Социальная забота защита и развитие ребенка осуществляются

Социальная забота защита и развитие ребенка осуществляются thumbnail

Политика государства в сфере защиты детей: стандарты

Политика государства в сфере социальной защиты детей осуществляется через стандарты, установленные законодательством Российской Федерации.

Такими стандартами являются:

  • Предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
  • Обеспечение гарантированной материальной поддержки через выплаты государственных пособий гражданам которые имеют детей;
  • Предоставление права на жилище соответственно законодательству;
  • Предоставление квалифицированной юридической помощи;
  • Организация мероприятий для оздоровления и отдыха детей, которые проживают в экстремальных условиях;
  • Предоставление проведение мер оздоровления и отдыха детей которые проживают на территории с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • Предоставление гарантий на общедоступное начальное и средне бесплатное образование;
  • Гарантия обеспечения детям права на профессиональную ориентацию, а также право выбора сферы деятельности с целью трудоустройства, а также обеспечение охраны и оплаты труда по достижению ими возраста 15-ти лет;
  • Предоставление социальной адаптации и реабилитации, для детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Формы и методы социальной защиты детей

Замечание 1

Социальная защита детей представляет собой два уровня, первый из которых подразумевает повседневную обстановку, то есть обычную жизненную ситуацию, а второй подразумевает ситуацию чрезвычайную.

Социальная защита предполагает защиту семьи и ребенка в обычном режиме, в сфере образования.

Для второго уровня характерны чрезвычайные ситуации, связанные с потерей родителей либо социальным сиротства, а также возникновение социальных или экологических катастроф.

К основным формам защиты детства относятся в первую очередь опека и попечительство, а также обеспечение детским домом, социальным приютом, социально-реабилитационным центром, центром помощи детям. Помимо того в нее входит предоставление института приемных семей, возможность усыновления, предоставление семейных воспитательных групп, возможность приобретения приемной семьи, обеспечение заменяющей семьи

К методам защиты детства относятся:

  • Оценка социальной работы;
  • Метод стимулирования поведения;
  • Метод внедрения, планирование и проектирование социальной работы;
  • Метод организации деятельности;
  • Метод убеждения.

Социальная защита — это такой вид деятельности государства, который нацелен на формирование и развитие полноценной личности с целью выявления и нейтрализацию возможных негативных факторов, которые предположительно могут воздействовать на личность, а также с целью создания благоприятных условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.

Объекты и субъекты социальной защиты детей

Определение 1

Объектами социальной защиты детей являются дети, то есть лица, которые не достигли возраста 18 лет. Различные группы детей требуют различной помощи.

Тем не менее, к приоритетным группам детей, которые нуждаются в социальной защите в первую очередь, относятся:

  • Дети, которые остались без попечения родителей;
  • Дети, уже проживающие в приемных семьях;
  • Дети из многодетных и неполных семей;
  • Дети-сироты;
  • Дети и девиантных и педагогически запущенных семей;
  • Дети из семьей, где родители являются безработными;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и в других отдаленных районов;
  • Дети из семей беженцев или вынужденных переселенцев;
  • Дети-жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
  • Дети, которые состоят на профилактическом учете в органах внутренних дел;
  • Дети, имеющие психологические и физические недостатки в развитии.

Субъектами социальной защиты детей являются три уровня власти: законодательная, исполнительная и судебная.

В сфере социальной защиты детей приоритет также отдается государству и создаваемым им институтам, на основе которых формируется социальная политика и законодательство в сфере отношений детей. А также через государственные институты обеспечивается реализация социальной защиты, гарантии социальной безопасности.

К субъектам также можно отнести общественные организации, благотворительные союзы, церковь, политические партии, предприятия и учреждения, а также средства массовой информации, юношеские детские организации, в том числе спортивного направления, частные лица, которые занимаются благотворительностью и ведут спонсорскую деятельность.

