Социальная ситуация развития ребенка в школе

Проблемы младшего школьного возраста интересовали множество ученых-психологов: ими занимались Д.Б. Эльконин, Л.И. Айдарова, В.В. Давыдов, Ю.А. Полуянов и другие. Данный возраст интересен из-за того, что его исследование еще нельзя назвать полноценным, учитывая, что исторически он выделился относительно недавно, с началом введения обязательного и всеобщего неполного, а также полного среднего образования. Содержание, а также задачи среднего образования не способны быть определены до конца, они изменяются с ходом времени, и из-за этого психологические особенности младшего школьного возраста в целом невозможно назвать окончательными и неменяющимися.

Изменение социальной ситуации развития с началом школьного обучения

Наиболее значимый момент изменения социальной ситуации развития наступает с началом обучения ребенка в школе. У него происходит перемена во всех системах отношений с реальностью. Если ранее у ребенка дошкольного возраста были только такие сферы социальных отношений, как «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», то сейчас в первой из этих систем произошли серьезные перемены. Она поделилась на такие части, как «ребенок-родитель» и «ребенок-педагог».

Теперь именно система «ребенок-педагог» становится определяющей в отношениях ребенка и к своим родителям, и к детям, с которыми он взаимодействует. На экспериментальном уровне это продемонстрировали такие ученые, как Б.Г. Ананьев, И.С. Славина и Л.И. Божович. Эти отношения для ребенка превращаются в центральные, так как формируется оценочная система, и оценка идет конкретно от педагога. От того, в какой степени школьник будет успешен в учебе, и какие именно отметки будет получать, напрямую зависят и его личные взаимоотношения с родителями и сверстниками.

Замечание 1

Дети стремятся дружить с теми, кто учится хорошо, а те, кто учится на низкие оценки, нередко становятся объектом порицания.

Если до этого родители задавали ребенку вопрос: «Как твои дела?», то сейчас он трансформировался в: «Какую отметку ты получил?». Ребенок замечает, что низкие отметки расстраивают родителей, а высокие – радуют.

Отношения системы «ребенок-педагог» трансформируются в отношения в системе «ребенок-социум», в педагоге воплощаются требования, предъявляемые обществом. Г.Ф. Гегель утверждал, что в школе закон един для всех и каждого. Так выстроена система неких отношений, носителем которой считается именно педагог.

Д.Б. Эльконин полагал, что дети действительно очень чутки к тому, как педагог к ним относится. Если ребенок подмечает, что педагог выделяет кого-то особенно, то начинает уважать его в меньшей степени. Первоначально дети беспрекословно следуют указаниям педагога, но если он начинает проявлять лояльность по отношению к нарушителю установленных правил, то такое правило начинает разрушаться изнутри.

Начало учебы в школе и перемены в отношениях с окружающими

С началом учебы в школе у ребенка происходят перемены в отношениях с окружающими его индивидами. Несмотря на то, что он по-прежнему проживает в том же доме, перемещается по одним и тем же улицам, его жизнь значительно меняется. Свобода дошкольного периода сменяется отношениями зависимости, а также подчинения конкретным правилам. Родители начинают осуществлять контроль над ним: проявляют интерес к отметкам, высказывают собственное мнение касательно них, занимаются проверкой домашнего задания, определяют режим дня. Школьнику начинает казаться, что родители начали любить его в меньшей мере, так как теперь их больше всего волнуют именно отметки. Это приводит к новой для него ответственности – ему необходимо осуществлять контроль над собственными ситуативными импульсами, заниматься организацией собственной жизни. В итоге ребенок начинает испытывать чувство одиночества, а также отчуждение от близких людей.

Новая социальная ситуация как стрессогенный фактор для школьника

Новая социальная ситуация усложняет условия жизни школьника, выступает для него в качестве стрессогенной. У любого младшего школьника меняется эмоциональное состояние, увеличивается психическое напряжение, что отражается как на его физическом здоровье, так и на поведении.

