Социальное развитие ребенка до года

Социальное развитие ребенка до года thumbnail

Возрастные возможности эмоционально-социального развития ребенка от рождения до 1 года

Каждый месяц делает свой вклад в эмоционально-социальный рост ребенка.

На втором месяце происходит интенсивное психоэмоциональное развитие младенца: малыш идентифицирует себя с матерью, чувствует себя ее частью, не отделяет свое «я» от нее, только у нее на руках чувствует себя безопасно и комфортно, стремится к постоянному контакту с ней, много времени проводит на руках.

Именно на руках у матери ребенок успокаивается, не требует к себе внимания, спокойно относится к любым перемещениям, сменам позы, охотно наблюдает за окружающей средой, дает знать о себе лишь тогда, когда чувствует дискомфорт. Всматривается в лицо человека, наклонившееся над ним, концентрирует на нем внимание в течение короткого времени, координирует работу глаз и действия рук: хорошо фиксирует взгляд, следит глазами за предметом, который двигается, старается схватить его.

На третьем месяце ребенок проявляет больше терпения, чем раньше, в течение короткого времени может подождать, чтобы его покормили, переодели, взяли на руки. Возникает способность заниматься самостоятельно (до 10-15 минут), хотя большую часть времени малыш проводит на руках у взрослого (в первую очередь матери). Продолжается интенсивное развитие различных сторон эмоционально-социального становления малыша, обогащаются его впечатление от знакомства с окружающим, ориентации в пространстве, знакомства с собственным телом, усложнением эмоциональной жизни и социальной адаптации, разнообразием форм общения с людьми.

Четырехмесячный ребенок становится уверенным и уравновешенным, исчезает внезапный плач без видимых причин. Младенец проявляет значительно больше настойчивости в овладении социальными навыками, становится оптимистичнее. Продолжительность времени, в течение которого ребенок может спокойно заниматься самостоятельно, возрастает до 30 минут (продолжительность может существенно колебаться зависимо от индивидуальных особенностей ребенка). Возросшие возрастные возможности существенно обозначиваются на проявлениях психоэмоциональной жизни четырехмесячного ребенка — они обогащаются, усложняются, становятся более разнообразными.

Младенец, которому исполнилось пять месяцев, сообщает матери, когда хочет на руки. На протяжении 15-30 минут может заниматься самостоятельно. Ребенок склонен к подражательному поведению: повторяет элементарные предметные действия. Проявляет интерес не только к родным взрослых, находящихся в пределах родного дома, но и к чужим во время прогулок.

Пятимесячный ребенок подвижный, веселый, любознательный, оказывает широкий спектр эмоций, диференциирует состояние и настроение взрослых, в течение короткого времени самостоятельно взаимодействует с предметами, охотно общается с родными и близкими.

Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя. Возросшие возможности сказываются на умении ребенка знакомиться с окружающей средой, ориентироваться в пространстве, исследовать тело (свое и окружающих), проявлять эмоциональное отношение, адаптироваться к новому, общаться с окружающими.

Возросшие возможности расширяют степень свободы младенца, которому исполнилось семь месяцев, позволяют ему время от времени самостоятельно достигать желаемого, создают иллюзию доступности окружающей среды. Неспособность малыша осознать ограниченность своих возможностей и нереальности желаний приводят к увеличению случаев его недовольства, плача, гнева, капризов.

Совершенствуется способность ребенка знакомиться с окружающей средой, собственным телом, адаптироваться к новому, передавать свое эмоциональное состояние, общаться с людьми.
Возрастают возможности восьмимесячного ребенка исследовать окружающее пространство самостоятельно (преимущественно с помощью ползания). Малыш путешествует по всей квартире, интересуется всем, что попадается на пути.

Малыш начинает меньше времени проводить на руках у матери, хотя и стремится играть рядом с ней, держать ее в поле своего зрения. Довольно часто капризничает или плачет, поскольку не осознает, насколько его желания не соотносятся с возможностями. Устанавливаются активные связи и отношения ребенка с родными взрослыми, налаживаются совместные предметные действия с ними.

Увеличивается время, в течение которого девятимесячной ребенок занимается самостоятельно и не стремится находиться на руках у матери. Он просится на руки только тогда, когда хочет есть, спать или плохо себя чувствует. У малыша все ярче проявляется поведение «следования» (передвигается ближе к матери, держит ее в поле зрения) и «подражания» (повторяет взрослых).