Замечание 2

Основополагающую роль в социальной защите детства имеют семья и школа.

А также немаловажную роль играют специальные социальные службы, такие как приюты, дома-интернаты, муниципальные службы и системы стационарных учреждений, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, учреждения дополнительного образования и развития детей, реабилитационные и консультационные организации.

Социальные педагоги и работники социальных учреждений, а также другие частные специалисты в сфере социальной защиты детей также являются субъектами социальной защиты.

Проблематика социальной защиты детей всегда является актуальной, в любое время и в любом обществе. Связано это чаще всего с тем, что дети всегда нуждаются и будут нуждаться в опеке взрослых, в меру того что им для самостоятельной жизни недостаточно ни физического, ни психологического, ни жизненного опыта.

Опека взрослых также проявляется на государственном уровне и уровне местного самоуправления через институты социальной защиты.

Государство, общество в целом обязаны осуществлять защиту детей от опасностей, удовлетворять минимальные потребности и в целом обеспечивать содержание детей.

В России, как и в современном мире, социальная защита детства является одним из приоритетных факторов экономического, социального и культурного развития общества. Она представляет основу социальной политики государства.

Одним из наиболее важных элементов правового статуса ребенка сегодня, является право на получение социальной защиты.

Замечание 3

Под системой социальной защиты детства понимают такую систему различных мероприятий, которые являются официальными и осуществляемыми обществом с целью обеспечения гарантированных условий жизни, а также гармоничного развития ребенка в процессе удовлетворения его потребностей и интересов.

Источник

Детство. Социальная
забота, защита и развитие ребенка.
Понятие социального сиротства. Учреждения
социальной заботы и защиты детей.
Деятельность социального педагога и
система социально-педагогической
работы.

В
социальной педагогике детство
рассматривается
как особый период в жизни человека,
характеризующийся в силу его биологической
и социальной незрелости зависимостью
от взрослых и требующий обеспечения
условий социальной заботы, социальной
защиты и социального развития.

Забота

это особое деятельное отношение к
человеку, направленное на оказание
помощи, содействие благу и счастью
человека и вытекающее из сострадания
или обязанности. Забота реализуется в
форме физического ухода, психологического
комфорта и духовного контакта. Отсутствие
заботы ведет к асоциальности ребенка.

Понятие
социальной
защиты

является производным от заботы и означает
ограждение, предохранение от невзгод
жизни, подготовку к мудрому восприятию
проблем, встающих на жизненном пути, к
разумному их решению.

Под
социальным

развитием
понимается активное вхождение ребенка
в социум, умение строить социальные
отношения с окружающими, актуализировать
личностный потенциал во взаимодействии
со значимыми людьми ближайшего окружения.

Социальная
педагогика, прежде всего, обращается к
вопросам проблемной социализации,
которая находит наиболее полное выражение
в социальном сиротстве. Социальное
сиротство

– особое явление, характеризующееся
физическим и духовным разрывом отношений
между родителями и детьми. К социальным
сиротам относят детей из семей алкоголиков
и наркоманов; детей-беглецов или детей
без определенного места жительства;
детей, родители которых лишены родительских
прав; детей – жертв насилия (физическое,
психическое, моральное) и эксплуатации;
детей-инвалидов, от которых отказались
родители.

Социальная забота,
защита и развитие ребенка осуществляются
в государственных учреждениях,
общественных организациях,
индивидуализированных формах самопомощи
людей друг другу.

Первое направление
– это государственная система учреждений,
которая включает:

  1. систему
    учреждений, специально открываемых
    для разных категорий детей, лишившихся
    по какой-либо причине родителей, в
    которых дети могут получить постоянный
    (дом ребенка, детский дом, интернат и
    др.) или временный (приемник, социальная
    гостиница) приют;

  2. система
    учреждений, осуществляющих помощь в
    социально-педагогическом сопровождении
    детей с проблемами (центр
    психолого-педагогического,
    медико-социального сопровождения,
    городская консультация, телефон доверия
    и др.);

  3. учреждения,
    защищающие право ребенка на образование
    («открытая» школа, создание новых типов
    учебных заведений, работающих с ребенком
    по индивидуальной программе и др.);

  4. учреждения
    дополнительного образования (дома
    творчества, студии, военно-патриотические
    клубы и др.).

