Социальное развитие ребенка средствами физической культуры

Социальное развитие ребенка средствами физической культуры thumbnail

Развитие социально-личностных  качеств ребенка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Социально-личностное развитие дошкольника – процесс довольно сложный, так как в наши  дни дети  учатся видеть мир глазами разных людей, а другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Поэтому для социального развития личности ребенка важно развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстникам.

Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Социально-личностное развитие ребёнка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления. Очень важно убедить в этом родителей воспитанников. Ведь некоторые из них считают, что личный опыт ребёнок должен приобретать в стенах детского сада и недооценивают тот факт, что личный опыт формируется естественным путём и в домашней обстановке, когда ребёнок в доступных ему видах деятельности осваивает способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к себе и окружающим.

Я как инструктор по физической культуре на организованных занятиях по физической культуре, при взаимодействии с воспитанниками в группах в качестве ассистента воспитателя, в режимных моментах прилагаю немало усилий к тому, чтобы наши дети были уверенными, счастливыми, умными, добрыми, успешными, способными строить взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Но работа в этом направлении не может быть успешной без поддержки родителей воспитанников.

Мне хотелось бы сегодня поделиться с вами небольшим опытом работы по развитию социально-личностных  качеств ребенка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

В этом мне помогают разнообразные формы взаимодействия с родителями.     Для того чтобы установить доверительные отношения с семьёй,  хорошо использовать такую форму взаимодействия с родителями, как  домашние визиты. В домашней обстановке приятно побеседовать с родителями,  убедить их  в том, что ребёнок — это личность и ему необходимо своё пространство, свою комнату или уголок для уединения, спортивный уголок, где бы он мог играть и развиваться. С удовольствием советую, как создать спортивный уголок, помочь подобрать развивающие игры и спортивное оборудование, или сделать вместе с ребёнком дорожку здоровья,  учитывая пожелания родителей, даю рекомендации по организации семейного  спортивного праздника.

     Во многих группах имеются семейные альбомы, где отведена страничка для любимых спортивных игр и видов спорта членов семьи с фотографиями семейных спортивных праздников (альбом).

     В особых случаях  можно использовать телефонные звонки, чтобы поддержать неформальное общение с родителями, формировать стремление общаться по вопросам и физического развития детей.

     Поддерживать контакт с родителями мне помогают и некоторые формы письменного сообщения, например, записки. В некоторых случаях бывает полезно записать информацию для родителей о достижениях ребёнка в развитии социально-личностных качеств, чтобы быть уверенным, что другая сторона получит эту информацию.

     В приёмной группы, как правило, находятся доски объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях. С помощью ящичка, где можно оставить свои записки с идеями и предложениями, родители имеют возможность поделиться своими мыслями с педагогическим коллективом детского сада.

          Информационные стенды – ещё одна возможность неофициальной передачи необходимой информации родителям и возможность увидеть мир глазами разных людей. Туда помещается информация о достижениях детей в музыкальном и физическом развитии, эссе на интересующие детей темы. На стенде «Звезда недели» каждому ребёнку предоставляю возможность побывать звездой, раскрыть дарования, в том числе и в физическом развитии. Это помогает ребёнку самоутвердиться, формирует способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, готовность радоваться за успехи сверстников, сопереживать неудачам, воспитывает привычку проявлять доброжелательность к окружающим, а у родителя появляется чувство гордости за ребёнка (газеты).

   В работе с родителями  широко  использую  родительские собрания, где родители получают общие знания основ физического  воспитания и развития ребенка, знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами физического воспитания детей конкретной возрастной группы, узнают о способах формирования у детей эмоционально — ценностного отношения к себе и сверстникам через подвижные игры.

Я всегда учитываю то, что одни родители интересуются вопросами физического воспитания, но испытывают трудности в его осуществлении, другие – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность воспитания отсутствует, есть семьи, в которых по разным причинам вообще не занимаются физическим воспитанием. Поэтому на родительских собраниях  для большей убедительности использую презентации,  раскрывая  значение физического развития детей; на семинарах – практикумах учу родителей играть в подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности;  на тренингах посредством игры подвожу  к пониманию необходимости формирования у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. И понимаю, что эта ежедневная кропотливая работа с детьми доставляет немало положительных эмоций, ведь я помимо реализации задач физического воспитания решаю и задачи  социально-нравственного и эмоционально-личностного развития дошкольников: помогаю детям ощутить единение с другими детьми, показываю, что значит уважение,
развиваю в детях открытость и мужество, способность выражать свое отношение к другим, помогаю развивать в них слабые стороны характера.

