не только самым привлекательным, но и полезным, так как позволило родителям увидеть некоторые проблемные моменты взаимоотношений своего ребенка со сверстниками и приобрести опыт взаимодействия в новых условиях со своими ребенком и родительской общественностью в целом.

Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Информационно – наглядное направление в работе с родителями и детьми (Стенд «Мамин день») предоставило каждому ребенку возможность научиться уважать взрослых, узнать историю своей семьи, понимать своих родных, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, научиться ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, рассказывать о своей маме, о своей любви к ней, а родителю узнать что-то новое о себе.

Сценарии праздников и развлеченийготовили вместе с детьми: изготавливали пригласительные билеты, готовили отдельные номера и атрибуты, беседовали о культуре поведения.

Немного страшно было проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы, однако,родители с удовольствием пошли на контакт и цели мероприятия: обогащение отношений через эмоциональное общение и формирование положительных взаимоотношений между родителями и детьми были оправданы.

Читайте также:  Методы оценки уровня развития ребенка

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому мной была оформлена фотовыставка «Мои года – мое богатство». Проведенные фотовыставки и мероприятия были направлены на воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям; чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, а также расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Первым этапом знакомства детей с социумом в моей работе является ознакомление с ближайшим окружением, то есть с детским садом, который является частью социальной инфраструктуры.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума и какова его самооценка — таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.

Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре»,поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т. п. Именно в детском саду учитываются возрастные особенности развития дошкольников, стимулируется социальное развитие детей, формируются навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывается у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

Особую ценность имеет проведение выездных экскурсий и выставок городской картинной галереи на базе детского сада. Мои воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

Экскурсии стимулируют развитиеигровой деятельности: дети выстраивают свое поведение, придерживаясь роли; сопровождают игровое взаимодействие речью; сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывают их сверстникам; делятся с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, высказывают свою точку зрения.

Игра выступает как важное средство воспитания и своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта, основным источником которого является окружающий мир ребенка, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками, ребенок приобретает положительный опыт совместных действий.

Вторым этапом ознакомления детей с социумом являются экскурсии к объектам, находящимся вне территории детского сада, так как взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды.

Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы.

Для решения данной задачи мною был разработан перспективный план для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с социально-значимыми объектами микрорайона и города, план экскурсий и прогулок по микрорайону и к историческим памятникам. В беседах дети узнавали об истории названий улиц, составляли рассказы по фотографиям улиц, узнавали свое место жительства.

Во время прогулок дети усваивали нормы поведения на улице, закрепляли знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру, и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Социальный компонент коммуникативной культуры дошкольников основывается на правильном гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся чувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников.

Стараясь поддерживать преемственность в работе именно со школой, проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии, я выбрала объектом ознакомления с социумом школу № 12, так как из детского сада большинство детей идут учится в 1 классы именно этой школы. Дети с удовольствием посещали соревнования, проводимые в школе № 12, познакомились с классами, частично прикоснувшись к жизни школьника.

Практика показывает, что дети дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Все выше перечисленное становится возможным потому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Осознавая ценность взаимодействия с учреждениями культуры, организовала сотрудничество с Театром драмы и комедии, что способствовало развитию сферы театрализованной деятельности в детском саду, формирует потребность в общении, воспитывает способность к сопереживанию, эмпатии.

После просмотра спектакля дети пробуют оценить игру актеров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановок.

С целью обращения к историческим факторам, поддержки народных традиций, знакомства с историческим прошлым России, мною была предпринята экскурсия по достопримечательностям города к памятнику «3 звезды» и в краеведческий музей.

Для развития художественно-литературной, познавательно-речевой, социально-личностной деятельности, я организую экскурсии в библиотеку, где для детей проводятся беседы, тематические занятия, показывают кукольные театры.

В решении этой задачи большую помощь оказывают родители. Мною регулярно проводятся беседы и консультации для родителей с целью знакомства их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города.

Совместно с родителями мы организовали экскурсию в пожарную часть нашего города, дети посмотрели и потрогали оборудования пожаротушения, посидели в кабинах пожарных машин, примерили форму и снаряжение пожарных. Беседу с детьми провели отличившиеся пожарные, рассказали истории из жизни, повторили с детьми правила поведения при пожаре. Многие мальчики нашей группы решили стать пожарными!

Читайте также:  Основные периоды развития ребенка до года

С помощью родителей были организованы экскурсии в аптеку, на почту, в магазин игрушек. Работники данных учреждений радушно принимали детей, объясняли, рассказывали о своей работе. После посещений этих объектов у детей осталась масса впечатлений.

После экскурсий для каждой игровой зоны мы с детьми изготовили схемы для легкого ориентирования в пространстве группы.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей.

В детском саду происходит взращивание ребенка в процессе создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно – ценностной ориентации.

Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

В результате проведенной работы у детей сформированы представления о правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

Социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Литература

1. Алябьева Е. А.Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Ривина Е. К., Толстых В. К., Башлай Е. Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир // Управление ДОУ. – 2004. — № 5. – С. 72-80.

4. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» — 1).

Источник

Образовательная линия Базового компонента дошкольного образования имеет название «Ребенок в социуме» и определена первым среди других сразу после образовательной линии «Личность ребенка». Ведь осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других.

Принципы социализации ребенка

Главными принципами организации работы по образовательной линии «Ребенок в социуме» являются:

  • единство формирования у детей представлений о социальной действительности как о части окружающей среды, что отражает деятельность и взаимоотношения людей, и воспитание у детей осознанного желания участвовать в жизни людей, которые их окружают;
  • достоверность и педагогическая целесообразность в отборе знаний о человеке, обществе, морали;
  • комплексность применения различных видов деятельности детей в формировании гуманного отношения к людям;
  • использование примера взрослого как носителя знаний, норм, ценностей, личных качеств.

Главная задача реализации образовательной линии «Ребенок в социуме» — раскрыть ребенку социальный мир и помочь получить социальный опыт, понять свое место в социуме как активного участника. В процессе индивидуального освоения мира ребенок не теряет собственного «Я», а, наоборот, сохраняет, развивает и обогащает содержание своего внутреннего мира.

Ребенок — социальное существо. Для него характерна острая специфическая потребность в другом. Поэтому любое, даже самое простое отношение ребенка к окружающему миру всегда преломляется через отношение к другому человеку. Само понятие «отношение» имеет субъективный и объективный аспекты.

По утверждению Лидии Божович, только через изучение отношения ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности.

Чрезвычайно важно формировать у детей:

  • открытость миру людей как потребность личности;
  • навыки социального поведения;
  • осознанное отношение к себе как к свободной самостоятельной личности; к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми;
  • готовность воспринимать социальную информацию;
  • способность сочувствовать, сопереживать;
  • желание познавать людей, делать добро, поступать достойно.

В предисловии к Базовому компоненту дошкольного образования указано, что взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождения ребенка в социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества.

В дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности ребенка:

  • способность понимать другого человека, его настроение, потребности, особенности поведения;
  • умение уважать других людей, помогать им, заботиться о них;
  • выбирать соответствующие ситуации общения и совместной деятельности.

Социально компетентный ребенок способен чувствовать свое место в системе отношений людей и адекватно себя вести.

Базовым компонентом дошкольного образования определены две компетенции дошкольника в отношении социального окружения:

  1. семейно-бытовая — знакомство с нормами и правилами семейного (семейного) сожительство; способность их соблюдать; умение поддерживать доброжелательные, дружеские, доверительные отношения в кругу семьи, проявлять заботу и любовь родных и близких членов семьи;
  2. социально-коммуникативная — знакомство с различными социальными ролями людей (знакомые, незнакомые; свои, чужие, дети, взрослые, женщины, мужчины, девочки, мальчики, молодые, пожилые), с элементарными социальными и морально этичными нормами межличностных взаимоотношений, умение соблюдать их во время общения.

Способность взаимодействовать с людьми, которые окружают: согласовывать свои действия, поведение с другими; осознавать свое место в социальной среде; позитивно воспринимать себя. Умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим, выбирать соответствующие способы общения в различных жизненных ситуациях.

Особого внимания воспитателя требует развитие творческих игр социальной тематики, в которых ребенок отражает свое понимание социума, взаимоотношений людей, выполнение моральных норм, отношение к социальным обязанностям. В работе по образовательной линии «Ребенок в социуме» особое значение приобретает творческая игра.

Читайте также:  Выписной эпикриз из истории развития ребенка

Специфической особенностью работы по этой образовательной линии является то, что она не ограничивается определенными формами образовательной работы, местом в распорядке дня, длительностью во времени. Поскольку ребенок приобретает социальный опыт постоянно, то рядом с запланированными и подготовленными воспитателем формами стоит использовать также события, которые происходят вне плана.

Новая игрушка, цветок расцвел, болезнь товарища по группе и его возвращение в детский сад и много других событий, которые возникают вне плана образовательной деятельности, — все это может стать предметом социально-эмоционального переживания и осмысления детьми.

Формируем базовые качества личности ребенка по теме «Мое-твое-наше»

Для детей характерно присваивать то, что рядом и им нравится, а также конфликтовать с другими, отстаивая свое право или желание взять желаемую вещь себе. Поэтому различение понятий «мое», «твое», «наше» в значительной степени является основой социализации ребенка с раннего возраста.

Вхождение ребенка в мир людей, вещей и природы сопровождается ежедневным познанием правил сожительства в этом мире, определение своего места в нем и постепенным осознанием своих взаимоотношений с теми, кто рядом.