Характер приспособления ребенка к изменившимся жизненным условиям и отношение к нему со стороны семьи помогают развивать чувство личности. Получается, что младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок получает новый статус: он ученик и ответственный человек.

Источник

Младший школьный возраст

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

2. Деятельность младшего школьника

3. Умственное развитие младшего школьника

4. Развитие личности младшего школьника

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

У дошкольника имеется две сферы социальных отношений — ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок  — взрослый» дифференцируется на «ребенок — учитель» и «ребенок — родители».

Отношение «ребенок — учитель»выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого.

Читайте также:  Индексы для оценки физического развития ребенка

В принципе, отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интона­циях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети на первых порах ласкаются к учителю, стараются прикасаться к нему, расспрашивают его о нем самом, делятся некоторыми интим­ными сообщениями, рассматривают учителя как судью и арбитра вссорах и обидах. В ряде случаев, если отношения в семье ребенка неотличаются благополучием, роль учителя нарастает, и его мнения ипожелания принимаются ребенком с большей готовностью, чем родительские. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребенка вообще часто бывает выше родительского.

В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель для общения с ребенком и управления классом. Этот стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.

Для демократического стиля характерен широкий контакт с детьми, проявле­ния доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требова­ний, оценок. Личностный подход к ребенку у таких учителей преобладает над дело­вым; для них типично стремление давать исчерпывающие ответы на любые детские вопросы, учет индивидуальных особенностей, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке личности и поведения детей.

Этот стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поста­вить учеников в отношения сотрудничества. При этом дисциплина выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу и хороший контакт. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением в условиях доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит взрослого и детей в позицию дружеского взаимо­понимания. Он обеспечивает детям положительные эмоции, уверенность в себе, това­рище, во взрослом, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятель­ности. Одновременно он объединяет детей, формируя чувство «мы», ощущение со­причастности к общему делу, давая опыт самоуправления. Оставшись на какое-то время без учителя, дети, воспитанные в условиях демократического стиля общения, стараются дисциплинировать себя сами.

Учителя с авторитарным стилем общения проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью; они чаще пользуются запретами и наказаниями, ограничениями поведения детей. В работе деловой подход преобладает на личностным. Учитель требует безусловного, неукоснительного подчинения и определяет ребенку пассивную позицию, стремясь манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.

Такой стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием психологической близости, доверия. Императивный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание покинутости, незащищенности, тревожности. Как правило, дети побаиваются такого учителя. Применение авторитарного стиля говорит о твердой воле учителя, но в целом он антипедагогичен, так как деформирует детскую личность. И наконец, учитель может реализовывать либерально-попустительский стиль в общении с детьми.

Он допускает неоправданную терпимость, снисходительную слабость, попустительство, вредящее школьникам. Чаще всего такой стиль является следствием недостаточного профессионализма и не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнения ими нормативного поведения. Даже дисциплини­рованные дети при таком стиле разбалтываются. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. Ребенок не осознает своих обязанностей. Все это также делает либерально-попустительский стиль антипедагогичным.

Меняются и отношения «ребенок – дети». Психологи отмечают уменьшение коллективных связей и отношениях между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Первое время дети стремятся точно следовать указаниям учителя; учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем: через организацию учебной деятельности, он способствуй формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Поэтому в младших классах много ябед. Также при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значима, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов; немалую роль играет и близость их места жительства, и половой признак. На первых этапах межличностной ориентации у некоторых детей заостренно проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних — чрезмерная застенчивость, у других — развязность). Но по мере установления и стабилизации отношений с другими дети обнаруживают подлинные индивидуальные особенности.

Читайте также:  Роль конструктора в развитии ребенка

Характерная черта взаимоотношений младших школьников со­стоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным каче­ствам личности, но в целом дети III—IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необ­ходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.

Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, инте­ресы, во многом связанные с лидером. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев может сформиро­ваться определенный смысловой барьер. В большинстве случаев дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортив­ные, игровые, увлечения и т.д.), не перестают быть активными чле­нами всего коллектива.

