Социальное развитие ребенка дошкольного возраста диагностика

Психолого – педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников.

        Социализация – очень важный процесс развития индивида  для дальнейшей самореализации. Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.

        Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

        Отечественные ученые, такие как:  А.С.  Белкин,  В.В. Давыдов,  Д.И.Фельдштейн,  Д.Б. Эльконин  и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии  именно в период  своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.  Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей.  Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического  мышления в образном и предметном плане именно в  дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

        В процессе социализации очень важную роль играет детский сад и его работники педагоги  и психологи. Деятельность педагогов  направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Ролевое поведение в процессе социализации знакомит ребенка  с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

Программа социализации дошкольника

  • Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку
  • Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества
  • Обсуждение конфликтов
  • Четкая формулировка правил поведения

Показатели, способствующие протеканию процесса социализации:

  • Разрешение конфликтных и критических ситуаций
  • Полоролевое поведение
  • Самооценка
  • Самосознание
  • Усвоение информации

        Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений  педагогического процесса современного дошкольного учреждения. 

        В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется психолого-педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-личностного развития дошкольника. В этом аспекте  диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик позволяющих диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

        Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

        Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:

  • Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
  • Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
  • Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение и беседа будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.

        В саду, с целью изучения социализации дошкольников, мною проводится диагностика по трем направлениям:

1.Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В качестве любимых книг дети называли русские народные и волшебные сказки, сказки про животных и сказки Ш. Пьеро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм.

Также ребята перечисляли книги русских, советских и зарубежных авторов, которые читали в детстве их родители: о Винни-Пухе, Буратино, Карлосоне и др. Также популярны комиксы, детские энциклопедии, книги про животных, научно-популярная, историческая литература.

Из предпочитаемых литературных произведений на 1 месте – сказки, их назвали 60% ребят старшего дошкольного возраста; на 2 месте – научно-популярная литература, энциклопедия,  книги для животных; на 3 месте – журналы по мультфильмов «Человек-паук», «Русалочка», журнал «Барби».

Таким образом, любимым книжным жанром детей старшего дошкольного возраста остаются сказки , научно-познавательная литература.

Телевидение.

Многие ребята с большим интересом смотрят разные телепередачи. В качестве любимых телепередач у детей остаются мультфильмы. Но отечественные мультфильмы ребята почти не знают.

Кроме того, любят смотреть развлекательные программы ориентированные на взрослую аудиторию: «Поле чудес», «Слабое звено», «Большая стирка», «Скрытая камера» и сериалы для взрослых «Улицы разбитых фонарей», «Комиссар Рекс».

Дети являются поглотителями информации рекламных блоков. Дети почти не называли передач познавательного характера. Из детских передач ребята выделили: «Спокойной ночи», «Телепузики», «Улица Сезам».

Таким образом, потенциал телевизионного вещания мало используется для образования детей. К сожалению, родители не рассматривают телевидение как средство, дающее прекрасные возможности для знакомства с достижениями мировой и отечественной культуры.

Свободное времяпрепровождение.

Анализ ответов показал, что большинство детей (80%) в выходные дни бывают с близкими: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрами и братьями. Только 4ребенка сказали, что они чаще бывают с друзьями.50% опрошенных детей основным занятием назвали просмотр телевизора. Упоминались изобразительная деятельность и игры с животными. Любимое место отдыха – горки и детские городки.

Настораживает то, что при наличии кинотеатров, театров, музеев, кружков и секций, дети чаще время проводят дома, порой предоставлены сами себе, иногда ходят в гости с родителями, посещают с ними магазины, ездят на дачу. Ни один из опрошенных детей не отметил занятия спортом. Только 22% детей сказали, что посещают кинотеатры, театры, музеи.

Таким образом, в основном ребята проводят входные пассивно у телевизора. Родители не реализуют  свое свободное время для разностороннего развития детей и мало используют возможности городских учреждений для приобщения ребенка к культуре и спорту.

В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:

  • Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются?
  • Что делают школьники?
  • Что делают дети, которые еще не ходят в школу?
  • Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым,  школьником или маленьким ребенком? Почему?
  • Хотелось бы тебе быть взрослым?
  • Хотелось бы тебе быть школьником?
  • Тебе нравится быть ребенком?

В качестве основных занятий взрослых дети называют работу, приготовление пищи, уход за детьми, просмотр ТВ, а также походы в магазины и стирку. У школьников это учеба и выполнение домашнего задания, а у дошкольников – игра (100%), посещение д/с (95%), чтение книг и пение.

На вопрос: «Кем лучше быть?» — 40% детей ответили: «Взрослым», — мотивируя это тем, что можно завести семью, съездить куда-либо, а самое главное – овладеть профессией. Роль школьника мало привлекает детей. И если 20% детей среднего дошкольного возраста хотят быть учениками («чтобы все знать», «в садик не ходить»), то никто из опрошенных детей подготовительной   группы не считает, что школьником быть хорошо, мотивируя свое мнение тем, что будут ругать за плохие оценки, надо будет решать трудные задачи.

Читайте также:  Развитие ребенка с самого зачатия

50% детей подготовительной группы хотят быть взрослыми. Ребята, которые отвечали. Что не хотят быть взрослыми, мотивировали это так: «Не хочу в армию», «Не хочу рано вставать», «Работать надо».

Анализ ответов детей показал:

  • статус  школьника менее привлекателен для современных детей по сравнению со статусом взрослого и ребенка;
  • с возрастом прослеживается усиление привлекательности образа школьника;
  • очевидно стремление современных дошкольников избегать усилий и трудностей.