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка калинковичи

     В процессе индивидуальных бесед выясняется, что многие родители интересуются – что такое физические способности? Есть ли они у ребенка? Как он занимается в детском саду? С какого возраста отдавать ребёнка в спортивные секции? Как отразится на характере ребёнка  посещение таких «жёстких» видов спорта как таэквондо, хоккей, …Способность к высоким достижениям в спорте – это наследуемое, врожденное или свойство, которое можно развить, воспитать? С каким интересом и гордостью  мамы и бабушки рассказывают  о том, как их ребенок дома повторял элементы гимнастики, основные виды движений, подвижные игры, придумывал свои условия игры при проведении подвижной игры,  требовал от родных участия в какой-либо игре, разученной в детском саду. В результате таких бесед осознаю, насколько мало мы владеем информацией о развитии наших детей  и как важно знать интересы, увлечения, любимые игры наших воспитанников, чтобы в дальнейшем использовать …

    Эффективной формой общения детей со своими родителями являются праздники в детском саду, так как они являются прекрасным средством формирования физической культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми,  формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к себе и сверстникам.

        Но одной из самых эффективных форм взаимодействия с родителями в данном направлении, по моему мнению, является совместное создание проектов. Проектная деятельность — это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного результата деятельности.

    Хочу привести   пример совместной работы с детьми и родителями по разработке проекта «Мы – будущие олимпийцы».

На первом этапе определили актуальность проекта, цель,задачи

         Актуальность этого проекта  в том, что проблема ухудшения здоровья детей вызывает все большую озабоченность.   Настолько у нас  низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении.

Цель проекта: (на экране)

Задачи проекта: (на экране)

1. Формировать у детей представление об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.

2. Развивать у детей стремление к  укреплению и сохранению своего собственного   здоровья посредством занятий физической культурой.

 3. Развивать у детей творческий потенциал, стремление к  взаимодействию друг с другом и со взрослыми, формированию положительной самооценки.
4. Воспитывать у детей  целеустремленность, организованность, инициативность, самостоятельность.

1. Далее объявили конкурс «Мы-будущие олимпийцы»

2. Подбирали материал об Олимпиаде из различных источников (журналы, интернет, книги…) .

3. На сборах совместно с воспитателями и детьми  обсуждали,  Что такое Олимпиада? Где она возникла?
Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?

Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?

4. В центре  литературы  дети вместе с  родителями рассматривали  фотографии с изображением разных видов спорта и оформляли их в альбом,

составляли сборники рассказов детей о любимом спортсмене, составляли

фотосессию «Мы занимаемся спортом» , проводили беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».

В центре «Игралочка»  играли с дидактическими играми, посвященными  разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».

В центре строительства  дети построили Дворец единоборств и изготовили флаги отдельных стран-участниц Олимпиады в г.Сочи.

В центре изодеятельности совместно с родителями дети с увлечением создавали рисунки  о разных видах спорта, оформляли фотосессию «Мы занимаемся спортом»

5. Итогом —   презентацией  данного проекта  станет совместное с родителями спортивное развлечение «Мы – будущие олимпийцы»

     Подводя итог, можно сказать, что в результате такого взаимодействия родители пытаются стать активными помощниками педагогов и знают,  как проходит работа с дошкольниками в детском саду не понаслышке, а из совместной работы. Работа в этом направлении очень сложная, но результаты меня радуют.

Источник

Инфоурок

Физическая культура
›Презентации›«Формирование социально-личностных качеств у дошкольников средствами физической культуры»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Формирование социально-личностных качеств у дошкольников средствами физическо

Описание слайда:

Формирование социально-личностных качеств у дошкольников средствами физической культуры

2 слайд

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСК

Описание слайда:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСКА «ГОРОДСКОЙ ДЕТСКИЙ (ЮНОШЕСКИЙ) ЦЕНТР» педагог дополнительного образования Шебалина Светлана Леонардовна

3 слайд

Альфред Адлер Детство - это время множества вопросов, возможностей и последст

Описание слайда:

Альфред Адлер Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий.