В младшем школьном возрасте в отношениях со сверстниками переплетаются два стремления:

1. «быть как все», которое возникает в условиях учебной деятель­ности из-за многих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обяза­тельными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следо­вать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. В младшем школьном воз­расте вообще, но особенно в первом классе, ребенку свойственны вы­раженные конформные реакции на незнакомые для него ситуации. Например, в классе многие поднимают руки, желая ответить, но когда ребенка спрашивают, он не знает ответа.

2. «быть лучше, чем все», которое направлено на завоевания уважения сверстников и внимания взрослых. Данное стремление может проявляются как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Источник

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ïñèõîëîãèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà

Õàðàêòåðèñòèêà ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ãëóáîêî è ñîäåðæàòåëüíî
ïðåäñòàâëåíà â ðàáîòàõ Ä.Á. Ýëüêîíèíà, Â.Â. Äàâûäîâà, èõ ñîòðóäíèêîâ è
ïîñëåäîâàòåëåé. Â ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà âñåé ñèñòåìû îòíîøåíèé
ðåáåíêà ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Èçìåíåíèå ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè
ðàçâèòèÿ
ñîñòîèò â âûõîäå ðåáåíêà çà ðàìêè ñåìüè, â ðàñøèðåíèè êðóãà
çíà÷èìûõ ëèö, â âûäåëåíèè îñîáîãî òèïà îòíîøåíèé ñî âçðîñëûì, îïîñðåäîâàííûõ
çàäà÷åé («ðåáåíîê — âçðîñëûé — çàäà÷à»). Öåíòðîì æèçíè ìëàäøåãî
øêîëüíèêà ñòàíîâèòñÿ ñèñòåìà «ðåáåíîê — ó÷èòåëü», îïðåäåëÿþùàÿ îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ðîäèòåëÿì è
ê ñâåðñòíèêàì.

Ñîãëàñíî Ë.È. Áîæîâè÷, ïîêàçàòåëåì ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ
ÿâëÿåòñÿ «âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà»
ïñèõîëîãè÷åñêîå íîâîîáðàçîâàíèå, êîòîðîå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñïëàâ
ïîçíàâàòåëüíîé ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà è ïîòðåáíîñòè çàíÿòü áîëåå âçðîñëóþ
ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ. Íîâîå ïîëîæåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâå — ïîçèöèÿ ó÷åíèêà —
õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì îáÿçàòåëüíîé, îáùåñòâåííî çíà÷èìîé, îáùåñòâåííî
êîíòðîëèðóåìîé äåÿòåëüíîñòè — ó÷åáíîé. Ó÷åíèê äîëæåí ïîä÷èíÿòüñÿ ñèñòåìå åå
ïðàâèë è íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà èõ íàðóøåíèå. Òàêèì îáðàçîì, íîâàÿ
ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ââîäèò ðåáåíêà â ñòðîãî íîðìèðîâàííûé ìèð îòíîøåíèé è
òðåáóåò îò íåãî ïðîèçâîëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè, äèñöèïëèíèðîâàííîñòè.
Ìëàäøèé øêîëüíèê ïîëó÷àåò è íîâûå ïðàâà: ïðàâî íà óâàæèòåëüíîå îòíîøåíèå
âçðîñëûõ ê ñâîèì ó÷åáíûì çàíÿòèÿì, íà ðàáî÷åå ìåñòî, íà ó÷åáíûå
ïðèíàäëåæíîñòè.

Ïðèëåæíîñòü, äèñöèïëèíèðîâàííîñòü ðåáåíêà, óñïåøíîñòü èëè íåóñïåøíîñòü ó÷åáû
ñêàçûâàþòñÿ íà âñåé ñèñòåìå åãî îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñî ñâåðñòíèêàìè.

