Социальное развитие ребенка инвалида в обществе

Социальное развитие ребенка инвалида в обществе thumbnail

Статьи

Психология и педагогика

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

10 сентября 2018

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
  • Самообслуживающий труд.
  • Использование бытовых устройств.
  • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
  • Художественно-прикладной труд.
  • Творческая деятельность.
  • Спорт.
  • Если с ребенком трудно

    Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

    Купить

    Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

    Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

    • Разработать специальные программы социальной адаптации.
    • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
    • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
    • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
    • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
    • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
    • Обеспечить педагогическое сопровождение
    • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

    Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

    Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

    1. Естественно-культурные:

    • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
    • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
    • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
    Читайте также:  Развитие ребенка по годовым возрастам

    2. Социально-культурные:

    • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
    • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
    • Научить оценивать свои навыки и способности.
    • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
    • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

    Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

    Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

    Купить

    В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

    3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

    • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
    • Воспитать толерантное отношение к социуму.
    • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
    • Сформировать адекватную жизненую позицию.
    • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

    Читайте также:

    • Методы обучения детей-аутистов
    • Физкультура для детей с ОВЗ
    • Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
    • Тренинг для родителей детей с ОВЗ
    • Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

    4. Социально-психологические.

    • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
    • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
    • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
    • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
    • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

    Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

    Самая важная книга для родителей

    В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

    Купить

    Источник

    Социализация детей с ОВЗ

    Дети, имеющие врожденные или приобретенные патологии здоровья, ограничены в общении с нормально развивающимися сверстниками. В большинстве случаев они видят в своем окружении только родителей, медицинских работников и ребят, с аналогичными проблемами здоровья (в тех случаях, когда ребенок растет в интернате или обучается в коррекционных учреждениях). Для решения возникающих проблем разработаны различные педагогические и психологические средства социализации детей с ОВЗ.

    Цели и задачи

    Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к незащищенной категории граждан, которые требуют не только постоянной помощи и контроля со стороны третьих лиц, но и государственного социального обслуживания. Социальное развитие детей с ОВЗ – это комплекс действий и мероприятий, направленный на:

    • успешное развитие личностных качеств;
    • усвоение принятых норм морали и этики;
    • принятие установленных образцов поведения в обществе;
    • развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.

    Таким образом, основная цель социализации детей с ОВЗ – безболезненная адаптация к окружающему их обществу.

    Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка петриков

    Задачи социализации детей с ОВЗ:

    • естественные задачи – в соответствии с возрастом ребенок должен иметь определенный уровень, психического, физического и сексуального развития.
    • культурные задачи – взрослея, подросток с ОВЗ должен уметь общаться со здоровыми людьми, находить нужные темы для разговора, и принимать активное участие в жизни общества;
    • психологические задачи – оказание помощи в преодолении психологических барьеров, возникших в результате имеющегося недуга.

    Практические исследования показывают, что в большинстве случаев, при знакомстве с новыми людьми, ребята с ОВЗ стараются скрыть свою патологию. В тех случаях, когда это невозможно, они самоизолируются от общества или агрессивно реагируют на сочувствие и гиперопеку со стороны новых знакомых. Успешная социализация детей с ОВЗ возможна только тогда, когда общество готово “принять” инвалида. В тех случаях, когда малыш с отклонениями не выделяется из общей толпы (например, на детской площадке играет вместе со здоровыми сверстниками), он лучше адаптируется и быстрее находит “общий язык” с окружающим миром.

    Условия социализации детей с ОВЗ:

    • индивидуальный подход к воспитанию;
    • родители должны не только опекать своего особенного ребенка, но и обеспечить ему достойное и качественное образование;
    • выбор образовательного учреждения должен зависеть не только от решения ПМПК, но и от желания и возможностей малыша (процесс обучения может осуществляться в домашних условиях, школах-интернатах, коррекционных учреждениях, в коррекционных классах на базе общеобразовательной школы);
    • всестороннее развитие;
    • регулярное посещение психолога, дефектолога и других необходимых специалистов;
    • постепенная интеграция в общество.

    Родители обязаны оказать всевозможную помощь своему малышу для того, чтобы его взрослая жизнь была успешной, полноценной и счастливой. Соблюдая условия успешной социализации детей с ОВЗ, даже в самых тяжелых случаях инвалиды начинают проявлять коммуникативные навыки и познавать окружающий их мир.

    Социализация в зависимости категории детей с ОВЗ

    Процесс социализации детей с ОВЗ зависит от трех факторов:

    • скорость адаптации к социуму;
    • социальная интеграция (процесс включения ребенка в общество и то, как общество реагирует на инвалида);
    • развитие личности и проявление индивидуальных качеств.

    В зависимости от того, как проходит процесс социализации у ребят с ОВЗ, их можно условно разделить на четыре категории (независимо от имеющихся патологий здоровья):

    Тип

    Характеристики

    Активно-позитивный

    Дети, имеющие позитивный настрой, хорошее чувство юмора, высокую самооценку, и не стесняющиеся своих недугов, быстро адаптируются к изменениям в обществе (при поступлении в школу, при переезде на новое место жительства), и самостоятельно решают возникающие бытовые проблемы.

    Пассивно-позитивный

    Дошкольники и подростки, относящиеся к этому типу, характеризуются низкой самооценкой. Они не стремятся проявить себя, заявить о том, что им что-то не нравится. Чаще всего они нуждаются в постоянной опеке со стороны близких, бояться серьезных изменений в жизни, т.е. их полностью устраивает их место в обществе.