Возникают первые бытовые навыки: ребенок может по собственной инициативе положить игрушку, предмет или вещь на место. Малыш понимает, когда мама уходит из дома — начинает капризничать, нервничать, успокаивается лишь тогда, когда не находит ее нигде в квартире. Для него важны проявления родительской любви и надежности, конфликты с матерью и отцом переживаються как трагедия.

Характер эмоциональной жизни и социального поведения девятимисячного младенца в значительной степени определяется ростом его автономности, способности осваивать пространство не только с помощью взрослого, но и в определенной мере самостоятельно.

У ребенка, которому исполнилось десять месяцев, существенно расширяется репертуар подражаемой деятельности. Повторяя действия взрослых, он «чистит зубы», «говорит по телефону», «размешивает кашу в кастрюле», «чистит обувь», «вытирает тряпкой стол» и др.
Развивается игровая деятельность: малыш охотно занимается пирамидкой, играет в ладушки, прятки, доганялки, кормит куклу или игрушечного зверька.

Десятимесячный ребенок в основном овладел элементарными представлениями об окружающем мире: они углубились, расширились, систематизировались, что положительно сказалось на его эмоциональной жизни и социальном поведении.

Одинадцятимисячный ребенок может в течение длительного времени заниматься сам. Он выглядит взрослее, искуснее, сообразительнее, уравновешенее, чем в предыдущие месяцы, происходит дальнейшее развитие его подражательного поведения; возникают первые простые сюжетные игры: ребенок укладывает спать куклу, баюкает ее, кормит.

Стремление к самостоятельности, осложнению внутренней жизни ребенка, обогащению и расширению его социального опыта сказывается на характере его поведения, отношении к окружающим людям, предметно-практических действиях.

Читайте также:  Двигательная активность ребенка не стимулирует развитие какой системы

Ребенок, которому исполнилось двенадцать месяцев, довольно ловкий, терпеливый, находится в основном в хорошем настроении. Периодически дает о себе знать противоречивость между его возросшей самостоятельностью и ограниченными возможностями реализовать свое стремление к независимости, что проявляется в капризности. Активно развивается подражательное поведение, ребенок пытается самостоятельно есть и одеваться, охотно выполняет поручения взрослого.

Содержанием эмоционально-социального развития от рождения до 1 года является воспитание у младенца умений знакомиться окружающими людьми и самим собой, эмоционально адекватно реагировать на жизненные события, адаптироваться к социуму и общаться с окружающей средой.

Основные линии развития младенца от рождения до 1 года

1. Общая характеристика
2. Физическое развитие

3. Эмоционально-социальное развитие
4. Познавательное развитие
5. Развитие речи
6. Экологическое развитие
7. Художественно-эстетическое развитие

Источник

Особенно быстрыми темпами социальное развитие ребенка происходит в первый год жизни. За 12 месяцев малышу приходится усвоить не только огромный объем знаний и навыков, но и установить эмоциональные контакты с окружающими, научиться доверять взрослым, научиться управлять своим телом, запомнить несколько сотен слов и научиться произносить некоторые из них.

Чтобы социальное развитие младенца происходило в правильном направлении и оптимальными темпами, необходимо постоянно общаться с ним, показывать свою любовь, разговаривать и петь песенки, гулять и привлекать внимание к окружающим предметам – словом, уделять малышу максимум внимания.

Что такое социальное развитие?

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.

Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.

Общение детей и взрослых

Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.

Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.

Младенчество

Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.

От трех до пяти

Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

От шести до семи

Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками. В группе или классе должна быть благоприятная для свободного развития атмосфера, которую должен создать воспитатель или учитель. Лучше всего дети развиваются, когда чувствуют себя свободно, могут сохранять собственную индивидуальность, но при этом понимают, что и у других членов коллектива есть право оставаться самими собой.

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.
Родители не должны позволять себе играть или беседовать с ребенком, находясь в плохом или безразличном настроении: ведь дети особенно тонко чувствуют малейшую фальшь в поведении взрослых. Каждое слово взрослого воспринимается как непреложная истина, поэтому нельзя допускать обмана – если ребенок поймет, что его обманули, его вера в непогрешимость близких рухнет безвозвратно.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка и его показатели

Взрослые должны помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Автор: Ольга Моисеева

Источник

фото 1Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.

Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.

Социальное развитие ребенка — это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.

Особенности

фото 3В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.

Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.

Социально-личностное

Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.

Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия — это нормальный процесс жизнедеятельности.

ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

Социально-эмоциональное

В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.

На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:

  • наследственность;
  • опыт общения со взрослыми людьми;
  • факторы обучаемости;
  • социальный опыт в кругу сверстников.

Этапы

фото 3В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному — с различной интенсивностью, результатами и временем.

Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.

3 года

Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.

Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.

Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.

ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям — драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.

Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.

От четырех до пяти лет

фото 2В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.

Главная зада родителей — отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.

Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.

От шести до семи лет

Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.

В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.

От чего зависит социализация ребенка?

Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:

  • отношения в семье;
  • детский сад или иное дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • увлечения или иная деятельность;
  • книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.

Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.

Как помочь дошкольнику развить такие навыки?

Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:

  • игры, направленные на социальный контакт;
  • непосредственное общение с ребенком;
  • обсуждение происходящего вокруг;
  • упражнения для развития речи;
  • расширение кругозора;
  • чтение книг.

Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:

Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.

Источник

Социальное развитие ребенка до года

Эмоционально-социальное развитие является важной составляющей общего развития ребенка первого года жизни. Этот процесс происходит интенсивно и проявляется в ознакомлении малыша с окружающими людьми, знакомстве с собой, обогащении эмоциональной жизни, адаптации к социальной среде, умении общаться с окружающими.

Возрастные возможности эмоционально-социального развития ребенка от рождения до 1 года

Указанные проявления существенно изменяются в течение первых двенадцати месяцев жизни малыша после рождения. Каждый месяц делает свой вклад в эмоционально-социальный рост ребенка. На втором месяце происходит интенсивное психоэмоциональное развитие младенца: малыш идентифицирует себя с матерью, чувствует себя ее частью, не отделяет свое “Я” от нее, только у нее на руках чувствует себя безопасно и комфортно, стремится к постоянному контакту с ней, много времени проводит на руках.
Именно на руках у матери ребенок успокаивается, не требует к себе внимания, спокойно относится к любым перемещений, смены поз, охотно наблюдает за окружающей средой, дает знать о себе лишь тогда, когда чувствует дискомфорт. Всматривается в лицо человека, наклонившееся над ним, концентрирует на нем внимание в течение короткого времени, координирует работу глаз и действия рук: хорошо фиксирует взгляд, следит глазами за предметом, который двигается, старается схватить его.

Читайте также:  Мини сад в центре раннего развития ребенка

На третьем месяце ребенок проявляет больше терпения, чем раньше, в течение короткого времени может подождать, чтобы его покормили, переодели, взяли на руки. Возникает способность заниматься самостоятельно (до 10-15 минут), хотя большую часть времени малыш проводит на руках у взрослого (в первую очередь матери). Продолжается интенсивное развитие различных сторон эмоционально-социального становления малыша, обогащаются его впечатление от знакомства с окружающим, ориентации в пространстве, знакомства с собственным телом, усложнением эмоциональной жизни и социальной адаптации, разнообразием форм общения с людьми.

Четырехмесячный ребенок становится уверенным и уравновешенным, исчезает внезапный плач без видимых причин. Младенец проявляет значительно больше настойчивости в овладении социальными навыками, становится оптимистичнее. Продолжительность времени, в течение которого ребенок может спокойно заниматься самостоятельно, возрастает до 30 минут (продолжительность может существенно колебаться зависимо от индивидуальных особенностей ребенка).

Возросшие возрастные возможности существенно обозначаются на проявлениях психоэмоциональной жизни четырехмесячного ребенка – они обогащаются, усложняются, становятся более разнообразными. Младенец, которому исполнилось пять месяцев, сообщает матери, когда хочет на руки. На протяжении 15-30 минут может заниматься самостоятельно. Ребенок склонен к подражательному поведению: повторяет элементарные предметные действия. Проявляет интерес не только к родным взрослых, находящихся в пределах родного дома, но и к чужим во время прогулок.