Êàê îòìå÷àåò Â.Ñ. Ìóõèíà, íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè
ðåáåíêà. Àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ê øêîëüíîé æèçíè
ñîïðÿæåíà ñ òðóäíîñòÿìè, êîòîðûå îí
äîëæåí ïðåîäîëåòü:

îñâîåíèå íîâîãî øêîëüíîãî ïðîñòðàíñòâà;

âûðàáîòêà íîâîãî ðåæèìà äíÿ;

âõîæäåíèå â íîâûé, íåðåäêî ïåðâûé, êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ (øêîëüíûé êëàññ);

ïðèíÿòèå ìíîæåñòâà îãðàíè÷åíèé è óñòàíîâîê, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïîâåäåíèå;

óñòàíîâëåíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñ ó÷èòåëåì;

ïîñòðîåíèå íîâîé ãàðìîíèè îòíîøåíèé â äîìàøíåé, ñåìåéíîé ñèòóàöèè.

Ïî ñëîâàì Â.Â. Äàâûäîâà, ïåðâûé òèï òðóäíîñòåé, èñïûòûâàåìûõ
ïåðâîêëàññíèêàìè, ñâÿçàí ñ îñîáåííîñòÿìè íîâîãî øêîëüíîãî
ðåæèìà
(âîâðåìÿ ïðîñûïàòüñÿ, íå ïðîïóñêàòü çàíÿòèÿ, ñèäåòü
ñïîêîéíî íà óðîêàõ, âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ è ò.ä.). Íåîáõîäèìî, ÷òîáû
ó÷èòåëü è ðîäèòåëè ïîñòîÿííî è ÷åòêî ïðåäúÿâëÿëè íîâûå òðåáîâàíèÿ ê æèçíè
ðåáåíêà, êîíòðîëèðîâàëè èõ âûïîëíåíèå.

Âòîðîé òèï òðóäíîñòåé îáóñëîâëåí õàðàêòåðîì âçàèìîîòíîøåíèé
ñ ó÷èòåëåì, ñ îäíîêëàññíèêàìè, ñ ÷ëåíàìè ñåìüè.

Ñîöèàëüíàÿ ðîëü ó÷èòåëÿ ñâÿçàíà ñ ïðåäúÿâëåíèåì äåòÿì âàæíûõ, ðàâíûõ è
îáÿçàòåëüíûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ òðåáîâàíèé, ñ îöåíêîé êà÷åñòâà ó÷åáíîé ðàáîòû.
Ïî ñëîâàì Â.Ñ. Ìóõèíîé, ó÷èòåëü, íåóêîñíèòåëüíî ïðåäúÿâëÿþùèé òðåáîâàíèÿ ê
ðåáåíêó, îöåíèâàþùèé åãî ïîâåäåíèå, ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîöèàëèçàöèè
ïîâåäåíèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà â ïðîñòðàíñòâå îáÿçàííîñòåé è ïðàâ. Ó÷èòåëü
äîëæåí ïðåäúÿâëÿòü îäèíàêîâûå òðåáîâàíèÿ êî âñåì ó÷àùèìñÿ, ó÷èòûâàòü èõ
èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè äëÿ âûáîðà òîãî èëè èíîãî ñïîñîáà âîçäåéñòâèÿ.
Ñïåöèôèêà ñîöèàëüíîé ïåðöåïöèè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñêàçûâàåòñÿ íà
îñîáåííîñòÿõ èõ ïåðâîãî âïå÷àòëåíèÿ î äðóãîì ÷åëîâåêå, êîòîðîå îòëè÷àåòñÿ
îðèåíòàöèåé íà âíåøíèå ïðèçíàêè: ôèçè÷åñêèé îáëèê è åãî îôîðìëåíèå ÿâëÿþòñÿ
äëÿ ïåðâîêëàññíèêîâ «êàðêàñîì», íà êîòîðîì âûñòðàèâàåòñÿ îáðàç äðóãîãî
÷åëîâåêà. Ó÷èòåëü äîëæåí îáÿçàòåëüíî ó÷èòûâàòü îðèåíòàöèþ äåòåé íà âíåøíîñòü
è óäåëÿòü âíèìàíèå ñâîåìó êîñòþìó.

