Социальное развитие ребенка подросткового возраста

Социальное развитие ребенка подросткового возраста thumbnail

Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств — все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 10 до 16 лет у многих ребят.

Наиболее сенситивным периодом для развития социальной компетентности, по нашему мнению, является младший подростковый возраст (10-12 лет). Г. А. Цукерман называет этот возраст «ничья земля». Дети уже не относятся к младшему школьному возрасту, но еще не являются подростками, учебная деятельность перестает быть для них ведущей. Этот возраст, стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы — в области образования, качества личных отношений, социальных ориентаций, здоровья. Именно в этот период вырабатываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Психологическими ресурсами в этом возрасте являются: высокая двигательная активность; положительный эмоциональный фон; игровой потенциал подростковой субкультуры; повышенная внушаемость.

Главная особенность младших подростков — личностная нестабильность, поведение носит противоречивый характер. Их пробудившаяся энергия и желание действовать вместе со сверстниками толкают к новым видам занятий. Отзывчивость на окружающее выступает в эти годы именно в склонности к практически значимым видам деятельности, росте общественной активности, готовности участвовать в самых различных начинаниях. Пожалуй, никакой другой возраст не несет с собой такой непосредственной потребности самоутверждения и безоглядной готовности действовать. Это кризисное время в жизни ребенка. Так, подростку необходимо разрешить множество противоречий. Между социальной и биологической зрелостью. Между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность. Между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способами ее удовлетворения. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия младших подростков с другими людьми, могут быть обусловлены: отсутствием навыков общения (элементарным неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику, критично оценивать высказывания и действия других людей); преобладанием эгоистических тенденций, неприятием позиций и требований взрослых, неадекватными претензиями на статус и роли в различных группах. Кроме того можно выделить следующие факторы, затрудняющие процесс развития социальной компетентности младших подростков: недостаточное включение в разные виды практической деятельности; небогатый социальный опыт; ограничение социальной активности подростка; а также низкий образовательный и культурный уровень родителей. «Детская натура весьма склонна к подражанию и, будучи предоставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки» (Н. А. Добролюбов).

Возрастные особенности младших подростков не позволяют им достичь уровня социальной компетентности взрослого человека. Однако в условиях нестабильной, неблагоприятной, а иногда и агрессивной среды, подросткам необходимо научиться ориентироваться и принимать самостоятельные решения. Они должны уметь адекватно и критично оценивать факторы риска в ситуациях, характерных для их возраста, обладать навыками конструктивного взаимодействия, то есть стать социально компетентными для решения актуальных в данном возрасте социальных задач.

Серьезные преобразования происходят в мотивационной сфере подростка, в частности, в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе.

Подростковый период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Характерные черты подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания. Желание подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании возникает в результате анализа своих достоинств и недостатков и понимания того, что в собственных поступках и целях правильно, а что неправильно, чего следует добиваться и от чего воздерживаться. К настоящему времени психологами, социологами, педагогами получен большой фактический материал об особенностях развития подростков.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Половое созревание приводит к повышению активности, физических и психических возможностей ребенка и создает благоприятные условия для возникновения у него ощущения взрослости, самостоятельности. Однако на данном этапе своего развития подросток еще не может быть полностью самостоятельным: чтобы поступать самостоятельно, надо быть относительно независимым от непосредственного социального окружения, владеть механизмами личностной саморегуляции. Главная трудность здесь заключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно и компетентно.

Читайте также:  Развитие ребенка от года до полутора лет по месяцам

Как отмечено выше, одним из центральных моментов в развитии подростка становится формирующееся чувство «взрослости». Оно определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности — важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основой для развития социальной компетентности.

Важным моментом подросткового возраста, отмечаемым психологами, является необычайная пластичность личности ребенка в этом возрасте. Подростничество — это возраст формирования самосознания, самооценки, самоотношения. Интересы, возможности и способности ребенка в этом возрасте необычайно разнообразны и подвижны. Их конкретное содержание часто связано со случайными обстоятельствами — модой, престижностью в обществе, случайной встречей с интересным для подростка человеком.

Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя, подросток создает свое «Я».

Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Проблематично для старшеклассников и совмещение ближней и дальней перспективы.

В условиях профильного обучения старшекурснику предстоит сделать жизненно важный выбор, то есть, принять решение о самоопределении в каком-либо профиле, который, как правило, связан с дальнейшим путем продолжения образования и будущей профессиональной карьерой и соответственно с выбором образа жизни.

