Социальное развитие ребенка дошкольного возраста по фгос

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста по фгос thumbnail

Социально-коммуникативное развитие дошкольников

в соответствии с ФГОС в ДОУ

Как нам всем уже известно, Федеральный государственный образовательный стандарт  выделяет 5 направлений развития и образования детей:

1.социально коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Познавательная  деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация в современной жизни становится базовой деятельностью для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

Коммуникативная компетентность – «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская).

К элементам эффективного общения относят следующие:

— желание вступать в контакт с окружающими;

— умение организовывать общение — слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формы деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

— интегрированные занятия;

— игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные,  творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

— беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

— индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

Читайте также:  Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте кратко

— самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.

Далее я хотела бы зачитать притчу.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.

Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе нашей встречи.

Я работаю воспитателем в детском саду. Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме.

Как только ребенок в первый раз приходит в детский сад он оказывается среди сверстников. Дома он был центром внимания, получавшим много внимания и заботы. А в детском саду таких как он много, и взрослые требуют от него быть более самостоятельным, терпеливым к сверстникам. Некоторые дети, которые уже адаптировались к детскому саду, начинают с трудом расставаться с родителями, жалуются на то, что его обижают, не любят сверстники. Чтобы ребенок нашел свое место среди сверстников необходимо создать сплоченный, дружный коллектив. Ведь им придется не один год провести вместе. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает нас воспитателей формировать у детей умение доброжелательно относиться к окружающим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость, постепенно формируется сплоченный коллектив. Коллектив дошкольников — это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний. Необходимой частью в формировании хорошего коллектива является развитие коммуникативных умений у детей.

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Карусель», «Поздороваемся необычно». На следующем этапе, чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь, мы играем в «Волшебную палочку». Для начала выбирались самые близкие темы для игры: «Как тебя называют ласково?», «Любимая игрушка», «Я люблю когда…».Потом постепенно вводится вариант «Волшебной палочки» дидактического характера: «Найди предмет определенного цвета», «Домашние животные», «Какой?», «Какой бывает каша, вода и т.д.», «На что похоже?». Так же широко использую всевозможные хороводные игры. Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Коза», «Дядя Трифон», «Колпачок».

Читайте также:  Кризисные ситуации в развитии ребенка

 Мы стараемся формировать у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рассматриваем картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводим этические беседы.

Анализ использования всех этих приемов в развитии общения дошкольников позволил нам сделать следующие выводы: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Упражнение «Десять секунд».

Цель: помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;

по стилю обуви;

по длине волос;

по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;

по цвету брюк и юбок;

по цвету глаз;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

— . Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные

Упражнение «Дружественная ладошка».

 Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

 Участникам раздаются листки бумаги.

 Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

 Выполнение задания участниками.

 — Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!»

 Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Всего вам большого и светлого…

Источник

Ирина Кравченко
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до

Дошкольный возраст — это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый — воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Мне, педагогу – психологу по образованию, эта тема сегодня кажется особенно актуальной, в связи с переходом на стандарт дошкольного образования. Социальное развитие — одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Основная моя цель как педагога — создавать условия для полноценного социального развития детей, способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

В сфере социально-личностного развития основными направлениями, для педагогической работы,являются:

— формирование у ребенка положительного отношения к себе и

представления о себе;

— формирование социальных навыков;

развитие игровой деятельности;

— общение со сверстниками.

Исходя из этого,вытекают задачи педагогической деятельности:

развитие игровой деятельности детей;

— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе

моральным);

— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы реализации данных задач:

— фронтальные и подгрупповые;

— индивидуальная работа;

— создание предметно-развивающей среды: психологический уголок,

патриотический уголок «Моя страна»;

— уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «Моя семья»,

«Уголки ряженья»;

— организация работы по социально-личностному развитию в свободной

деятельности детей: игры — упражнения, снижающие психологическую

напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления

дивиантного поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором,

поговорок о дружбе, правилах поведения,создание фотоальбомов:

«Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и

т. д.

В начале работы мною было составлено перспективное планирование, подобраны темы, продумано содержание, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей. Весь материал в плане был распределён по трём блокам:

«Ребёнок и взрослые»,

«Ребёнок и сверстники»,

«Отношение ребёнка к самому себе».

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определялась основная деятельность детей, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом — труд, в третьем – познавательная деятельность. Действенным средством формирования у дошкольниковнавыков общения являются игры: творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации. Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. С момента поступления детей в группу я активно вовлекала их в игры – имитации. Дети подражали действиям разных животных, а также передавали образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводили разные настроения зверей (добрый — злой, веселый – грустный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Читайте также:  Развитие двигательной активности ребенка первого года жизни

Для работы с детьми я подобрала игры:

— на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного

возраста;

— на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у

детей;

— на преодоление негативных эмоций, гнева;

— на формирование культуры общения.

Содержание игр, упражнений, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» учу детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаю детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие. Ежедневно выделяю специальное время для организации детских игр; стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым;предложить детям ту или иную коллективную игру: в прятки, паровозик и вагончики и т. п. Детям, не умеющим играть, даю возможность наблюдать за игрой сверстников, постепенно включая в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Помимо коллективных игр, организовываю индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера.

Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков.В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Поэтому ежедневно приучаю детей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать мне и младшему воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого. В течение дня организую с детьми игры-забавы и дидактические игры, создаю условия для развития у детей общения со сверстниками, помогая им налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Организуя разные виды совместных игр, я тактично разрешаю возникающие конфликты, сближаю детей друг с другом, поддерживаю интерес к сверстникам.

В летний оздоровительный период в нашей группе прошли тематические праздники и развлечения:

«Что значит быть вежливым»,

«Дарите людям доброту!»,

«Всем советуем дружить»,

— речевая акция «Сорные слова».

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания. В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Создавая развивающее пространство в группе, я придерживалась принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания«, а так же руководствовалась принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.Это принципы:

— открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности — динамичности;

— полифункциональности ;

— гендерный подход.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду, учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, экспериментально – исследовательской деятельностью и т. д. В целом в группе царит обстановка уюта и комфорта, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Реализуя поставленные задачи, уделяла огромное внимание организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, т. к. нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. В целях обеспечения социального партнёрства составлен план работы с родителями в этом направлении.Для ознакомления родителей с работой детского сада по реализуемой программе использовались открытые занятия: «Ты и твоё имя», «Мой друг», совместные праздники, оформление уголка в группе «Моя семья»,проведение консультаций и оформление информации на стенде по темам: «Воспитание чувств», «Родительская любовь», проведение фотовыставок «Загляните в семейный альбом», «Я с мамой» и др. Я старалась возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития.

Важнейшее условие, облегчающее социализацию ребенка – это слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно проходят период социализации. Педагоги, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник помогают им успешно встроиться в современный окружающий мир. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. А наша основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Источник