Читайте также:  Консультации речевого развития ребенка

 ïåðâûå ìåñÿöû ïðåáûâàíèÿ â øêîëå ó÷èòåëü äîëæåí ïðèâèòü ó÷åíèêó ÷óâñòâî
òîãî, ÷òî êëàññ — ýòî íå ÷óæäàÿ åìó ãðóïïà ëþäåé, à äîáðîæåëàòåëüíûé
êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ. Ó ïåðâîêëàññíèêîâ â ïåðèîä àäàïòàöèè ê øêîëå îáùåíèå
ñî ñâåðñòíèêàìè, êàê ïðàâèëî, îòñòóïàåò íà âòîðîé ïëàí ïåðåä îáèëèåì íîâûõ
øêîëüíûõ âïå÷àòëåíèé — êàæäûé èç ó÷àùèõñÿ ïîêà åùå «ñàì ïî ñåáå», êîíòàêò
ìåæäó ñîáîé äåòè îñóùåñòâëÿþò ïîñðåäñòâîì ïåäàãîãà.

Õðåñòîìàòèéíûì ÿâëÿåòñÿ ýïèçîä èç æèçíè ïåðâîêëàññíèêîâ, ïðèâåäåííûé ß.Ë.
Êîëîìèíñêèì: «Åñëè êòî-òî èç ó÷àùèõñÿ çàáûë ïðèíåñòè â êëàññ ðó÷êó, à íà
óðîêå íóæíî ïèñàòü, òî îí íå îáðàùàåòñÿ ê òîâàðèùàì ñ ïðîñüáîé äàòü åìó
ëèøíþþ ðó÷êó. Ó÷åíèê îáû÷íî ñèäèò è ìîë÷èò, èíîãäà ïëà÷åò, íàäåÿñü, ÷òî
ó÷èòåëüíèöà çàìåòèò åãî áåäñòâåííîå ïîëîæåíèå. Ó÷èòåëüíèöà, óçíàâ â ÷åì
äåëî, îáðàùàåòñÿ ê êëàññó, ñïðàøèâàÿ, íåò ëè ó êîãî ëèøíåé ðó÷êè. Øêîëüíèê,
ó êîòîðîãî åñòü ñâîáîäíàÿ ðó÷êà, íå îòäàåò åå òîâàðèùó ñàì. Îí ïîäàåò ðó÷êó
ó÷èòåëüíèöå, êîòîðàÿ è ïåðåäàåò åå ó÷åíèêó».

 ïåðâîì êëàññå âîñïðèÿòèå ñâåðñòíèêà, êàê ïðàâèëî, îïîñðåäîâàíî îòíîøåíèåì
ê íåìó ó÷èòåëÿ, à âûáîð äðóãà îïðåäåëÿåòñÿ âíåøíèìè îáñòîÿòåëüñòâàìè (ñèäÿò
çà îäíîé ïàðòîé, æèâóò ïîáëèçîñòè). Ê 10-11 ãîäàì ïðèîáðåòàþò çíà÷èìîñòü
ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ó÷àùåãîñÿ — äîáðîòà, ÷åñòíîñòü, âíèìàòåëüíîñòü,
ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, óâåðåííîñòü â ñåáå, îðãàíèçàòîðñêèå ñïîñîáíîñòè.

Äîìà ïåðâîêëàññíèê äîëæåí ñ÷èòàòüñÿ ñ èíòåðåñàìè è çàáîòàìè äðóãèõ ÷ëåíîâ
ñåìüè âî èçáåæàíèå âîçíèêíîâåíèÿ ñâîåîáðàçíîãî ó÷åíè÷åñêîãî ýãîèçìà
«øêîëüíîãî òðóæåíèêà», êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò óçóðïèðîâàòü ñâîå ïîëîæåíèå,
äèêòîâàòü ñåìüå òîò óêëàä äîìàøíåé æèçíè, â öåíòðå êîòîðîãî íàõîäÿòñÿ îí —
øêîëüíèê. Â òî æå âðåìÿ ðîäèòåëè äîëæíû ñ óâàæåíèåì âîñïðèíèìàòü è
óäîâëåòâîðÿòü ïðàâà ðåáåíêà (îòâåñòè ìåñòî äëÿ âûïîëíåíèÿ äîìàøíèõ çàäàíèé,
ñ÷èòàòüñÿ ñ ðåæèìîì äíÿ øêîëüíèêà).

