Как литература влияет на развитие ребенка

Как литература влияет на развитие ребенка thumbnail



В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.

Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.

Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.

Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]

Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.

Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.

В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]

Читайте также:  Диагностику развития вашего ребенка

Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.

По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].

К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.

Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]

Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».

Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]

Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

Литература:

  1. М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
  2. А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
  3. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
  4. С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
  5. В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
Читайте также:  Личностное развитие ребенка в дополнительном образовании

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, дошкольный возраст, формирование личности ребенка, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Источник

Скажите, как часто вы читаете с детьми книги? Какие ваши любимые с ребенком детские произведения, детский автор или сказочный герой?

Сегодня мы хотим вам рассказать, как чтение книг детям влияет на их развитие. Книга имеет огромное значение в развитие ребенка, а именно: расширяет представление ребёнка о мире, знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п., влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка, развивает мышление — как логическое, так и образное, расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию, учит правильно составлять предложения. Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг.

Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость и безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

С 6 до 8 лет. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

Мы предлагаем вам список книг для детей 6-7 лет, скорее, не методического, не педагогического, а родительского характера. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку, для чего и в каком возрасте. Кроме того, у нас самих есть любимые с детства строки, которые мы, как заповеданное имущество, хотели бы передать своим детям и внукам.

Какие книги читать ребенку в 6 лет? А какие книги, по вашему мнению, ребёнок должен прочитать к 7 годам, то есть до наступления так называемого младшего школьного возраста? Ниже вы можете просмотреть списки книг для детей дошкольного возраста, рекомендуемые дошкольным образованием.

Русская литература

1. Аксаков С. «Аленький цветочек»

2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму» 

3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями) 

4. Афанасьев А. Сказки

5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце» 

6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь» 

7. Булычев Кир «Приключения Алисы» 

8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул» 

9. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 

10. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек» 

11. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» 

12. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы 

13. Гор Геннадий «Мальчик» 

14. Грабовский Ян «Муха с капризами» 

15. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» 

16. Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал» 

17. Давыдычев Л. «Жизнь Ивана Семенова» 

18. Данько Е. «Побежденный Карабас» 

19. Демыкина Г. «Дом на сосне» 

20. Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак» 

21. Дуров В. «Мои звери» 

22. Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»

 23. Ершов П. «Конек-Горбунок» 

24. Журавлева З. «Сними панцирь» 

25. Заболоцкий «Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук» 

26. Иванов С. «Бывший Булка и его дочь» 

27. Ильин М. «Сто тысяч почему»

28. Каверин В. «Песочные часы» 

29. Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона» 

30. Коковин Е. «Динь-Даг» 

31. Константиновский М. «КОАПП» 

32. Коржиков В. «Веселое мореплавание Солнышкина» 

33. Крылов И. Басни 

34. Кумма А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика» 

35. Куприн «Слон» 

36. Лагин Лазарь «Старик Хоттабыч», «Голубой человек», «Патент АВ» 

37. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали» 

38. Лермонтов «Воздушный корабль» 

39. Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин» 

40. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки» 

Читайте также:  Консультация для родителей сенсорное развитие ребенка

41. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи» 

42. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!» 

43. Михалков С. «Праздник непослушания» 

44. Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть» 

45. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля» 

46. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы» 

47. Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего» 

48. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры» 

49. Одоевский В. «Городок в табакерке» 

50. Олеша Ю. «Три толстяка» 

51. Осеева В. «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи» 

52. Остер Г. «38 попугаев» 

53. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай» 

54. Пермяк Е. Сказки 

55. Перова О. «Ребята и зверята» 

56. Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой» 

57. Погодин Р. «Кирпичные острова» 

58. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители» 

59. Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг» 

60. Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь» 

61. Пушкин А. «Песнь о Вещем Олеге» 

62. Раскин А. «Как папа был маленький» 

63. Розанов С. «Приключения Травки» 

64. Рубинштейн Лев «Дедушка русского флота», «В садах Лицея» 

65. Рутковский В. «Гости на метле», «Друзья из тихой заводи» 

66. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» 

67. Саломатов А. «Наш необыкновенный Гоша» 

68. Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи» 

69. Сотник Ю. «Как я был самостоятельным» 

70. Тихомиров О. «Зеленое Окно» 

71. Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А» 

72. Толстой А. «Приключения Буратино», «Боривой, Василий Шибанов, Курган и др.» 

73. Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник» 

74. Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки 

75. Усач Г. пьесы-сказки 

76. Чаплина В. «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники» 

77. Чеповецкий Е. «Непоседа, Мякиш и Нетак» 

78. Черный А. «Дневник фокса Микки» 

79. Чехов А.П. «Каштанка» 

80. Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем» 

81. Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена» 

82. Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера» 

83. Ягдфельд и Гернет Н. «Катя и крокодил»

Зарубежная литература

1. Андерсен Г. Сказки и истории
2. Бабич И. «Мои знакомые звери»
3. Барнфорд Ш. «Невероятное путешествие»
4. Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»
5. Баум Фр. «Страна Оз»
6. Бессон Люк «Артур и минипуты»
7. Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»
8. Биссет Д. «Забытый день рожденья», «Крококот», Сказки
9. Блайтон Энид «Знаменитый утенок Тим», «Приключение Нодди»
10. Братья Гримм Сказки
11. Вангели С. «Приключения Гугуцэ», «Голубой шалаш», «Чубо из села Туртурика»
12. Верн Жюль «Путешествия вокруг света за 80 дней» (детское издание).
13. Вестли А-К. «Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Аврора из корпуса «Ц».
14. Гауф В. Сказки
15. Гофман Э.Т. «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»
16. Грэм Кеннет «Ветер в ивах»
17. Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»
18. д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»
19. Зальтен Ф. «Бэмби»
20. Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»
21. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»
22. Коллоди К. «Пиноккио»
23. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
24. Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
25. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
26. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»
27. Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»
28. Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»
29. Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»
30. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»
31. Маар Пауль «Суббастик», «7 суббот на неделе»
32. Мало Гектор «Без семьи», «В семье», «Ромен Кальбри»
33. Метерлинк М. «Синяя птица», «Ариана и Синяя Борода»
34. Несбит Э. «Пятеро детей и чудище», «Феникс и Ковер», «Талисман»
35. Пелин Елин «Ян Бибиян»
36. Пройслер О. «Маленькие баба-яга, привидение, водяной»
37. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
38. Рауд Эно «Муфта, Полботинок и Моховая Борода», «Сипсик»
39. Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»
40. Сая Казис «Эй, прячьтесь!»
41. Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»
42. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
43. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
44. Стивенсон Р. «Вересковый мед»
45. Твен Марк «Том Сойер», «Гекльберри Финн»
46. Треверс Памела «Мери Поппинс»
47. Фекете Иштван «Лисенок Вук»
48. Франс Анатоль «Пчелка»
49. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Кролик и его друзья»
50. Ходгстон Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький Лорд», «Таинственный сад»
51. Хопп Синкен «Приключения Юна и Софуса»
52. Эгнер Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»
53. Экхольм Ян «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
54. Энде Михаэль «Бесконечная книга», «Джек-пуговица», «Момо»

Источник