Учащиеся выпускного 9-го класса основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля в старшей школе. Обычно они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например «за компанию с товарищами», по совету взрослых, которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей. Нередко школьники попадают под влияние СМИ и общественных стереотипов, считая, что располагают достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняют свой выбор профиля дальнейшего обучения.

Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Исходя из этого, проецируется ряд педагогических задач направленных на овладение подростками компетентностями, связанными с будущим самоопределением, в частности компетентность осознанного выбора и ответственности за этот выбор.

С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения подростка. Умение владеть собой — важное качество взрослого, зрелого человека. Оно очень ценится подростком. Однако для типичного подростка характерны слабость воли, неорганизованность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели. Для развития воли, следовательно, особую роль приобретает усиление цели. Социально компетентный подросток овладевает сознательным целеполаганием.

Необходимый уровень социальной компетентности подростков в условиях массовой школы достигается посредством формирования:

— комплекса социально-коммуникативных знаний и отношений (понятийно-сущностный компонент);

— системы социально-коммуникативных умений (практико-деятельностный компонент);

— опыта продуктивной социально-коммуникативной деятельности (мотивационно-мировоззренческий компонент);

— личностно-ценностного отношения к совершенствованию социально-коммуникативной компетентности (концептуальный компонент).

Основываясь на том, что содержание любой компетентности, и социальной, в том числе, предполагает ряд сторон (знаниевый, мотивационный, деятельностный) и базируется на информации, коммуникации, интуиции и практике, можно представить следующую структуру социальной компетентности.

С целью определения содержания социальной компетентности необходимо выделить ведущие социальные роли, которые отличают различные социальные отношения подростков. Именно в юношеском возрасте, как показали исследования И. С. Кона, И. Б. Котовой, А. В. Мудрика, С. А. Смирнова, Е. Н. Шиянова и других ученых, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся.

Юность — это период, когда подросток осознает себя ответственным субъектом социальной жизни, готовым и имеющим возможности активно участвовать в трудовой и общественной жизни, умеющим выражать свою гражданскую позицию, понимающим социальные роли мужчины или женщины, матери или отца, имеющим нравственное отношение к любви, семье, браку — в итоге овладевающим социальным опытом и реализующим себя как личность. Как показали исследования И. С. Кона, основной социальной задачей в эти годы выступает определение своего места в жизни, обществе, выбор профессии. Важной жизненной задачей юношей и девушек становится психо-сексуальная ориентация, подготовка к семейно-брачным отношениям, созданию семьи.

Ранний юношеский возраст — время для осуществления профессионального выбора и подготовки к будущей профессии, перехода к профессиональному обучению. На этом этапе завершается созревание и формирование личности, когда наиболее полно проявляется ценностная ориентация деятельности школьника.

А. В. Мудрику считает, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе.

Исходя из проведенного теоретического анализа психолого-педагогических подходов к определению ведущих социальных ролей подростков, можно определить содержание социальной компетентности, которое имеет три направления развития по каждому компоненту социальной компетентности: «Личность», «Гражданин», «Профессионал».

Содержание социальной компетентности включает в себя:

1. По направлению развития «Личность»:

— понятийно-сущностный компонент — знания ролевых требований и ожиданий, предъявляемых обществом к обладателям определенного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей, норм в сферах и областях социального взаимодействия; знания и представления человека о себе (о своих возможностях, интересах, способностях), восприятие себя как социального субъекта и как личности;

— практико-деятельностный компонент — получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия;

Читайте также:  Направления развития ребенка в детском саду

— мотивационно-мировоззренческий компонент — сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения, успешные установки социального взаимодействия, основанная на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;

— концептуальный компонент — наличие таких качеств как креативность, коммуникабельность, толерантность, адаптивность, ответственность, нацеленность на успех.

2. По направлению развития «Гражданин»:

— понятийно-сущностный компонент — знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных структурах и социальных процессах, протекающих в обществе;

— практико-деятельностный компонент (система социально-коммуникативных умений) — получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

— мотивационно-мировоззренческий компонент (опыт продуктивной (творческой) социально-коммуникативной деятельности) — сформированность мотивации социального поведения в том или ином социальном статусе.

3. По направлению развития «Профессионал»:

— понятийно-сущностный компонент — знания обязанностей и прав работника и работодателя, состава документов для приема на работу, содержания трудового договора, рынка труда, требований к ключевым специальностям;

— практико-деятельностный компонент — получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию;

— мотивационно-мировоззренческий компонент — сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).