Êàê îòìå÷àåò Â.Â. Äàâûäîâ, ê ñåðåäèíå ó÷åáíîãî ãîäà ó ìíîãèõ ïåðâîêëàññíèêîâ
ïî ìåðå ïðèâûêàíèÿ ê âíåøíèì àòðèáóòàì øêîëû ãàñíåò
ïåðâîíà÷àëüíàÿ òÿãà ê ó÷åíèþ
, íàñòóïàþò àïàòèÿ è áåçðàçëè÷èå. Ñïîñîáîì
ïðåäóïðåæäåíèÿ «íàñûùåíèÿ» ó÷åíèåì ÿâëÿåòñÿ ïîñòàíîâêà ó÷èòåëåì äîñòàòî÷íî
ñëîæíûõ ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíûõ çàäà÷, ïîñòàíîâêà ñèñòåìû çàäàíèé, òðåáóþùèõ
àêòèâíîãî âûÿñíåíèÿ ïóòåé è ñðåäñòâ èõ ðåøåíèÿ.

 ïåðâûå ìåñÿöû îáó÷åíèÿ îñîáåííî îïàñíî òðåáîâàòü îò ó÷åíèêîâ ïðîñòîãî
çàïîìèíàíèÿ òåõ èëè èíûõ ñâåäåíèé áåç äîëæíîãî ïîíèìàíèÿ èõ íåîáõîäèìîñòè è
óñëîâèé ïðèìåíåíèÿ, ÷òîáû íå óïóñòèòü èç-ïîä êîíòðîëÿ âàæíûé ìîìåíò — íà÷àëî
ôîðìèðîâàíèÿ ó øêîëüíèêîâ ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ ê ó÷åáíîìó ìàòåðèàëó, òàê
êàê îòñóòñòâèå òàêèõ èíòåðåñîâ îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà âñåé ïîñëåäóþùåé
ó÷åáíîé ðàáîòå.

Äåéñòâèòåëüíî, ìîòèâ, ñ êîòîðûì ðåáåíîê ïðèõîäèò â øêîëó, íå ñâÿçàí ñ
ñîäåðæàíèåì òîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðóþ îí äîëæåí âûïîëíÿòü â øêîëå, òî åñòü
ìîòèâ è ñîäåðæàíèå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè íå ñîîòâåòñòâóþò äðóã äðóãó, ïîýòîìó
ìîòèâ ïîñòåïåííî íà÷èíàåò òåðÿòü ñâîþ ñèëó. Ïðîöåññ ó÷åíèÿ äîëæåí áûòü
ïîñòðîåí òàê, ÷òîáû åãî ìîòèâ áûë ñâÿçàí ñ ñîáñòâåííûì, âíóòðåííèì
ñîäåðæàíèåì ïðåäìåòà óñâîåíèÿ. Ä.Á. Ýëüêîíèí ñ÷èòàë, ÷òî ïîáóæäàòü ê ó÷åíèþ
äîëæíî òî ñîäåðæàíèå, êîòîðîìó ðåáåíêà ó÷àò â øêîëå.

Ïåðèîä àäàïòàöèè ê øêîëå (ïðèíÿòèÿ ó÷åáíîé
ñèòóàöèè) ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ äëèòñÿ îêîëî 2 ìåñ. (âñþ ïåðâóþ
÷åòâåðòü), èíîãäà âåñü ïåðâûé ãîä îáó÷åíèÿ. Ðîäèòåëè äîëæíû ïîìî÷ü ðåáåíêó
îñâîèòü ñîâîêóïíîñòü òðåáîâàíèé øêîëüíîé ñèòóàöèè è ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì ïî ïîñòðîåíèþ îòíîøåíèé ñ ðåáåíêîì â
ïåðèîä àäàïòàöèè ê øêîëå
.

