Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Социально личностное развитие ребенка 4 лет thumbnail

Елена Берсенева
Творческая работа «Социально-личностное развитие детей 3–4 лет»

Актуальность

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации.Данная проблема рассматривается многими науками: философией, социологией, психологией, физиологией и другими.

Педагогика и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психологическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными

(углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Человек, появляясь на свет, является существом исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность, как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в жизни страны.

Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность

и прочее, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, когда

зарождаются основы социально – личностного развития.

Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей, прочно закрепляется такая позиция «Я и общество».

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.

Дошкольное образование вышло на новый уровень. В государственном документе «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»содержится новый раздел: «социализация».

Она направлена на достижение следующих целей:

1. усвоение детьми первоначальных представлений социального характера;

2. включение детей в систему социальных отношений,через решения следующих задач:

развитие игровой деятельности;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу.

«Социализация» интегрируется со всеми остальными содержаниями образовательных областей, как известных, привычных,традиционных:

«Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы» и т. д., так и новыми,появившимися в последнее время: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.

В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации образовательного учреждения. В данном случае дошкольное образовательное учреждение, как институт социализации.

Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.

Наш детский сад работает по государственной документу «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).

Ознакомление с социальной действительностью является раздел

«Ребёнок и окружающий мир».Раздел состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. В разделе «Явления общественной жизни»стержневой темой является жизнь и труд людей:

«Семья»

«Детский сад»

«Родная страна»

«Труд взрослых».

Источник

Консультация для родителей «Личностное развитие дошкольника 4-5 лет».

В начале моего выступления хотелось бы сказать о понятии личность и дать ему определение. Понятие «личность» чаще всего рассматривают через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение. Отметим, что практически все исследователи сходятся во мнении, что развитие личности напрямую зависит от влияния социальной среды, т.е. жизни среди людей. Человеческие особенности передаются ребенку путем социального наследования – в процессе воспитания, обучения, общения со взрослыми и сверстниками. Период 4-5 лет дошкольника основан на подражании, сопровождаемый закреплением наблюдаемых форм поведения сначала в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Подражание может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, которое заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В среднем дошкольном возрасте характер ребенка складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы оформляются такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость. Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка диплом

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Трудовая деятельность способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения.

Использованная литература:

1.     Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним. — М.: Харвест, 1999. — С. 45

2.     Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. — М.: Владос, 1995. — Кн.1. — С. 142

3.     Собкин B.C. С чего начинается личность. — М.,1976. — С. 168.

Источник

Татьяна Гандабеско
Диагностический инструментарий. Социально-личностное развитие детей 4–5 лет

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала

Направление: Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста

Образовательная область «Социализация»

Область Цели

Социализация Освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальныхотношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому сообществу.

4 – 5 лет

Задачи Формы организованной образовательной деятельности Содержание дидактического

Задания Критерии оценки

Развитие

игровой деятельности Наблюдение

Методика «Изучение игровой деятельности» (модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)

1.«Распределение ролей» 3 балла – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2 балла – распределение ролей под руководством взрослого,который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль? Кто хочет быть? и т. д.

1 балл — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял посуду – повар).

2. «Основное содержание» 3 балла – выполнение действий, определяемых ролью, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

2 балла – действие с предметом в соответствии с реальностью.

1 балл – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как чем).

3. «Ролевое поведение» 3 балла – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

2 балла – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

1 балл – роль определяется игровыми действиями, не называется.

4. «Игровые действия» 3 балла – игровые действия многообразны, логичны.

2 балла – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать, игровые действия жестко фиксированы.

1 балл – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например: кормление).

5. «Использование атрибутики и предметов — заместителей» 3 балла – использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

2 балла – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

1 балл – использование атрибутики при подсказке взрослого; самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

6. «Использование ролевой речи» 3 балла – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры.Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свою роль.

2 балла –наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.).Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя.

Читайте также:  Примерный маршрут развития ребенка

1 балл – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

7. «Выполнение правил» 3 балла – соблюдение заранее оговоренных правил на протяжении всей игры.

2 балла – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

1 балл — отсутствие правил.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Беседа по сюжетным картинкам

Задание

Материал: сюжетные картинки

«Дети в детском саду»

(приложение№1)

Ребенку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие и объяснить.

3 балла – правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены ярко, адекватно, проявляются в мимике, активной жестикуляции; развернуто обосновывает свой выбор, называет моральную норму или правило поведения.

2 балла – правильно раскладывает, но эмоциональные реакции выражены неярко; объяснение действий неверное.

1 балл – путает картинки, эмоциональные реакции отсутствуют или неадекватны, объяснение действий объяснить не может даже с помощью взрослого.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Беседа по вопросам Задание№1 «Расскажи о себе»

-Назови свое имя, отчество, фамилию.

-Сколько тебе лет?