Таким образом, анализ собранной информации свидетельствует о том, что мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельность каждого из её членов.

2.Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?» Татаринцева Н.Е.

Определяя понятие «семья», дети использовали такие характеристики, как взаимопомощь, любовь, совместное проживание.80% считают, что человек не может жить без семьи. Анализ ответов на вопрос «Зачем нужны дети в семье?» позволил выделить следующие мотивы:

68% детей называли мотив связанный с удовлетворением эмоциональных потребностей родителей: «Чтобы не скучно было», «Чтобы веселили родителей».

27% назвали общественный мотив продолжение рода: «Чтобы выросли и женились», «Чтобы было больше людей», «Выросли  и работали», «Чтобы помочь старым людям».

У 5% мотив, связанный с наличием социальных стереотипов: «Быть как  все», «Чтобы семья полна Большинство детей (84%) вкладывают в понятие «любовь» широкий смысл: «Это когда человек любит кого-нибудь», «Все время целуются», «Заботятся друг о друге».

У 46% опрошенных  понятие любовь и брак тесно связаны: «Любовь, когда люди женятся и рожают детей».

В качестве причин женитьбы дети назвали:

43% -появление и рождение ребенка;

49%-спасение от одиночества и стремление жить вместе с человеком, который нравится;

8% — связывают создание семьи с удовлетворением корыстных целей: «Чтобы в армию не ходить», «Чтобы муж деньги носил».

        Таким образом, современные дети ориентированы на традиционную модель – счастливую семью, в которой обязательно  есть потомство. Дети связывают понятие семья и ребенок и осознают необходимость продолжения человеческого рода. Но родители и педагоги мало рассказывают детям о роли и значимости ребенка в семье: ребенок не только «лекарство»  от одиночества и средство избавления от скуки, но и огромная работа по уходу за ним, ответственность за его здоровье, безопасность и т.д. Поэтому взрослым необходимо расширять представления ребят старшего дошкольного возраста о многоаспектности социальных ролей, выполняемых каждым членом семейного сообщества.  

3.Усвоение и развитие социально-культурного опыта. Методики «Изучение навыков культуры общения», «Изучение уровня самосознания».

        Данное исследование показало нам, что  дети  не умеют общаться со сверстниками. Часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой успех. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы. Несут разрушительные действия. Игровая деятельность требует коррекции. Сюжеты игр сжаты, отражают в основном  действия деструктивного характера.

Сводная диаграмма результатов диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня  социализации детей вырос на 50 %. Прослеживается положительная динамика развития отношений, игр детей, что доказывает эффективность предлагаемого комплекса мероприятий. Дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей. Иногда были заметны проявления невербальной агрессии. Но ребята корректно поправляли нарушителей. Детям понравилось соблюдать правила, которые разработали педагоги, родители и дети.  

        Застенчивые, неуверенные в себе дети принимали активное участие в работе группы. Агрессивные дети стали меньше проявлять деструктивное поведение. Игры детей стали более развернутыми. Дети выбирали сюжеты игр, опираясь на опыт занятий. Группа характеризовалась как сплоченная, дружная, активная на занятиях и прогулках. 

        Таким образом, используя данный опыт в своей работе, педагог, имеет возможность не только знакомить ребенка с культурой общения, но и корректировать детско-родительские отношения.

        Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возраста  активно участвуют в жизни группы,  своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в  группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения  других людей. Все выше перечисленное становится возможным  потому, что у детей активизируется  социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

   По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания,  освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.

        Также я использую комплекс мероприятий по работе с родителями и педагогами. Семейные проекты, они помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей. Обогащают внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога». 

Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности».

Источник

наталья огнева
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе

1.1 Название методики,автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция:Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

Читайте также:  Примеры социальной ситуации развития ребенка в младшем школьном возрасте

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки».Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

1.2 Название методики,автор: Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».

После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»

Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию.Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом.Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?

Мама стирала.Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», — сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?

Обработка результатов:

Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?

Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?При правильном ответе ссылается на:

• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);

• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);

• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);

• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);

• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);

• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.

При неправильном ответе ссылается на:

— авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);

— свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»);

1.3. Название методики,автор: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Низкий — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Высокий — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

1.4. Название методики,автор: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Читайте также:  Ольга теплякова пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Стимулирующий материал приложение №1

Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.

Низкий(2балла) — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний (3 балла) — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий (4 балла) — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.

Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

2.1. Название методики,автор: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.)

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Возрастной диапазон: 2-4 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развитияобщения со сверстниками предполагается использовать:

• параметры общения со сверстниками;

• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).Показателями данного параметра являются:

Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);

Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

Обработка результатов:

Интерес к сверстнику:

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла — ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;

3 балла — ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Про социальные действия:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками, но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла — ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится, мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла — ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются, мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

0 баллов — ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);

1 балл — лепет;

2 балла — автономная речь;

3 балла — отдельные слова;

4 балла — фразы.

Протокол регистрации параметров общения со сверстником

Ф. И. ребёнка ___ Возраст ___

Интерес

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Инициативность

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Чувствительность

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Просоциальные действия

Непосредственное общение» не фиксируется 0 1 2 3

Общение с участием взрослого» не фиксируется 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Средства общения:

экспрессивно-мимические

Непосредственное общение 0 1 2

Общение с участием взрослого 0 1 2

Совместная деятельность с предметами 0 1 2

Один предмет на двоих 0 1 2

активная речь

Непосредственное общение 0 1 2 3 4

Общение с участием взрослого 0 1 2 3 4

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3 4

Один предмет на двоих 0 1 2 3 4

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развитияобщения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла, средний (2 балла) и высо