4 слайд

Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования социальные

Описание слайда:

Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования социальные и психологические характеристики личности ребенка: инициативность и самостоятельность уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительный настрой к себе и к другим чувство собственного достоинства активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми развитое воображение, способности к фантазии, воображению, творчеству, подчинение разным правилам и социальным нормам, любознательность и наблюдательность способности экспериментировать и принимать собственные решения

5 слайд

Цель: Формирование социально-личностных качеств у дошкольников средствами фи

Описание слайда:

Цель: Формирование социально-личностных качеств у дошкольников средствами физической культуры Задачи: 1. развивать физические качества (координация и гибкость) 2. формировать опорно-двигательную систему организма 3. формировать начальные представления о некоторых видах спорта, знакомить подвижным играм с правилами; 4. формировать потребность здорового образа жизни 5. организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства для социально-личностного развития ребенка

6 слайд

Новые стандарты образования дошкольника требуют сделать процесс обучения осм

Описание слайда:

Новые стандарты образования дошкольника требуют сделать процесс обучения осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Читайте также:  Циклы силы стадии развития ребенка и человека памела левин

7 слайд

Координация - процесс согласования активности мышц тела, направленные на успе

Описание слайда:

Координация — процесс согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. К базовым двигательным координациям можно отнести ловкость, точность, равновесие, подвижность, прыгучесть, меткость, ритмичность и пластичность. Эти базовые составляющие в основе разработанных двигательных заданий.

8 слайд

Социальное развитие ребенка средствами физической культуры

9 слайд

Двигательные задания рассчитаны на правильное формирование опорно-двигательно

Описание слайда:

Двигательные задания рассчитаны на правильное формирование опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторики обеих рук. Используемые основные движения — ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны адекватны возрасту, не наносят ущерба организму. Разработанные задания учитывают задачи на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

10 слайд

Задания для дошкольников Примерные задание для дошкольников Целевые ориентиры

Описание слайда:

Задания для дошкольников Примерные задание для дошкольников Целевые ориентиры (социально-личностные качества) Тема: Играй-страна 1 Эстафеты с предметами и без Выбираются капитаны. Капитан набирает себе команду, объясняет, по каким качествам выбрал этих игроков. Объясняет правила эстафеты. Выбирается судья для проведения эстафеты. Судья определяет победителя, смотрит кто быстрее финишировал, педагог контролирует, называет счет. формирование готовности к совместной деятельности; становление самостоятельности, целенаправленности исаморегуляциив двигательной сфере; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; приобретение опыта в двигательной деятельности. 2 Игровое задание «Попади в цель» Дети получают задание: «Возьми гимнастическую палку и от черты мелом отмерь 2 её длины. Положи на отметку гимнастический обруч. Возьми 5 мешочков и попади в цель в обруч. Посчитай сколько раз ты попал(а) в обруч. Запиши мелом количество попаданий». становление самостоятельности, целенаправленности исаморегуляциив двигательной сфере; приобретение опыта в двигательной деятельности; владение элементарными знаниями математики. 3 Игровое упражнение «Кто меньше сделает прыжков» Дети стоят в шеренге, на противоположной стороне рисуется линия (3-4 м.). Выбирается водящий. Дети по очереди прыгают в длину, так чтобы перепрыгнуть через нарисованную линию (каждый следующий прыжок выполняется от отметки предыдущего прыжка). Водящий считает количество сделанных прыжков своими игроками. Определяет победителя. Победитель становится водящим. формирование готовности к совместной деятельности, обретение навыков игры в коллективе; приобретение опыта в двигательной деятельности; владение элементарными знаниями математики; развитие эмоциональной отзывчивости.

11 слайд

Спасибо за проявленный интерес к теме

Описание слайда:

Спасибо за проявленный интерес к теме

Выберите книгу со скидкой:

Социальное развитие ребенка средствами физической культуры

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Социальное развитие ребенка средствами физической культуры

Курс профессиональной переподготовки

Учитель физической культуры

Социальное развитие ребенка средствами физической культуры

Курс повышения квалификации

Социальное развитие ребенка средствами физической культуры

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Новые стандарты образования дошкольника требуют сделать процесс обучения осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.  Одна из главных задач, которая ставится перед педагогом — это умение организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства для социально-личностного развития ребенка. Предлагаются  игровые задания с  понятным смыслом, интересные ребенку, побуждающие его к решению данной задачи.

Оставьте свой комментарий

Источник

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.
Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в первой младшей группе

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Источник