-Когда ты вырастишь ты будешь мамой или папой? бабушкой или дедушкой?

-Как мальчики должны относиться к девочкам? А к мальчикам? (а девочки к мальчикам)

-У тебя есть друг (подружка? Во что вы любите играть вместе?

Задание№2 «Моя семья»

Расскажи о своей семье.

-С кем ты живешь?

-Кто еще есть в вашей семье?

-Где живут дедушка и бабушка? Они чьи – папины или мамины?

-Как помогаешь дома близким?

Задание №3 «Как мы в садике живем»

-Как называется сад (группа) в который ты ходишь?

-Как зовут ваших воспитателей (И. О.? Младшего воспитателя?

-Кто еще работает в детском саду?

-Куда выходите заниматься в детском саду?

-Что ты умеешь делать самостоятельно? (кушать, играть, одеваться и раздеваться и т. д.)

-Какие правила поведения в группе ты знаешь? (играть дружно, убирать игрушки, не уходить из сада и др).

-Когда ты приходишь в детский сад, что говорят взрослым и детям? (здравствуйте) А когда уходишь из сада? (до свидание).

Задание №4 «Родная страна»

-Как называется наша страна?

— Как называется наш город?

— Кто служит в армии? (пограничники, моряки, летчики)

— Какие праздники ты знаешь? 3 балла – знания детей содержательные, системные.

2 балла – знания детей четкие, но краткие.

1 балла – знания детей отрывочные, фрагментарные.

Источник

МАДОУ детский сад «Росинка»

Сообщение из опыта работы:

«Социально-личностное развитие детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру.»

Подготовила: старший воспитатель Помазкина А.А.

Г. Новоуральск

Известно, что в дошкольном возрасте, дети начинают ориентироваться на мир взрослых, и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности.

А.В.Запорожец по этому поводу пишет: «Как ни стремится ребенок быть воспитателем, строителем или шофером, он не в состоянии сделать этого реально, потому что у него нет для этого ни физических сил, ни знаний, ни умений. Но он может сделать все это в игре, активно воспроизводя привлекательные для него действия и взаимоотношения взрослых и тем самым приобщаясь к социальной жизни, становясь в известном смысле ее участником.

С помощью игрового изображения действительности ребенок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых. Кроме того, через сюжетно-ролевую игру развиваются социальные эмоции и социальные качества личности, ребенок учится воспроизводить взаимооотношения людей.

При этом, возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют огромное влияние на формирование способности к взаимодействию и являются практикой их коллективных действий.

Для работы мною были выделены задачи социального и нравственного развития детей в игре. Это:

  1. Знакомство ребенка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей.

  2. Организация совместных игр с детьми.

  3. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности.

Первая задача предполагала знакомство детей с трудовой, культурной и бытовой жизнью людей. Решить эту задачу нам помогли:

  • экскурсии как по детскому саду, так и за его территорию( в прачечную, медицинский кабинет, на кухню, на почту, в магазин);

  • чтение художественной литературы, знакомящей с профессиями (В. Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», С. Маршак «Почта» и др.)

  • создание альбома «Профессии наших родителей»;

  • встречи с интересными людьми (мама Сони П. рассказала о своем увлечении музыкой, познакомила с профессией музыкант, мама Кати С. Рассказала о профессии крановщика).

Все это помогло развить интерес к деятельности людей и появились сюжеты игр «Почта», «Магазин игрушек», «Мегамарт», «Поход в театр», «Стройка»…

Я старалась обратить внимание детей на взаимоотношения людей друг с другом и членов семей с помощью художественной литературы (Л.Квитко «Бабушкины руки», Г.Виеру «Мама, почему?», С Капутикян «Моя Бабушка», С Прокофьева «Сказка про маму», А.Барто «Машенька» и др.)

Также велась работа по альбому «Моя семья» и традиции «Утро радостных встреч», где я обращала внимание на семейные традиции, праздники, совместные увлечения…

Читайте также:  Нормативы навыков развития ребенка

После проделанной предварительной работы, мы проводили игры по темам «Семья», «День рождения», «Дочка заболела», «У бабушки в гостях», «Детский сад», «Дочки — матери», «Праздник дома», «Встречаем гостей», «Семейный праздник» и другие.

Ценность таких игр в том, что дети имеют возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам, своим сверстникам и окружающим, они направлены на заботу о человеке.

При организации совместных игр с детьми я старалась учитывать индивидуальные особенности детей для избежания конфликтных ситуаций в игре. В любой группе есть дети неуверенные, робкие, зависимые, а также несдержанные, стремящиеся навязать свою волю другим.

Чтобы было меньше конфликтов в игре между детьми, ежедневно в «Дружном кружочке» использовались игры, направленные на сплочение детей, такие как: «Лунный камень», «Шапка — невидимка», «Птичка на жердочке», «Новые имена». (Смотри приложение.)