Втрое направление
– создание новых форм учреждений, скорой
социальной помощи, оказываемой на улицах
города беспризорникам, наркоманам и
другим детям, нуждающимся в помощи
(подвижные палаточные, автобусные
«городки»).

Социальная забота,
защита и развитие ребенка входят в круг
основных обязанностей социального
педагога. Такая должность в образовательных
учреждениях была введена в нашей стране
в 1991 году. Должностные обязанности
социального педагога определяются
квалификационными характеристиками,
которые конкретизируются в зависимости
от типа учреждения и категории детей.
К основным функциям социального педагога
относят: посредническую, коммуникативную,
стимулирующую, воспитательную, социальной
защиты и др.

Система
социально-педагогической работы включает
следующие элементы:

  1. изучение
    ребенка и составление «карты личности»
    и «карты среды»;

  2. вместе
    с ребенком осмысливание его положения,
    сложившейся ситуации. Создание условий
    для осознания необходимости самовоспитания,
    самоорганизации;

  3. определение
    меры в общении с ребенком. Координация
    влияния школы, семьи и сверстников;

  4. включение
    ребенка в социально приемлемые виды
    деятельности, реализация системы
    методов педагогического воздействия
    и взаимодействия;

  5. организация
    посредничества между ребенком и
    обществом, государственными и
    общественными организациями.

Вопросы и задания:

  1. Раскройте сущность
    детства как категории социальной
    педагогики. Считается, что всестороннее
    изучение детства позволяет нарисовать
    объективную картину общества как
    целостного явления. Докажите это.

  2. Охарактеризуйте
    понятия «социальная забота», «социальная
    защита», «социальное развитие». Покажите
    зависимость уровня социального развития
    от характера заботы и защиты.

  3. Назовите
    причины социального сиротства.

  4. Почему
    профессия «социальный педагог» появилась
    в России значительно позже, чем за
    рубежом? В чем отличие его обязанностей
    от обязанностей воспитателя, классного
    руководителя?

  5. Сравните
    методы социально-педагогической работы
    с общими методами воспитания. В чем их
    специфика?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    23.11.2019796.67 Кб0for_physic_new.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.11.2019331.26 Кб0Lektsia_10_Rynok_tsennykh_bumag.doc

  • #

    27.11.2019173.06 Кб0Lektsia_12_Strakhovanie.doc

Источник



Современным положением ребенка в обществе занимаются врачи, педагоги, психологи. Дополнительно за этим следит социальный работник.

Он должен обеспечивать условия для социальной защиты ребенка. Защита детства является важной задачей для государства. От того, как проходит детство человека, зависит многое. Это этап постепенного взросления, социализации, граждане готовятся к зрелости. [6]

Взрослый производит материальные блага, так как является самостоятельным, дееспособным субъектом. Он может позаботиться о себе. Дети же не могут это делать и нуждаются в его заботе и поддержке.

Взрослый взращивает ребенка и при этом обеспечивает ему будущее. Взрослые, являясь представителями общества обязаны обеспечивать оптимальные условия для его жизнедеятельности. Этим занимаются институты образования и воспитания, родителям или приемным семьям предоставляются различные льготы и пособия. Как правило, ребенком занимается семья. Она же является ячейкой общества и социальным институтом. В настоящее время о ребенке и его детстве должны заботиться родители. Это одновременно является правом и обязанностью. За соблюдением этих обязанностей следит государство, так как это дело особой важности. При родовой общине о ребенке заботились все.