Пятимесячная ребенок подвижный, веселый, любознательный, оказывает широкий спектр эмоций, диференциирует состояние и настроение взрослых, в течение короткого времени самостоятельно действует с предметами, охотно общается с родными и близкими.

Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя. Возросшие возможности сказываются на умении ребенка знакомиться с окружающей средой, ориентироваться в пространстве, исследовать тело (свое и окружающих), проявлять эмоциональное отношение, адаптироваться к новому, общаться с окружающими.

Возросшие возможности расширяют степень свободы младенца, которому исполнилось семь месяцев, позволяют ему время от времени самостоятельно достигать желаемого, создают иллюзию доступности окружающей среды. Неспособность малыша осознать ограниченность своих возможностей и нереальности желаний приводят к увеличению случаев его недовольства, плача, гнева, капризов.

Совершенствуется способность ребенка знакомиться с окружающей средой, собственным телом, адаптироваться к новому, передавать свое эмоциональное состояние, общаться с людьми. Возрастают возможности восьмимесячного ребенка исследовать окружающее пространство самостоятельно (преимущественно с помощью ползания). Малыш путешествует по всей квартире, интересуется всем, что попадается на пути.

Малыш начинает меньше времени проводить на руках у матери, хотя и стремится играть рядом с ней, держать ее в поле своего зрения. Довольно часто капризничает или плачет, поскольку не осознает, насколько его желания не соотносятся с возможностями. Устанавливаются активные связи и отношения ребенка с родными взрослыми, налаживаются совместные предметные действия с ними. Увеличивается время, в течение которого девятимесячной ребенок занимается самостоятельно и не стремится находиться на руках у матери. Он просится на руки только тогда, когда хочет есть, спать или плохо себя чувствует. У малыша все ярче проявляется поведение “следования” (передвигается ближе к матери, держит ее в поле зрения) и “подражания” (повторяет взрослых).

Возникают первые бытовые навыки: ребенок может по собственной инициативе положить игрушку, предмет или вещь на место. Малыш понимает, когда мама уходит из дома – начинает капризничать, нервничать, успокаивается лишь тогда, когда не находит ее нигде в квартире. Для него важны проявления родительской любви и надежности, конфликты с матерью и отцом переживаются как трагедия.

Характер эмоциональной жизни и социального поведения девятимесячного младенца в значительной степени определяется ростом его автономности, способности осваивать пространство не только с помощью взрослого, но и в определенной мере самостоятельно. У ребенка, которому исполнилось десять месяцев, существенно расширяется репертуар подражаемой деятельности. Повторяя действия взрослых, он “чистит зубы”, “говорит по телефону”, “размешивает кашу в кастрюле”, “чистит обувь”, “вытирает тряпкой стол” и др. Развивается игровая деятельность: малыш охотно занимается пирамидкой, играет в “ладушки”, прятки, доганялки, кормит куклу или игрушечного зверька.

Десятимесячный ребенок в основном овладел элементарными представлениями об окружающем мире: они углубились, расширились, систематизировались, что положительно сказалось на его эмоциональной жизни и социальном поведении.

Одиннадцятимисячный ребенок может в течение длительного времени заниматься сам. Он выглядит взрослее, искуснее, сообразительнее, уравновешеннее, чем в предыдущие месяцы, происходит дальнейшее развитие его подражательного поведения; возникают первые простые сюжетные игры: ребенок укладывает спать куклу, баюкает ее, кормит.

Стремление к самостоятельности, осложнению внутренней жизни ребенка, обогащению и расширению ее социального опыта сказывается на характере его поведения, отношении к окружающим людям, предметно-практических действиях. Ребенок, которому исполнилось двенадцать месяцев, довольно ловкий, терпеливый, находится в основном в хорошем настроении.

Периодически дает о себе знать противоречивость между его возросшей самостоятельностью и ограниченными возможностями реализовать свое стремление к независимости, что проявляется в капризности. Активно развивается подражательное поведение, ребенок пытается самостоятельно есть и одеваться, охотно выполняет поручения взрослого. Содержанием эмоционально-социального развития является воспитание у младенца умений знакомиться окружающими людьми и самим собой, эмоционально адекватно реагировать на жизненные события, адаптироваться к социуму и общаться с окружающей средой.

Источник