Кроме этого я использовала игры, направленные на умение понимать партнера, так называемые игры без слов: «Маски», «Испорченный телевизор», «Магазин игрушек», «Подарки». (Смотри приложение.)

Эти игры помогли воспитать такие качества как сплоченность, дружелюбие, взаимопонимание, сотрудничество. Такие игры нужны для того, чтобы дети научились согласовывать свои желания, действия с партнерами, понимали смысл действий и поступков партнеров.

Помимо игр в том же «Дружном кружочке» мы обсуждали игру, вспоминали ее, восстанавливали ее ход, вспоминали поведение детей в разных ситуациях, их высказывания, поступки, действия. Поощряли дружеские проявления и стремление к взаимопомощи. (Например: «Вспомните, какой внимательный милиционер был Максим, он помог маме Катюшке перевезти коляску на другую сторону улицы».)

Для решения третей задачи – создание условий для самостоятельной игровой деятельности,мною было продумано пространство для игр. Совместно с семьями Данила С., Сережи К., Кати С., Ярика П., Кристины С. была создана соответствующая предметно- развивающая среда, подготовлены атрибуты для сюжетно – ролевых игр, различные макеты (ферма, автозаправка, город, кукольный домик).

Я поддерживала желание детей приносить из дома любимые игрушки, выбирать себе партнера по игре.

Особо пристальное внимание уделяла конфликтам в игре.

Так, например, дети играли в «милицию», они бегали, стреляли, ловили друг друга и всех без разбора, мешали играть девочкам, тогда я вступила в игру в роли «генерала», созвала милиционеров на сбор и рассказала об обязанностях, спросила о работе милиции, дала задания каждому. Игра приняла другое направление, милиционеры следили за порядком на улицах города, находили пропавших кошек и собак. Они шли ко мне с докладом, я их поощряла за хорошую работу медалями.

Иногда мы с детьми разбирали конфликтную ситуацию в дружном кружочке, дети сами предлогали выход из конфликта.

Таким образом, игра в нашей группе стала не просто отображением социальной действительности, но и средством развития таких качеств личности как взаимопомощь, взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательность, партнерство и школой людских взаимоотношений.

Приложение.

Игры, направленные на сплочение детей.

«Лунный камень».

Дети по кругу передают лунный камень и произносят по очереди по одному слову стихи, скороговорки. Говорит только тот ребёнок, у которого лунный камень.

«Шапка-невидимка».

Дети встают в круг,при словах воспитателя: «Ураган налетает»,разбегаются, воспитатель набрасывает на нескольких детей покрывало. После этого объявляет: «Ураган исчезает» . Дети «расколдовывают» потерявшихся,назвав их по имени.

«Птичка на жердочке».

На полу на скакалке располагаются «Птички» — дети. Они поют, то тише, то громче.

Воспитатель или другой ребенок – дирижер, он машет палочкой и регулирует пение. Вверх – громче, вниз – тише и говорит: «Один поет, вдвоем поем, втроем … всполошился целый дом.»

«Новые имена».

Участники придумывают себе новые имена сказочных героев. Ведущий бросает мяч участнику, тот должен назвать свое новое имя. В течении дня или игры, ребенок должен откликаться только на новое имя.

Игры, направленные на умение понимать партнера.

«Маски».

Сначала дети воспроизводят состояния, которые изображены на масках (радость, гнев, огорчение…). Затем дети – зеркала, воспитатель ведущий. Он надевает маску, а дети изображают его состояние. Можно поделить детей на две группы: одна изображает какую-либо эмоцию, другая угадывает.

«Испорченный телевизор».

Ведущий показывает какое-либо действие (ест, идет и т.п.), дети должны догадаться, что он делает. Можно загадывать свое желание.

Можно договориться с детьми какого сказочного героя они будут изображать и предложить показать как этот герой сердится, радуется, приветствует и т.п. (Например: Карабас- Барабас и Золушка).

«Магазин игрушек».

Одни дети- игрушки, другие -покупатели, воспитатель –продавец. Дети-игрушки придумывают кого и как они будут изображать. (Например: волчок-кружиться, зайчик-прыгать, автомобиль- бегать и дудеть, лягушку –квакать и подпрыгивать и т.д.) Покупатели по очереди приходят в магазин, здороваются и просят показать игрушки. Если покупатель отгадывает, кого изображал ребенок, то забирает игрушку с собой и играет ей. Затем игрушки и покупатели меняются ролями.

«Подарки».

Выбирается именинник, он встает в центр круга. Дети идут по кругу и произносят следующие слова:

«Принесли мы всем подарки,

Кто захочет,тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.»

Именинник говорит, какой подарок он хотел бы получить. Все дети изображают выбранную игрушку (конь – скачут галопом, волчок – кружатся, кукла – танцуют, самолет – летают ). Именинник выбирает тот подарок, который ему больше понравился.

Источник