Социальное развитие ребенка с рас

Социальное развитие ребенка с рас thumbnail

Заостровская Евгения Николаевна

ГОУ ВО МО «Государственный социально-

гуманитарный университет» г.о.Коломна

wetch-1@yandex.ru

Социализация детей с расстройством аутистического спектра

Аннотация: В статье систематизировано представление об особенностях социального развития детей с расстройством аутистического спектра, выступающих основанием для нарушений процессов социализации. Приводится типология детей с расстройством аутистического спектра по критерию «особенности социального взаимодействия». Делается вывод о необходимости сопровождения процесса социализации детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, типология детей с расстройством аутистического спектра, социализация, социальное развитие, сопровождение социализации

Влияние нарушения здоровья на психическое развитие ребенка многоаспектно. Беря во внимание рассуждение Л.С. Выготского [1] о первичных и вторичных эффектах, мы хотим рассмотреть проблему социального развития детей с ограниченными возможностями. Практически все дети указанной категории имеют существенные трудности в социализации, что и составляет, по своей сути, вторичный дефект: трудности социального развития не вытекают прямо из нарушения здоровья, но обусловлены им. Особое внимание в этой связи уделяется детям с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), которым трудно взаимодействовать с окружающими людьми, трудно выражать свои мысли и эмоции. Диагноз «аутизм» определяется на основании присутствия у ребенка триады нарушений: нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодействия, повторяющиеся или стереотипные формы поведения – т.е. в двух указанных нарушениях, типичных для РАС, отмечается трудность социализации.

Под социализацией в общем смысле понимается процесс усвоения опыта общественной жизни. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие ограничения в социализации. Проблема социального развития в целом и социализации детей с РАС в частности исследовалась Р.М. Айсиной, В.В. Лебединским, А.А. Нестеровой, О.С. Никольской, Т.Ф. Сусловой и др.

Социальное развитие детей с РАС, как мы отмечали выше, имеет выраженную специфичность. Ситуации взаимодействия детям с РАС даются крайне сложно. Как отмечает А.А. Нестерова с соавторами: «… дети с РАС в ситуации организованной совместной деятельности с другими детьми «включаются» в непосредственный контакт всего лишь в течение 6 % времени всего взаимодействия…» [2, с. 30]. Таким детям намного более привычно одиночество, что составляет существенную трудность для их социального развития. Социальные навыки детей с РАС находятся на низком уровне развития: им крайне сложно инициировать ситуацию общения, разобраться в ее контексте и выстроить общение адекватно этой ситуации – понимание неудачи в общении может вызывать у них негативные чувства (агрессия, беспокойство). Дети с РАС не склонны к проявлению эмпатии, к пониманию чувств другого человека. Далека от совершенства и система вербальных и невербальных средств коммуникации детей с РАС: дети с трудом выражают свои мысли, практически не используют интонирование речи (их речь, как правило, монотонна), не распознают и не понимают мимики, жестов собеседника, прочих проявлений невербального общения, иносказательности его речи и пр. Внешне, кажется, будто дети с РАС не нуждаются в общении, однако это не так: они всего лишь не умеют выстроить коммуникацию привычным для нормально развивающихся сверстников способом [2].

Безусловно, группа детей с РАС разнородна, и особенности социального взаимодействия у разных детей будут разными. Попытку типологизации детей с РАС по особенностям социального взаимодействия предприняли В.В. Лебединский, О.С. Никольская и пр.: ими выделены четыре группы таких детей [3]:

  • 1 группу составляют дети с наиболее тяжелыми проявлениями аутизма, характеризующиеся отсутствием потребности в контактах, отсутствием навыков социального поведения – их социализация максимально нарушена: дети могут освоить элементарные навыки самообслуживания, но трудности социальной адаптации будут распространяться даже на домашние условий;

  • 2 группу составляют дети, активно отвергающие окружающий мир, характеризующиеся тщательной избирательностью в контактах с внешним миром (как правило, это родители), сильным аффективным реагированием на нарушение привычного ритма жизни (могут проявлять страх, агрессию), речевыми и двигательными стереотипиями и пр. – их социализация также затруднена, но они более адаптированы для жизни, чем дети первой группы;

  • 3 группу составляют дети с аутистическими интересами (стереотипного, циклического характера), более сложными формами аффективной защиты, недостаточностью эмоциональных связей с близкими, низкой способностью к сопереживанию – возможности их социализации таковы, что при коррекционном воздействии они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе;

  • 4 группу составляют дети с трудностями во взаимодействии с окружающей средой, с повышенной ранимостью, уязвимостью, чувствительностью; они достаточно активно усваивают поведенческие штампы, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких и пр. – безусловно, эта группа детей наиболее успешна в социализации.