При воспитании детей должны учитываться интересы, возрастные возможности. При этом учитываются экономические и психологические трудности. Так как идут процессы гуманизации, то больше внимания уделяется проблемам детства. Очень важно решать эти проблемы вовремя.

Детство включает в себя три периода. Раннее детство длится от младенчества до года. Период раннего возраста от 1 до 3 лет, дошкольного- от 3 до 7 лет. Младший школьный возраст включает в себя период от 6–7 до10–12 лет. Пока человек не достиг совершеннолетия, он является ребенком. К сожалению, в настоящее время обострились социально- правовые, психологические и экономические проблемы детства. Правоохранительные органы обеспокоены ростом детской преступности и наркотизацией населения. Кроме того, имеет место ухудшение здоровья детей. Если не предотвратить эту проблему, то это может привести к катастрофе государственного масштаба. Детская преступность превращается во взрослую, более изощренную преступность. Ухудшение здоровья детей можно предотвратить, если следить более тщательно за качеством производимых продуктов. Что касается наркотизации детей то можно сказать, что и эта проблема может решиться, если наказывать более жестко чем сейчас людей, которые приучают детей к этому.

В разные времена существовали различные критерии по оценке незащищенности ребенка. Все зависит от условий, в которых растут дети.

В период Средневековья детство длилось до 5–7 лет. Этот период был очень важен, так как от условий, в которых он находился, как о нем заботилась мать, зависело его выживание. Жизненно важные потребности должны быть удовлетворены хотя бы по минимуму. Став старше, он уходил из семьи в общественную группу, мог стать учеником мастера, слугой, работником. Связи с семьей практически не было. Тогда в категорию детей, которые нуждались в социальной помощи, входили дошкольники, которые не имели физической и эмоциональной заботы, а она была необходима для выживания. Ребенок мог быть отвергнут группой в силу различных причин, возможно из-за поведения или болезни. Средневековые монастыри стали первыми учреждениями социальной охраны, именно там жили такие дети. Детей по возрастным группам не объединяли. [1]

С 16 или 17 вплоть до 19 столетия в Европе происходит изменение семейной ячейки. Она стала носить патриархальный характер. К ребенку стали проявлять больше внимания, нежности и ласки. Средством морального воспитания стала строгая дисциплина. Стали открываться школы. Теперь незащищенным ребенком становится субъект без дисциплины и моральных навыков. В сиротских домах появляются возрастные ограничения, открываются школы, где было разграничение по возрасту.

В 19 веке семейное воспитание ребенка базируется на том, что важно любить ребенка и о нем заботиться. Эту заботу оказывает мать. Отец отвечает за строгую моральную дисциплину. У отца должен быть авторитет. Незащищенным ребенком считается ребенок-сирота, ребенок-пасынок, ребенок, который родился вне брака. Становится больше социальных учреждений для одиноких матерей. Расширяется опекунская забота, активизируется работа женских благотворительных обществ.

В 20 веке семья стала демократической и либеральной. Женщина стала иметь равные права с мужчиной. Одновременно естественным стало требование уважать ребенка и относиться к нему как к личности.

Если ребенок незащищен, то это означает, что он воспитывается в семье, где не выполняются обязанности по отношению к нему. Это означает, что не выполняются общественные и воспитательные функции.

В воспитании детей принимают участие учителя и родители. Особое внимание стали уделять борьбе с бедностью, необходимо было снизить смертность детей. В связи с этим развивается социальная медицина.

До 50-х годов уделялось внимание строгой дисциплине и воспитанию ребенка. Оно не было авторитарным, просто соблюдался порядок, режим, программа по воспитанию ребенка. Если этих элементов нет в семье, то этим занимаются специальные детские учреждения, такие как детские сады, школы- интернаты, перевоспитательные учреждения. [1]

Современные методы воспитания отличаются тем, что они более демократичные, кроме того, выявляются недостатки и последствия массового воспитания без индивидуального подхода. Позиция семья стала более прочной, уделяется большое внимание индивидуальному подходу. При массовом воспитании к детям относились как к массе. При этом не учитывались индивидуальные особенности детей, их способности. На уроках редко применялся принцип индивидуальности, а это негативно влияет на педагогический процесс. Кроме того, даже хорошо оснащенные учреждения не могут заменить семью.