    Пассивно-негативный

    Ребята пассивно-негативного типа стесняются своего недуга, и того, что они находятся постоянно под опекой. Они не стремятся к изменениям (не пытаются самостоятельно развиваться, обучаться, не проявляют интерес к здоровым сверстникам).

    Активно-негативный

    Активно-негативные ребята испытывают сильный психологический дискомфорт от того, что не могут полноценно расти, играть и общаться. При этом их реакция на изменения в окружающем мире может быть крайне негативной – они могут замкнуться в себе, потерять интерес к учебе, агрессивно проявлять себя в общении с близкими.

    Среди детей с ОВЗ, имеющих серьезные заболевания (например, детский паралич), можно выделить лишь небольшую группу активно-позитивных лиц. Большая часть подростков с патологиями здоровья не пытаются самостоятельно изменить свою жизнь, не имеют социальной активности, или считают, что не способны жить также как здоровые сверстники.

    Для формирования личностных и духовно-нравственных качеств, самостоятельности в выборе и действиях, для стремления к учебе и труду, и социализации социально-педагогические и психологические методики должны быть хорошо спланированы и иметь научное обоснование.

    Важно! Основная психологическая проблема социализации детей с ОВЗ – это отношение ребенка к своим собственным особенностям, т.е. каким он считает себя – «нормальным» или «неполноценным».

    Программы социализации

    Несмотря на то, в какой семье растет и воспитывается ребенок, какой диагноз ему поставлен – в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании” – каждый имеет право на получение бесплатного общего образования и на самореализацию в доступных видах социальной деятельности. Инвалиды обладают дополнительными правами – учебный процесс должен быть выстроен на особом подходе со стороны преподавателей и на обеспечении специальных условий для образовательной деятельности (наличие методических и учебных пособий, пандусов в образовательном учреждении, обустроенной территории для физических занятий).

    Читайте также:  Составление карточек развития ребенка

    В детском саду и школе

    На сегодняшний день все чаще практикуется инклюзивная программа социализации для детей с ОВЗ, подразумевающая “включение” инвалида в общество здоровых сверстников. Социализация детей с ОВЗ в ДОУ основана на совместном участии здоровых и “особенных” ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время. Совершая какие-либо совместные действия, воспитанники оценивают друг друга не по симпатиям, а по личностным качествам и навыкам. В игровой деятельности они усваивают установленные правила, учится соблюдать их под непосредственным руководством воспитателей.

    Социализация детей с ОВЗ в школе – важный этап становления личности и психического развития. Проявление эмоциональных симпатий и антипатий у учеников позволяет педагогам скорректировать учебную деятельность, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, а также исправлять их поведение в соответствии с принятыми нормами. Любые формы социализации детей с ОВЗ исключают дискриминацию, обеспечивают равные права для всех детей, но при этом создают особые условия для инвалидов.

    Дополнительное образование

    Программы дополнительного образования состоят из разнообразных творческих направлений, в соответствии с интересами ребят с ОВЗ любого возраста. Согласно социальным практикам, занятия творчеством способствуют социально коммуникативному развитию детей с ОВЗ, их продуктивная деятельность увеличивается в разы, выявляются и развиваются творческие способности. Дополнительные образовательные программы направлены на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, исправление их психоэмоциональных проблем, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.

    Ребята, регулярно посещающие художественные, музыкальные или узконаправленные курсы, со временем лучше усваивают школьный материал, не теряют мотивацию к учебе. Более того, получая хорошую практику на дополнительных занятиях, подростки часто выбирают творчество в качестве профессии.

    Роль педагогов и родителей

    Уважение к старшим, любовь к труду и учебе, бережное отношение к живой и неживой природе, культура речи – всему этому дети учатся на примере своих родителей. Обучение и социализация детей с ОВЗ никогда не будут иметь положительных результатов, если перед ними не будет соответствующего примера для подражания.

    Для успешной социализации ребенка также важен социальный статус его родителей и их отношение к общественной деятельности. В тех случаях, когда родители не участвуют в общественной жизни, не развиваются и имеют проблемы с трудоустройством, они не способны дать всестороннее образование своему малышу. Семьи, имеющие низкий социальный статус, неблагополучные условия жизни, узнав об ограниченных возможностях младенца, чаще всего отказываются от него. Ребята, воспитываемые в детских домах и интернатах, не могут полноценно развиваться из-за ненадлежащего ухода и недостаточной опеки.

    Помимо родителей, огромный вклад в развитие и социализацию ребенка вкладывают воспитатели в ДОУ и педагоги в школе. Принципы социализации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:

    • организация совместной игровой и учебной деятельности;
    • индивидуальный подход к каждому воспитаннику (ученику);
    • ведение индивидуальных образовательных маршрутов;
    • контакт с родителями;
    • составление рекомендаций для внеурочных занятий.

    Благополучие в семье, совместное времяпровождение детей-инвалидов со здоровыми сверстниками, индивидуальный подход и инклюзивное образование – это необходимый комплекс мер для того, чтобы ребята с ОВЗ успешно познавали мир взрослых, учились взаимодействовать друг с другом и осваивали нормы человеческих отношений.

    Видео

    049

    Источник