Читайте также:  Роль потешек в развитии речи ребенка раннего возраста

Выше мы описали трудности социального развития детей с РАС, являющиеся следствием нарушения их психического здоровья, однако существуют и внешние факторы. Так, трудности социализации детей с РАС обусловлены отчасти и теоретико-методическим несовершенством исследования проблемы: несмотря на возрастающее внимание теоретиков и практиков к данной проблеме обнаруживается огромное количество пробелов – нет единого понимания причин возникновения нарушения, классификации аутистических нарушений, отсутствуют сертифицированные методики абилитации и коррекции детей с аутизмом, специалисты, способные эффективно работать с ними [4]. Следствием отмеченного выше отсутствия полноценного методического обеспечения коррекционной работы с детьми с РАС является неспособность и неготовность педагогов и смежных специалистов к общению с ними, к помощи во включение во взаимодействие со сверстниками [2].

Вышесказанное направляет нас обратить внимание на проблему сопровождения социализации ребенка с РАС. А.А. Нестерова с соавторами на основании зарубежных исследований высказывает мнение о том, что социальное развитие ребенка с РАС не может произойти самостоятельно – необходима помощь взрослого в обучении навыкам вступления в коммуникацию, в развитии социальных навыков, в организации ситуаций коммуникативного взаимодействия и пр. [2, с. 30]. Психологи и педагоги предлагают собственное видение коррекционных воздействий на социальное развитие ребенка: организованные игры, упражнения, игры с четкими инструкциями и пр. [5], однако не все учитывают особенности сопровождения процессов социализации детей с РАС:

1. Необходимо учить детей с РАС не принципам организации взаимодействия, а гибкости коммуникативного поведения, его спонтанности.

2. Предлагаемая деятельность детям с РАС должна быть интересной и при этом проблемной для них – т.е. решение такой проблемы требовало бы от ребенка проявления коммуникативных навыков.

Вопрос о средствах, методах, технологиях сопровождения социализации детей с РАС на сегодняшний день является открытым, однако очень актуальным и значимым: в данном направлении необходимы фундаментальные исследования и поиски.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

  2. Нестерова, А.А. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова. – М. : РИТМ, 2016. – 192 с.

  3. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М. : Изд. моск, ун-та, 1990. – 197 с.

  4. Виневская, А. Развитие ребенка с аутизмом : Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней : методическое пособие / А. Виневская. – б.м. : Издательские решения, 2016. – 278 с.

  5. Мурзина, Н.Н. Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе посредством мульттерапии / Н.Н. Мурзина // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. – 2019. – С. 512-519.

Источник

Полезные тематические статьи для чтения, статья 10

Социализация ребенка с РАС во многом зависит от грамотно выстроенного структурированного занятия. Занятия с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра, хорошо спланировать в малой группе детей дошкольного возраста. Это могут быть дети, как с ограниченными возможностями здоровья, так и нормативно развивающиеся сверстники. Причем, программа должна предполагать систематическое посещение занятий двух – трех раз в неделю, в одной и той же игровой комнате, в одно и то же время. Направленность структурированного курса такого кружка или творческой мастерской в дошкольном возрасте – обучение навыкам продуктивного труда: рисования, лепки или, в контексте этих занятий, подобных навыков.

Занятия проводятся в присутствии родителей, которые становятся после определенного научения, «педагогами», сопровождающими своих детей. Основным же ведущим сценария является педагог-психолог, задача которого непроста – четко проговаривать инструкции, демонстрировать общий показ пошагового выполнения задания, вывешивая его на картинках на демонстрационном стенде либо на карточках. У каждого «ученика» отдельный столик, за которым располагается он и его представитель. У ребенка с РАС также свой стол, но он немного подальше (в двух-трех шагах) от остальных детей, а мама сидит, загораживая его от других детей, так он не отвлекается и меньше боится.