Íåëüçÿ áðîñàòü ðåáåíêà â òðóäíîé ñèòóàöèè, ðàññ÷èòûâàÿ, ÷òî îí ïîëíîñòüþ
ñàìîñòîÿòåëüíî ñ íåé ñïðàâèòñÿ, â òî æå âðåìÿ íåëüçÿ ïîäàâëÿòü èíèöèàòèâó
ðåáåíêà.

Ðîäèòåëüñêàÿ ïîääåðæêà ìîæåò áûòü îêàçàíà â ôîðìå ïîâûøåííîãî èíòåðåñà ê
òîíêîñòÿì øêîëüíûõ çàïîâåäåé, â ïðèäàíèè ñòàòóñà ðèòóàëà ñáîðó ïîðòôåëÿ,
ïîäãîòîâêå ê ñëåäóþùåìó øêîëüíîìó äíþ.

Íåîáõîäèìî ñ ïîíèìàíèåì îòíîñèòüñÿ ê «âñïûøêàì êîíôîðìèçìà», ñòðåìëåíèþ
ðåáåíêà âûïîëíèòü âñå â òî÷íîñòè òàê, «êàê ñêàçàëà ó÷èòåëüíèöà», ñâÿçàííûì
ñ îñîáîé öåííîñòüþ ïðàâèë è íîðì äëÿ íîâîèñïå÷åííîãî øêîëüíèêà.

Ñëåäóåò îòëîæèòü äî ëó÷øèõ âðåìåí ñåòîâàíèÿ è îïàñåíèÿ ïî ïîâîäó
íåñîâåðøåíñòâà ó÷èòåëåé è øêîëüíûõ ïðîãðàìì.

Îáðàòèòü âíèìàíèå íà õàðàêòåð òåõ öåííîñòåé è ýìîöèîíàëüíûõ àêöåíòîâ,
êîòîðûå òðàíñëèðóþòñÿ ðåáåíêó â ñâîáîäíîì îáùåíèè: öåííîñòü ïîñëóøàíèÿ
(«Òåáÿ ñåãîäíÿ íå ðóãàëè?»), öåííîñòü ïðåñòèæà «À êòî åùå â êëàññå
ïîëó÷èë ïÿòåðêó?» è äð.

Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé ñòèëü âîñïèòàíèÿ — öåííîñòíîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó,
äåìîíñòðàöèÿ ëþáâè è äîáðîæåëàòåëüíîñòè, îáó÷åíèå íàâûêàì ñàìîðåãóëÿöèè,
óìåíèþ ñ÷èòàòüñÿ ñ äðóãèìè.  øêîëå ðåáåíîê èç òàêîé ñåìüè áûñòðî îáðåòàåò
ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, óìååò ñòðîèòü îòíîøåíèÿ ñ îäíîêëàññíèêàìè, ñîõðàíÿÿ
÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, çíàåò, ÷òî òàêîå äèñöèïëèíà.

Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïåðâîíà÷àëüíîì âõîæäåíèè â øêîëüíóþ æèçíü ó ðåáåíêà
ïðîèñõîäèò ñóùåñòâåííàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïåðåñòðîéêà: îí ïðèîáðåòàåò
íåêîòîðûå âàæíûå ïðèâû÷êè íîâîãî ðåæèìà, óñòàíàâëèâàåò äîâåðèòåëüíûå
îòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì, îäíîêëàññíèêàìè, íà îñíîâå ïîÿâèâøèõñÿ èíòåðåñîâ ê
ñîäåðæàíèþ ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà ó íåãî çàêðåïëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê
ó÷åíèþ.

Ïîäðàçäåë

  • Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
  • Ëèòåðàòóðà

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ïñèõîëîãèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà

ßÃÏÓ, Öåíòð èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé îáó÷åíèÿ

26.05.2009

Источник