Важной задачей в процессе формирования социальной компетентности у подростков становится создание необходимых условий, обеспечивающих освоение и принятие учениками общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов социального поведения.

Источник

Психическое и социальное развитие подростков

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, активно развиваются познавательные способности, интеллект и эмоционально-волевая сфера. По-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками.

Развитие познавательных способностей

Младший подростковый возраст (11–12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением познавательных интересов. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти.

К 13–15 годам постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

В период с 17 до 19 лет у подростков совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной оценке тех или иных явлений действительности.

Интеллект подростка уже позволяет формирование представлений о прошлом и будущем, осознание разницы между прошлым, настоящим и будущим. Появляется способность планировать и предвидеть будущее. Новым становится открытие конечности существования. Это вызывает тревогу и страх и может создавать предпосылки для ухода в религию и различные секты.

Интерес к школе и учению у старшеклассников, по сравнению с младшими школьниками, заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению.

Чувство взрослости и подражание

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, появляется чувство взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым и стремятся приобрести качества, свойственные взрослому человеку. С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексика, способ времяпровождения, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12–13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость. Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства.

Для того, чтобы обрести ценность и в собственных глазах и в глазах сверстников, подростки стремятся иметь определенные вещи (например, мобильный телефон, планшетный компьютер, одежду и обувь определенного стиля), наличие которых придает определенный статус, означает принадлежность к определенной группе. Неосторожные и тем более резкие высказывания о внешнем облике, вещах, манерах, умственных и других способностях подростков способны их глубоко оскорбить. Подростки обидчивы.

Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. При этом в поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

Одновременно у подростков возникает потребность в доверительном общении. Они хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав.

Общение со сверстниками  и их влияние

В период с 10 до 15 лет ведущей деятельностью подростков становится общение со сверстниками. Именно в их сообществе реализуется главная потребность этого возрастного периода – получить признание своей личности, найти свое место в обществе,  быть «значимым». Подростки активно ищут друзей, выясняют отношения, меняют компании. Динамика мотивов общения со сверстниками меняется каждые два года: в 10–11 лет сильно желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; мотив занять определенное место в коллективе сверстников преобладает в 12–13 лет; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности актуализуются в 14–15 лет.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет тольятти

Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Влияние сверстников на поведение подростков очень велико. И если у подростка заниженная самооценка, он или она могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают поступки, иногда противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.

Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Поэтому они склонны к рискованному поведению. При этом они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности. Им хочется «испытать все, пройти через все». Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить.

Эмансипация от взрослых

В возрасте 12–14 лет они переживают возрастной кризис, начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, нарушают внутренние запреты, перестают подчиняться взрослым. Многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, игнорируют замечания (подростковый негативизм).

В то же время подросток рефлексирует, старается понять себя и окружающих, критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным, переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему во взаимоотношениях с людьми. В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе. Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями.

Подросток стремится освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых (родителей, учителей), считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Но в его психологии и поведении еще много инфантилизма – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно.

Взросление

Возрастной период с 15–16 до 17–18 лет – это время перехода к самостоятельности, период самоопределения, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Жизнедеятельность в этот период усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности.

В это время вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков младшего возраста.  Однако юность – это и период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в более раннем возрасте. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. Но наряду с элементами взрослого статуса у старших подростков сохраняется значительная степень зависимости, идущей из детства, в первую очередь материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.

К основным задачам социального развития подростка можно отнести следующие:

  • формирование идентичности, целостного Я;
  • развитие жизненной компетентности и социального интеллекта;
  • приобретение коммуникативной компетентности;
  • развитие морали и ценностных ориентаций;
  • формирование умения ставить и достигать цели;
  • развитие способности к самореализации и социальной адаптации;
  • развитие способности противостоять негативному давлению окружающей среды;
  • развитие способности преодолевать жизненные трудности;
  • приобретение относительной независимости и отделение от семьи;
  • создание своего круга общения, межличностных отношений, поиск друзей;
  • самоопределение в профессии;
  • формирование целостной концепции жизни.

Подготовлено по материалам: Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва, 2005. http://www.alleng.ru/d/psy/psy014.htm   (дата обращения 30.09.2014); Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. Москва, 1982.  http://www.ereading.ws/book.php?book=97821  (дата обращения 30.09.2014); Ткачева  М.С. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Москва. 2010. https://knigolib.net/?p=14684  (дата обращения 30.09.2014).

Смотреть в PDF

Социальное развитие ребенка подросткового возраста

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.

Источник