Занятия рисованием и лепкой выполняют, прежде всего, терапевтическую функцию. Все дети учатся рисовать, при этом, любят это делать, самовыражаются, у них развиваются определенные навыки продуктивного труда. Педагог-психолог сопровождает процесс обучения (рисования, лепки), подавая четкие инструкции, зная, что у него дети со своими достоинствами и недостатками, отношениями и потребностями, которые могут очень многое. Их особенная чувствительность к запахам, звукам или зрительным раздражителям порой очень помогает в сюжетном занятии, когда именно они первыми начинают какие-то перемещения в пространстве, подавая другим детям знак поменять одну игровую зону на другую или вспомнить об угощении, вовремя поменять этапы занятия.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка подростка

Дополнительно один или два раза в неделю с ребенком с РАС можно проводить занятие индивидуально без участия представителя из семьи. Мамы обязательно получают консультации по сопровождению своих детей.

Структурированное занятие бывает особенно легким для самого ребенка с аутизмом, так как инструкции готовятся четкие, чтобы ребенок знал, что делать сначала, что затем.

Важно во время таких кружков поощрять детей за каждое выполненное задание. Задание может быть по сюжету, например, «на лесной полянке»,

поэтому и поощрение может быть: от лисички — маленькие вкусные печенья. И оно не должно сильно отвлекать детей, так как более крупное вознаграждение все равно делается в конце «путешествия», когда ребенком будет получен результат своих трудов.

Таким образом, наиболее перспективная форма обучения ребенка с РАС представляется нам, как постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормотипичным развитием, причем детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению.

Мы понимаем, что такая система творческой мастерской лучше всего подходит для обучения новым навыкам детей дошкольного возраста. После того, как ребенок усваивает навык, он его упражняет и тренирует в ходе следующих занятий в совместной работе с другими детьми. И даже, если закрепление у одного ребенка наступает на следующем занятии, а ребенок с задержкой развития не усвоил нужного навыка, в следующий раз при похожем игровом сюжете он постепенно освоит необходимый ему навык. Можно вводить для детей, осваивающих первыми, новые материалы, например, лепку игроформами после лепки обычным пластилином. В системной работе с помощью игровых приемов сюжетных занятий, сказкотерапии, дети осваивают новые навыки, в постоянной группе детей быстро успокаиваются, легко привыкают к времени проведения (30 минут) и демонстрируют с каждым разом все большую усидчивость и сосредоточенность на занятиях.

Кажется понятным, что такая творческая мастерская и в подростковом возрасте при усложнении навыков продуктивного труда, сможет подготовить взрослеющих детей с расстройствами аутистического спектра к творческому самовыражению в таких знакомых видах, как лепка и рисование. Их труд «на продажу» и социализация в малой компании, надеемся, принесут пользу обществу и несказанное удовольствие от их талантов.

Автор статьи: Калугина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Пермь

Библиографический список

1. Астапова В.М., Микадзе Ю.В., сост. и общая ред. «Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития» — СПБ: Питер, 2002.

2. Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.С. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» — М., 2000.

#Счастьежить #Перваяпомощь #Фондпрезидентскихгрантов #Библиотекавозможностей #Статьи #РадибудущегоДетей

Источник

Марина Астахова
Социализация детей с расстройством аутистического спектра

В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм входит в четверку самых распространенных детских заболеваний. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. В связи с этим социализация детей с РАС является актуальной проблемой, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психоэмоциональную атмосферу в семье.

В нашем городе центр «Радуга» стоит у истоков оказания помощи семьям, воспитывающим детей с РАС. В данный момент в отделении дневного пребывания на социальном обслуживании находятся 10 детей с диагнозом «детский аутизм», это 20% от числа обслуживаемых. С первых дней поступления ребенка с расстройством аутистического спектра в отделение с ним начинает работать команда специалистов, проводятся комплексные реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию в развитии.

Этапы коррекционной работы с детьми проходят по следующей схеме. Начинаем с тщательной диагностики, в ходе которой оцениваются не только нарушения, но и резервы ребенка. После проведения диагностики специалисты, обсуждают результаты, составляют индивидуальную программу реабилитации.

