Социальная педагогика понятие о развитии личности ребенка

Социальная педагогика понятие о развитии личности ребенка thumbnail

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации.

Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развития от рождения до смерти индивида).

В педагогике под развитием понимают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психика интеллектуальной и духовной сферы человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних управляемых, и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическим (рост, все, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера);духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

Если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное – термин формирование. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

На формирование человеческой личности оказывают влияние факторы – движущая сила, внешние и внутренние, биологические и социальные факторы.

К внутренним факторам относится собственная активность личности. К внешним – макросреда (космос, планета, мир, государство, земля) мезофакторы (народ, город, село, поселок) и микрофакторы (семья, друзья и ближайшее окружение человека), воспитание в узком и широком социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор. Наследственность свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Развитие личности возможно только в деятельности: (игровая, учебная, познавательная, трудовая, общественная, политическая, художественная, творческая, спортивная) в развитии личности велика роль самовоспитания.

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития. Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.

1. Период новорожденности,который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.

2. Период грудного возраста.Он длится от 29-го дня жизни до года.

В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены, механизм грудного вскармливания сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

3. Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Характеризуется снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.

Увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, расширяются двигательные возможности, развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты характера и поведения.

4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения внутренних органов, развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

5. Младший школьный возраст – от7 до 11 лет. У детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

6. Старший школьный возраст – с12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.

Обучениеневозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

В основе сотворчества учителя и ученикав образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.

Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.

Читайте также:  Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка

Состоявшееся творческое взаимообогащениепроявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании ихличностного языкового статусав этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика.

Источник

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Социальное формирование личности – естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким человек становится как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном зависят от его социального развития.

В результате изучения главы 7 студент должен:

знать

  • • понятие, сущность и содержание социального развития человека;
  • • понятие, сущность и содержание социализации человека;
  • • существо социализации как процесса, условия, проявления и результата социального формирования личности, его этапы, факторы, существенно влияющие на нее;
  • • существо социализации, десоциализации и ресоциализации, их взаимосвязь и взаимообусловленность;
  • • особенности социализации человека на разных возрастных этапах;

уметь

  • • опираться на знание основ социализации при анализе социального формирования человека на различных этапах его возраста;
  • • учитывать влияние различных факторов на социализацию человека;
  • • использовать понимание существа социализации, десоциализации и ресоциализации при определении перспектив воспитания, исправления и перевоспитания;

владеть

• основами социализации человека при характеристики человека, процесса его социализации, перспектив социально-педагогической работы с ним.

Социальное развитие человека

Известно, что понятие «развитие» по отношению к человеку появилось на рубеже XVII–XVIII вв. Согласно исходному смыслу под ним понималось разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с их естественными закономерностями роста. В настоящее время под развитием понимается направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате происходит качественное и количественное изменение. Человек, как природное существо развивается естественным образом, в том числе и в социальном направлении. Он проходит сложный путь от естественного проявления до осознанного творчества собственной жизнедеятельности. Содержание этого пути связано с социальным становлением человеческого образа, которое носит социально-педагогический характер.

Социальную педагогику интересует социальное развитие человека на разных этапах его возраста. Развитие человека (саморазвитие) представляет собой закономерный процесс качественного и количественного изменения (совершенствования) в той или иной сфере (физиологической, психологической, социальной), обусловленный внутренними и внешними факторами. «Человек, – подчеркивал П. Ф. Каптерев, – начинается с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию»[1].

Внутренние и внешние факторы по своей сущности представляют комплекс источников и движущих сил, обусловливающих развитие ребенка. В качестве факторов выступает все то, посредством чего обеспечивается качественное и количественное изменение (раскрытие внутреннего потенциала) вследствие социального развития. Внутренние факторы представляют собой потенциал, включающий биологические, наследственные и другие особенности ребенка, реализуемый в процессе его развития. Внешние – это окружающая ребенка среда, целенаправленная деятельность, воспитание, способствующие реализации и развитию внутреннего потенциала.

Отличительной особенностью человека как живого существа является его предрасположенность к социальному развитию. Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности в результате ее социализации и воспитания. Оно представляет собою естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Последняя выступает одним из основных двигателей социального развития, без которого не может быть формирования личности.

Среда может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле она включает в себя: климатические, природные условия, в которых растет ребенок, государство, его общественное устройство, идеология, культура, а также условия, которые оно создает для развития детей. Все это определяет направленность и успешность социализации ребенка, существенно сказывается на формирование его менталитета, как представителя соответствующего государства, народа, жителя региона. В узком смысле среда представляет собой непосредственное предметное окружение ребенка, через непосредственное взаимодействие с которым, он познает мир, развивается как личность.

Артур Владимирович Петровский (1924–2006) сформулировал понятие «развивающая среда» – это сложившееся предметное наполнение, особым образом организованное, способное эффективно влиять на развитие ребенка. Она может быть позитивной (активизирующей) и негативной (сдерживающей). В социальном становлении человека необходима педагогически организованная целесообразная развивающая среда. Такая среда способствует наиболее целесообразному социальному развитию растущего человека.