Принято говорить о незащищенном ребенке, как о субъекте, который испытывает лишения, и важнейшие потребности не удовлетворены. Депривацию характеризуют такие понятия как недостаточность и неустроенность. Она может быть социальной и психической. [2]

Если ребенок лишен базовых материальных благ и нет возможности удовлетворить его потребности, что часто связано с ограничениями, причиной которых является низкое материальное обеспечение семьи. Ребенок подвержен психической депривации в том случае, если ему некомфортно находиться у себя дома. Часто причиной этого являются пьющие родители, которые воспитанием ребенка не занимаются в лучшем случае, в худшем может испытываться психологический прессинг.

Конечно, государство не всегда может обеспечить детям высокий уровень жизни, и эта невозможность не всегда является виной родителей. В семье должен создавать хороший психологический микроклимат. Это дает возможность ребенку почувствовать себя нужным. Родители, помимо материальных благ должны уделять как можно больше внимания воспитанию детей. Нельзя от детей откупиться даже дорогими вещами, который не каждый себе может позволить. [4]

Социальная и психологическая защита детей должна быть усовершенствована, так как материальное обеспечение должно быть лучше, немаловажна психологическая составляющая. Что касается материально обеспеченности детей, то его можно улучшить за счет увеличения заработных плат родителей, снижения стоимости на посещение спортивных секций. Чем здоровее граждане, тем благополучнее общество.

Чем благополучнее становилось общество, тем больше требований к социальной защите. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, ему необходимо хорошее питание, одежда, качественная обувь. Для того, чтобы он был конкурентоспособным и нормально развивался, требуется образование. Дополнительно дети должны заниматься спортом в различных кружках. Культурный досуг не только позволяет вырастить личность, но и предотвращает наркоманию. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени уходит на общение в сомнительных компаниях. Если не будет самого необходимого, ребенок в результате воспитания не будет готов к полноценной жизни в обществе. Очень много зависит от семьи. Она не только растит его, но и передает моральные и духовные ценности. [3]

Не все дети в настоящее время социально защищены. Есть семьи, где дети не обеспечиваются на должном уровне. Связано это с тем, что родители зарабатывают недостаточно денежных средств. Еще нужно учитывать психологический фактор. Бывает такое, что дети не хотят идти домой и согласны жить в интернате, потому что там его оденут, накормят, будут учить.

В любой семье могут подтвердить то, что семейного бюджета хватает только на питание, одежду, обувь, принадлежности для школы. Еще есть возможность повести ребенка в театр, на экскурсию. Не всегда хватает денег на оплату кружков и спортивных секций. А это необходимо для полноценного развития ребенка. [5]

В настоящее время социальная защита ребенка заключается в том, что должны быть реализованы его гарантии и основные права. Это написано в

Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной в июне 1991 г. [6]

Литература:

  1. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов/М. В. Фирсов.-3-е изд.-М.: Академический Проект; Константа,2009.-606 с.
  2. Методология и теория социальной работы: учеб. пособие / П. Д. Павленок. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 267 с
  3. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / под ред. А. А. Козлова. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
  4. Социальная работа: учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К°, 2009. — 364 с.
  5. Социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова. — 6-е изд. — М.: Дашков и К°, 2009. — 860 с.
  6. Право социального обеспечения: учебник/Е. Е. Мачульская.-М.:Юрайт,2010.-582 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, воспитание детей, воспитание ребенка, незащищенный ребенок, детская преступность, индивидуальный подход, массовое воспитание, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.

Источник