Читайте также:  Развитие ребенка от 2 до 3 лет примеры

Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс — включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем – переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем специальные занятия,расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем музеи, библиотеки, Выставочный зал, бываем в гостях в Доме ветеранов, организуем экскурсии по городу.

Для вовлечения особых детей в социокультурное пространство здоровых людей мы организуем специальные мероприятия, тесно взаимодействуя с различными организациями города. Нас связывает многолетнее сотрудничество с Краеведческим музеем, детской библиотекой, Клинским Благочинием, волонтерами, с которыми мы реализуем совместные проекты, помогающие вхождению детей с РАС в позитивную социализацию. Так, в настоящее время, группа из 12 детей с ограниченными возможностями здоровья участвует в проекте «Мы идем в музей» и ежемесячно посещает занятия в Краеведческом музее. Проект «Дом, где живут книги» мы осуществляем совместно с детской библиотекой, наши дети принимают участие в мероприятиях, организованных на базе библиотеки, и ее сотрудники бывают нашими гостями. В рамках реализации проекта «Я расскажу вам о войне», дети побывали на мемориалах Воинской славы города, отдали дань памяти защитникам Родины. Очень позитивными для детей были занятия по канистерапии — реабилитации с помощью специально обученных ездовых собак. Частыми гостями у наших детей бывают юные артисты — волонтеры. Нами прилагаются все усилия для того, чтобы с помощью реабилитационных мероприятий, по возможности, скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность войти в большой мир людей, создать «ситуацию успеха» для каждого.

Для примера хочу рассказать вам историю нашей воспитанницы шестилетней Ани (имя изменено). Девочка поступила в отделение 1,5 года назад, диагноз «детский аутизм». При поступлении словарный запас у ребенка был не более 20 отдельных слов, фразовая речь отсутствовала. К игрушкам интерес не проявляла. Поведение аффективное, наблюдались частые истерики. Со слов мамы, девочка испытывала большие трудности, находясь в общественных местах и, особенно, в транспорте, первое время они добирались до центра пешком. На тревожные ситуации Аня реагировала криком, могла начать снимать с себя одежду и обувь. В результате проведенного курса социо-средовой реабилитации, организации охранного режима, психоэмоциональное состояние девочки стабилизировалось, аффектов не наблюдается, поведение приближено к социальной норме. В ноябре Аня, вместе с группой детей, посетила Краеведческий музей. Перед экскурсией мы рассказывали ей о музее, рассматривали фотографии ее друзей на музейном занятии, и девочка согласилась поехать с нами. В автобусе, всю дорогу, Аня держала педагога за руку, а во время экскурсии как будто прилипла к нему. Но когда, услышала звон колокольчиков и бубенцов (занятие было о клинских ямщиках, девочка оторвалась и побежала поближе, чтобы вместе со всеми детьми позвенеть колокольчиками. Для Ани это движение было сродни выходу космонавта в открытый космос – она смога, она победила!

За этой победой стоит огромный труд специалистов подготовивших «ситуацию успеха». Ведь и первое посещение музея было выбрано для девочки не случайно, Аня очень любит слушать музыку, и мы были уверенны, что она откликнется на звучание бубенцов и музейное пространство станет зоной ее интересов. Скоро у нас опять намечена экскурсия в Краеведческий музей, и Аня едет с нами! Кстати, и говорит она теперь так, что не остановишь.

Таких «маленьких побед» у специалистов центра немало. Наши «аутята» посещают общеобразовательные школы, занимаются в кружках и секциях города, учатся в музыкальной школе. В этом году Борис завоевал 2 место на областной Олимпиаде по сольфеджио, за свой рисунок Яна получила диплом на Всероссийском арт-конкурсе «Будущее России».

За плечами специалистов центра 20 лет поисков и открытий, бесценного опыта изучения программ и методик, разработки и совершенствования методов и технологий для достижения успешной социализации детей с ограниченными возможностями.

Все мы рождаемся с разными возможностями, иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов у детей с ограниченными возможностями меньше. Принятие и понимание ребенка, способны привести к положительным личностным изменениям и оказать терапевтический эффект.

Источник