Социальное развитие человека носит непрерывный, но неравномерный характер.

Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности не стоит на месте. Оно обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо. Неравномерность в социальном развитии заключается в том, что оно не носит линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе: от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка в семье

Лев Семенович Выготский (1896–1934) выделял актуальный (зона актуального) и ближайший (зона ближайшего) уровни социального развития ребенка.

Актуальный уровень свидетельствует о состоянии личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого, его возможности самостоятельно решать задачи определенной степени сложности. Другими словами, что он представляет собою как личность по уровню развития в настоящий момент.

Ближайший уровень свидетельствует о ближайших возможностях в развитии ребенка. Он характеризует расхождение между уровнем его актуального развития и уровнем потенциального развития. Потенциальный уровень – это те индивидуальные возможности (предрасположенности) ребенка, которые могут быть реализованы в процессе его дальнейшего развития. Зона ближайшего развития свидетельствует о реальной перспективе развития ребенка с учетом его потенциальных возможностей при активной целенаправленной самоактивности.

Качественные изменения, происходящие в процессе социального развития человека, характеризуются его социализацией.

Источник

Общие закономерности развития человека

Понятие о развитии ребенка

Развитие довольно сложный процесс и происходит под воздействием внешних условий и внутренних сил, которые свойственны человеку как всякому живому и растущему организму.

По определению Л. В. Мардахаева, развитие представляет собой «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [23.2371.

По мнению И. П. Подласого, развитие есть «процесс количественных и качественных изменений в организме человека» [20, 721.

В свою очередь И. Ф. Харламов считает, что под развитием следует понимать «взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомофизиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений» [29, 66].

В. С. Мухина рассматривает развитие личности как последовательное формирование структуры самосознания ребенка. Психолог отмечает, что «общезначимой ценностью для общества и личности является структура человеческого самосознания, которую формируют имя собственное, самооценка и притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей» [7, 123ф

Исходя из представленных определений можно считать, что результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа под воздействием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств личности, что выражается в психическом, духовном и интеллектуальном росте. Внутренние факторы представлены биологическими и наследственными условиями.

Развитие ребенка — не только сложный и противоречивый процесс, означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. По мнению И. П. Подласого, «если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью» [20, 72]. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и пр.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками и др.), проявляя при этом присущую ему активность, которая содействует приобретению определенного социального опыта. Для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. По мнению П. И. Пидкасистого, оно состоит в том, что «по каждому направлению возникают и накапливаются необратимые изменения — новообразования, новые качественные состояния учащихся» [19, 83]. Существует определенная логика развития детей, которая фиксируется в этапах и закономерностях развития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние.

Психологи и педагоги отмечают, что обучение и воспитание детей наиболее эффективны, если отвечают уровню умственного развития. Этому требованию соответствует классификация, предложенная Л. С. Выготским, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно, выделяются три стадии развития личности:

  • 1) от рождения до 2-3 лет — стадия развития природных психических функций;
  • 2) от 2-3 лет до 12-14 лет — стадия развития простейших культурных функций;
  • 3) от 12-14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций [8]. Между стадиями нет четких временных границ, так как одна стадия плавно переходит в другую.
Читайте также:  Стимулировать развитие речи ребенка

Развитие ребенка, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой, с точки зрения Л. И. Божович, «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»; мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении [5].

По утверждению Б. Г. Ананьева, человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Обозначенные факторы во взаимосвязи действуют на сложную структуру развития человека [1].

В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие — как обстоятельство, от которого зависит это развитие. Условие в понимании философов — это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), выражающий отношение предмета к окружающим его явлениям, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [32,497-498].

В аспекте рассматриваемой нами проблемы условия представляют собой составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.

Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, соответствующими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении, социализации) [19].

Этапы и закономерности развития по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых.

В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколения) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся — присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм (П. И. Пидкасистый).

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Такая потребность связана с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и происходящих изменений нельзя (А. Бояринцева, И. П. Подласый, И. Ф. Харламов).

В словаре по социальной педагогике приводится следующее определение диагностики (от греч. diagnoslikos — способный распознавать): это учение о методах и принципах распознавания болезней (явлений, личности) и постановки диагноза [23, 78]. Под психологопедагогической диагностикой ученый понимает процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик и педагогических проектов.

Диагностика — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. И. П. Подласый подчеркивает, что значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения… Все вышесказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития — чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности» [20, 94].

Диагностика является видом оперативного анализа социального объекта (в нашем исследовании — младшего школьника) с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей. Эта система позволяет поставить corn циальныи «диагноз», то есть сделать научное заключение о состоянии социального здоровья изучаемого объекта или целого социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении.

Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. Различают противоречия внутренние и внешние, общие (универсальные) и индивидуальные, характерные для отдельно взятого человека. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Источник