Тема «Мое-твое-наше» является значимой для личностного развития ребенка, в частности формирование базовых личностных качеств детей, которые являются основой обеспечения межличностного согласия и дошкольной зрелости, в частности ответственность, терпимость, доброжелательность самостоятельность, рассудительность, отзывчивость.

Ответственность

Организуйте с детьми полилог «Наши общие дела» с вопросами:
Что мы делаем в группе вместе? Умеем ли мы договариваться/обращаться за помощью/помогать друг другу? Какие из действий можем легко сделать сами, а для выполнения которых лучше объединиться?

Проведите с детьми беседу о том, как лучше сделать подарок своей маме/лепить кувшин? (самому); посадить цветы возле детского сада/играть в игры/убирать? (вместе).

Привлекайте детей к выполнению совместных практических задач, как: сделать афишу к празднику, навести порядок в книжном уголке, присмотреть цветник.

Во время такой деятельности не акцентируйте внимание лишь на достижении определенного результата, но подведите детей к пониманию, какие дела являются моими, а какие — нашими, сколько усилий нужно приложить каждому, чтобы достичь общего результата: вместе посадили цветы — это наша совместная работа и наш цветник.

Помогите детям осознать, что и «мое личное дело» может служить «нашим общим интересам»: сам сделал аппликацию — это моя работа, однако она может украшать нашу группу.

Проработайте в контексте темы «твое-Мое-наше» сказки вроде «Трое поросят», которые помогут детям сравнить результативность собственных и совместных усилий, осознать ценность совместного труда и согласия, подведет к пониманию ответственности за собственные решения.

Продолжайте работу по содержанию сказки в театрализованных и режиссерских играх, при конструкционной деятельности на тему «Дом» и тому подобное.

Терпимость и доброжелательность

Заметьте, что согласованность взаимодействия между людьми и их терпимое и доброжелательное отношение друг к другу — едва ли не важнейшее условие успешности личности как субъекта социума.

Проработайте с детьми стихотворение Светланы Зайцевой «Песочница», а затем на его основе организуйте игровую сюжетную деятельность детей.

Тренируйте детей в умении просить, корректно отказывать, принимать отказ, слушать и учитывать чужое мнение в диалогах «Просьба», «Убеждение», «Отрицание».

Применяйте в работе с детьми предметные картинки с изображением моих/наших вещей или предметов окружающей среды.

Обсудите с детьми причины и способы разрешения конфликтов между людьми.

Организуйте работу с корректурною таблицей и ассоциативной картой, что активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

Благоразумие

Формируйте у детей способность уважать и ценить труд людей, которые создали все то, чем мы пользуемся и что является нашим, важность сохранения природной среды, подаренного нам, людям, даром.

Тренируйте детей в умении устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира, между собственной деятельностью и окружающей средой с помощью ассоциативными картами «Мое-твое-наше».

Читайте и обсуждайте с детьми рассказы Василия Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», ведь реализация идеи экономного использования природных ресурсов также способствует формированию благоразумия как личностной черты ребенка.

Самостоятельность

Проработайте или вспомните с детьми сказку Юрия Ярмиша «Лучший подарок», которая поможет им понять, что самостоятельным нельзя стать без собственных стараний, усилий и обучения.

Проведите речевые упражнения «Чтобы уметь …, надо …», «Что я могу один?», строительно-конструкционную и изобразительную деятельность, поскольку включение детей в ситуации выбора оптимального способа решения задачи или проблемы дадут возможность детям убедиться в собственной состоятельности.

Создайте развивающую среду, способствующую самостоятельной работе детей как индивидуально, так и коллективно.

Отзывчивость

Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка создавайте ситуации, когда стоит отстаивать свои желания и права относительно «моего-твоего-нашего». Эти качества выражаются в отношении не только к вещам («Это мое!», «Почему у меня этого нет?» и тому подобное), но и к проблемам (если кому-то плохо, или это только его проблема?).

Именно проживания таких проблемных ситуаций будет способствовать воспитанию у детей отзывчивости, побуждать к сопереживанию чужой беде.

Организуйте размышления над жизненными ситуациями или сказочными сюжетами для формирования у дошкольников неравнодушного отношения к чужой беде, например:

Петушок не послушал Котика и попал в беду, поэтому он сам в этом виноват. Но Котик не сказал Петушку, что это его проблема.

Наф-Наф, сочувствуя своим неразумным братьям, пустил их в свой дом. Он не говорил им, что они сами виноваты, и поэтому это их проблемы.

Проведите полилоги «Завидовать или нет?», «Что такое щедрость», «Мои и наши успехи», что будет способствовать анализированию детьми собственных мыслей и воспитанию в них доброжелательного отношения к другим.

Обращайте внимание детей на важные социально-психологические ситуации не только на протяжении проживания темы «твое-Мое-наше», но и во время будничных дел и повседневного общения.

Источник